ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Хабаровск
января 2010 г. № Ф03-8030/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2010 г. Полный текст постановления изготовлен января 2010 г.
в составе:
Председательствующего: Филимоновой Е.П.
Судей: Бруева Д.В., Котиковой Г.В.
при участии
от открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания»: ФИО1, начальник юридического департамента по доверенности от 01.01.2010 № ДЭК-20-15/7Д; ФИО2, юрисконсульт 1 категории по доверенности от 01.01.2010 № ДЭК-20-15/17Д; ФИО3, начальник отдела правового сопровождения по доверенности от 01.01.2010 № ДЭК-20-15/4Д;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: ФИО4, заместитель руководителя по доверенности от 28.09.2009 № 6/5473; ФИО5, специалист 2 разряда по доверенности от 20.10.2008 № 01/6-4896
от третьих лиц: муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий», Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края – представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
на решение от 04.08.2009
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2009
по делу № А73-5942/2009 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Т.И.Чакова, в суде апелляционной инстанции судьи: Т.Д.Пескова, Е.В.Гричановская, Н.В.Меркулова
по заявлению открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
третьи лица: муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий», Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
о признании недействительными решения и предписания
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв до 21.01.2010 до 09 часов 15 минут.
Открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» (далее – ОАО «ДЭК», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – управление, антимонопольный орган) от 20.02.2009 № 4 и предписания от 20.02.2009 № 2.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий», Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
Решением суда от 04.08.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2009, заявление общества удовлетворено. Оспариваемые ненормативные акты антимонопольного органа признаны недействительными как несоответствующие Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ).
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, антимонопольный орган подал кассационную жалобу, в которой просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить как принятые с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителями в судебном заседании, управлением был надлежащим образом произведен анализ полученных в процессе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства документов, подтверждающих наличие в действиях ОАО «ДЭК» состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ.
Общество в отзыве на жалобу, а также его представители в судебном заседании просят принятые по делу судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству и обстоятельствам дела, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий», Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит судебные акты подлежащими отмене в части.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в адрес УФАС по Хабаровскому краю поступили обращения Прокуратуры по Кировскому району г. Хабаровска и Прокуратуры по Краснофлотскому району г. Хабаровска о незаконности действий ОАО «ДЭК» по введению ограничения режима потребления электроэнергии в общежитиях, находящихся в управлении МУП «Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий».
В ходе проведенной антимонопольным органом проверки установлено, что общество выставляет счета за объем потребленной электроэнергии в местах общего пользования общежитий без применения понижающего коэффициента «0,7».
ОАО «ДЭК» пояснило, что МУП «Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий» не представило документы, подтверждающие надлежащий порядок установки стационарных электроплит.
Кроме этого, УФАС по Хабаровскому краю установлено, что ОАО «ДЭК» выставляет в адрес населения за потребленную электроэнергию счета-квитанции с учетом норматива, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006 № 153-пр, в состав которого уже включен расход электроэнергии, потребленной в местах общего пользования и работу лифтового оборудования.
Одновременно в адрес МУП «Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий» общество также выставляло к оплате объем потребленной электроэнергии в местах общего пользования без учета уже оплаченных населением расходов на места общего пользования в рамках норматива, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006 № 153-пр.
20.02.2009 управление приняло решение № 4 о признании ОАО «ДЭК» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ.
На основании данного решения Управление выдало ОАО «ДЭК» предписание об обязании применять понижающий коэффициент «0,7» при расчете за потребленную электроэнергию в отношении объекта-общежития, расположенного по адресу: <...>, оборудованного стационарными электрическими плитами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.1998 № 1444.
ОАО «ДЭК» также предписано прекратить требования передачи финансовых средств от МУП «Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий» за объем потребленной электроэнергии гражданами в местах общего пользования объектов-общежитий, без учета оплачиваемых гражданами финансовых средств за потребленную электроэнергию по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006 № 153-пр, в состав которого уже включен расход электроэнергии, потребленной в местах общего пользования и работу лифтового оборудования.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, общество оспорило их в арбитражном суде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Постановлением Правительства РФ от 07.12.1998 № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» установлено, что для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах, в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электороотопительными установками, применяется понижающий коэффициент «0,7».
Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6, определен перечень технической документации, который необходимо иметь потребителю: технический паспорт основного оборудования здания и сооружения, электрообъектов, сертификаты на оборудование и материалы, подлежащие обязательной сертификации.
