ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А73-1839/18 от 28.08.2018 АС Дальневосточного округа

101/2018-18615(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2018 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:  Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И. 

Судей: Цирулик О.В., Гребенщиковой В.А.

при участии:

от ООО «Гарант-Сервис»: ФИО1, представитель по доверенности без  номера от 30.10.2017 

от ДМС администрации г. Хабаровска: ФИО2, представитель  по доверенности от 29.12.2017 № 02-11/13208; ФИО3,  представитель по доверенности от 29.12.2017 № 02-11/13209 

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента  муниципальной собственности администрации города Хабаровска 

на решение от 23.04.2018, постановление Шестого арбитражного  апелляционного суда от 15.06.2018  

по делу № А73-1839/2018 Арбитражного суда Хабаровского края 

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Панина А.А.,
в апелляционном суде судьи Иноземцев И.В., Волкова М.О.,
ФИО4

По иску общества с ограниченной ответственностью «Гарант-Сервис» 

к Департаменту муниципальной собственности администрации
города Хабаровска

о взыскании 919 878 руб. 66 коп.


Общество с ограниченной ответственностью «Гарант-Сервис» 

(ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 680009,  <...>; далее – ООО «Гарант-Сервис»  общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском 

к Департаменту муниципальной собственности администрации города  Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес (место  нахождения): 680000, <...>; далее –  Департамент) о взыскании неосновательного обогащения в размере 

Решением суда от 23.04.2018, оставленным постановлением Шестого  арбитражного апелляционного суда от 15.06.2018 без изменения, иск  удовлетворен в полном объеме. 

В кассационной жалобе и дополнениях в ней Департамент выражает  несогласие с принятыми по делу судебными актами и просит их отменить  как незаконные, в удовлетворении требований общества отказать. 

По мнению заявителя жалобы, в данном случае положения статьей  24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной  деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной  деятельности) и разъяснения пунктов 6, 28 Постановления Пленума  Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах,  возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов  определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее –  Постановление Пленума ВС РФ № 28) не подлежали применению к спорным  правоотношениям сторон, связанным с перераспределением земельного  участка. Считает, что у общества не возникло права на пересмотр размера  кадастровой стоимости вновь образованного участка с кадастровым номером  27:23:0040922:188, поскольку до заключения соглашения от 12.09.2017 

 № 154 оно не являлось собственником данного участка и не имело  исключительного права на его выкуп. Полагает, что плата за действия  уполномоченного органа по перераспределению земельного участка не  является его выкупной стоимостью. Кроме того, Департамент со ссылкой 

на пункт 27 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ

и Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.1998 № 13/14 «О практике  применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о  процентах за пользование чужими денежными средствами» (далее –  Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 13/14) указывает на  отсутствие с его стороны неправомерных действий по определению платы  по соглашению от 12.09.2017 № 154 исходя из действующей на момент его  заключения кадастровой стоимости, что исключает возникновение  неосновательного обогащения ответчика за счет истца. Дополнительно 


заявитель отмечает, что в отношении ранее принадлежащего обществу  земельного участка с кадастровым номером 27:23:0040922:166 уже была  пересмотрена кадастровая стоимость в ноябре 2015 года, поэтому повторный  пересмотр такой стоимости вновь образованного в результате  перераспределения участка с кадастровым номером 27:23:0040922:188  является недопустимым. 

ООО «Гарант-Сервис» в отзыве на кассационную жалобу опровергает  все приведенные в ней заявителем доводы и предлагает оставить обжалуемые  судебные акты без изменения как законные и обоснованные. 

В судебном заседании кассационной инстанции представители  Департамента и общества поддержали свои доводы и возражения,  изложенные в жалобе и отзыве на нее. 

Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом

позиций сторон, Арбитражный суд Дальневосточного округа не выявил  предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены. 

Как установлено судебными инстанциями и подтверждается  материалами дела, ООО «Гарант-Сервис» являлся обладателем  зарегистрированного права собственности на земельный участок с  кадастровым номером 27:23:0040922:166 площадью 22 176 кв.м,  расположенный по адресу: <...> (запись  в ЕГРП от 31.05.2016 № 27-27/001-27/010/210/2016-5092/2). 

По отношению к указанному участку рядом располагались смежные  неразграниченные земли, за счет которых с учетом участка общества был  образован новый участок с кадастровым номером 27:23:0040922:188,  поставленный на кадастровый учет 17.07.2017. 

Впоследствии между Департаментом как уполномоченным органом,  действующим от имени публичного образования городского округа «Город  Хабаровск», и ООО «Гарант-Сервис» заключено соглашение от 12.09.2017 

 № 154 о перераспределении земельных участков, находящихся в  государственной или муниципальной собственности, и земельных участков,  находящихся в частной собственности. 

