Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4885/2018
03 декабря 2018 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен декабря 2018 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Щербак Д.А
при участии в заседании:
от ФГУП «Росморпорт»: не явились;
от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт»
на решение от 16.07.2018
по делу № А73-3580/2018
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Ж.Г. Шестак,
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт»
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» в лице (далее – ФГУП «Росморпорт», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее – управление, Управление Ространснадзора) от 08.12.2017 № ТБВТ-08/12/2017/809.
Решением суда от 16.07.2018 пункты 5, 6, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 25 оспариваемого предписания признаны недействительными, в остальной части требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ФГУП «Росморпорт» подало апелляционную жалобу, в которой просило его изменить, дополнительно признав недействительными пункты 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 23, 26 предписания. По мнению апеллянта, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В ходе судебного разбирательства представители ФГУП «Росморпорт» на удовлетворении жалобы настаивали, просили решение суда в обжалуемой части отменить.
Представитель управления доводы жалобы не признал, просил решение суда оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве.
В статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось.
В судебное заседание 27.11.2018 лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы с учетом пояснений к ней от 22.10.2018, отзыва от 01.10.2018, руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ, суд второй инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что управлением проведена плановая выездная проверка ФГУП «Росморпорт» с целью осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, в ходе которой выявлен ряд нарушений требований в сфере транспортной безопасности, зафиксированный в акте от 08.12.2017 № ТБ-ВТ08/12/2017/809.
08.12.2017 предприятию выдано предписание ТБ-ВТ-08/12/2017/809, которым предложено устранить выявленные нарушения и представить в управление в срок до 08.06.2018 соответствующие документы.
Не согласившись с данным предписанием, предприятие оспорило его в судебном порядке.
Арбитражный суд, рассмотрев спор, требования удовлетворил частично: признал недействительными только пункты 5, 6, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 25 оспариваемого предписания.
Возражения заявителя жалобы направлены на несогласие с выводами, касающимися еще части пунктов оспариваемого предписания (1 - 4, 7 - 16, 23, 26).
В статье 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ) транспортная безопасность определена как состояние защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства;
На основании части 1 статьи 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1).
Обязанность субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 12 Закона № 16-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности.
Пунктами 5, 6 вышеуказанных Требований по обеспечению транспортной безопасности установлены требования, обязательные к исполнению субъектами транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В соответствии с подпунктами 3, 4 пункта 5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны: - для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства образовать (сформировать) и (или) привлечь в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее – план ОТИ) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства (далее - группы быстрого реагирования) в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной части, для которых в соответствии настоящим документом устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц, транспортных средств и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных (далее - зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов; - представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» (далее - реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры), а также полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, установленным Министерством транспорта Российской Федерации.
В силу подпункта 9 пункта 5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны утвердить в течение одного месяца с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры перечисленные в указанном пункте организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры копии которых являются приложениями к плану объекта транспортной инфраструктуры.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 5 Требований № 678 субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить передачу данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в соответствии с порядком передачи данных.
В соответствии с подпунктом 17 пункта 5 субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить внесение изменений в план объекта транспортной инфраструктуры, в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, и их представление на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Подпунктом 25 пункта 5 Требований установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить аудио- и видеозапись в целях документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры, а также пунктах управления обеспечением транспортной безопасности в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры.
В соответствии с подпунктами 28, 29 пункта 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить проведение уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в соответствии с правилами проведения досмотра, в том числе при привлечении подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры для защиты транспортного средства, осуществляющего технологическое взаимодействие с объектом транспортной инфраструктуры. В случае проведения досмотра носителей (материальных носителей) сведений, составляющих государственную тайну, с помощью средств досмотра указанные носители подлежат досмотру с применением технических средств досмотра в помещениях, которые отвечают требованиям законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны с соблюдением требований о неразглашении полученной информации; организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, и утвержденным планом объекта транспортной инфраструктуры, в том числе установить единые виды постоянных и разовых пропусков в соответствии с Правилами допуска на объект транспортной инфраструктуры, приведенными в приложении.
В силу подпунктов 37, 42 пункта 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры обязаны: принимать меры по недопущению преодоления любыми лицами контрольно-пропускных пунктов и постов объекта транспортной инфраструктуры без соблюдения условий допуска в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры; принимать меры, исключающие подготовку к совершению или совершение акта незаконного вмешательства, в том числе на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры, а также на участках пересечения границ зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в том числе путем осуществления досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, а также обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов.
