219/2023-23578(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.Н.
судей Черняк Л.М., Ширяева И.В.
при участии:
от администрации города Хабаровска: Белогубцева М.А., представитель по доверенности от 13.10.2022 № 1.1.29-182 (до перерыва); Абрамовская Н.В., представитель по доверенности от 31.07.2023 № 1.1-29-105 (после перерыва); от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Троицкий Ю.С., представитель по доверенности от 09.01.2023 № 22;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
на решение от 12.05.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023
по делу № А73-1341/2023 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107; адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 66)
к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900; адрес: 680021, Хабаровский край, г. Хабаровск, Амурский б-р, д. 43, офис 600)
о признании недействительным предписания в части
УСТАНОВИЛ:
администрация города Хабаровска (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее – управление, надзорный орган) о признании недействительным предписания от 26.12.2022 № П2022-02.1-0994 в части указания на принятие срочных мер до 26.01.2023 по расселению многоквартирного дома № 9 по ул. Хасановской в г. Хабаровске (далее – МКД № 9) и многоквартирного дома № 31 по ул. Калинина в г. Хабаровске (далее – МКД № 31).
Решением суда от 12.05.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023, заявленное требование удовлетворено.
Законность обжалуемых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), по кассационной жалобе управления, полагающего, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального права и процессуального законодательства, в связи с чем подлежат отмене.
По его мнению, предписание в оспариваемой части является законным и вынесено при наличии достаточных оснований, поскольку на дату вынесения оспариваемого предписания администрация документально не подтвердила исполнение обязанности по расселению аварийных домов. Представленные в материалы дела договоры социального найма заключены в феврале 2023 года, то есть во исполнение оспариваемого предписания от 26.12.2022. Кроме того, обращает внимание на отсутствие документов, подтверждающих расселение всех жильцов аварийных домов. При этом суды, в нарушение норм процессуального права, этот вопрос не исследовали. С учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.06.2022 № 301-ЭС21-16516, не согласен с выводом судов двух инстанций о том, что постановление мирового судьи от 07.04.2023 по делу № 5-227/2023, вынесенное по делу об административном правонарушении, имеет преюдициальное значение для настоящего спора.
Представитель управления в судебном заседании настаивал на изложенных в кассационной жалобе доводах.
Администрация в представленном отзыве и ее представитель в суде округа доводы жалобы отклонили, просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм
материального и процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что управлением в период с 24.0528.05.2021 проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено: МКД № 31 - 1928 года постройки 4-квартирный; стены: рубленные из бревен, перекрытия: деревянное балочное, перегородки: деревянные, физический износ дома по состоянию на 05.10.2010 – 77%, признан аварийным и подлежащим реконструкции постановлением администрации от 09.02.2016 № 309, которым срок отселения граждан определен до 2025 года.
Также установлено, что после принятия администрацией решения о признании МКД № 31 аварийным и подлежащем реконструкции деформация конструктивных элементов здания продолжается, состояние несущих конструкций ухудшается, что создает реальную угрозу обрушения в любое время, угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан, проживающих в МКД № 31, вследствие чего срок отселения граждан до 2025 года, установленный постановлением администрации от 09.02.2016 № 309, является неразумным и прямо противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.
По результатам внеплановой проверки выявлены нарушения обязательных требований, в частности пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), части 4 статьи 15, части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пункта 49 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение № 47).
Результаты проверки отражены в акте проверки от 28.05.2021 № П2021-02.1-1184.
Администрации выдано предписание от 28.05.2021 № П2021-02.1-1184 для принятия мер по устранению выявленных нарушений в срок до 01.09.2021.
Управлением по согласованию с прокуратурой Хабаровского края в целях проверки исполнения предписания от 28.05.2021 № П2021-02.1-1184 проведена повторная внеплановая проверка на основании решения от 24.02.2022 № 26-ржн, по результатам которой установлено, что администрацией предписание от 28.05.2021 № П2021-02.1-1184 не исполнено (не приняты исчерпывающие меры по отселению граждан из аварийного
МКД № 31), в связи с чем администрации выдано повторное предписание от 14.03.2022 № 112022-02.1-0687 со сроком исполнения до 01.09.2022.
Управлением в соответствии с решением от 25.10.2022 № 640-ржн по согласованию с прокуратурой Хабаровского края проведена проверка исполнения предписания от 14.03.2022 № П2022-02.1-0687, в ходе которой установлено, что проверяемое предписание не исполнено, администрацией не приняты исчерпывающие меры по отселению граждан, проживающих в аварийном МКД № 31.
Администрации выдано повторное предписание от 19.10.2022 № П2022-02.1-0897 со сроком исполнения до 21.11.2022.
Согласно решению от 19.12.2022 № 1003-ржн по согласованию с прокуратурой Хабаровского края управлением проведена проверка исполнения администрацией предписания от 19.10.2022 № П2022-02.1-0897, в ходе которой установлено, что предписание не исполнено, администрацией не приняты исчерпывающие меры по отселению граждан, проживающих в аварийном МКД № 31.
