ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А73-15327/2021 от 16.02.2022 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-333/2022

21 февраля 2022 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Швец Е.А.

судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.

при участии в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Компания Ройал»: Гук С.П., представитель по доверенности от 07.07.2021;

от администрации города Хабаровска: Телелюхина Д.А., представитель по доверенности от 02.11.2021 № 1.1.31-162;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Хабаровска

на решение от 08.12.2021

по делу № А73-15327/2021

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Компания Ройал»

к администрации города Хабаровска

об оспаривании отказа

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Компания Ройал» (далее - заявитель, ООО «Компания Ройал», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к администрации города Хабаровска (далее - администрация) о признании незаконным отказа управления торговли, питания и бытового обслуживания администрации г. Хабаровска во включении объекта - торгового павильона по ул. Автобусная г. Хабаровска, в районе дома № 8, в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», по результату заседания комиссии по рассмотрению предложений по включению мест размещения нестационарных торговых объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск» от 19.08.2021 (протокол № 62).

Решением от 08.12.2021 суд заявленное требование удовлетворил. Оспариваемый отказ признан незаконным, на администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление общества от 08.07.2021 о внесении объекта - торгового павильона по ул. Автобусная г. Хабаровска, в районе дома № 8, в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск».

Не согласившись с судебным актом, администрация обжаловала его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что основание для отказа, содержащееся в оспариваемом ненормативном акте, соответствует основанию для отказа, указанному в пункте 8 Правил № 772 в части отсутствия неиспользованных земельных участков, поскольку под такими участками в данном случае понимаются свободные, том числе, от нестационарных торговых объектов, размещенными без правоустанавливающих документов. Кроме того, ссылаясь на то, что нормативный акт о внесении изменений в Схему размещения является документом, свидетельствующим о включении места размещения либо не включения в Схему размещения, приняв во внимание, что управление не принимало решений о включении/не включении места в Схему, а основывалось на рекомендациях Комиссии, указанных в протоколе, то в настоящем случае, обжалование отказа управления недопустимо. Просит решение отменить, в удовлетворении заявления отказать.

В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.

Представитель общества в заседании суда, а также в представленных возражениях на жалобу выразил несогласие с доводами последней, просил оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что ООО «Компания «Ройал» (покупатель) на основании договора купли - продажи от 01.01.2009 приобрело у ИП «Алиев Асиф Солтан оглы» торговый павильон площадью 81,26 кв.м., расположенный по адресу г. Хабаровск, район ул. Автобусная, 8.

16.12.2005 распоряжением председателя Комитета по управлению Южным округом администрации № 225-р утвержден акт приемки законченного строительством некапитального объекта, а также заключен договор аренды земельного участка от 14.03.2005 № 491 под установку торгового павильона.

В соответствии с постановлением мэра города Хабаровска от 07.04.2006 №422 торговый павильон внесен в реестр предприятий потребительского рынка, расположенных на территории города Хабаровска.

Решением арбитражного суда Хабаровского края от 23.07.2007 по делу № А73-6304/2006-51, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2007, договор аренды земельного участка от 14.03.2005 № 491 признан недействительным.

Это послужило основанием для заключения 13.01.2009 Теруправлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю (арендодатель) с ООО «Компания «Ройал» (арендатор) договора аренды № 65-О земельного участка, находящегося в федеральной собственности, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во владение и пользование на праве аренды земельный участок площадью 220 кв.м. с кадастровым номером 27:23:000000:0429/41 под некапитальный объект – павильон площадью 81,26 кв.м. (район ул. Автобусная, 8).

20.12.2009 между Федеральным государственным учреждением «Краснореченская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ (арендодатель) и ООО «Компания «Ройал» (арендатор) заключен договор аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением на праве оперативного управления, в отношении вышеуказанного земельного участка для использования под торговый павильон. Срок действия договора обозначен до 30.12.2012.

С 08.06.2012 департаментом в отношении общества регулярно составляются акты, подтверждающие факт пользования спорным земельным участком без правоустанавливающих документов, а также определяется размер платы за использование и устанавливается срок контроля оформления правоустанавливающих документов на земельный участок.

Заключением комиссии по землепользованию и застройке Южного округа от 25.07.2012 по результатам осмотра торгового павильона, а также представленных документов установлено, что внешний вид торгового павильона, а также прилегающая территория соответствуют согласованной проектной документации на данный объект; задолженность по внесению платы отсутствует; необходимость перспективного строительства и реконструкции капитальных объектов на указанной территории в течение 12 месяцев для использования под движимую вещь (торговый павильон) отсутствует.

Письмом департамента от 20.12.2012 № 12652/19-04 обществу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка под рассматриваемый торговый павильон.

В ноябре 2015 общество обратилось в департамент с заявлением о заключении договора аренды земельного участка под торговым павильоном.