Согласно подпункту 2 пункта 16 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объектов транспортной инфраструктуры IV категории дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, обязаны: - выявлять физических лиц, подготавливающих или совершающих акты незаконного вмешательства, и материально-технические объекты, которые могут быть использованы при подготовке и совершении актов незаконного вмешательства, путем наблюдения и (или) собеседования на контрольно-пропускных пунктах на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;
В силу подпункта 5 пункта 16 Требований № 678 субъекты транспортной инфраструктуры обязаны оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими, в том числе, хранение в электронном виде данных, получаемых со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности, в течение 5 суток.
В силу подпункта 9 пункта 6 Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) обязаны утвердить перечисленные в указанном пункте организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком) копии которых являются приложениями к плану транспортного средства.
Согласно подпункту 11 пункта 6 Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) обязаны проверять силы обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортной безопасности», и не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности транспортного средства, лиц, в отношении которых будут выявлены обстоятельства, указывающие на несоответствие положениям, предусмотренным частью 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортной безопасности».
Согласно подпункту 13 пункта 6 Требований № 678 субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на транспортном средстве, о требованиях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, в части, их касающейся.
В рамках проведенной управлением проверки в отношении Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» установлен факт нарушения требований по обеспечению транспортной безопасности, что послужило основанием для выдачи предписания от 08.12.2017г. № ТБ-ВТ-08/12/2017/809:
1. В нарушение подпункта 3 пункта 5 Требований привлечены/не сформированы для защиты ОТИ ЦУ СУДС и ЦУ ГМССБ морского порта Де-Кастри от АНВ подразделения транспортной безопасности;
2. В нарушение подпункта 4 пункта 5 Требований не представлены в Росморречфлот полные и достоверные сведения об объектах транспортной инфраструктуры Пирс № 1 морского порта Ванино и Причал № 18 морского порта Ванино для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» (далее - реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры), а также полная и достоверная информация по количественным показателям критериев категорирования данных объектов транспортной инфраструктуры, установленным Министерством транспорта Российской Федерации;
3. Установлены нарушения подпункта 9 пункта 5 Требований в ходе изучения документов в отношении ОТИ ЦУ СУДС и ЦУ ГМССБ морского порта Де-Кастри:
- на представленной Схеме размещения технических систем и средств досмотра для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения на ОТИ ЦУ СУДС и ЦУ ГМССБ морского порта Де-Кастри, фактически не отображены места размещения на ОТИ технических систем и средств досмотра, лишь упомянуты их наименования;
- в представленных Порядке доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также реагирования на такую информацию и Порядке реагирования сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению акта незаконного вмешательства или совершение акта незаконного вмешательства на ОТИ ЦУ СУДС и ЦУ ГМССБ морского порта ДеКастри отсутствует, не указаны конкретные действия (их алгоритм), совершаемые силами ОТБ ОТИ после получения-передачи информации об изменении уровня безопасности, которые предусмотрены пунктами 17, 18 Требований; необходимость последующего принятия мер только упомянута общей формулировкой;
- в представленном Порядке согласования выдачи постоянных пропусков с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел и уведомления уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел о выдаче разовых пропусков фактически не изложены непосредственные процедуры по согласованию факта выдачи пропусков с указанными органами власти и по уведомлению их о фактах выдачи разовых пропусков;
- в пункте 47 представленной Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режимах на объектах транспортной инфраструктуры Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» в отделе Де-Кастри, в нарушение пункта 166 Правила проведения досмотра указано, что аудио-, видеозаписи с КПП ОТИ подлежат хранению в течение срока в соответствии с установленной категорией ОТИ (в данном случае - 5 дней), а не в течение 30 суток, как определено Правилами проведения досмотра; кроме того, в данной Инструкции содержатся ссылки на приложения, нумерация и содержание которых не соответствуют реальным документам, прилагаемым Ванинским филиалом ФГУП «Росморпорт» к данной Инструкции;
- в представленном Порядке действий сил обеспечения транспортной безопасности при выявлении на контрольно-пропускных пунктах и постах ОТИ объектов досмотра, не имеющих правовых оснований на проход (проезд) и нахождение в зоне транспортной безопасности ОТИ, ее части или на критических элементах ОТИ, отсутствует информация о действиях работников сил ОТБ ОТИ в период между моментом сообщения в соответствующие органы государственной власти о выявлении нарушителя и моментом прибытия сотрудников подразделений данных органов власти (возможный порядок задержания и удержания нарушителя до прибытия сотрудников органов власти, его изоляции, с указанием мест проведения данных мероприятий; при необходимости в случае информации об имевшихся у нарушителя ВУ, ВВ, опасных веществ — о процедуре эвакуации персонала/посетителей ОТИ и т.п.);
- представленный Порядок оценки данных, полученных с использованием технических средств обеспечения транспортной безопасности согласно содержанию данного документа разработан для ТС, а не для ОТИ;
- представленный Перечень и порядок эксплуатации (функционирования) технических средств обеспечения транспортной безопасности, в том числе заграждений, противотаранных устройств, решеток, усиленных дверей, заборов, шлюзовых камер, досмотровых эстакад, запорных устройств, иных сооружений и устройств, предназначенных для принятия мер по недопущению несанкционированного проникновения и совершения актов незаконного вмешательства, по факту не содержит порядок функционирования систем аудио-, видеозаписи в целях ОТБ, а также порядка эксплуатации технических средств досмотра;
- в разделе 4 представленного Порядка выдачи, учета, хранения и уничтожения пропусков, предусмотренных Правилами допуска на ОТИ, установленными Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, отсутствуют способ и средства уничтожения пропусков, как часть порядка уничтожения пропусков.