В апреле 2022 в управление поступило обращение от Анурина А.А. и Ануриной Л.Я., в котором сообщалось о том, что в результате пожара разрушено кровельное покрытие здания, в связи с чем талая и дождевая вода заливает жилое помещение № 2 МКД № 9.
Управлением принято решение от 05.05.2022 № 231-ржн о проведении внеплановой проверки администрации на предмет соблюдения обязательных требований, установленных жилищным законодательством, по согласованию с прокуратурой Хабаровского края.
Решением прокуратуры Хабаровского края от 13.05.2022 № 7-10822022 внеплановая проверка в отношении администрации г. Хабаровска согласованна.
Управлением в период с 16.05.2022-27.05.2022 проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации г. Хабаровска, в ходе которой установлено: МКД № 9 - 1935 года постройки, 2-этажный, 4- квартирный, деревянный; физический износ дома по состоянию на 2010 год – 70%; признан аварийным и подлежащим сносу постановлением администрации г. Хабаровска от 30.04.2021 № 1590, которым срок отселения граждан определен до 2023 года.
В ходе внеплановой проверки установлено, что после принятия администрацией решения о признании МКД № 9 аварийным и подлежащем сносу деформация конструктивных элементов здания продолжается, состояние несущих конструкций ухудшается, что создает реальную угрозу обрушения в любое время, угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан, проживающих в МКД № 9, вследствие чего срок отселения граждан
до 2023 года, определенный постановлением администрации от 30.04.2021 № 1590, является неразумным и прямо противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.
По результатам внеплановой проверки выявлены нарушения обязательных требований, в частности пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, части 4 статьи 15, части 10 статьи 32 ЖК РФ, пункта 49 Положения № 47.
Результаты внеплановой проверки отражены в акте проверки от 27.05.2022 № П2022-02.1-0763, на основании которого управлением администрации выдано предписание от 27.05.2022 № П2022-02.1-0763 для принятия мер по устранению выявленных нарушений в срок до 27.06.2022.
Управлением в целях проверки исполнения предписания от 27.05.2022 № П2022-02.1-0763 по согласованию с прокуратурой Хабаровского края проведена повторная внеплановая проверка на основании решения от 29.07.2022 № 433-ржн, по результатам которой установлено, что администрацией предписание от 27.05.2022 № П2022-02.1-0763 не исполнено (не приняты исчерпывающие меры по отселению граждан из аварийного МКД № 9), в связи с чем администрации выдано повторное предписание от 17.08.2022 № П2022-02.1-0839 со сроком исполнения до 17.09.2022.
Управлением на основании решения от 25.10.2022 № 640-ржн по согласованию с прокуратурой Хабаровского края проведена проверка исполнения предписания от 17.08.2022 № П2022-02.1-0839, в ходе которой установлено, что проверяемое предписание не исполнено, администрацией не приняты исчерпывающие меры по отселению граждан, проживающих в аварийном МКД № 9, в связи с этим администрации выдано повторное предписание от 19.10.2022 № П2022-02.1-0897 со сроком исполнения до 21.11.2022.
Согласно решению от 19.12.2022 № 1003-ржн по согласованию с прокуратурой Хабаровского края управлением проведена проверка исполнения администрацией предписания от 19.10.2022 № П2022-02.1-0897, в ходе которой установлено, что проверяемое предписание не исполнено, администрацией не приняты исчерпывающие меры по отселению граждан, проживающих в аварийном МКД № 9.
В целях устранения выявленных нарушений управление выдало предписание от 26.12.2022 № П2022-02.1-0994, согласно которому в оспариваемой части на администрацию возложена обязанность принять срочные меры до 26.01.2023 по расселению МКД № 9 по ул. Хасановской в г. Хабаровске и МКД № 31 по ул. Калинина в г. Хабаровске.
Администрация не согласилась с предписанием надзорного органа от 26.12.2022 № П2022-02.1-0994 и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части указанных домов.
Удовлетворяя заявление администрации, признавая предписание управления недействительным в части спорных домов, суд первой инстанции исходил из того, что администрация подтвердила факт расселения аварийных домов № 9 по ул. Хасановской и № 31 по улице Калинина в городе Хабаровске до вынесения предписания от 26.12.2022 № П2022-02.1-0994.
При этом суды руководствовались следующими нормами права.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с частью 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения № 49).
Пунктом 7 Положения № 49 установлено, что уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда.
На основании пункта 49 указанного Положения в случае обследования помещения комиссия составляет акт обследования помещения, на основании которого орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, к компетенции органа местного самоуправления относится принятие решения и издание распоряжения о сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Отсутствие в законе срока, в течение которого необходимо провести отселение физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, не освобождает орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него обязанности в разумный срок.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.
В свою очередь, пункт 3.1 статьи 95 ЖК РФ (введен Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ) предусматривает возможность предоставления жилых помещений маневренного фонда гражданам, чьи жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Из приведенных выше норм материального права следует, что расселение жильцов, проживающих в аварийном и подлежащем сносу доме, имеет своей целью и направлено на предоставление таким гражданам других благоустроенных жилых помещений.
Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции установил, что администрация в связи с отказом граждан МКД № 9 по ул. Хасановской в г. Хабаровске от переселения в маневренный фонд и, учитывая наличие угрозы для их жизни и здоровья, обратилась в Кировский районный суд г. Хабаровска с заявлением об их переселении в жилые помещения маневренного фонда. Требования администрации удовлетворены решениями
Кировского районного суда г. Хабаровска от 29.08.2022 по делу № 21541/2022, 13.09.2022 по делу № 2-1540/2022, от 26.08.2022 по делу № 21539/2022.
Таким образом, суд первой инстанции счел, и с ним согласился суд апелляционной инстанции, что поскольку по состоянию на дату вынесения оспариваемого предписания администрация принимала меры к расселению граждан из аварийного жилья, то эти факты являются достаточным условием для признания предписания недействительным в части расселения граждан из занимаемых жилых помещений МКД № 9 по ул. Хасановской, МКД № 31 по ул. Калинина в г. Хабаровске.
Кроме этого, фактическое расселение всех граждан, зарегистрированных в аварийных домах, по мнению судов обеих инстанций, подтверждается вступившим в законную силу постановлением мирового судьи от 07.04.2023 по делу № 5-227/2023 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города Хабаровска.
По выводам судов, при рассмотрении дела № 5-227/2023 был установлен факт расселения дома 9 по ул. Хасановской и дома 31 по ул. Калинина в г. Хабаровске до вынесения соответствующей предписания от 26.12.2022.
Указанный вывод судов суд округа считает ошибочным, учитывая, что в деле рассматривались иные правоотношения, дело № 5-227/2023 рассмотрено в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому оно применительно к правилам статьи 69 АПК РФ не носит преюдициального характера для настоящего дела. В названном деле не исследовались договоры социального найма, что не исключает возможности дачи арбитражным судом отношениям сторон иной правовой оценки (квалификации), отличной от данной судом общей юрисдикции правовой квалификации тех же отношений.
Разрешая спор по существу, суды ограничились наличием приведенных выше обстоятельств, свидетельствующих лишь о принятии администрацией мер к переселению граждан из аварийного жилья.
Между тем по данному делу для разрешения спора имеет существенное значение вопрос о том, когда администрация завершила процедуру расселения граждан из аварийного жилья, проживание в котором представляет реальную угрозу их жизни и здоровью. Когда были исполнены решения Кировского районного суда г. Хабаровска от 29.08.2022 по делу № 2-1541/2022, 13.09.2022 по делу № 2-1540/2022, от 26.08.2022 по делу № 21539/2022.
Тот факт, что администрация принимала меры к расселению аварийных домов, не является безусловным основанием для признания ненормативного акта недействительным, не освобождает администрацию от обязанности документально подтвердить, что фактическое расселение всех жильцов данных домов состоялось, поскольку расселение жильцов, проживающих в аварийном и подлежащем сносу доме, имеет своей целью и направлено на предоставление таким гражданам других благоустроенных жилых помещений.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований у управления на вынесение предписания относительно спорных домов только по мотиву принятия мер к расселению граждан основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами отношения.
Суды не исследовали вопрос фактического расселения всех граждан по состоянию на 26.12.2022 (дата выдачи оспоренного предписания) и, соответственно, не получили соответствующей оценки доводы управления о том, что на дату вынесения оспариваемого предписания администрация не исполнила обязанность по расселению граждан, проживающих в спорных аварийных домах, о чем свидетельствуют договоры социального найма, заключенные после выдачи оспариваемого предписания.
Кроме того, изучению подлежит довод управления о том, что не представлено доказательств расселения всех граждан, зарегистрированных в спорных аварийных домах.
Таким образом, вывод судов о признании недействительным предписания в оспариваемой части не соответствует требованиям закона и сделан при неполном исследовании фактических обстоятельств дела.
Поскольку в нарушение положений статьи 71, части 4 статьи 170, части 2 статьи 271 АПК РФ суд первой инстанции не исследовал надлежащим образом указанные обстоятельства, а Шестой арбитражный апелляционный суд не дал надлежащую оценку соответствующим доводам управления, заявленным в апелляционной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что доводы заявителя кассационной жалобы о недостаточной обоснованности вышеприведенных выводов судебных инстанций заслуживают внимания.
Согласно части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемых судебных актах, либо были отвергнуты судами, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
На основании изложенного Арбитражный суд Дальневосточного округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене на основании частей 1, 2, 3 статьи 288 АПК РФ. Поскольку вышеуказанные фактические обстоятельства и доводы заявителя жалобы не были надлежащим образом исследованы судами в порядке статьи 201 АПК РФ, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.05.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023 по делу № А73-1341/2023 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Т.Н. Никитина
Судьи Л.М. Черняк
И.В. Ширяев