ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А73-7498/2023 от 08.02.2024 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-7154/2023

15 февраля 2024 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2024 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Вертопраховой Е.В.

судей Мангер Т.Е., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.

при участии в заседании:

от индивидуального предпринимателя ФИО1: ФИО2 представителя по доверенности от 30.09.2022, (сроком на 3 года);

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: ФИО3 представителя по доверенности от 09.09.2022, (сроком на 2 года);

от Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области: представитель не явился;

от Краевого государственного казенного учреждения «Краевой имущественный комплекс»: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1

на решение от 21.11.2023

по делу № А73-7498/2023

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, Краевое государственное казенное учреждение «Краевой имущественный комплекс»

о признании недействительным решения

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - заявитель, ИП ФИО1) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения от 30.12.2022 по делу № 027/01/17-1023/2022 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее -Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган, антимонопольная служба, УФАС России по Хабаровскому краю).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечены: Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - Следственное управление, следственный комитет), Краевое государственное казенное учреждение «Краевой имущественный комплекс» (далее - КГКУ «КИК», Учреждение).

Решением суда от 21.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано; ИП ФИО1 из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2700 руб.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ИП ФИО1 обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель жалобы утверждает следующее: потенциальными поставщиками квартир для учреждения могли являться любые физические или юридические лица, имеющие в собственности подходящие жилые помещения, для которых вообще не требовалось каких-либо подготовительных процедур, в отличие от ФИО1, которой необходимо было приискать такую квартиру, затем денежные средства для ее приобретения, и лишь только после этого участвовать в торгах; результаты конкурсных процедур показывают, что лица, являющиеся собственниками подходящих квартир, в торгах участия не принимали, хотя препятствий к этому не имели; какого-либо ограничения конкуренции, а также преимущественных условий для ФИО1, создано не было; в ходе рассмотрения дела были представлены доказательства того, что информация о предстоящих торгах сообщалась также и иным потенциальным поставщикам (записи телефонных разговоров с рабочего номера ФИО5 с ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 , ФИО10, нотариальный осмотр служебного электронного почтового ящика ФИО5); ни одним из потенциально заинтересованных в закупках участников не подано обращений за соответствующими разъяснениями ни к заказчику (до проведения торгов), ни к оператору электронной площадки (во время торгов); жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в порядке статьи 105 Закона о контрактной системе ни по одной из закупок, не поступало; как следует из ЕИС только КГКУ «Краевой имущественный комплекс» за 2020 год объявлялось более 300 процедур по закупке квартир для обеспечения нужд социально незащищенных слоев населения, а за 2021 – более 150; помимо КГКУ «Краевой имущественный комплекс», закупки на данном рынке осуществляют также муниципальные образования, доля которых не устанавливалась и не определялась; обязательный анализ состояния конкуренции фактически не проведен, что могло существенным образом повлиять на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также на выводы комиссии и суда; судом не учтено, что комиссией в составе, принявшем решение, вопреки пунктов 3 и 4 части 4 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Федеральный закон № 135-ФЗ) не исследовались доказательства, не выслушивались мнения лиц, относительно представленных доказательств.

В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, Хабаровское УФАС России отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.

Представители третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.

Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие третьих лиц в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В судебном заседании представитель ИП ФИО1 поддерживает доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представитель Хабаровского УФАС России поддерживает доводы, изложенные в отзыве на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, в Хабаровское УФАС России поступило обращение СУ СК по Хабаровскому краю и ЕАО от 04.05.2022 № 203-000044-22 о наличии в действиях КГКУ «КИК» и ФИО1 нарушений Закона о защите конкуренции, выразившихся в том, что ФИО1, принимая участие в закупочных процедурах по приобретению КГКУ «КИК» квартир для детей-сирот, получала от должностных лиц КГКУ «КИК» информацию о планируемых закупочных процедурах, сроках их проведения, сведения о технической части закупок.

