АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
февраля 2022 года № Ф03-7467/2021
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен февраля 2022 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи М.Ю. Бурловой-Ульяновой,
судей В.А. Гребенщиковой, С.Н. Новиковой
при участии:
от истца: ФИО1, директор (выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на 15.02.2022), ФИО2, представитель, доверенность от 18.01.2022
от ответчика: ФИО3, представитель, доверенность от 07.10.2021 №12.3.25-15090
от Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края: ФИО4, представитель, доверенность от 10.01.2022 №01-11-3
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Хабаровского края
на решение от 24.08.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021
по делу № А73-8963/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью «Офис-Центр»
кПравительству Хабаровского края
третьи лица: Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края, муниципальное образование городской округ «Город Хабаровск» в лице Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска, администрации города Хабаровска
о признании соглашения о расторжении договора незаключенным
Общество с ограниченной ответственностью «Офис-Центр» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>; далее - ООО «Офис-Центр», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Правительству Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>; далее - ответчик) о признании соглашения от 12.09.2019 о расторжении инвестиционного соглашения от 27.01.2016 №ИС-3/16 незаключенным и не вступившим в силу.
Определением суда в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>; далее – МИРП Хабаровского края), Муниципальное образование городской округ «Город Хабаровск» в лице Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>; далее – Департамент), администрация города Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>; далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 24.08.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021, исковые требования ООО «Офис-Центр» удовлетворены.
Правительство Хабаровского края, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении иска общества отказать.
В обоснование своих возражений заявителем кассационной жалобы приведены доводы о том, что условиями инвестиционного соглашения от 27.01.2016 предусмотрена возможность его расторжения в одностороннем порядке, что имеет место в рассматриваемом случае. Неподписание спорного соглашения от 12.09.2019 ООО «Офис-Центр» не исключает волеизъявления Правительства Хабаровского края на прекращение правоотношений сторон в рамках инвестиционного соглашения. По мнению кассатора, истцом избран ненадлежащий способ защиты права, который не может привести к восстановлению его интересов.
ООО «Офис-Центр» представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором выражено несогласие с позицией её заявителя, указано на законность и обоснованность принятых судебных актов.
МИРП Хабаровского края в представленном отзыве на кассационную жалобу и дополнениях к нему поддержало доводы Правительства Хабаровского края, просило отменить обжалуемые судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители Правительства Хабаровского края, ООО «Офис-Центр» и МИРП Хабаровского края поддержали доводы кассационной жалобы и отзывов на неё.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд округа не обеспечили, что не является в силу части 3 статьи 284 АПК РФ препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на неё, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 27.01.2016 между Правительством Хабаровского края и ООО «Офис-Центр» (субъект инвестиционной деятельности) заключено инвестиционное соглашение №ИС-3/16.
Предметом соглашения являются отношения между сторонами, возникающие в связи с признанием инвестиционного проекта «Многофункциональное высотное здание с тоннелем, подземными пешеходными переходами и паркингом на пересечении улиц Ленина-Калинина в Центральном районе г. Хабаровска» приоритетным инвестиционным проектом края (пункт 1.1 инвестиционного соглашения №ИС-3/16).
Инвестиционный проект признается приоритетным инвестиционным проектом края в целях предоставления земельного участка в аренду без торгов, в случае соответствия его критериям, установленным Законом Хабаровского края от 29.07.2015 №102 «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов» (пункт 1.2 инвестиционного соглашения №ИС-3/16).
Стоимость инвестиционного проекта: 6 500 млн. рублей (шесть миллиардов пятьсот миллионов рублей) с учетом НДС (пункт 2.2 инвестиционного соглашения).
Сроки реализации инвестиционного проекта: начало реализации инвестиционного проекта: январь 2016 года; окончание реализации инвестиционного проекта: июнь 2018 года; дата ввода объекта в эксплуатацию: июль 2018 года (пункт 2.3 инвестиционного соглашения №ИС-3/16).
Субъект инвестиционной деятельности обязуется: реализовать на территории Хабаровского края инвестиционный проект в установленные сроки в соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта (пункт 3.1.1 инвестиционного соглашения); выполнить основные параметры инвестиционного проекта и результаты его реализации, предусмотренные пунктом 2.4 настоящего соглашения (пункт 3.1.2 инвестиционного соглашения); уплачивать текущие обязательные налоги и сборы в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1.3 инвестиционного соглашения); представлять в Правительство края сведения (ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным): о ходе реализации инвестиционного соглашения в произвольной форме; о показателях финансово-хозяйственной деятельности субъекта инвестиционной деятельности по форме в соответствии с приложением №2 к настоящему соглашению (пункт 3.1.4 инвестиционного соглашения); обеспечить доступ представителей Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, Министерства строительства Хабаровского края, Министерства экономического развития Хабаровского края на объекты, реализуемые в рамках инвестиционного проекта, для проведения оценки выполнения условий настоящего соглашения (пункт 3.1.5 инвестиционного соглашения); представлять по требованию Правительства края документы о финансово-хозяйственной деятельности субъекта инвестиционной деятельности, связанные с реализацией инвестиционного проекта, а также сведения, предусмотренные пунктом 3.1.4 настоящего соглашения (пункт 3.1.6 инвестиционного соглашения).