Протоколом заседания комиссии по рассмотрению предложений по включению мест размещения нестационарных торговых объектов в Схему размещения НТО на территории городского округа «Город Хабаровск» от 28.07.2016 № 7 Управлению торговли, питания и бытового обслуживания администрации рекомендовано отказать во включении в Схему размещения НТО на территории городского округа «Город Хабаровск» заявки, поданной 24.05.2016 ООО «Компания «Ройал» в отношении ул. Автобусная, 8 – 10 (в районе ост. «Горки»), так как на испрашиваемом земельном участке планируется размещение опорного пункта полиции.

Письмом от 24.07.2020 № 15-23/8934 департамент направил в адрес Управления торговли, питания и бытового обслуживания администрации информацию о неправомерно размещенных нестационарных объектах, в перечне значится павильон общества, расположенный на ул. Автобусная, 8.

Управлением торговли, питания и бытового обслуживания администрации 15.06.2021 составлен акт № 222 выявления неправомерно размещенного спорного НТО и выдано требование от 15.06.2021 № 222 о демонтаже в срок до 15.07.2021 в связи отсутствием соответствующей разрешительной документации.

Указанное требование было предметом обжалования в рамках дела № А73-10658/2021. Судебным решением от 10.09.2021, оставленным в силе постановлением суда апелляционной инстанции, требование признано незаконным.

Также, 08.07.2021 ООО «Компания Ройал» обратилось в Управление торговли, питания и бытового обслуживания администрации г. Хабаровска с заявлением о внесении в Схему размещения НТО на территории городского округа «Город Хабаровск» торгового павильона, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Автобусная, 8.

Решением комиссии по рассмотрению предложений по включению мест размещения нестационарных торговых объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», оформленного протоколом от 19.08.2021 № 62, решено рекомендовать Управлению торговли, питания и бытового обслуживания администрации г. Хабаровска отказать во включении Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск» торгового объекта по адресу: ул. Автобусная, в районе дома № 8 -ООО «Компания Ройал», поскольку испрашиваемое место размещения обременено правами третьих лиц - объект фактически установлен без правоустанавливающих документов и включен в Единый реестр неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов. В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов» включению в Схему подлежат только места размещения свободные от прав третьих лиц, то есть те, на которых не установлены какие-либо объекты или обременения.

Полагая, что данное решение является незаконным и нарушает права общества, последнее обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

Согласно части 1 статьи 10 Закона № 381-ФЗ, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона № 381-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила № 772).

В соответствии с пунктом 2 указанных Правил включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

При этом включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения (пункт 3 Правил № 772).

Согласно п. п. 4, 6 Правил № 772, для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения. Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, рассматривает поступившее заявление в течение 30 рабочих дней и принимает решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании.

Пунктом 8 Правил № 772 установлено, что основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте.

Судом первой инстанции установлено, что основанием отказа обществу во включении торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории городского округа «Город Хабаровск» послужило то, что испрашиваемое место размещения обременено

правами третьих лиц - объект фактически установлен без правоустанавливающих документов и включен в Единый реестр неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов, а в соответствии с пунктом 8 Правил № 772 включению в Схему подлежат только места размещения свободные от прав третьих лиц, то есть те, на которых не установлены какие-либо объекты или обременения.

Между тем, положения пункта 8 Правил № 772 содержат исчерпывающий перечень оснований, которые могут служить причиной отказа во включении нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.

Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, поименованный выше пункт, не содержит в себе такого основания для отказа, как обременение испрашиваемого места размещения правами третьих лиц, фактическое установление объекта без правоустанавливающих документов и включение НТО в Единый реестр неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов.

При этом под обременением правами третьих лиц, в настоящем случае, понимается нахождение на земельном участке торгового объекта, принадлежащего ООО «Компания Ройал», и использующего земельный участок без правоустанавливающих документов.

Вместе с тем, как установлено судебными актами по делу № А73-10658/2021, земельный участок под торговым объектом используется ООО «Компания Ройал» на законных основаниях. При этом суды пришли к выводу о том, что процедура, предусмотренная пунктами 3.9, 3.10 Положения № 3101, заявителем по делу соблюдена, необходимое положительное заключение получено, в связи с чем, по состоянию на 25.07.2012 и позднее у ООО «Компания «Ройал» имелись все основания для перезаключения договора аренды земельного участка на новый срок. Вместе с тем, договор не был заключен по независящим от общества причинам; мотивированных доводов о наличии таковых препятствий, с учетом пункта 7.1 Положения № 3101 на момент принятия ООО «Компания «Ройал» мер к получению правоустанавливающих документов ни администрацией, ни департаментом не заявлено.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о незаконности оспоренного решения и о принятии его заинтересованным лицом при отсутствии законных оснований.

Принятие такого незаконного решения создало заявителю препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, а потому заявленные требования о признании его незаконным удовлетворены судом первой инстанции при наличии достаточных оснований.

Указание в оспариваемом решении суда первой инстанции на обязанность администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества соответствует положениям пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Доводы заявителя жалобы, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.

При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.12.2021 по делу № А73-15327/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Е.А. Швец

Судьи

А.П. Тищенко

Е.Г. Харьковская