Хабаровским УФАС России приказом от 29.07.2022 № 325 возбуждено дело № 027/01/17-1023/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении КГКУ «КИК», ИП ФИО1 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Антимонопольным органом согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, пункта 10.10 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 проведен анализ состояния конкуренции при проведении электронного аукциона на приобретение в собственность Хабаровского края жилых помещений, в рамках которого определен предмет проведения закупок, временной интервал, состав хозяйствующих субъектов, по результатам которого составлен Аналитический отчет, где установлено, что любой хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность на рынке недвижимости, имел потенциальную возможность участвовать в аукционах.

Решением комиссии Хабаровского УФАС России от 30.12.2022 КГКУ «КИК», ИП ФИО1 признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции путем заключения и реализации устного антиконкурентного соглашения, направленного на создание преимущественных условий для предпринимателя при проведении закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, которое могло привести к ограничению конкуренции.

Основанием для принятия указанного решения, послужили выводы Хабаровского УФАС России о взаимодействии Учреждения и ИП ФИО1, а также ее представителей (выраженного во встречах, телефонных разговорах) по вопросам сроков размещения извещений, координации ценовых предложений, информации о границах, в которых планировалось осуществление закупок, год постройки дома; о допуске ФИО1 к участию в закупках, несмотря на то, что предлагаемые жилые помещения не в полной мере соответствовали требованиям закупочной документации; о нарушении порядка осуществления закупок, в том числе при формировании документации, что создало ИП ФИО1 преимущественные условий по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, ограничив доступ к участию в закупочных процедурах иным участникам, а также неопределенному кругу лиц, осуществляющему предпринимательскую деятельность на данном товарном рынке, и извлечение прибыли.

Решением апелляционной коллегии ФАС России жалоба ИП ФИО1 на решение Хабаровского УФАС России от 30.12.2022, оставлена без удовлетворения.

ИП ФИО1 не согласившись решением Хабаровского УФАС России от 30.12.2022, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Антимонопольные требования к торгам установлены статьей 17 Закона о защите конкуренции, пунктом 1 части 1 которой определено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников.

Обязательным условием, свидетельствующим о совершении действий, подпадающих под признаки вышеуказанной правовой нормы, является установление антимонопольной службой того факта, что определенные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Положения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, устанавливающие запрет на заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками таких торгов, являются специальной нормой по отношению к нормам, содержащим запреты на заключение антиконкурентных соглашений, указанным в статьях 11 и 16 Закона о защите конкуренции.

Согласно государственной программе Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 № 205-пр, министерством имущественных отношений Хабаровского края, как соисполнителем данной программы на 2013-2024 гг., за счет бюджетных средств осуществляется приобретение жилых помещений.

Реализация данной программы основана на нормах статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ) согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, и положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ), согласно которым инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Исполнение положений Закона № 159-ФЗ и Закона № 181-ФЗ предусматривает приобретение жилья для граждан на вторичном рынке путем организации и проведения торгов в соответствии с требованиями федерального законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) и Закона о защите конкуренции и иными нормативно-правовыми актами.

Согласно устава, утвержденного Распоряжением министерства имущественных отношений Хабаровского края от 14.03.2019 № 366, КГКУ «КИК» создано для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства имущественных отношений Хабаровского края, в том числе осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Хабаровского края и Учреждения за счет средств краевого бюджета; целями деятельности Учреждения являются оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение отдельных государственных функций в целях обеспечения реализации государственных программ Хабаровского края и обеспечения жилыми помещениями и земельными участками отдельных категорий граждан.

На основании распоряжения Губернатора Хабаровского края от 31.12.2017 №775-р Министерству имущественных отношений Хабаровского края запланировано приобрести жилые помещения для детей-сирот в объеме не менее 15 квартир в год.

Распоряжением Губернатора Хабаровского края в 2020 году план изменен путем увеличения покупки квартир до 80, а затем - до 127 квартир.