4. В нарушение подпункта 10 пункта 5 Требований не обеспечена передача данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в соответствии с утвержденным Порядком передачи данных (ОТИ «ЦУ СУДС и ЦУ ГМССБ морского порта ДеКастри») от 15.11.2016 - в силу непредставления видеоматериалов по письменному запросу УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора № 7-7/6153.
7. В нарушение подпункта 17 пункта 5 Требований не представлены доказательства внесения изменений в план обеспечения транспортной безопасности ОТИ ЦУ СУДС и ЦУ ГМССБ морского порта Де-Кастри по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости ОТИ, и их представления на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости ОТИ.
8. В нарушение подпункта 25 пункта 5 Требований не обеспечена в целях документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на КПП ОТИ аудио- и видеозапись - доказательств не представлено.
9. В нарушение подпункта 28 пункта 5 Требований не обеспечено проведение уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в соответствии с правилами проведения досмотра - согласно пунктов 17, 18 Правила проведения досмотра, досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, а также наблюдение и собеседование осуществляются уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, а также осуществляющим наблюдение и (или) собеседование (далее работники, осуществляющие наблюдение и собеседование). Таковые на данный момент в числе сил ОТБ Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» отсутствуют.
10. В нарушение подпункта 29 пункта 5 Требований не обеспечена организация пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а именно: в нарушение пункта 2.17 Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режимах на объектах транспортной инфраструктуры Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» в отделе Де-Кастри, положений Порядка организации и проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования (приложение № 16 к Инструкции), не обеспечено проведения процедур досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования ввиду отсутствия уполномоченных на это работников.
11. В нарушение подпункта 37 пункта 5 Требований на ОТИ Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» не обеспечено принятие мер по недопущению преодоления любыми лицами КПП ОТИ без соблюдения условий допуска в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
12. В нарушение подпункта 42 пункта 5 Требований на ОТИ Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» не обеспечено принятие мер, исключающих подготовку к совершению или совершение акта незаконного вмешательства, в том числе на КПП ОТИ, а также на участках пересечения границ зоны транспортной безопасности ОТИ, путем осуществления досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности; обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов.
13. В нарушение подпункта 2 пункта 16 Требований на ОТИ не обеспечено осуществление наблюдения и (или) собеседования на КПП на границах зоны транспортной безопасности ОТИ.
14. В нарушение подпункта 5 пункта 16 Требований на ОТИ не обеспечено хранение в электронном виде данных, получаемых со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности, в течение 5 суток - не представлены видеозаписи с КПП ОТИ.
15. В нарушение пункта 166 Правил проведения досмотра системы видео-, аудиозаписи, установленные на ОТИ с целью документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на КПП, не обеспечивают хранение данных в течение 30 суток.
16. В нарушение части 8 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» в отношении имеющихся на ОТИ технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности не представлены доказательства их соответствия требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2017 № 969.