По условиям пункта 3 данного соглашения от 12.09.2017 № 154 

в результате перераспределения принадлежащего обществу земельного  участка с кадастровым номером 27:23:0040922:166 за счет неразграниченных  земель образован новый участок с кадастровым номером 27:23:0040922:188  площадью 2 563,0 кв.м, вид разрешенного использования – под здания 

и сооружения, используемые в качестве производственной базы,  местоположение: <...>. 


Пунктами 4, 5 соглашения от 12.09.2017 № 154 также предусмотрено, 

что в связи с увеличением площади земельного участка, находящегося в  собственности общества, взымается плата в сумме 1 447 837 руб. 73 коп.,  размер которой определен на основании Постановления Правительства  Хабаровского края от 30.06.2015 № 159-пр из расчета 15% кадастровой  стоимости земельного участка, рассчитанной пропорционально площади,  подлежащей передаче в частную собственность в результате  перераспределения. Плата по соглашению перечислена обществом в полном  объеме платежным поручением от 12.09.2017 № 8. 

Право собственности общества на сформированный в результате  перераспределения земельный участок с кадастровым номером  27:23:0040922:188 зарегистрировано в установленном законом порядке, 

о чем в ЕГРН внесена соответствующая запись от 09.10.2017
 № 27:23:0040922:188-27/001/2017-3.

На момент заключения соглашения от 12.09.2017 № 154 кадастровая  стоимость спорного участка составила 81 312 221 руб. 46 коп. в соответствии  с Постановлением Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 № 205-пр  «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости  земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории  Хабаровского края». 

После оформления своего права общество обратилось в Комиссию 

по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости  при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю с заявлением 06.12.2017  по вопросу о пересмотре кадастровой стоимости спорного участка. 

Решением названной Комиссии от 22.12.2017 № 11 определена  рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером  27:23:0040922:188 по состоянию на 17.07.2017 в размере 29 792 992 руб.,  сведения о чем внесены в Государственный кадастр недвижимости  12.01.2018. 

Полагая, что плата по соглашению от 12.09.2017 № 154 была  неправильно определена исходя из недостоверной кадастровой стоимости  спорного участка, общество направило в адрес Департамента претензию 

от 19.01.2018 № 5, в которой предложило возвратить излишне  переплаченную сумму 917 346 руб. 53 руб. с учетом новой кадастровой  стоимости земельного участка, на что Департамент в письме от 24.01.2018 

 № 15-27/675 сообщил об отсутствии законодательной процедуры пересмотра  платы, установленной в полном соответствии с Постановлением  Правительства Хабаровского края от 30.06.2015 № 159-пр. 


Указанные обстоятельства в совокупности с отказом Департамента  вернуть в добровольном порядке излишне оплаченные денежные средства за  переопределенный земельный участок, послужили основанием для  обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым иском. 

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ  перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в  государственной или муниципальной собственности, между собой и таких  земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в  частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые  предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса. 

Согласно пункту 2 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ  перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в  государственной или муниципальной собственности, и земельных участков,  находящихся в частной собственности, осуществляется на основании  соглашения между уполномоченными органами и собственниками  земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать  сведения о возникновении права государственной или муниципальной  собственности и (или) права частной собственности на образуемые  земельные участки. 

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной  собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и  земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или  муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой  определяется в нормативном порядке (пункт 5 статьи 39.28 Земельного  кодекса РФ). 

Правила определения размера платы за увеличение площади земельных  участков, находящихся в частной собственности, в результате их  перераспределения с земельными участками, находящимися в  государственной собственности Хабаровского края, землями и (или)  земельными участками, государственная собственность на которые не  разграничена, расположенными на территории Хабаровского края,  утверждены Постановлением Правительства Хабаровского края 

от 30.06.2015 № 159-пр, согласно пункту 3 которого размер платы  определяется как 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка,  находящегося в публичной собственности, рассчитанной пропорционально  площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную  собственность. 

Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость  земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом  об оценочной деятельности. 


Для установления кадастровой стоимости земельных участков  проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии 

с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка  кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его  рыночной стоимости. 

В силу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности одним из  оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости  является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной  стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая  стоимость. 

Согласно абзацу пятому статьи 24.20 Закона об оценочной  деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению  комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего  Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной  решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в  котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой  стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр  недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом  оспаривания. 

В абзаце втором пункта 28 Постановления Пленума ВС № 28 также  разъяснено, что для иных, предусмотренных законодательством целей,  например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых  из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость  применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о  пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов  определения кадастровой стоимости в государственный кадастр  недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной  деятельности). 