Учреждением в целях реализации указанной государственной программы и плана покупки квартир в период 2019-2021 годы заключены контракты по закупке жилых помещений (квартир) для детей-сирот и инвалидов.

Так, в 2019 году приобретено 74 квартиры, 62 из которых по контрактам, заключенным с ИП ФИО1 (ее представителями); в 2020 году приобретено 158 квартир, 88 из которых по контрактам, заключенным с ИП ФИО1 (ее представителями); в 2021 году приобретено 79 квартир, 21 из которых по контрактам, заключенным с ИП ФИО1 (ее представителями).

Также Учреждением в период 2019-2021 годы проведены, в том числе следующие закупки: №№0322200000320000043, 0122200002520004915, 0322200000320000092, 0122200002520005162, 0122200002520005392, 0322200000320000116, 0322200000320000120, 0322200000320000121, 0122200002520005773,0322200000320000129, 0322200000320000143, 0322200000320000146, 0322200000320000147, 0122200002520006441, 0122200002520006509, 0122200002520006508, 0322200000321000019, 0122200002521000987, 0122200002521000981, 0122200002521000983, 0122200002521000980, 0322200000321000050 на приобретение жилых помещений (квартир) для детей-сирот и инвалидов.

На официальном сайте zakupki.gov.ru заказчиком 22.04.2020 размещено извещение № 0322200000320000043 о проведении запроса предложений в электронной форме на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры).

Начальная максимальная цена контракта (НМЦК)-1498070,89руб.

На участие в закупке поступили заявки ИП ФИО11, ИП ФИО12

Согласно протоколу подведения итогов от 12.05.2020 с победителем ИП ФИО12 20.05.2020 заключен контракт № 33, цена - 1455000руб., на приобретение квартиры по адресу - <...>.

Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края на официальном сайте zakupki.gov.ru 06.08.2020 размещено извещение № 0122200002520004915 о проведении электронного аукциона на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры). НМЦК - 1498070,89 руб.

На участие в аукционе поступила единственная заявка ИП ФИО1

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки от 18.08.2020 с ИП ФИО1 01.09.2020 заключен контракт № 98, цена - 1486298,33 руб., на приобретение квартиры по адресу - <...>.

Заказчиком 07.08.2020 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0322200000320000092 о проведении запроса предложений в электронной форме на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры). НМЦК -2 440088,00 руб.

На участие в закупке поступила заявка ИП ФИО1

На основании протокола подведения итогов от 20.08.2020 с ИП ФИО1 01.09.2020 заключен контракт № 103, его цена - 2440088,00 руб., на приобретение квартиры по адресу - <...>.

Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края на официальном сайте zakupki.gov.ru 20.08.2020 размещено извещение № 0122200002520005162 о проведении электронного аукциона на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры), НМЦК - 1940000,00 руб.

Закупка проведена для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

На участие в аукционе поступила единственная заявка ИП ФИО1

Согласно протокола рассмотрения единственной заявки от 10.09.2020 с ИП ФИО1 14.09.2020 заключен контракт № 107, цена контракта - 1759427,06 руб., на приобретение квартиры по адресу - с. Мирное Хабаровского района, ул. Клубная, 20, кв. 3.

На официальном сайте zakupki.gov.ru Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края 31.08.2020 размещено извещение № 0122200002520005392 о проведении электронного аукциона на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры). НМЦК - 1233333,33 руб.

Закупка проведена для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

На участие в аукционе поступила единственная заявка ИП ФИО1

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки от 08.09.2020 с ИП ФИО1 21.09.2020 заключен контракт № ПО, цена контракта – 1210008,03 руб., на приобретение квартиры по адресу - с. Троицкое, Нанайский район, ул. Имени В.А. Пушникова, 3, кв. 16.

Заказчиком 23.09.2020 на официальном сайте zakupki.gov.га размещено извещение № 0322200000320000116 о проведении запроса предложений в электронной форме на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры), НМЦК - 2988191,60 руб.

