ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А73-21244/18 от 03.04.2019 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-1298/2019

09 апреля 2019 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2019 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Вертопраховой Е.В.

судей Мильчиной И.А., Тищенко А.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.

при участии в заседании:

от Администрации города Хабаровска: представителя Гончаровой Ю.И. по доверенности от 25.10.2018 №1.1.29-313 (сроком по 31.12.2019);

от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области: представителя Кочетовой А.Г. по доверенности от 15.01.2019 №1юр/7/00246.1-08 (сроком на 1 год);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области

на решение от 28.01.2019

по делу № А73-21244/2018

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Барилко М.А.,

по заявлениюАдминистрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107)

к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (ОГРН 1092721008005, ИНН 2721172546)

о признании недействительным распоряжения от 04.10.2018 № 184,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Хабаровска (далее – Администрация города Хабаровска, Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее - МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, МТУ) о признании недействительным распоряжения МТУ от 04.10.2018 №184 «О безвозмездной передаче недвижимого имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования городского округа «Город Хабаровск».

Решением суда от 28.01.2019 заявленные требования удовлетворены – оспариваемое распоряжение МТУ признано недействительным.

Суд установил, что рассматриваемый пешеходный мост (недвижимое имущество), являясь частью технологического комплекса, входящего в инфраструктуру железнодорожного транспорта, не подлежит передаче в муниципальную собственность.

Не согласившись с решением суда, МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении требований Администрации отказать.

Заявитель жалобы, полагает ссылку суда на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 09.09.2016 по делу №2-3867/2016 необоснованной, в данном решении указанно, что объект не может быть признан бесхозяйным имуществом и принят в муниципальную собственность; вышеуказанное решение исполнено МТУ в полном объеме; спорный объект учтен в составе казны Российской Федерации, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества; вместе с тем, данным решением не установлено, что пешеходный мост не может быть передан в муниципальную собственность; оспариваемым распоряжением МТУ в муниципальную собственность было передано имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации в силу того, что спорный объект является объектом социальной направленности, так как необходим для организации безопасного движения жителей города Хабаровска между жилым районом города и остановками муниципального транспорта, в связи с чем, подлежит передаче в муниципальную собственность.

В представленных в суд возражениях на апелляционную жалобу, Администрация доводы жалобы отклонила, просит отказать в ее удовлетворении.

В судебном заседании представитель МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласила жалобу, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представитель Администрации отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Хабаровска от 09.09.2016 по делу № 2-3867/2016 удовлетворены исковые требования Хабаровского транспортного прокурора к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определенные действия, а именно на последнего возложена обязанность принять в государственную казну Российской Федерации пешеходный мост, расположенный на 8535 км. пикет 6 Дальневосточной железной дороги, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением Центрального районного суда города Хабаровска от 15.03.2018 было отказано в удовлетворении заявления МТУ Росимущества в Хабаровскомкрае и ЕАО о пересмотре решения суда по делу № 2-3867/2016 по вновь открывшимся обстоятельствам.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 23.05.2018 по делу № 33-3820 определение Центрального районного суда города Хабаровска от 15.03.2018 об отказе в пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам оставлено без изменения, частная жалоба МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО оставлена без удовлетворения.

07.08.2018 на основании решения Центрального районного суда города Хабаровска от 09.09.2016 по делу № 2-3867/2016 в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимости - пешеходный мост, кадастровый номер: 27:23:0000000:29897, расположенный по адресу: Хабаровский край, города Хабаровск, 8535 км. станции Хабаровск-II.

04.10.2018 МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО издано распоряжение № 184 «О безвозмездной передаче недвижимого имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования городского округа «Город Хабаровск», в соответствии с которым, в собственность муниципального образования городского округа «Город Хабаровск» передано недвижимое имущество: пешеходный мост, кадастровый номер 27:23:0000000:29897, расположенный по адресу: Хабаровский край, города Хабаровск, 8535 км. станции Хабаровск-II, кадастровый номер: 27:23:0000000:29897.

На основании вышеуказанного распоряжения МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО в одностороннем порядке составлен акт приема- передачи имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования городского округа «Город Хабаровск».

11.10.2018 на основании распоряжения от 04.10.2018 № 184 в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о государственной регистрации права собственности городского округа «Город Хабаровск» на объект недвижимости - пешеходный мост, кадастровый номер: 27:23:0000000:29897, расположенный по адресу: Хабаровский край, город Хабаровск, 8535 км станции Хабаровск-II.

Не согласившись с распоряжением МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО от 04.10.2018 № 184, Администрация города Хабаровска обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) находящееся в федеральнойсобственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).

Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.

В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.

Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органуместного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.

Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.

Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.

В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.

Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.

