АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., дом 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июля 2019 года № Ф03-2994/2019
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен июля 2019 года .
Председательствующего судьи: Луговой И.М.
Судей: Михайловой А.И., Ширяева И.В.
при участии:
от Акционерного общества «Ванинский морской торговый порт» - ФИО1, представитель по доверенности от 12.04.2019 № 88/2019;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю – ФИО2, представитель по доверенности от 21.11.2016 № 3/13418;
от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью «Тихоокеанское агентство» - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
на решение от 11.02.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2019
по делу № А73-20108/2018 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Манник С.Д., в апелляционном суде судьи: Вертопрахова Е.В., Сапрыкина Е.И., Тищенко А.П.
по заявлению Акционерного общества «Ванинский морской торговый порт» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 682860, Хабаровский край, Ванинский р-он, <...>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 680030, <...>)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Тихоокеанское агентство» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 682860, Хабаровский край, Ванинский р-он, <...>)
о признании незаконным решения
Акционерное общество «Ванинский морской торговый порт» (далее - заявитель, общество, порт) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене решения от 20.08.2018 №8.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Тихоокеанское агентство».
Решением суда от 11.02.2019, оставленным без изменений постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2019, требования удовлетворены: решение антимонопольного органа признано недействительным.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, предлагает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Доводы жалобы, поддержанные представителем управления в судебном заседании суда кассационной инстанции, сводятся к несогласию с выводом судов о незаконности решения. Настаивают, что антимонопольным органом доказано нарушение портом пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), поскольку утвержденный приказом порта от 25.10.2016 №1082 «О предоставлении скидки на услуги буксиров ОАО «Порт Ванино» порядок расчета стоимости услуг буксиров при швартовых операциях, отличается от порядка, предусмотренного Приказом ФСТ России от 28.08.2012 № 204-т/1 «Об утверждении тарифов на услуги в морском порту, оказываемые ОАО «Ванинский морской торговый порт» (далее – Приказ ФСТ России № 204-т/1). В этой связи считает выводы судов о возможности установить цену услуги путем суммирования количества буксиров, задействованных в швартовой операции, несостоятельными, а верным подход, при котором стоимость услуги буксиров определяется на одну швартовую операцию, независимо от количества участвующих в ней буксиров. Обращает внимание, что порт за установлением нового тарифа и порядка его расчета не обращался, и поэтому его действия незаконны, а выводы судов необоснованны. Кроме того, считает нарушением процессуальных норм отклонение судом второй инстанции ходатайства управления о приобщении дополнительных документов к делу.
Порт в отзыве и его представитель в судебном заседании суда кассационной инстанции доводы управления отклонили, предлагая судебные акты оставить без изменений.
Третье лицо отзыв не представило, извещенное в установленном порядке о месте и времени рассмотрения дела, явку представителя не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на неё, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Из материалов арбитражного дела усматривается, что общество осуществляет в морском порту Ванино следующие виды деятельности: погрузка и выгрузка грузов, хранение грузов, услуги по обслуживанию судов на железнодорожно-паромной переправе, услуги буксиров, услуги по предоставлению причалов, тарифы на которые регулируются государством.
В августе 2012 Приказом ФСТ России №204-т/1 для общества утверждены тарифы на оказываемые им в морском порту услуги и правила применения этих тарифов.
В частности, пунктом 4 названного Приказа утверждены тарифы на услуги буксиров, которые согласно приложению 4 к приказу при швартовых операциях установлены в следующих размерах: для иностранных судов и российских судов в загранплавании - 1,69 руб./куб. м; для российских судов в каботажном плавании - 0,91 руб./куб. .
В пункте 8 изложены Правила применения тарифов на услуги буксиров, оказываемые портом согласно приложению 8 к настоящему приказу, следующего содержания:
«1. Тарифы применяются для расчетов за услуги буксиров при швартовных операциях, за услуги по предоставлению причалов для стоянки судна без производства грузовых операций, оказываемые портом.