На участие в закупке поступила заявка ИП ФИО1

На основании протокола подведения итогов от 06.10.2020 с ИП ФИО1 14.10.2020 заключен контракт, его цена - 2843601,76 руб., на приобретение квартиры по адресу - <...>.

Также заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru 23.09.2020 размещено извещение № 0322200000320000120 о проведении запроса предложений в электронной форме на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры), НМЦК - 2545600,00 руб.

На участие в закупке поступили заявки ФИО6, ИП ФИО1

По протоколу подведения итогов от 08.10.2020 с ИП ФИО1 16.10.2020 заключен контракт № 133, цена контракта - 2540600 руб., на приобретение квартиры по адресу - <...>.

Заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru 23.09.2020 размещено извещение № 0322200000320000121 о проведении запроса предложений в электронной форме на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры), НМЦК - 2545600,00 руб.

На участие в закупке поступила заявка ИП ФИО1

Согласно протокола подведения итогов от 13.10.2020 с ИП ФИО1 21.10.2020 заключен контракт № 143, цена контракта - 2545600 руб., на приобретение квартиры по адресу - <...>.

24.09.2020 Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0122200002520005773о проведении электронного аукциона на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры), НМЦК - 1498070,89 руб.

Закупка проведена для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

На участие в аукционе поступила заявка ИП ФИО1

С предпринимателем 19.10.2020 согласно протокола подведения итогов от 07.10.2020 заключен контракт № 129, цена - 1490580,53 руб., на приобретение квартиры по адресу - <...> ПО, корп. 3, кв. 53.

06.10.2020 заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0322200000320000129 о проведении запроса предложений в электронной форме на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры), НМЦК- 2988191,60 руб.

На участие в закупке поступила заявка ИП ФИО1

На основании протокола подведения итогов от 27.10.2020 с ИП ФИО1 05.11.2020 заключен контракт № 164, цена контракта - 2891798,40 руб., на приобретение квартиры по адресу - <...>.

Заказчиком 22.10.2020 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0322200000320000143 о проведении запроса предложений в электронной форме на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры), НМЦК - 2545600 руб., на участие в закупке поступила заявка ИП ФИО1

Согласно протокола подведения итогов от 06.11.2020 с ИП ФИО1 16.11.2020 заключен контракт № 172, цена контракта - 2545600 руб., на приобретение квартиры по адресу - <...>.

Заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru 23.10.2020 размещено извещение № 0322200000320000146 о проведении запроса предложений в электронной форме на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры), НМЦК- 2988191,60 руб., на участие в закупке поступила заявка ИП ФИО1

В соответствии с протоколом подведения итогов от 10.11.2020 с ИП ФИО1 18.11.2020 заключен контракт № 182, цена контракта - 2939995,04 руб., на приобретение квартиры по адресу - <...>.

На официальном сайте zakupki.gov.ru заказчиком 23.10.2020 размещено извещение № 0322200000320000147 о проведении запроса предложений в электронной форме на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры), НМЦК - 2545600,00 руб., на участие в закупке поступила заявка ИП ФИО1

Согласно протокола подведения итогов от 17.11.2020 с ИП ФИО1 25.11.2020 заключен контракт № 192, цена контракта - 2545600 руб., на приобретение квартиры по адресу - <...>.

Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края на официальном сайте zakupki.gov.ru 29.10.2020 размещено извещение № 0122200002520006441 о проведении электронного аукциона на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры), НМЦК - 1498070,89 руб.

Закупка проведена для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, на участие в аукционе поступила единственная заявка ИП ФИО1

В соответствии с протоколом подведения итогов от 06.11.2020 с ИП ФИО1 17.11.2020 заключен контракт № 180, цена контракта - 1471582,50 руб., на приобретение квартиры по адресу - <...>.

02.11.2020 Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0122200002520006509 о проведении электронного аукциона на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры), НМЦК - 994000,00 руб.

