Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-300/2021
03 марта 2021 года
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы»: не явились;
от Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю: ФИО1, ФИО2;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы»
на решение от 07.12.2020 по делу № А73-17645/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы»
к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю
о признании недействительным предостережения
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» (далее - ПАО «ФСК ЕЭС», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предостережения Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее – Управление Росгвардии по Хабаровскому краю, управление) от 03.08.2020 № 810/9/1-1869.
Решением суда от 07.12.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой указывает, что оно подлежит отмене ввиду неполного выяснения всех обстоятельств спора, а также неправильным применением норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило, но в заседании суда отклонило доводы апеллянта.
В судебном заседании второй инстанции представитель общества не прибыл.
Исследовав материалы дела, обсудив обоснованность доводов апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, на основании информации и документов, представленных ФГКУ «Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю» о признаках нарушений обязательных требований, а именно рапорта от 07.07.2020 и акта обследования (технического осмотра) состояния технических средств охраны и инженерно-технической укрепленности объекта «ПС-220/110/10 кВ «Старт» от 07.07.2020, управлением 07.07.2020 установлено, что объект топливно-энергетического комплекса «ПС220/110/10 кВ «Старт», расположенный по адресу: Хабаровский край, Солнечный район, 1,7 км. южнее автодороги «Комсомольск-на-Амуре -Ургал» (50.697831,136.927849), охранялся работником ООО ЧОО «Гарт», осуществлявшим несение службы без гражданского, служебного оружия, что может существенно повлиять на антитеррористическую защищенность объекта.
Управлением на основании указанной информации в соответствии с частью 5 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Правилами составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридических лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 166, сопроводительным письмом от 03.08.2020 № 810/9/1- 1598 в адрес ПАО «ФСК ЕЭС» направлено предостережение от 03.08.2020 № 810/9/1-1869 о недопустимости нарушения обязательных требований, которым обществу предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, предусмотренных Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «Об обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее - Закон № 256-ФЗ), в части обеспечения вооруженной физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса - «ПС-220/110/10 кВ «Старт», в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона.
Об исполнении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований необходимо уведомить управление в срок до 03.11.2020.
Не согласившись с данным ненормативным актом, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу об отсутствии совокупности таких условий.
Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, установлены Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности топливно-энергетического комплекса».
В силу статьи 3 названного Закона целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно части 1 статьи 7 Закона № 256-ФЗ требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
Субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (часть 2 статьи 12 Закона).
Государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется уполномоченными Президентом Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации (части 4 статьи 6 Закона).
Федеральным законом от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», пунктом 20 части 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии, утвержденного Указом Президента РФ от 30.09.2016 № 510, на Росгвардию возложены полномочия по осуществлению федерального государственного контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК).
Постановлением Правительства РФ от 19.09.2015 № 993дсп утверждены требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности линейных объектов ТЭК Российской Федерации в зависимости от установленной категории опасности объектов.
Согласно реестру объектов ТЭК, расположенных на территории Хабаровского края, объект «ПС-220/110/10 кВ «Старт», принадлежащий ПАО «ФСК ЕЭС, имеет низкую категорию опасности (реестровый номер: АТ-Э-27-0000960 от 26.11.2013).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 256-ФЗ система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.
Обеспечение физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на:
предотвращение несанкционированного проникновения на охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса; своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность охраняемых объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе актов незаконного вмешательства.
Согласно статье 8 Федерального закона № 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону.
Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона.
В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации.
Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти.
Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Информация, содержащаяся в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, является информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.
Паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса подлежат актуализации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 2, части 3 статьи 12 Закона № 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны осуществлять комплекс специальных мер по безопасному функционированию объектов топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций. Соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.