2. Применение тарифов осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3. Тарифы являются предельными максимальными.
4. При заключении договоров с грузовладельцами или его представителями Порт вправе применять тарифы на уровне или ниже предельного максимального уровня.
5. Тарифы указаны без учета налога на добавленную стоимость.
6. Тарифы рассчитаны на любые условия судоходства, а также состояние обслуживаемых судов, отвечающее требованиям технических условий.
7. Тарифы на услуги буксиров установлены на одну из швартовных операций (швартовка судна, отшвартовка судна, перетяжка судна вдоль причала на расстояние менее длины судна).
Услуги буксиров при выполнении перетяжки судна вдоль причала на расстояние более длины судна, а также при перестановке судна в порту оплачиваются как две швартовные операции.
8. Стоимость услуг буксиров при швартовных операциях определяется в соответствии с приложением 4 к настоящему приказу ФСТ России путем умножения тарифа на условный объем буксируемого судна».
Условный объем буксируемого судна рассчитывается как произведение трех величин, указанных в судовых документах: наибольшей длины судна, наибольшей ширины судна и наибольшей высоты борта судна».
16.11.2015 между портом (исполнитель) и ООО «Тихоокеанское агентство» (морской агент) заключен договор «03АС-2016 оказания услуг при обслуживании морских судов, предусматривающий, в том числе, оказание исполнителем для морского агента услуг по предоставлению буксиров для швартовки судов.
В пункте 5.5 договора отражено, что расчет стоимости услуг порта производится в соответствии с действующими в порту тарифами. Если специально не оговорено, установленные тарифы не включают НДС. Ставки и тарифы по основному перечню услуг, действующие на момент заключения договора, указаны в Приложении №5.
Согласно пункту 1 Приложения №5 к договору тарифы на услуги буксиров при швартовых операциях (Таблица № 1) установлены на одну из швартовых операций (швартовка судна, отшвартовка судна, перетяжка судна вдоль причала на расстояние менее длины судна). Тарифы указаны без учета НДС. Услуги буксиров при выполнении перетяжки судна вдоль причала на расстояние более длины судна, а также при перестановке судна в порту оплачиваются как две швартовые операции.
Размер тарифов на услуги буксиров при швартовых операциях определен в следующих размерах: для иностранных судов и российских судов в загранплавании - 1,69 руб./куб. м; для российских судов в каботажном плавании - 0,91 руб./куб. м
Согласно пункту 3.4 договора при изменении действующих в порту Ванино правил, регулируемых портом, порт уведомляет морского агента о внесении изменений не менее чем за 15 календарных дней до вступления изменений в силу.
Срок действия договора согласно пункту 7.1 договора установлен по 31.12.2016.
25.10.2016 портом издан приказ №1082 «О предоставлении скидки на услуги буксиров ОАО «Порт Ванино» следующего содержания: «В целях оптимизации порядка ценообразования на основании п. 4 Правил применения тарифов на услуги буксиров, оказываемых АО «ВМТП», утвержденных Приказом ФСТ России от 28.08.2012 №204-т/1:
1. При расчете стоимости швартовых операций для иностранных судов и российских судов в загранплавании, выполняемых с участием двух и более буксиров ОАО «Порт Ванино», установить с 10.11.2016 тариф на услуги буксиров ОАО «Порт Ванино» ниже предельно максимального, в размере: услуги буксира «Сизиман» - 1,6 руб./куб. м; услуги буксира «Сюркум» - 1,6 руб./куб. м; услуги буксира «Золотой» - 1,5 руб./куб. м. Тарифы указаны без учета налога на добавленную стоимость.
2. Стоимость услуг каждого буксира, участвующего в швартовой операции, определяется путем умножения на условный объем буксируемого судна.