Закупка проведена для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

На участие в аукционе поступила единственная заявка ИП ФИО1

Согласно протокола рассмотрения единственной заявки от 11.11.2020 с ИП ФИО1 23.11.2020 заключен контракт № 185, цена контракта - 994000 руб., на приобретение квартиры по адресу - пос. Хор района им. Лазо Хабаровского края, ул. Менделеева, 8, кв. 52.

Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края на официальном сайте zakupki.gov.ru 02.11.2020 размещено извещение № 0122200002520006508 о проведении электронного аукциона на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры), НМЦК - 1233333,33 руб.

Закупка проведена для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, на участие в аукционе поступила единственная заявка ИП ФИО1

На основании протокола рассмотрения единственной заявки от 11.11.2020 с ИП ФИО1 23.11.2020 заключен контракт № 187, цена контракта - 1233333,33 руб., на приобретение квартиры по адресу - с. Троицкое, Нанайский район, ул. Максима Пассара, 47, кв. 1.

Заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru 03.03.2021 размещено извещение № 0322200000321000019 о проведении запроса предложений в электронной форме на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры), НМЦК -1520133,51 руб., на участие в аукционе поступили заявки ИП ФИО12, ИП ФИО11

В соответствии с протоколом подведения итогов от 17.03.2021 с ИП ФИО12 25.03.2021 заключен контракт № 14, цена контракта - 1510133,51 руб., на приобретение квартиры по адресу - <...>.

Также Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края на официальном сайте zakupki.gov.rn 05.03.2021 размещено извещение № 0122200002521000987 о проведении электронного аукциона на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры), НМЦК - 1520133,51 руб.

Закупка проведена для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, на участие в аукционе поступила единственная заявка ИП ФИО1

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки от 15.03.2021 с ИП ФИО1 26.03.2021 заключен контракт № 9, цена контракта - 1500262,61 руб., на приобретение квартиры по адресу - <...>.

05.03.2021 Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0122200002521000981 о проведении электронного аукциона на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры), НМЦК - 1520133,51 руб.

Закупка проведена для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, на участие в аукционе поступила единственная заявка ИП ФИО1

Согласно протокола рассмотрения единственной заявки от 15.03.2021 с ИП ФИО1 26.03.2021 заключен контракт № 10, цена контракта - 1500262,61 руб., на приобретение квартиры по адресу - <...>.

Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края на официальном сайте zakupki.gov.ru 05.03.2021 размещено извещение № 0122200002521000983 о проведении электронного аукциона на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры), НМЦК-1520133,51руб.

Закупка проведена для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, на участие в аукционе поступила заявка ИП ФИО1

Согласно протокола подведения итогов от 15.03.2021 с ИП ФИО1 26.03.2021 заключен контракт № 8, цена контракта - 1500262,61 руб., на приобретение квартиры по адресу - <...>.

Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края на официальном сайте zakupki.gov.ru 05.03.2021 размещено извещение № 0122200002521000980 о проведении электронного аукциона на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры), НМЦК - 1520133,51 руб.

Закупка проведена для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, на участие в аукционе поступили заявки ИП ФИО12, ИП ФИО11

Согласно протокола подведения итогов от 18.03.2021 с ИП ФИО12 29.03.2021 заключен контракт № 16, цена контракта - 1482130,16 руб., на приобретение квартиры по адресу - <...>.

Заказчиком 11.05.2021 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение №0322200000321000050 о проведении запроса предложений в электронной форме на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры), НМЦК -3527638,32 руб., на участие в аукционе поступили заявки ИП ФИО1, ФИО13

В соответствии с протоколом подведения итогов от 26.05.2021 с ИП ФИО1 11.05.2021 заключен контракт № 43, цена контракта - 3350000,00 руб., на приобретение квартиры по адресу - <...>.

На основании статьи 45.1 Закона о защите конкуренции под доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимаются сведения о фактах, которые получены в установленном настоящим Федеральным законом порядке и на основании которых комиссия устанавливает наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, обоснованность доводов лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения дела (часть 1); письменными доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела, акты, договоры, справки, переписка, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, изготовления копий электронных носителей информации либо иным позволяющим установить достоверность документа способом; к письменным доказательствам также относятся результаты анализа состояния конкуренции, проведенного в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом (часть 4).