Настоящее соглашение может быть досрочно расторгнуто по соглашению сторон (пункт 4.3.2 инвестиционного соглашения).
Настоящее соглашение может быть досрочно расторгнуто в одностороннем порядке по решению Правительства края в случаях: существенного невыполнения субъектом инвестиционной деятельности основных параметров инвестиционного проекта и результатов его реализации, предусмотренных пунктом 2.4 настоящего соглашения; неисполнения или несвоевременного исполнения обязательств, предусмотренных пунктом 3.1.4 настоящего соглашения. Существенным невыполнением основных параметров инвестиционного проекта и результатов его реализации в рамках настоящего пункта является невыполнение более чем 10 процентов от любого показателя, предусмотренного пунктом 2.4 настоящего соглашения (пункт 4.3.2 инвестиционного соглашения).
Сторонами инвестиционного соглашения заключались дополнительные соглашения от 05.04.2016, от 19.08.2016.
МИРП Хабаровского края 02.10.2019 в адрес ООО «Офис-Центр» направлено извещение №01-11-2854, в котором сообщило, что проект лишен статуса приоритетного инвестиционного проекта края, соглашение с 12.09.2019 расторгнуто, в связи с чем в адрес общества направляется соглашение о расторжении инвестиционного соглашения для подписания и его направления в срок до 15.10.2019 в МИРП Хабаровского края. В извещении от 02.10.2019 №01-11-2854 указано, что в случае не поступления в указанный срок подписанного соглашения, оно будет считаться подписанным. В приложении к извещению указана выписка протокола заседания Инвестиционного совета при Правительстве Хабаровского края от 11.09.2019 и соглашение о расторжении инвестиционного соглашения.
ООО «Офис-Центр», ссылаясь на то, что соглашение о расторжении инвестиционного соглашения от 12.09.2019 не подписано им, в связи с чем является незаключенным, обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались положениями статей 432, 434, 450 и 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и исходили из того, что спорное соглашение о расторжении инвестиционного соглашения от 12.09.2019 не является заключенным, поскольку сам инвестиционный договор от 27.01.2016 №ИС-3/16 не содержит условия о возможности признании соглашения о его расторжении заключенным в случае, если оно не подписано другой стороной в определенный в нём срок.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ. При этом избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В рамках настоящего дела истцом заявлен гражданско-правовой иск о признании соглашения от 12.09.2019 о расторжении инвестиционного договора от 27.01.2016 №ИС-3/16 незаключенным, не порождающим для его участников соответствующих правовых последствий.
Предъявление настоящего иска направлено на сохранение у инвестиционного договора статуса «приоритетный инвестиционный проект края» и нивелирование факта его одностороннего расторжения Правительством Хабаровского края.
Принципы государственной инвестиционной политики в Хабаровском крае, полномочия органов государственной власти края в сфере реализации государственной инвестиционной политики, виды и формы краевой государственной поддержки, условия ее предоставления субъектам инвестиционной деятельности регламентированы Законом Хабаровского края от 23.11.2011 №130 «О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае» (далее – Закон №130), Законом Хабаровского края от 29.07.2015 №102 «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов» (далее – Закон №102), Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.09.2016 №331-пр «О реализации Закона Хабаровского края от 29.07.2015 №102 «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов» и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Хабаровского края» (далее – Постановление №331-пр).
В соответствии с частью 4 статьи 12.2 Закона №130 инвестиционное соглашение подлежит расторжению, инвестиционный проект лишается статуса «приоритетный инвестиционный проект края» в случаях:
1) несоответствия субъекта инвестиционной деятельности требованиям, установленным в статье 8 настоящего закона;
2) неисполнения субъектом инвестиционной деятельности условий, установленных инвестиционным соглашением (в редакции, действующей в период принятия решения о расторжении инвестиционного соглашения от 27.01.2016 №ИС-3/16).
Возможность расторжения инвестиционного соглашения в одностороннем порядке в случаях, установленных в инвестиционном соглашении, установлена подпунктом 4.1 раздела 4 Постановления №331-пр.