Условный объем (модуль) буксируемого судна рассчитывается как произведение трех величин, указанных в судовых документах: наибольшей длины судна, наибольшей ширины судна и наибольшей высоты судна. При исчислении условного объема судна неполные кубические метры округляются до полных.
3. В случае использования при швартовой операции двух и более буксиров ОАО «Порт Ванино» стоимость услуг рассчитывать как сумму стоимости услуг каждого из буксиров ОАО «Порт Ванино» по тарифу, установленному п. 1 приказа.
4. При выполнении швартовой операции тремя буксирами ОАО «Порт Ванино» к стоимости услуг, рассчитанной в порядке, установленном п. 3 приказа, применять скидку в размере 25%.
5. При выполнении швартовой операции силами одного буксира ОАО «Порт Ванино» стоимость услуг любого из буксиров рассчитывать по предельно максимальному тарифу в размере 1,69 руб./куб. м условного объема (модуля) буксируемого судна».
Письмом от 25.10.2016 № 033-16/1-1542 порт известил ООО «Тихоокеанское агентство» о предоставлении с 10.11.2016 скидки на услуги буксиров, в соответствии с приказом №1082.
В дальнейшем, в связи с истечением срока действия договора от 16.11.2015 №03АС-2016, между портом и ООО «Тихоокеанское агентство» заключен договор от 09.12.2016 №03АС-2017 оказания услуг при обслуживании морских судов, предусматривающий в том числе, оказание исполнителем для морского агента услуг по предоставлению буксиров для швартовки судов.
Пунктом 5.5 договора № 03АС-2017 сторонами определено, что расчет стоимости услуг порта производится в соответствии с действующими в порту тарифами. Если специально не оговорено, установленные тарифы не включают НДС. Ставки и тарифы по основному перечню услуг, действующие на момент заключения договора, указаны в Приложении №5.
В пункте 1 Приложения №5 к договору указано, что стоимость услуг буксиров при швартовых операциях в пределах операционной акватории порта рассчитывается по тарифам, утвержденным уполномоченным государственным органом. Тарифы на услуги буксиров при швартовых операциях установлены на одну из швартовых операций для одного буксира (швартовка судна, отшвартовка судна, перетяжка судна вдоль причала на расстояние менее длины судна). Установленные тарифы не включают НДС. Услуги буксиров при выполнении перетяжки судна вдоль причала на расстояние более длины судна, а также при перестановке судна в порту оплачиваются как две швартовые операции.
ООО «Тихоокеанское агентство» обратилось к обществу с письмом от 07.04.2017, которым по запросу судовладельцев просило дать пояснения по расчету стоимости буксиров при швартовых операциях для иностранных судов в загранплавании, указав, что ранее применяющийся расчет стоимости услуг буксиров производился на основании приказа ФСТ России № 204-т/1.
Письмом от 12.04.2017 №033-16/1-597 порт сообщил ООО «Тихоокеанское агентство» о том, что на основании Приказа ФСТ России № 204-т/1 и в соответствии с заключенным договором оказания услуг при обслуживании морских судов от 09.12.2016 №03АС-2017 тарифы на услуги буксиров при швартовых операциях установлены на одну из швартовых операций для одного буксира (швартовка судна, отшвартовка судна, перетяжка судна вдоль причала на расстояние менее длины судна). При расчете стоимости швартовых операций, выполняемых с участием двух и более буксиров ОАО «Порт Ванино», возможно предоставление скидок к тарифу на услуги буксиров, установленному ФСТ.