Согласно пункта 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства могут служить и полученные в установленном законом порядке доказательства по уголовным делам, переданные в антимонопольный орган (с учетом положений статьи 161 УПК РФ); необходимо иметь в виду, что материалы (копии материалов) уголовных дел могут использоваться в качестве доказательств по делам о картелях вне зависимости от наличия или отсутствия приговора по уголовному делу, поскольку в рамках производства по антимонопольному делу устанавливается факт наличия или отсутствия нарушения антимонопольного законодательства, а не факт совершения преступления или виновность/невиновность лица в совершении преступления.

Оценивая совместимость поведения хозяйствующих субъектов с требованием конкуренции, необходимо учитывать, что в большинстве случаев наличие антиконкурентного соглашения может вытекать из различных неслучайных совпадений в поведении субъектов при том, что их поведение не имеет логичного (разумного) обоснования.

При этом наличие антиконкурентных соглашений может быть подтверждено с помощью косвенных доказательств, которые в своей совокупности и при отсутствии какого-либо другого объективного объяснения, могут служить доказательством нарушения правил конкуренции.

Хабаровское УФАС России при рассмотрении дела № 027/01/17-1023/2022 использовало материалы уголовного дела № 12102080024000044, представленные Следственным управлением, в том числе протоколы допросов участников уголовного судопроизводства, протоколы осмотра документов, протоколов дополнительного осмотра предметов, переписку.

В период с 19.07.2019 по 01.01.2022 должность директора КГКУ «КИК» занимал ФИО14; начальником отдела государственных закупок Учреждения являлась ФИО5

Данные должностные лица КГКУ «КИК» до размещения извещений о проведении закупок посредством телефонных переговоров и переписки с ИП ФИО1 и ее представителями, предоставляли ей информацию о потребности в приобретении жилых помещений в различных населенных пунктах Хабаровского края, местоположении и характеристиках планируемых к приобретению квартир (допустимый год постройки дома, его этажность, допустимая минимальная площадь квартир), начальной (максимальной) цене контрактов, границах районов улиц в городе Хабаровске, где Учреждением планируются к приобретению жилые помещения, корректировали и согласовывали стоимость представляемых квартир, закупочную документацию, а также сроки размещения извещений о проведении закупочных процедур.

В материалы дела представлены протоколы дополнительного осмотра предметов от 22.10.2021, от 12.12.202, в которых отражены результаты осмотра содержащейся в изъятых в ходе расследования уголовного дела персонального компьютера, телефонов с установленными в них мессенджерами Воцап и Сигнал.

Между ИП ФИО1 и ФИО14 велась активная переписка, связанная с осуществлением КГКУ «КИК» функций по приобретению квартир для детей-сирот, согласно которой ИП ФИО1 просит объявить закупочные процедуры до определенного времени и по приобретению квартиры в определенном населенном пункте; объявить закупочные процедуры, при этом, ИП ФИО1 выбирает способ закупки (запрос предложений в электронной форме или электронный аукцион) и специальные требования - для субъектов малого предпринимательства; сообщать о количестве участников в закупочных процедурах, по которым ИП ФИО1 направляет номера закупок ФИО14; при этом ФИО14 сообщает информацию об увеличении плана - до 150 квартир.

Также начальник отдела государственных закупок Учреждения ФИО5 сообщала ИП ФИО1 о размещении на электронной площадке извещений о проведении закупочных процедур по приобретению в г. Комсомольске-на-Амуре квартир площадью не менее 30 кв. м., расположенных в многоквартирных домах не ранее 1962 года постройки; ФИО5 сообщала представителю ИП ФИО1 - ФИО15 о том, что в техническую часть закупок жилых помещений в городе Хабаровске будут внесены изменения, а именно: с июня 2020 года устанавливаются новые требования к году постройки многоквартирных домов - не позднее 1962 года, а также сообщила границы районов города Хабаровска, где Учреждением планируются к приобретению жилые помещения, при этом направила ФИО15 карты с границами улиц.