23. Установлены следующие нарушения подпункта 9 пункта 6 Требований в ходе изучения документов в отношении ТС Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт»:
- на представленной Схеме размещения технических систем и средств досмотра на ТС «Хасанец» для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, фактически не отображены места размещения на ОТИ технических систем и средств досмотра;
- представленные Порядки действий сил обеспечения транспортной безопасности при выявлении на постах транспортного средства физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход (проезд) и нахождение в зоне транспортной безопасности транспортного средства, ее части или на критических элементах транспортного средства разработан не в полном объеме - в документе отсутствует информация о действиях работников сил ОТБ ТС в период между моментом сообщения в соответствующие органы государственной власти о выявлении нарушителя и моментом прибытия сотрудников подразделений данных органов власти (возможный порядок задержания и удержания нарушителя до прибытия сотрудников органов власти, его изоляции, с указанием мест проведения данных мероприятий; при необходимости в случае информации об имевшихся у нарушителя ВУ, ВВ, опасных веществ - о процедуре эвакуации персонала/посетителей ТС и т.п.);
- представленный Порядок обнаружения, включая выявление, распознавание и идентификацию, предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, и порядок действий сил обеспечения транспортной безопасности при обнаружении предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения фактически не содержит алгоритм действий сотрудников сил ОТБ в целях распознавания и идентификации тех или иных предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения (в т. ч. ВУ, СВУ, ВВ, наркотических веществ, оружия, других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет на перемещение), а также не содержит порядок действий сил обеспечения транспортной безопасности при обнаружении предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, в период между моментом сообщения в соответствующие органы государственной власти об обнаружении/распознавании/идентификации запрещенного предмете/вещества и моментом прибытия сотрудников подразделений данных органов власти (возможный порядок изоляции запрещенного предмета/вещества до прибытия сотрудников органов власти для исключения его срабатывания/воздействия его опасных свойств на окружающих, при необходимости - эвакуации персонала/посетителей ТС и т.п.);
- представленный Порядок передачи данных не согласован с подразделениями соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
26. В нарушение подпункта 13 пункта 6 Требований на ТС Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» не обеспечено информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на транспортном средстве, о требованиях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, в части, их касающейся.
Оспаривая пункты 1, 3 - 16 предписания, заявитель ссылается на то, что данные пункты не соответствуют действительности, поскольку в 2017 году произведено изменение конфигурации зоны транспортной безопасности, так как в эксплуатацию введено СУДС морского порта Де-Кастри, объекту присвоено наименование «ЦУ СУДС и ЦУ ГМССБ морского порта Де-Кастри», согласно письму № УТБ-3345 от 24.11.2017. Данный объект был внесен в реестр объектов транспортной инфраструктуры только 16.01.2018, следовательно, началом срока соблюдения требований обеспечения транспортной безопасности по данному объекту является дата внесения объекта в реестр. В этой связи, по мнению заявителя, предписание в части указанных пунктов, вынесенных в отношении нового ОТИ «ЦУ СУДС и ЦУ ГМССБ морского порта Де-Кастри», является незаконным.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, данные доводы не могут свидетельствовать о незаконности спорных пунктов предписания.
Из материалов дела видно, что согласно реестру объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (далее – Реестр, реестр ОТИ и ТС) субъект транспортной инфраструктуры - ФГУП «Росморпорт» Ванинский филиал эксплуатирует на законном основании объект транспортной инфраструктуры ЦУ СУДС и ЦУ ГМССБ морского порта Де -Кастри, которому 29.01.2015 присвоена IV категория (реестровый № МНО0000711).
Как следует из письма ФГУП «Росморпорт» от 15.01.2018 № 3, указанное наименование объекта внесено в Реестр ошибочно, ввиду технической ошибки, допущенной субъектом транспортной инфраструктуры в обращении от 31.10.2017 № 55, объект ЦУ СУДС и ЦУ ГМССБ морского порта Де-Кастри учтен за реестровым номером объекта транспортной инфраструктуры ЦУ ГМССБ морского порта Де-Кастри (IV категория реестровый №МНО-0000711).
Таким образом, в момент проведения плановой выездной проверки должностные лица Управления Ространснадзора руководствовались актуальными сведениями, внесенными в реестр ОТИ и ТС, в связи с чем в акте проверки от 08.12.2017 и в оспариваемом предписании наименование проверяемого ОТИ IV категории с реестровым № МНО-0000711 указано с неправильным наименованием ЦУ СУДС и ЦУ ГМССБ морского порта Де-Кастри вместо ЦУ ГМССБ морского порта Де-Кастри.
По материалам дела видно и не оспаривалось заявителем, что фактически в момент проведения проверки проверяющими исследовались документы на объект «ЦУ ГМССБ морского порта Де - Кастри», который был внесен в реестр 29.01.2015 и на момент проверки был действующим (объект исключен из реестра 16.01.2018).