Судом первой инстанции установлено, что оспариваемым распоряжением МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО от 04.10.2018 № 184 в собственность муниципального образования городского округа «Город Хабаровск» передано недвижимое имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, а именно, пешеходный мост, кадастровый номер 27:23:0000000:29897, расположенный по адресу: Хабаровский край, город Хабаровск, 8535 км станции Хабаровск-II, кадастровый номер: 27:23:0000000:29897.

Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 09.09.2016 по делу № 2-3867/2016 на МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО возложена обязанность принять в государственную казну Российской Федерации пешеходный мост, расположенный на 8535 км. пикет 6 Дальневосточной железной дороги.

Согласно данного решения названный пешеходный мост не может быть передан в муниципальную собственность по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем 3 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» - инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - транспортная инфраструктура, включающая в себяжелезнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» единый хозяйствующий субъект не вправе передавать в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог такое имущество, внесенное в его уставный капитал, как магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте.

В силу пункта 4 раздела IV Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности, относятся предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации (кроме вошедших в Приложение 3).

Возлагая на МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО обязанность принять в государственную казну Российской Федерации пешеходный мост, суд установил, что пешеходный мост, расположенный на 8535 км. пикет 6 Дальневосточной железной дороги, является частью технологического комплекса, входящего в инфраструктуру железнодорожного транспорта, что в силу закона влечет его передачу в государственную казну Российской Федерации с целью регистрации на него права федеральной собственности.

То есть, с учетом положений части 2 статьи 69 АПК РФ, решение Центрального районного суда города Хабаровска от 09.09.2016 по делу №2-3867/2016 имеет преюдициальное значение для настоящего спора.

Принимая во внимание, что вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции установлено, что пешеходный мост, расположенный на 8535 км. пикет 6 Дальневосточной железной дороги, является объектом, относящимся исключительно к федеральной собственности, указанные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь в рамках настоящего дела.

В данном случае, распоряжение МТУ от 04.10.2018 №184 о передаче в муниципальную собственность имущества, возлагает на муниципальное образование незаконную обязанность по содержанию данного объекта, поскольку распоряжение издано в нарушение действующего законодательства.

Доводы МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО о том, что пешеходный мост является объектом социальной направленности, так как необходим для организации безопасного движения жителей города Хабаровска между жилым районом города Хабаровска и остановками муниципального транспорта, в связи с чем, подлежит передаче в муниципальную собственность, являлись предметом рассмотрения Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда при рассмотрении частной жалобы МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО на определение Центрального районного суда города Хабаровска от 15.03.2018 об отказе в пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам.

Как следует из Апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 23.05.2018 по делу № 33- 3820, при принятии решения по делу № 2-3867/2016 и заявителю и суду было известно, что мост, расположенный на 8535 км пикет 6 Дальневосточной железной дороги, является пешеходным, проходит над железнодорожными путями и автомобильными дорогами, соединяет улицу Узловую и проспект 60- летия Октября в городе Хабаровске.

В материалы дела № 2-3867/2016 представлен акт обследования названного пешеходного перехода от 30.03.2016 (также представлен в материалы настоящего дела), из которого следует, что пешеходный переход имеет три лестничных схода (на автомобильные дороги к остановкам пассажирского транспорта и на пассажирскую платформу поездов пригородного сообщения); объект расположен над железнодорожными путями станции Хабаровск-2, под ним ежедневно проходят грузовые, пассажирские поезда и поезда пригородного сообщения.

Вследствие этого, являясь частью технологического комплекса, входящего в инфраструктуру железнодорожного транспорта, пешеходный мост не подлежит передаче в муниципальную собственность.

Также судом учтены доводы Администрации города Хабаровска о том, что органом местного самоуправления не направлялось в адрес МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО предложение о передаче спорного объекта в муниципальную собственность, а также доводы Администрации города Хабаровска о том, что данный объект органом местного самоуправления не используется для целей, установленных статьей 50 Федерального закона № 131-ФЗ.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, а также учитывая вступившее в законную силу решение Центрального районного суда города Хабаровска от 09.09.2016 по делу № 2- 3867/2016, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО правовых оснований для принятия оспариваемого распоряжения от 04.10.2018 № 184 «О безвозмездной передаче недвижимого имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, всобственность муниципального образования городского округа «Город Хабаровск», и в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, верно признал недействительным оспариваемое распоряжение МТУ.

Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, все доказательства в полном объеме исследованы и оценены.

Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе исследования всех имеющихся в деле доказательств с правильным применением норм материального и процессуального права.

Доводы заявителя апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражает несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО - не подлежащей удовлетворению.

Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28 января 2019 года по делу № А73-21244/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Вертопрахова

Судьи

И.А. Мильчина

А.П. Тищенко