Согласно протоколу допроса свидетеля - ФИО15 (являлась доверенным лицом ИП ФИО1) от 14.12.2021, ФИО15 осуществляла приобретение жилых помещений, действуя по доверенности, выданной ИП ФИО1

Из протокола осмотра документов от 12.08.2021 следует, что между ФИО15 и пользователем телефона, изъятого в Учреждении (пользователь – Ольга) велась активная переписка, в ходе которой координировались вопросы приобретения квартир.

Так имеется сообщение от Евгении Небесных в адрес Учреждения: «Какие адреса подходят 1) ул. Краснодарская 316, 2/3, 29 м; 2) квартал ДОС 35, 4/5, 29м; 3) пер. Машинистов 6, 1/5, 30м; 4)ул. Халтурина 30а, 1/6, 32,9м; 5) пр. Локомотивный 6, 1/5, 30,8м; ул. Суворова 10а, 1/5, 30м.», с вопросом, какие адреса подходят (08.04.2020).

В ходе переписок ИП ФИО1 направляла ФИО5 в различное время адреса квартир, с вопросом подходят ли данные квартиры для реализации Учреждению, сроках опубликования закупочных процедур.

В декабре 2020 года директор Учреждения ФИО14 сообщил ИП ФИО1 о планах для Учреждения по закупке квартир на 2021 год - 80 квартир, но план может быть увеличен до 174 квартир.

Также используя указанную информацию, ИП ФИО1 осуществляла системное приобретение квартир в целях их дальнейшей реализации Учреждению.

При этом между ИП ФИО1 и ФИО14 осуществлялась систематическая переписка по вопросам участия в закупках.

ФИО1 в переписке интересовалась у ФИО14 о количестве участников запроса предложений в электронной форме, а ФИО14 сообщал ей указанную информацию, что подтверждаются самим ФИО14 в ходе допроса (протокол дополнительного допроса подозреваемого от 04.05.2022).

27.10.2020 ФИО15 в интересах ФИО1 приобретена квартира № 52 в доме № 8 по ул. Менделеева в п. Хор.

24.07.2020 состоялась переписка по совпадающим НМЦК, площади, ограничению территории.

ФИО15 05.08.2020 в интересах ФИО1 приобрела квартиру по адресу: <...>, а ФИО1 подала заявку на участие в закупке по приобретению квартиры в с. Мирном, объявленной 20.08.2020 (извещение № 0122200002520005162); заявка ИП ФИО1 была единственной.

ФИО5, задолго до фактического объявления закупок, предоставляла ИП ФИО1 информацию о планируемых закупках квартир в г. Хабаровске, с. Троицкое, г. Комсомольске-на-Амуре.

Руководителем КГКУ «КИК» оказывалось содействие ИП ФИО1 по приведению технической документации на жилые помещения в соответствии с требованиями документации о закупке.

Закупка № 0322200000320000043 объявлена 22.04.2020, площадь жилого помещения, согласно документации о закупке, должна составлять не менее 30,3 кв. м. и не более 48 кв. м.

ИП ФИО1, будучи осведомленной о планах по приобретению квартир в г. Комсомольске-на-Амуре 27.03.2020, приобрела квартиру площадью 29,7 кв. м. (<...>)

Данная квартира не соответствовала требованиям документации о закупке в части площади.

06.08.2020 Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение №0122200002520004915 о проведении электронного аукциона на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры), площадь квартиры должна составлять не менее 30,3 кв. м. и не более 48 кв. м.

ИП ФИО1 07.07.2020 приобрела квартиру по адресу: <...>, площадью 29,9 кв. м.

В отношении вышеуказанных квартир были изготовлены технические паспорта, в которых площадь квартир составила 30,3 кв. м., и указанные квартиры были реализованы Учреждению.