Подпункт «е» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 № 460 «Об утверждении Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса» предусматривает актуализацию паспорта субъектами топливно-энергетического комплекса при изменении: компонентов организации охраны и защиты объекта (в том числе пропускного и внутриобъектового режимов) и инженерно-технических средств его охраны (в соответствии с требованиями обеспечения безопасности объектов и требованиями антитеррористической защищенности объектов), оказывающих влияние на эффективность системы физической защиты объекта.
Пунктом 5.8.2 раздела 5.8. «Обеспеченность охраны» паспорта безопасности объекта ТЭК от 29.06.2018г. подстанция 220/110/10 кВ «Старт», предусмотрено что охрана объекта обеспечена специальными средствами и служебным огнестрельным оружием (Пистолет МР-471 - 1 шт., патроны - 8 шт., палка резиновая - 1 шт., наручники - 1 шт.).
Из материалов дела усматривается, что ПАО «ФСК ЕЭС» изменения в паспорт безопасности объекта ТЭК «Подстанция 220/110/10 кВ «Старт» в части не вооруженной охраны гражданским, служебным оружием на момент проверки не вносились.
Ранее объект охранялся вооруженными работниками, что подтверждается актами обследования объекта «Подстанция 220/110/10 кВ «Старт» от 13.11.2015 и 31.05.2019.
В связи с чем, как верно отмечено судом первой инстанции, в силу указанных норм в паспорте безопасности указаны актуальные сведения об объекте, которые были установлены на момент категорирования объекта.
При указанных обстоятельствах, функции по физической защите объекта ТЭК «ПС220/110/10 кВ «Старт», должны осуществляться сотрудниками подразделения охраны с использованием гражданского, служебного оружия и специальных средств, в соответствии с требованиями паспорта безопасности объекта.
Вместе с тем, из заключенного ПАО «ФСК ЕЭС» договора № 1/2020 от 01.03.2020 на оказание охранных услуг с ЧОО «ГАРТ» следует, что объект «ПС-220/110/10 кВ «Старт» охраняется работниками охраны со специальными средствами, вооружение служебным оружием не предусмотрено.
При указанных обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что договор на оказание охранных услуг противоречит паспорту безопасности объекта от 29.06.2018 и требованиям Федерального закона № 256-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2015 №993дсп определено, что система физической защиты линейных объектов - совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении разрешенные законодательством Российской Федерации оружие и специальные средства.
Довод апеллянта о том, что подстанция отнесена к объекту ТЭК с низкой категории опасности, в связи с чем, охрана данного объекта не предусматривает обязательного наличия у охранников гражданского или служебного оружия» не соответствует требованиям действующего законодательства, противоречит паспорту безопасности объекта от 29.06.2018 подстанция 220/110/10 кВ «Старт», утвержденному ПАО «ФСК ЕЭС», согласованному председателем Антитеррористической комиссии Хабаровского края, а также требованиям Закона № 256-ФЗ.
Кроме этого, наличие на спорном объекте тревожной кнопки сигнализации с выводом сигнала на ПЦО МРОВО по Советско-Гаванскому району филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела.
Доводы общества о нарушении управлением Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) аналогичны доводам, изложенным в суде первой инстанции, отклоняются судебной коллегией.
Согласно статье 8.2. этого нормативного акта, в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
В целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля: осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами.
В случае изменения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами; выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 5 - 7 настоящей статьи, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, не может содержать требования предоставления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов, за исключением сведений о принятых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Апелляционным судом по материалам дела установлено, что обжалуемое предостережение от 03.08.2020 № 810/9/1- 1869 выдано управлением в рамках реализации программы профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в установленных сферах на 2020 год в соответствии с Законом № 294-ФЗ.
Следовательно, нарушений требований Закона № 294-ФЗ при вынесении оспариваемого предостережения со стороны управления коллегией не установлено.
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое предостережение не нарушает законных прав и интересов ПАО «ФСК ЕЭС» и соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 027.12.2020 по делу № А73-17645/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 руб., перечисленную по платежному поручению от 20.01.2021 № 3824, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.И. Сапрыкина
Судьи
Е.Г. Харьковская
Е.А. Швец