В данном случае кадастровая стоимость спорного земельного участка  пересмотрена по заявлению общества, поданному в 2017 году, и определена  решением соответствующей Комиссии от 22.12.2017 № 11 в размере 

Поскольку размер платы за перераспределение земельных участков

в силу пункта 5 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ и пункта 3  Постановления Правительства Хабаровского края от 30.06.2015 № 159-пр  напрямую зависит от кадастровой стоимости земельного участка и 


определяется как 15 процентов от ее размера, то судебные инстанции пришли  к обоснованному выводу о том, что новая кадастровая стоимость  распространяется на спорные правоотношения сторон. 

Таким образом, в связи с изменением (уменьшением) кадастровой  стоимости земельного участка у общества возникло право на перерасчет  платы, установленной соглашением от 12.09.2017 № 154. 

Проверив представленный обществом расчет иска, суды пришли к  выводу о том, что фактически общество должно было перечислить  Департаменту плату по соглашению меньше на 917 346 руб. 53 коп., в связи с  чем удовлетворили заявленные требования в полном объеме, включая  взыскание процентов по правилам статей 395, 1107 ГК РФ 

Суд кассационной инстанции соглашается с указанными выводами  арбитражных судов о правомерности заявленных ООО «Гарант-Сервис»  требований о взыскании с Департамента неосновательного обогащения и  считает их соответствующими фактическим обстоятельствам данного  конкретного спора. 

Доводы Департамента об отсутствии у общества права на пересмотр  кадастровой стоимости вновь образованного земельного участка  отклоняются, поскольку не относятся к предмету настоящего спора. 

Решение Комиссии, которым установлена новая кадастровая  стоимость, Департаментом в порядке абзаца тридцать шестого статьи 24.18  Закона об оценочной деятельности не оспорено в судебном порядке,  доказательств отмены данного решения в деле не имеется. 

При этом позиция Департамента о невозможности применения в  данном случае положений статей 24.18, 24.20 Закона об оценочной  деятельности и пунктов 6, 28 Постановления Пленума ВС РФ № 28 

к правоотношениям сторон, является ошибочной. В результате  перераспределения земельных участков происходит не только увеличение  первоначального участка, но и прекращение права государственной или  муниципальной собственности на землю путем перехода соответствующей 

ее части в частную собственность. Поскольку плата за такое приобретение  публичной земли по специальной процедуре (путем перераспределения)  рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, то в случае ее изменения  по правилам абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности  такая плата должна определяться с учетом новой кадастровой стоимости. 

Доводы Департамента о правомерности его действий по определению  платы по соглашению от 12.09.2017 № 154 исходя из действующей на 


момент его заключения кадастровой стоимости, что исключает возможность  возникновения неосновательного обогащения, со ссылками на пункт 27  Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 13/14 также не принимаются  судом округа. 

Необходимым условием для квалификации возникших между  сторонами спора правоотношений в качестве неосновательного обогащения  является отсутствие правовых оснований (норм и положений  законодательства или условий договора) для приобретения или сбережения  имущества одним лицом за счет другого. 

При этом правила главы 60 ГК РФ о неосновательном обогащении  применяются независимо от того, явилось ли такое обогащение результатом  поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или  произошло помимо их воли. 

В силу пункта 3 статьи 1103 ГК РФ предусмотренные главой 60 ГК РФ  правила подлежат применению также к требованиям одной стороны в  обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим  обязательством. 

В пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего  Арбитражного Суда РФ от 11.01.2000 № 49 «Обзор практики рассмотрения  споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении»  также указано на возможность применения правил об обязательствах  вследствие неосновательного обогащения к требованиям одной стороны в  обязательстве к другой о возврате ошибочно исполненного. 

Таким образом, само по себе отсутствие вины Департамента

в завышении платы при заключении соглашения от 12.09.2017 № 154, расчет  которой осуществлен на основании недостоверной кадастровой стоимости,  не исключает права общества требовать возврата излишне перечисленных  средств в качестве неосновательного обогащения. 

В целом доводы кассационной жалобы являлись предметом  исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили должную  оценку и мотивированно отклонены как основанные на неправильном  толковании норм права, подлежащих применению к спорным  правоотношениям. 

Иных доводов и аргументов, опровергающих выводы арбитражных  судов и влияющих на итоги рассмотрения настоящего спора, в кассационной  жалобе не приведено. 


Нарушений, влекущих согласно части 4 статьи 288 АПК РФ  безусловную отмену обжалуемых судебных актов, арбитражными судами  также не допущено. 

С учетом изложенного правовые основания для удовлетворения  кассационной жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных  актов отсутствуют. 

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.04.2018, постановление Шестого арбитражного  апелляционного суда от 15.06.2018 по делу № А73-1839/2018 Арбитражного  суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – 

без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может  быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской  Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, 

в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья С.И. Гребенщиков

Судьи О.В. Цирулик

 В.А. Гребенщикова