Изготовление технических паспортов с указанием площади, соответствующей условиям документации о торгах, осуществлялось при непосредственном содействии директора КГКУ «КИК».

Указанное обстоятельство следует из показаний, данных директором КГБУ «Хабкрайкадастр» ФИО16 согласно протокола допроса от 14.03.2022, протокола дополнительного допроса свидетеля от 21.03.2022.

ИП ФИО1, будучи осведомленной о планах Учреждения по приобретению квартир, предпринимала действия по внесению изменений в техническую документацию на квартиры в части увеличения их площади.

Закупка, по результатам которой с ИП ФИО1 заключен контракт от 17.11.2020 № 180 на приобретение данной квартиры была объявлена 29.10.2020 (извещение № 0122200002520006441).

При этом с учетом установленных фактов наличия между ИП ФИО1 (ее представителями) и сотрудниками КГКУ «КИК» переписки относительно осуществляемых Учреждением закупок жилых помещений, это свидетельствует об осведомленности ИП ФИО1 о предстоящих закупках, а также требованиям к помещениям.

Данная информация, представлялась ИП ФИО1 должностными лицами КГКУ «КИК» в ходе телефонных переговорах, а также посредством мессенджеров.

Этими действиями, КГКУ «КИК» представило ИП ФИО1 возможность использовать полученную информацию для заблаговременного поиска на вторичном рынке жилых помещений и приобретения их в собственности.

Так, ИП ФИО1 предоставлялось необоснованное преимущество как поставщику жилых помещений, которое заключалось в том, что на дату закупки ИП ФИО1, не просто обладала информацией о критериях закупки, что позволяло ей начать подготовку к еще не объявленным торгам (поиск жилых помещений, подготовка заявки), но при этом, уже имела в собственности квартиру, полностью соответствующую требованиям закупочной документации.

Кроме того иным потенциальным участникам закупки, требования заказчика становятся известны только в момент размещения извещения о закупке и начала процедуры подачи заявок, что с учетом ограниченных сроков закупочных процедур, свидетельствует о создании ИП ФИО1 преимущества для участия в закупке, перед иными потенциальными участниками закупки.

Кроме того, как верно установлено судом, информация о закупках в том объеме, в котором она представлялась ИП ФИО1, иным участникам закупки, в том числе и потенциальным, до объявления закупок, не представлялась и не могла быть представлены, так как участниками закупки могли быть любые лица, а не только профессиональные участники, действующие на рынке купли-продажи жилых помещений, следовательно, фактически между КГКУ «КИК» и ИП ФИО1 имелось соглашение, целью которого являлось обеспечение заключения контрактов с определенным лицом, реализация которого создало ФИО1 необоснованные преимущества по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, что могло повлечь за собой ограничение доступа к участию в закупочных процедурах иных потенциальных участников, а соответственно – ограничение конкуренции.

Таким образом, такие действия Учреждения и ИП ФИО1 обоснованно квалифицированы антимонопольным органом как нарушающие требования пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Доводы предпринимателя о том, что ограничение конкуренции в спорных закупках отсутствует в силу того, что ИП ФИО1 в большинстве закупок являлась единственным участником, судом верно отклонены, поскольку при установленных по делу обстоятельствах, это не влияет на возможность квалификации действий Учреждения и ИП ФИО1 как нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Предпринимателем не представлено доказательств, объективно подтверждающих факт того, что участие ИП ФИО1 в закупках в качестве единственного участника, не явилось результатом реализации антиконкурентного соглашения.

Также доводы предпринимателя о наличии отдельных недостатков в аналитическом отчете антимонопольного органа судом обоснованно отклонены, как не влияющие при установленных по делу обстоятельствах, на правильность выводов Хабаровского УФАС России.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований, не имеется.

Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в целом судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Доводы заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними.

Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21 ноября 2023 года по делу № А73-7498/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Вертопрахова

Судьи

Т.Е. Мангер

Е.А. Швец