На основании исследования и оценки представленных доказательств судами установлен факт непредставления МУП «Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий» соответствующих документов в ОАО «ДЭК». С учетом данного обстоятельства, а также положений вышеупомянутых правовых норм, суды пришли к правильному выводу о правомерном неприменении обществом понижающего коэффициента «0,7» при расчете за потребленную электроэнергию в общежитии по адресу: <...>.
При таких обстоятельствах, у антимонопольного органа отсутствовали основания считать общество нарушившим часть 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ при неприменении коэффициента «0,7», в связи с чем судебные акты в части признания недействительными решения и предписания антимонопольного органа по данному эпизоду соответствуют закону, обстоятельствам дела и отмене не подлежат.
В соответствии с пунктом 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении норматива потребления коммунальных услуг для потребителей.
Во исполнение вышеупомянутого нормативного правового акта Правительством Хабаровского края принято постановление от 05.10.2006 № 153-пр, которым утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета.
Антимонопольным органом установлено, что ОАО «ДЭК» выставляет в адрес населения за потребленную электроэнергию счета-квитанции с учетом норматива, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006 № 153-пр, в состав которого включен расход электроэнергии, потребленной в местах общего пользования и за работу лифтового оборудования. Суммы за расход электроэнергии в местах общего пользования и за работу лифтового оборудования также включены обществом в расчеты с МУП г.Хабаровска «Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий».
Данные действия ОАО «ДЭК» признаны антимонопольным органом нарушающими часть 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ.
Признавая ненормативные акты управления в указанной части недействительными, суды исходили из того, что данный вывод сделан антимонопольным органом на основании ответа Министерства жилищно-коммунального хозяйства; решение не содержит доказательства, на которых основаны выводы комиссии; из решения невозможно установить по каким потребителям дважды производилось взыскание.
Однако судами не учтено, что стоимость энергопотребления местами общего пользования и за работу лифтового оборудования объектов – общежитий подлежит оплате в составе норматива в силу пунктов 25, 26, 30 постановления Правительства Хабаровского края от 05.10.2006 № 153-пр.
В обоснование доводов о двойном взимании платы за потребленную электроэнергию антимонопольным органом представлены ведомости поквартирного расхода электроэнергии. Эти документы, как указывает антимонопольный орган, представлены ОАО «ДЭК» в комиссию Хабаровского УФАС России, после изучения и анализа которых вынесены оспариваемые ненормативные акты.
Данные доводы управления судами не исследовались и не оценивались.
Кроме этого, суды сослались на пункт 7.2 договора от 07.06.2007 № 5000 электроснабжения, заключенного между ОАО «ДЭК» и МУП г.Хабаровска «Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий».
Однако суды не учли положения пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса РФ и пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, о том, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающей организацией с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам.
Вывод судов о наличии обстоятельств, имеющих преюдициальное значение, не основаны на нормах части 2 статьи 69 АПК РФ.
Таким образом, решение суда и постановление апелляционного суда в части признания недействительными решения и предписания о нарушении ОАО «ДЭК» антимонопольного законодательства, выразившемся в необоснованном требовании передачи финансовых средств от МУП «СЗ по СМО» за объем потребленной электрической энергии гражданами в местах общего пользования объектов – общежитий, без учета уплачиваемых гражданами финансовых средств за потребленную электрическую энергию по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006 № 153-пр, на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене как принятые по неполно исследованным обстоятельствам дела с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, полно и всесторонне исследовать имеющиеся в деле доказательства, с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, и, исходя их установленных обстоятельств, разрешить спорные правоотношения.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
П О С Т А Н О В И Л:
решение от 04.08.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2009 по делу № А73-5942/2009 Арбитражного суда Хабаровского края в части признания недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 20.02.2009 № 4 и предписания от 20.02.2009 № 2 о нарушении ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» антимонопольного законодательства, выразившемся в необоснованном требовании передачи финансовых средств от МУП «СЗ по СМО» за объем потребленной электрической энергии гражданами в местах общего пользования объектов – общежитий, без учета уплачиваемых гражданами финансовых средств за потребленную электрическую энергию по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006 № 153-ПР, отменить.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
В остальном обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья: Е.П.Филимонова
Судьи: Д.В.Бруев
Г.В.Котикова