ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А73-15716/2023 от 25.01.2024 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-7094/2023

01 февраля 2024 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2024 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Вертопраховой Е.В.

судей Мангер Т.Е., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.

при участии в заседании:

отобщества с ограниченной ответственностью «Амур Минералс»: Рохина Н.М. представителя по доверенности от 25.09.2023, сроком на 3 года; Нохрина В.В. представителя по доверенности от 01.07.2021, сроком на 3 года;

от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: Щербина К.В. представителя по доверенности от 31.10.2022, сроком на 3 года;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Амур Минералс»

на решение от 13.11.2023

по делу № А73-15716/2023

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Амур Минералс» (ОГРН 1052700172843, ИНН 2721125810)

к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700168961, ИНН 2721121446)

о признании недействительным решения от 03.04.2023 № 35-16/573

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Амур Минералс» (далее - заявитель, общество, ООО «Амур Минералс») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - налоговый орган, УФНС России по Хабаровскому краю, Управление, заинтересованное лицо) от 03.04.2023 № 35-16/573 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого, рассматривается в порядке, установленном статьей 101 НК РФ).

Обществом заявлено ходатайство об объединении дел №№ А73-15716/2023, А73-15718/2023, А73-15720/2023, А73-15723/2023 в одно производство.

Определением от 07.11.2023 (резолютивная часть) в объединении дел №№ А73-15716/2023, А73-15718/2023, А73-15720/2023, А73-15723/2023 в одно производство отказано.

Решением суда от 13.11.2023 в удовлетворении заявленных требований ООО «Амур Минералс» отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО «Амур Минералс» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований ООО «Амур Минералс»; обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Заявитель жалобы, в том числе утверждает следующее: учитывая факт отсутствия у подрядчика обязанности получать от заявителя письменное согласие на привлечение субподрядных организаций, истребование подобного рода информации у заявителя, является нецелесообразным, а также необоснованным ввиду полного отсутствия такой информации у последнего, в связи с чем, состав, предусмотренный п.1 ст.129.1 НК РФ, также отсутствует; исходя из положений статьей 82, 83, пунктов 2, 3 статьи 93.1 НК РФ следует, что при истребовании документов (информации) «вне рамок налоговых проверок», налоговый орган наделяется правом истребовать документы (информацию) у контрагентов проверяемого лица только в том случае, если такое проверяемое лицо стоит на учете в данном налоговом органе; инспекция Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска в силу территориального принципа истребования документов (информации), неправомерно инициировала мероприятия налогового контроля в отношении ООО ГК «Южная корона»; налоговый орган, направляя поручение и требование, нарушил не только принцип обоснованности, но и принцип законности и определенности, нарушение которых выражено в том, что налоговый орган вышел за рамки своих полномочий при проведении мероприятий налогового контроля; налоговый орган допустил произвольное истребование документов, несмотря на рекомендации вышестоящего налогового органа, а также - на положения налогового законодательства Российской Федерации.

Вместе с апелляционной жалобой в суд представлены экземпляры документов (перечислены в приложении к жалобе).

В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, УФНС России по Хабаровскому краю отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.

Представители заявителя жалобы в судебном заседании поддерживают ее доводы в полном объеме, просят решение суда отменить, принять новый судебный акт, пояснили, что приложенные к апелляционной жалобе экземпляры документов, представлены на обозрение суда.

В судебном заседании представитель УФНС России по Хабаровскому краю поддерживает доводы, изложенные в отзыве на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

После обозрения документов, приложенных к жалобе, суд возвратил их представителям ООО «Амур Минералс» в зале судебного заседания.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, в рамках проводимых мероприятий налогового контроля в отношении общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «ПРОМСТРОЙ» (далее - ООО СК «ПРОМСТРОЙ»), при отработке расхождений по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), перераспределенными по экстерриториальному принципу, у Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска (далее - Инспекция, ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска) возникла необходимость получения у ООО «Амур Минералс» документов и информации, касающихся финансово-хозяйственных отношений общества и общества с ограниченной ответственностью Группа компаний «ЮЖНАЯ КОРОНА» ИНН 7451439210 (далее - ООО ГК «ЮЖНАЯ КОРОНА») по договору от 15.02.2022 № 82/22-АМ, для выполнения работ по которому последнее привлекало в качестве субподрядной организации - ООО СК «ПРОМСТРОЙ».

ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) направила в адрес УФНС России по Хабаровскому краю поручение от 20.12.2022 № 15-36/18102ПромСтр об истребовании документов (информации) у ООО «Амур Минералс», а именно: 1) документов:

1.1 договор № 82/22-АМ от 15.02.2022, оплата в рамках которого произведена ООО «Амур Минералс» в адрес ООО ГК «ЮЖНАЯ КОРОНА» платежным поручением № 6121 от 09.09.2022 в сумме 6206115,10 руб., с назначением платежа: окончательный расчет за отделочные работы на объекте: Производственная площадка. Административный корпус со столовой по акту № 169 от 25.07.2022 по дог. № 82/22-АМ от 15.02.2022, в т.ч. НДС (20%) 1034352-52;

1.2 формы КС-2, КС-3, КС-6, КС-6а, составленные в рамках договора, поименованного в пункте 1.1;

1.3 акты сверок, составленные в рамках договора, поименованного в пункте 1.1;

1.4 счет - фактуры (УПД), составленные в рамках договора, поименованного в пункте 1.1;

2) информацию:

2.1 письменное согласование ООО ГК «ЮЖНАЯ КОРОНА» с ООО «Амур Минералс» о привлечении подрядных (субподрядных, субсубподрядных) организаций и индивидуальных предпринимателей для выполнения работ, в рамках договора поименованного в пункте 1.1;

2.1 списки работников, фактически выполнявших работы, составленные в рамках договора, поименованного в пункте 1.1;

2.3 данные документы и информация необходимы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении ООО СК «ПРОМСТРОЙ» ИНН 7448220805, контрагентом первого звена которого является ООО ГК «ЮЖНАЯ КОРОНА» ИНН 7451439210. ООО СК «ПРОМСТРОЙ» ИНН 7448220805 субподрядная организация, привлекаемая ООО ГК «ЮЖНАЯ КОРОНА», в т. ч. по договору указанному в пункте 1.1.

УФНС России по Хабаровскому краю согласно пункту 4 статьи 93.1 НК РФ сформировало требование от 22.12.2022 № 35-22/4195 о представлении документов (информации), направив его в адрес ООО «Амур Минералс»в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС).

Поскольку общество не представило документы, перечисленные в подпункте 1.3 пункта 1, а также информацию, указанную в подпунктах 2.1-2.3 пункта 2 вышеуказанного требования, налоговым органом установлен факт нарушения налогового законодательства, отраженного в акте от 08.02.2023 № 35-16/2685 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 НК РФ).

УФНС России по Хабаровскому краю принято решение от 03.04.2023 № 35-16/573 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное НК РФ (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 НК РФ).

Вышеуказанным решением общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ (за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу), в виде взыскания штрафа в размере 1250 руб. (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств штраф снижен в 4 раза).

Общество, не согласившись с доводами, изложенными УФНС России по Хабаровскому краю, обратилось с жалобой в МИ ФНС России по Дальневосточному Федеральному округу.

Решением МИ ФНС России по Дальневосточному Федеральному округу от 15.06.2023 № 07-10/1/2193@, апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.

ООО «Амур Минералс», не согласившись с решением УФНС России по Хабаровскому краю от 03.04.2023 № 35-16/573, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее - Закон о налоговых органах РФ) налоговые органы Российской Федерации - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов (статья 2 Закона о налоговых органах РФ).

На налоговые органы возложена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и по исполнению иных обязанностей, предусмотренных федеральными законами (статья 32 НК РФ).

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Одной из форм такого контроля является истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках, которое прямо закреплено в подпункте 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ и регламентировано главой 14 НК РФ «Налоговый контроль».

В соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

Налоговый орган, должностное лицо которого вправе истребовать документы (информацию) в соответствии с пунктами 1, 2 и 2.1 статьи 93.1 НК РФ, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

Согласно пункту 3 статьи 93.1 НК РФ в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля либо, что в связи с наличием недоимки и задолженности по пеням и штрафам возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

В силу пункта 4 статьи 93.1 НК РФ в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации); к данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации); требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 НК РФ.

Согласно абзацу 2 пункта 5 статьи 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанные в пункте 5 статьи 93.1 НК РФ сроки, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) и о сроках (при необходимости), в течение которых эти документы (информация) могут быть представлены, вправе продлить срок представления этих документов (информации) (абзац 3 пункта 5 статьи 93.1 НК РФ).

Также пунктом 6 статьи 93.1 НК РФ установлено, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ.

При этом, как верно указал суд, никаких оснований для ограничения истребования документов только первым контрагентом проверяемого налогоплательщика и запрета на истребование документов по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций (контрагентов второго, третьего и последующего звена) статья 93.1 НК РФ не содержат.

