169/2022-20351(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Ширяева И.В.
судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Вираж»: ФИО1, представитель по доверенности от 17.06.2022 № 1;
от Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Вираж»
на решение от 25.04.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2022
по делу № А73-20524/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вираж»
к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
[A1] Общество с ограниченной ответственностью «Вираж» (ОГРН 1032700519422, ИНН 2724081103, адрес: 680022, Хабаровский край,
<...>; далее – ООО «Вираж», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690065, Приморский край,
<...>; далее – Управление, административный орган) от 07.12.2021 серии 27 № 012926 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 11.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением суда от 25.04.2022, оставленным без изменения постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами,
ООО «Вираж» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение. Приводит доводы о неисследовании судами договора фрахтования от 11.10.2021
№ 11-01/449-2021 и платежных документов, подтверждающих его исполнение; об ошибочном неприменении при назначении наказания норм Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Управление, извещенное в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.
Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) оснований для их отмены.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что общество имеет лицензию от 23.05.2019 рег. № АК-27-000145 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки).
В период с 12.10.2021 по 25.10.2021 на основании решения
Управления от 07.10.2021 № 27-159 в отношении общества проведена
[A2] внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства Российской Федерации в области транспорта, а именно: 25.10.2021 в 16 часов 00 минут ООО «Вираж» осуществляло перевозку пассажиров и багажа по заказу в отсутствие заключенного в письменной форме договора фрахтования транспортного средства.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 25.10.2021 № 160.
Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 11.14.2 КоАП РФ, административный орган составил протокол об административном правонарушении от 02.12.2021 и вынес постановление от 07.12.2021 серии 27 № 012926 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 11.14.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с постановлением от 07.12.2021 серии 27 № 012926, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Пунктом 1 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Договор фрахтования транспортного средства является разновидностью договора перевозки.
По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (статья 787
ГК РФ).
Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иными законами.
Как следует из части 1 статьи 27 Федерального закона от 08.11.2007
№ 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Федеральный закон № 259-ФЗ), перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
Договор фрахтования, указанный в части 1 статьи 27 Федерального закона № 259-ФЗ, должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и
[A3] фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц) (часть 2 статьи 27 Федерального закона № 259-ФЗ).
Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Заказ-наряд составляется фрахтовщиком в 2 экземплярах (оригиналах), подписанных фрахтовщиком и фрахтователем, и должен содержать обязательные реквизиты согласно приложению № 4. Первый экземпляр остается у фрахтовщика, второй вручается фрахтователю (пункт 76 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 (далее – Правила
№ 1586).
Договор фрахтования или его копия, в том числе копия договора фрахтования, заключенного в электронном виде, на бумажном носителе, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала и до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов (пункт 77 Правил
№ 1586).
Следовательно, перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется на основании договора фрахтования транспортного средства, содержащего все предусмотренные частью 2 статьи 27 Федерального закона № 259-ФЗ обязательные условия, либо на основании заказа-наряда, оформленного в строгом соответствии с Правилами № 1586.
За перевозку пассажиров и багажа по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства частью 2 статьи 11.14.2 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Административным органом установлено и при рассмотрении судами дела подтверждено, что заказы-наряды от 04.10.2021 (ТС с гос. знаком: <***>/RUS), от 15.10.2021 (ТС с гос. знаком: <***>/RUS), от 15.10.2021 и 16.10.2021 (ТС с гос. знаком: Н 106 HP 27/RUS) не содержат подписи сторон (фрахтовщика и фрахтователя) и обязательных реквизитов,
[A4] предусмотренных Правилами № 1586; не скреплены печатями; не дополнены списками пассажиров (при осуществлении перевозок определенного круга лиц).
Указанные нарушения являются систематическими, что подтверждается актами постоянного рейда от 06.10.2021 № 411 и от 15.10.2021 № 447, составленными Управлением.
Вина общества в совершении вмененного ему административного правонарушения (статьи 1.5, 2.1 КоАП РФ) правомерно признана доказанной. Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного административный орган и суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Вираж» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.14.2 КоАП РФ.
Довод заявителя кассационной жалобы о неисследовании судами договора фрахтования от 11.10.2021 № 11-01/449-2021 вместе с платежными документами, подтверждающими его исполнение, направлен на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, в связи с чем подлежит отклонению.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ не установлено.
С учетом изложенного обществу административным органом назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
В свою очередь, суды не усмотрели в материалах дела доказательств, подтверждающих то, что примененная санкция не отвечает целям административной ответственности и что оплата штрафа в назначенном размере приведет к существенному ухудшению финансового положения общества.
Вместе с тем суд кассационной инстанции считает необходимым учесть следующее.
Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступил в силу 06.04.2022) внесены изменения в КоАП РФ, который дополнен статьей 4.1.2 «Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего
[A5] предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям».
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере (часть 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное
[A6] правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения», если лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
ООО «Вираж» включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016, является малым предприятием, на момент совершения правонарушения находилось в указанном реестре, следовательно, на общество распространяются правила, установленные частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.
Санкцией части 2 статьи 11.14.2 КоАП РФ не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Таким образом, административный штраф подлежит назначению в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица.
Санкцией части 2 статьи 11.14.2 КоАП РФ административный штраф для юридического лица установлен в размере двухсот тысяч рублей.
Доказательства исполнения обжалуемого постановления и уплаты административного штрафа в материалах дела отсутствуют.
При изложенном постановление о назначении обществу административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб. следует признать не подлежащим исполнению в части назначения наказания в размере, превышающем 100 000 руб. (половина размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 11.14.2 КоАП РФ для юридического лица).
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
[A7] решение от 25.04.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2022 по делу № А73-20524/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
В случае неуплаты штрафа признать постановление Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу по делу об административном правонарушении от 07.12.2021 серии 27 № 012926 не подлежащим исполнению в части назначения административного штрафа в размере, превышающем 100 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.В. Ширяев
Судьи И.М. Луговая
Т.Н. Никитина