В соответствии с пунктами 4.4, 4.5 раздела 4 Постановления №331-пр предложения субъекта инвестиционной деятельности о внесении изменений в инвестиционное соглашение рассматриваются Инвестиционным советом при Правительстве Хабаровского края (далее – Совет) при изменении основных параметров инвестиционного проекта (далее – Проект), а также характеристик земельного участка, установленных инвестиционным соглашением, их рассмотрение завершается принятием одного из следующих решений:
- рекомендовать Правительству края заключить с субъектом инвестиционной деятельности дополнительное соглашение о внесении изменений в инвестиционное соглашение (подпункт 4.5.1);
- рекомендовать Правительству края отказать субъекту инвестиционной деятельности в заключении дополнительного соглашения и расторгнуть инвестиционное соглашение (подпункт 4.5.2);
- рекомендовать Правительству края отказать субъекту инвестиционной деятельности в заключении дополнительного соглашения и предложить продолжить реализацию Проекта согласно ранее заключенному инвестиционному соглашению (подпункт 4.5.3).
Решения заседаний Совета в течение семи рабочих дней с даты проведения заседания Совета оформляются протоколом, который подписывается председателем Совета либо лицом, исполняющим его функции, и секретарем Совета (пункт 6.12 Постановления Правительства Хабаровского края от 19.04.2011 №115-пр «Об утверждении Положения об инвестиционном совете при Правительстве Хабаровского края» (далее – Постановление №115-пр) (в редакции, действующей в период принятия решения о расторжении инвестиционного соглашения от 27.01.2016 №ИС-3/16).
Решения заседания Совета в течение пяти рабочих дней со дня утверждения протокола заседания Совета доводятся до сведения членов Совета, заинтересованных органов исполнительной власти края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований края, а также руководителей организаций путем направления выписки из протокола заседания Совета (пункт 6.13 Постановления №115-пр).
Пунктом 4.9 Постановления №331-пр на МИРП Хабаровского края возложена обязанность направления субъекту инвестиционной деятельности уведомления о расторжении инвестиционного соглашения и лишения Проекта статуса приоритетного в случае принятия Советом решения в соответствии с подпунктом 4.5.2 указанного постановления.
Из материалов дела следует, что Советом принято решение рекомендовать Правительству Хабаровского края отказать ООО «Офис-Центр» в заключении дополнительного соглашения к инвестиционному соглашению «Многофункциональное высотное здание с тоннелем, подземными пешеходными переходами и паркингом на пересечении улиц Ленина-Калинина в Центральном районе г. Хабаровска» и расторгнуть соглашение от 27.01.2016 №ИС-3/16 (срок – до 23.10.2019). На МИРП Хабаровского края возложена обязанность направления в адрес ООО «Офис-Центр» уведомления о лишении инвестиционного проекта, реализуемого обществом, статуса приоритетного проекта края и о расторжении соглашения от 27.01.2016 №ИС-3/16 (срок – до 23.10.2019) (пункты 3.1, 3.2 Протокола №6 заседания Совета от 11.09.2019).
Таким образом, оспариваемое ООО «Офис-Центр» соглашение от 12.09.2019 о расторжении инвестиционного договора от 27.01.2016 №ИС-3/16 по своему содержанию является лишь оформлением (формой) решения уполномоченного органа, принятого в порядке подпункта 4.5.2 Постановления №331-пр, о лишении инвестиционного проекта, реализуемого обществом, статуса приоритетного проекта края и о его расторжении.
Суд округа, учитывая цель, которая преследуется истцом при предъявлении настоящего иска (признание незаконным одностороннего порядка расторжения Правительством Хабаровского края инвестиционного соглашения от 27.01.2016 №ИС-3/16), пришел к выводу о выборе ООО «Офис-Центр» ненадлежащего способа защиты своего права, поскольку требование общества о признании соглашения от 12.09.2019 о расторжении инвестиционного договора незаключенным не приведет к восстановлению его законных интересов.
Подтверждением указанного вывода является факт предъявления обществом иска в Арбитражный суд Хабаровского края к МИРП Хабаровского края о признании недействительной сделкой одностороннего отказа от инвестиционного соглашения от 27.01.2016 №ИС-3/16, выраженного в уведомлении от 02.10.2019 №01-11-2854 (дело №А73-15261/2021).
Выбор истцом способа защиты, не соответствующего характеру имеющегося между сторонами спора, является основанием для отказа в иске.
Судами при разрешении настоящего правового конфликта не были учтены указанные обстоятельства и неверно определен предмет спорных правоотношений, что привело к ошибочному применению ими положений статей 432, 434, 450 и 452 ГК РФ и выводу о правомерности требований ООО «Офис-Центр».
Ввиду изложенного допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права повлекли неправильное разрешение спора и в соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 №13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции» разъяснено, что суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, если установленные судами фактические обстоятельства соответствуют имеющимся в деле доказательствам и позволяют правильно применить нормы права, подлежащие применению.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства дела всесторонне и полно установлены судами, суд округа считает возможным согласно пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, отменив обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с положениями части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.08.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021 по делу №А73-8963/2021 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Офис-Центр» отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья М.Ю. Бурлова-Ульянова
Судьи В.А. Гребенщикова
С.Н. Новикова