Полагая, что при расчете стоимости швартовых операций и применении ставки не за операцию, а за каждый буксир, АО «ВМТП» нарушены Правила применения тарифов на услуги буксиров при швартовых операциях, утвержденные Приказом ФСТ России № 204-т/1, ООО «Тихоокеанское агентство» обратилось в антимонопольный орган с соответствующей жалобой от 14.04.2017.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией управления 20.08.2018 вынесено решение №8, которым установлено:
1.доминирующее положение порта на рынке услуг буксиров при выполнении швартовных операций, оказываемых в морском порту Ванино (в порядке части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции);
2.порт признан нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в действиях по изданию приказа от 25.10.2016 №1082, устанавливающего порядок расчета стоимости услуги буксиров при швартовных операциях, отличного от порядка, предусмотренного приказом ФСТ России № 204-т/1 (в части расчета стоимости швартовной операции путем суммирования стоимости услуг каждого буксира, участвующего и швартовной операции), и по применению с 10.11.2016 по 03.02.2018 (дата начала действия приказа ФАС России от 25.12.2017 №1771/17 «Об изменении государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в морских портах Российской Федерации») порядка расчета стоимости услуги буксиров при швартовных операциях (в части расчета стоимости швартовной операции путем суммирования стоимости услуг каждого буксира, участвующего в швартовной операции), утвержденного приказом порта от 25.10.2016 № 1082.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, порт обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд который, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, применив нормы материального права, согласился с тем, что действия общества не нарушают положения части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, осуществлены в допустимых пределах реализации своих прав.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа признает выводы судов соответствующими установленным по делу обстоятельствам.
Суды исходя из положений статьи 6 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон №147-ФЗ), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 №293 (далее - Постановление №293) в развитие статьи 6 названного закона «Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством (далее - Перечень)» правильно установили, что порт относится к субъектам естественных монополий и тарифы услуг буксиров, оказываемых субъектом естественных монополий в морских портах, устанавливаются государством в лице уполномоченных органов – Федеральной службой по тарифам и применяются (рассчитываются) портом с соблюдением определенных правил.
При этом суды, проверяя обоснованность вменения порту нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и не соглашаясь с выводами антимонопольного органа в этой части, обоснованно приняли во внимание следующее.
Приказом уполномоченного органа исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере морского (включая морские порты), внутреннего водного, транспорта - Минтранса РФ от 20.08.2009 № 140 утверждены Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, действующие в период спорных правоотношений (далее – Приказ Минтранса № 140, Общие правила), распространяющие свое действие и на деятельность АО «ВМТП».
Согласно пункту 3 Приказа Минтранса № 140 настоящие Общие правила обязательны для исполнения судами независимо от их национальной и ведомственной принадлежности, а также физическими и юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющими деятельность в морском порту и на подходах к нему.
В соответствии с пунктом 16 Общих правил в целях выполнения маневров судами или иными плавучими объектами на акватории морского порта и подходах к нему, в том числе для производства швартовых операций, входа судов или иных плавучих объектов в морской порт либо выхода их из морского порта, применяется операция по оказанию помощи одним судном (судами) другому судну (судам) при его (их) передвижении, маневрировании или осуществлении швартовых операций с использованием буксирного троса, других буксирных устройств или способом толкания (далее - буксировка).
Буксировка плавучих объектов на акватории морского порта и подходах к нему, за исключением швартовых операций, производится с разрешения капитана морского порта (пункт 17).
Количество и мощность буксиров должны обеспечивать безопасность буксировки судов на акватории морского порта (пункт 18).
Согласно пункту 87 раздела IV «Правила стоянки судов в морских портах и на подходах к ним» Общих правил количество и мощность буксиров, а также количество швартовщиков должны обеспечивать безопасность швартовых операций в морском порту.
В соответствии с пунктом 4 Общих правил в каждом морском порту Российской Федерации с учетом географических, гидрометеорологических, технологических и навигационных особенностей морского порта в порядке, установленном Федеральным законом от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и на основании настоящих Общих правил разрабатываются обязательные постановления в морском порту.
Обязательные постановления для морского порта Ванино утверждены Приказом Минтранса России от 13.12.2012 №431 (далее - обязательные постановления).