Доказательств того, что проверка проводилась в отношении нового ОТИ, внесенного в Реестр 16.01.2018 за реестровым номером МНО-0000911, то есть после проведения проверки, заявителем не представлено и материалы дела не содержат. Указание в предписании иного наименования ОТИ стало возможным по причине технической ошибки, допущенной самим предприятием при подаче сведений об объекте транспортной инфраструктуры, необходимых для включения в Реестр ОТИ и ТС.
По пункту 2 оспариваемого предписания заявитель указывает, что объекты транспортной инфраструктуры Пирс № 1 морского порта Ванино и Причал № 18 морского порта Ванино выведены из эксплуатации приказами по Ванинскому филиалу.
Вместе с тем, как установлено судом и не опровергнуто заявителем, на момент проведения проверки указанные объекты не были исключены из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, следовательно, у субъекта транспортной инфраструктуры имелась обязанность, установленная подпунктом 4 пункта 5 Требований № 687, частью 1 статьи 6, пунктом 4 частью 2 статьей 12 ФЗ «О транспортной безопасности» по представлению в Росморречфлот полных и достоверных сведений об этих объектах для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также полной и достоверной информации по количественным показателям критериев категорирования данных объектов транспортной инфраструктуры, установленным Министерством транспорта Российской Федерации.
Рассмотрев пункты 16, 32 оспариваемого предписания, арбитражный суд не усмотрел оснований для признания их незаконными, с чем соглашается апелляционная коллегия исходя из следующего.
Согласно части 8 статьи 12.2 Закона-16-ФЗ, технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации.
Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2017 №969 утверждены Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, которые устанавливают порядок организации и проведения обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности на соответствие установленным требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Требования и правила № 969 на момент проведения проверки не отменены, таким образом считаются законными и подлежащие исполнению.
Оспаривая пункт 23 предписания, заявитель ссылается на отсутствие обязанности по согласованию Порядка передачи данных с подразделениями соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Согласно абзацу 13 подпункта 9 пункта 5 Требований № 678 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны утвердить в течение одного месяца с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры копии которых являются приложениями к плану объекта транспортной инфраструктуры, в том числе: порядок передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, согласованный с уполномоченными подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти, в том числе предусматривающий доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также передачу данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры при предоставлении субъектом транспортной инфраструктуры помещений указанным подразделениям федеральных органов исполнительной власти для выполнения задач на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с установленными полномочиями (далее - порядок передачи данных).
В соответствии с абзацем 18 подпункта 9 пункта 6 Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны утвердить организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком) копии которых являются приложениями к плану транспортного средства и, в том числе - порядок передачи данных.
Таким образом, ФГУП «Росморпорт» обязано согласовывать порядок передачи данных с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку предприятия на письмо Ространснадзора от 26.01.2017 № 8-15/316, в котором указывается, что в соответствии с подпунктом 9 пункта 6 Требований № 678 порядок передачи данных не подлежит согласованию с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Кроме того, письмом Ространснадзора от 15.05.2018 № 7-12/2518 вышеуказанное письмо № 8-15/316 признано недействительным, а также даны разъяснения в части согласования порядка передачи данных.
По пункту 26 предписания, заявитель ссылается на приложение № 11 к приказу № 550/К-1 от 09.11.2016 «Инструкция о пропускном и внутриобъектовом режимах на транспортных средствах филиала ФГУП «Росморпорт», пунктом 2 указанной Инструкции установлен «Порядок доступа физических лиц».
В силу подпункта 13 пункта 6 Требований субъекты транспортной инфраструктуры обязаны информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на транспортном средстве, о требованиях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, в части, их касающейся.
Как правомерно указал арбитражный суд, по смыслу вышеуказанной нормы соответствующее информирование всех физических лиц, находящихся на транспортном средстве, должно быть в наглядной и доступной форме, то есть информация должна размещаться непосредственно на транспортном средстве в местах, доступных для взгляда посетителей.
Отклоняется довод апеллянта о неисполнимости выданного предписания в связи с изменением в дальнейшем статуса проверенного объекта, поскольку правомерность вынесения оспариваемого предписания оценивается судом на момент его вынесения.
На основании изложенного, суд второй инстанции приходит к тому, что предписание в обжалуемых пунктах выдано на законных основаниях, и не нарушает прав и законные интересы заявителя по делу.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.07.2018 по делу № А73-3580/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию «Росморпорт» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 20.07.2018 № 2437, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.И. Сапрыкина |
Судьи | Е.В. Вертопрахова |
Е.А. Швец |