Как следует из содержания пункта 1 статьи 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска направила в адрес УФНС России по Хабаровскому краю поручение от 20.12.2022 № 15-36/18102ПромСтр об истребовании документов (информации) у ООО «Амур Минералс», где указано что лицом, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля, является ООО «СК «ПРОМСТРОЙ», контрагентом первого звена которого является ООО ГК «ЮЖНАЯ КОРОНА». ООО «СК «ПРОМСТРОЙ» субподрядная организация, привлекаемая ООО ГК «ЮЖНАЯ КОРОНА», в том числе по договору от 15.02.2022 №82/22-АМ, заключенному между ООО «Амур Минералс» и ООО ГК «ЮЖНАЯ КОРОНА» (подпункт 2.3 пункта 2 поручения), также поручение от 20.12.2022 № 15-36/18102ПромСтр об истребовании документов (информации) содержит необходимые реквизиты сделки - договор от 15.02.2022 № 82/22-АМ (подпункт 1.1 пункта 1 поручения).

Согласно информации, указанной в поручении, прослеживается «цепочка взаимодействия» ООО «Амур Минералс» и ООО ГК «ЮЖНАЯ КОРОНА» с лицом, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля, также поручение содержит необходимую информацию, предусмотренную статьей 93.1 НК РФ, достаточную для понимания обществом индивидуализирующих признаков сделки.

Таким образом, судом правомерно отклонен довод общества о нарушении со стороны налоговых органов принципа определенности касаемо лица, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля, как несостоятельный.

По информации Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) ООО «СК «ПРОМСТРОЙ» состоит на учете в ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска.

УФНС России по Хабаровскому краю в адрес общества, состоящего на учете соответственно в УФНС России по Хабаровскому краю, направило требование от 22.12.2022 № 35-22/4195 о представлении документов (информации), которое идентично поручению от 20.12.2022 № 15-36/18102ПромСтр по наименованию и перечню запрашиваемых документов и содержанию запрашиваемой информации.

Данное требование с поручением от 20.12.2022 № 15-36/18102ПромСтр об истребовании документов (информации), получены обществом по ТКС 26.12.2022.

Согласно пункту 5 статьи 93.1 НК РФ срок исполнения требования от 22.12.2022 № 35-22/4195 о представлении документов (информации) - не позднее 16.01.2023, на что обществом по ТКС представлены пояснения от 26.12.2022 № АМ – 5143о незаконности направленного требования, с указанием информации о том, что документы, поименованные в подпунктам 1.1, 1.2, 1.4 пункта 1 требования представлялись в Межрайонную ИФНС России №3 по Хабаровскому краю по требованию от 24.10.2022 № 2523 о представлении документов (информации) (исх.№АМ-4553 от 15.11.2022).

Факт исполнения ООО «Амур Минералс»подпунктов 1.1, 1.2, 1.4 пункта 1требования от 22.12.2022 № 35-22/4195 о представлении документов (информации), УФНС России по Хабаровскому краю не оспаривается.

Однако обществом документы, перечисленные в подпункте 1.3 пункта 1, а также информации, указанной в подпунктах 2.1-2.3 пункта 2 данного требования, в установленный законом срок, в налоговый орган не представлены.

Уведомления о том, что заявитель не располагает истребуемыми документами (информацией), в УФНС России по Хабаровскому краю не поступало.

Между тем, своевременное представление документов (информации) по требованию налогового органа, является обязанностью общества в соответствии с пунктом 5 статьи 93.1 НК РФ, в связи с чем, ООО «Амур Минералс» обязано представить в налоговый орган или документы (информацию), запрошенные налоговым органом в соответствии с требованием, или уведомление о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) и о сроках (при необходимости), в течение которых эти документы (информация) могут быть представлены.

Таким образом, общество не исполнило свою обязанность, установленную пунктом 5 статьи 93.1 НК РФ, совершив виновное противоправное деяние, за которое пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ предусмотрена ответственность.

Истребуемые у общества документы касаются деятельности проверяемого налогоплательщика ООО «СК «ПРОМСТРОЙ», участвующего в хозяйственных операциях, связанных с выполнением договорных отношений общества с ООО ГК «ЮЖНАЯ КОРОНА», следовательно, ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска вправе согласно статье 93.1 НК РФ истребовать у заявителя документы и информацию относительно конкретной сделки.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что решение УФНС России по Хабаровскому краю от 03.04.2023 № 35-16/573 является законным и обоснованным в связи, с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований общества.

Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права действующего законодательства.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к несогласию с законными и обоснованными, по мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются арбитражным судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13 ноября 2023 года по делу № А73-15716/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Вертопрахова

Судьи

Т.Е. Мангер

Е.А. Швец