Согласно пункту 15 обязательных постановлений сведения о минимальном количестве и суммарной мощности буксиров для швартовных операций с судами в морском порту приведены в приложении № 4 и состоят в следующем:
Дедвейт судна (тонны) | Минимальное количество буксиров и их суммарная мощность в киловаттах (не менее) | |||
швартовка | отшвартовка | |||
До 1000 | 1 | 150 | 1 | 150 |
От 1001 до 3000 | 2 | 1014 | 1 | 1014 |
От 3001 до 10000 | 2 | 2200 | 2 | 2200 |
От 10001 до 40000 | 2 | 3800 | 2 | 3800 |
Свыше 40000 | 3 | 5800 | 3 | 5800 |
Швартовные операции судов дедвейтом от 1001 до 3000 тонн при наличии подруливающего устройства допускается осуществлять с использованием одного буксира.
Сведения о минимальном количестве и суммарной мощности буксиров для швартовных операций судов у пирса №5 в морском порту:
Дедвейт судна (тонны) | Минимальное количество буксиров и их суммарная мощность в киловаттах (не менее) | |||
швартовка | отшвартовка | |||
От 20000 до 80000 | 2 | 5900 | 2 | 5900 |
От 80001 до 120000 | 3 | 7700 | 3 | 7700 |
Свыше 120000 | 4 | 9600 | 4 | 9600 |
Таким образом, из пункта 15 обязательных наставлений и приложения №4 к Приказу Минтранса № 140 следует, что швартовые операции в Порту Ванино могут осуществляться в минимальном количестве от 1 до 4 буксиров в зависимости от дедвейта швартуемого судна и суммарной мощности буксиров в киловаттах.
Проанализировав вышеприведенные положения Общих правил и обязательных наставлений для порта Ванино, с учетом подходов по установлению тарифов на услуги субъектов естественных монополий, обозначенных в пунктах 9-12, пункте 7 Постановления № 293, согласно которому минимальная величина тарифов должна обеспечивать покрытие расходов субъектов регулирования на оказываемые услуги с учетом объема этих услуг, а также содержание действующих приказов ФСТ об установлении тарифов на услуги буксиров в отношении иных субъектов естественной монополии, суды пришли к выводу, что расчет тарифов на услугу определен именно услугами буксира, затраты на использование которого определяют стоимость швартовой операции, в которой, в свою очередь, могут принять участие по необходимости и установленным правилам как один буксир, так и несколько.
В связи с чем расчет стоимости 1 швартовой операции путем умножения тарифа на фактическое количество буксиров, использованных при швартовке судна соответствующего дедвейта, признан судами верным.
Так как в спорном приказе АО «ВМТП» от 25.10.2016 № 1082 предусмотрен именно такой поход к определению стоимости услуг буксиров при швартовой операции, и установленные тарифы не превышают максимальных тарифов, установленных Приказом ФСТ № 204-т/1, суды пришли к заключению, что спорный приказ не противоречит действующему правовому регулированию в данной сфере, и расчеты порта с ООО «Тихоокеанское агентство» производились правильно, права последнего нарушены не были.
При установленных обстоятельствах, выводы судов о необоснованном вменении порту нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и в этой связи о незаконности решения антимонопольного органа, являются правомерными.
Несогласие управления с данной судами оценкой установленных обстоятельств, при правильном применении судами положений законодательства не может являться основанием для отмены судебных актов.
Таким образом, доводы кассационной жалобы управления не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
Относительно довода управления о допущенном судами процессуальном нарушении, суд округа отмечает, что разрешение ходатайств, заявленных сторонами в ходе судебного разбирательства, о приобщении к материалам дела дополнительных документов, относиться к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, которые исходя из предмета спора и круга вопросов, подлежащих рассмотрению в каждом конкретном деле, определяют необходимость их удовлетворения.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено, кассационная жалоба удовлетворению, а судебные акты отмене либо изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.02.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2019по делу № А73-20108/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.М. Луговая
Судьи А.И. Михайлова
И.В. Ширяев