Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-6832/2017
18 декабря 2017 года
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края: не явились;
от Общества с ограниченной ответственностью "Сергеевское": не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края
на решение от 18.10.2017 по делу № А73-12266/2017
Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Лазаревой И.В.
по иску Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края
к Обществу с ограниченной ответственностью "Сергеевское"
о взыскании 5 806 809,11 руб.
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – министерство, истец) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Сергеевское» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – ООО «Сергеевское», ответчик) о взыскании субсидии в размере 5 806 809,11 руб., полученной из краевого бюджета в целях возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышения уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.
Решением суда от 18.10.2017 иск удовлетворен частично: с общества в пользу министерства взысканы денежные средства в размере 648 620,58 руб..
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, министерством подана апелляционная жалоба, в которой приведены доводы о неправильном применении к спорным отношениям постановления Правительства Хабаровского края от 20.03.2012 № 66-пр «О порядке и об условиях предоставления отдельных мер краевой государственной поддержки, направленных на развитие сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае», а именно пункта 9 с учетом пункта 2.2.2.3 соглашения от 04.04.2016 №57, предусматривающих условия возврата в краевой бюджет предоставленной субсидии.
В отзыве общество отклонило позицию заявителя; возражений относительно удовлетворенной части требований истца не высказало.
В заседание суда второй инстанции представители лиц, участвующих в деле, не прибыли.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы с учетом отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, согласно пункту 3.2.1 Положения о министерстве сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 17.06.2015 № 140-пр, Министерство осуществляет поддержку сельскохозяйственного производства.
Согласно порядку и условиям предоставления несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края в области растениеводства, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20.03.2012 № 66-пр «О порядке и об условиях предоставления отдельных мер краевой государственной поддержки, направленных на развитие сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае» (далее – Порядок), в 2016 году министерством ООО «Сергеевское» предоставлена субсидия из краевого бюджета в целях возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур в размере 5 806 809,11 руб.
На основании данного Порядка 04.04.2016 министерство и общество заключили соглашение о предоставлении субсидии № 57 (далее - соглашение № 61).
В соответствии с пунктом. 2.2.2.3 соглашения общество обязуется достигнуть значения показателя результативности предоставления субсидии, установленного пунктом 1.2.
Показателем результативности предоставления субсидии является сохранение получателем субсидии в 2016 году 3 984 гектаров посевной площади сельскохозяйственных культур в сравнении со средней посевной площадью получателя субсидии за 5 лет, предшествующих году предоставления субсидии (в случае проведения сева сельскохозяйственных культур менее 5 лет, указывается средний показатель за фактические годы сева) (пункт 1.2. соглашения).
Согласно отчету о достижении значения показателя результативности предоставления субсидии размер посевных площадей в 2016 году составил 3 539 га.
Посчитав, что обществом нарушены пункт 9 Порядка, пункты 2.2.2.2 и 2.2.2.23 соглашения № 57, министерством 27.04.2017 направлено требование о возврате субсидии, но оно оставлено без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, в том числе должны определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3.1 указанной статьи в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В рассматриваемом случае субсидия обществу предоставлялась в рамках реализации постановления Правительства Хабаровского края от 20.03.2012 №66-пр, которым утвержден Порядок и условия предоставления несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края в области растениеводства в целях возмещения затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.
Целями предоставления субсидии, в соответствии с пунктом 2 Порядка, являются: - развитие конкурентоспособного и устойчивого сельскохозяйственного производства; - увеличение интенсивности использования посевных площадей в крае; - стабильное обеспечение населения края высококачественной сельскохозяйственной продукцией; - повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В силу пункта 3 Порядка, субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям края (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), не находящимся в стадии реорганизации, ликвидации или конкурсного производства (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители края).
Пунктом 4 Порядка установлены условия предоставления субсидий: - обеспечение среднемесячной заработной платы одного работающего не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством; - представление в министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий края (далее - министерство) отчетов о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей края по формам и в сроки, установленные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; - заключение и исполнение соглашений с министерством о предоставлении субсидий из краевого бюджета (далее - соглашение о предоставлении субсидий), предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 постановления Правительства Хабаровского края № 66-пр. Форма соглашения о предоставлении субсидий утверждается приказом министерства; - наличие у сельскохозяйственного товаропроизводителя на территории Хабаровского края одного или нескольких земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды (субаренды), безвозмездного срочного пользования. Срок действия договора аренды (субаренды), безвозмездного срочного пользования должен распространяться на период с 01 апреля текущего года по 15 ноября текущего года.
Согласно пункту 10 Порядка, в случае нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии министерство в течение 10 рабочих дней с даты установления указанных фактов выставляет сельскохозяйственному товаропроизводителю края требование о возврате предоставленной субсидии в краевой бюджет. Сельскохозяйственный товаропроизводитель края в течение 20 рабочих дней с даты получения требования о возврате предоставленной субсидии перечисляет субсидию в краевой бюджет.
Согласно пункту 3.2. соглашения получатель субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации и Хабаровского края несет ответственность: за несоблюдение условий, целей и порядка предоставления субсидий, представление заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений, содержащихся в представляемых документах на получение субсидии.
Арбитражным судом установлено, что из пункта 1.1 соглашения от 04.04.2016, заключенного между министерством и обществом следует, что предметом данного соглашения является предоставление субсидий из краевого бюджета в целях возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.
Из представленных в материалы дела доказательств не следует, что ответчиком не производились затраты в связи с проведением комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв.
Вместе с тем, согласно отчету о достижении значения показателя результативности предоставления субсидии за 2016 год, размер посевных площадей в 2016 году составил 3 539 га (88,83%).
Однако нарушение условий заключенного соглашения имело в связи с погодно-климатическими условиями, сложившимися в августе-сентябре 2016 года на территории муниципального района, что подтверждено представленными в материалы дела доказательствами, оцененными арбитражным судом в порядке главы 7 АПК РФ. Это позволило прийти к правильному выводу, что возложение на ответчика обязанности по возврату всей суммы предоставленной субсидии по причине не достижения установленного соглашением значения показателя результативности, не связанного с виновными действиями ответчика, противоречит целям предоставления соответствующей субсидии, определенных в пункте 2 Порядка.
Удовлетворяя заявленное министерством требование только в части 648 620,58 руб., первая инстанция применила нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона) на основании части 6 статьи 13 АПК РФ, а именно постановление Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», предусматривающее, что наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств, в связи с которыми предоставлялась субсидия, является основанием для освобождения от мер ответственности, в том числе, и в виде возврата части субсидии в связи с не достижением показателя результативности (пункт 16).
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции по существу заявленных требований сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, второй инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба министерства не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.10.2017 по делу № А73-12266/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.И. Сапрыкина
Судьи
Е.В. Вертопрахова
Е.А.Швец