ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А74-3476/17 от 15.08.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 августа 2017 года

Дело №

А74-3476/2017

г. Красноярск

Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Юдин Д.В.,

без вызова лиц, участвующих в деле,

рассмотрев апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от «30» мая 2017 года по делу № А74-3476/2017 рассмотренному в порядке упрощенного производства судьей Курочкиной И.А.,

установил:

публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – общество, ПАО «МРСК Сибири») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 10.03.2017 о назначении административного наказания по делу № 12-Т-17-АП об административном правонарушении.

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 24.03.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО1

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от «30» мая 2017 года публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, ПАО «МРСК Сибири» обратилось с апелляционной жалобой, просит отменить судебный акт и удовлетворить заявление.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства.

- часть 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетики) является отсылочной нормой законодательства и не содержит информации о сроке выполнения мероприятий по технологическому присоединяю, о процедуру технологического присоединения;

- согласно пункту 3 Правил технологического присоединения (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Осуществление мероприятий по технологическому присоединяю в установленный договором срок со стороны сетевой организации не представляется возможным в связи с отсутствием поступившего в адрес сетевой организации уведомления о выполнении технических условий со стороны ФИО1, то есть по причине, не зависящей от сетевой организации;

- согласно пункту 7 Правил № 861 установленная процедура технологического присоединения включает, в том числе, выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

- пунктом 16 Правил устанавливаются существенные условия, которые должны содержаться в договоре об осуществлении технологического присоединяя. Для соблюдения данной нормы достаточно указание в договоре соответствующего срока исполнения, данное требование сетевой организацией соблюдено, пунктом 5 договора установлено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, составляет 6 месяцев, в свою очередь исполнений условий договора лежит в гражданско-правовой плоскости, поскольку срок исполнения мероприятий установлен заключенным между сторонами договора. В оспариваемом постановлении отсутствуют ссылки на нормы права, императивно предписывающие сетевым организациям осуществлять мероприятий по технологическому приседанию к определённому сроку;

- пунктом 18 Правил № 861 установлена строгая последовательность исполнения сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, которые включают в себя, в том числе, проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (пункт «д»);

- административным органом не установлены факты, свидетельствующие о принятии сетевой организацией всех зависящих мер по соблюдению правил и норм, а также не дано правовой оценки обстоятельству направления ФИО1 уведомления о выполнении технических условий за пределами установленного договора срока;

- определением Абаканского городского суда по делу № 2-3186/2017 принят отказ от искового заявления ФИО1 об обязании осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям по договору от 18.09.2015 № 20.1900.3662.15.

Антимонопольный орган, третье лицо (ФИО1) отзывы на апелляционную жалобу не представили.

В соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с абзацем 2 пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 года № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи

Суд апелляционной инстанции не усматривает необходимости для вызова сторон в судебное заседание.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 17.02.2017 поступило заявление ФИО1 (входящий № 880), на действия (бездействие) ПАО «МРСК Сибири» в части неисполнения обязательств, предусмотренных договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 18.09.2015 № 20.1900.3662.15.

Определением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 21.02.2017 № 05-1216/АТ ПАО «МРСК Сибири» уведомлено о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а также о дате и времени составления в отношении него протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которое направлено обществу и получено (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №65500508299946).

Заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 03.03.2017 в присутствии представителя ПАО «МРСК Сибири» по доверенности от 23.12.2015 № 00/482 составлен протокол № 12-Т-17-АП по признакам административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Определением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 03.03.2017 рассмотрение дела об административном правонарушении № 12-Т-17-АП в отношении ПАО «МРСК Сибири» назначено на 10.03.2017 в 09 часов 30 минут.

Копии протокола и определения о назначении времени и места рассмотрения дела № 12-Т-17-АП об административном правонарушении вручены представителю общества по доверенности 03.03.2017.

Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 10.03.2017 о назначении административного наказания по делу № 12-Т-17-АП об административном правонарушении, вынесенным в присутствии представителя общества по доверенности, общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ПАО «МРСК Сибири» в установленный законом срок обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности, а также срока привлечения к административной ответственности установлены судом первой инстанции и обществом не оспариваются.

Отказывая обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции считает судебный акт суда первой инстанции правомерным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.

Объективная сторона заключается в несоблюдении виновным лицом, установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Субъектом данного правонарушения выступают субъекты естественной монополии.

Основным видом деятельности ПАО «МРСК Сибири», в том числе на территории Республики Хакасия, является оказание услуг по передаче электрической энергии. Пунктом 1 приказа ФСТ России от 28.05.2008 № 179-э (под регистрационным № 24.1.58) заявитель включен в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», в отношении него введено государственное регулирование и контроль.

Обществу вменено нарушение правил технологического присоединения в части нарушения срока технологического присоединения к электрическим сетям объекта, принадлежащего ФИО1

Основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике).

Статьей 3 названного Закона предусмотрено, что субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии; потребители электрической энергии - это лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд; услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.

Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила № 861).

Данные Правила № 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил одним из существенных условий договора является срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики;

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Между ФИО1 и ПАО «МРСК Сибири» заключен договор от 18.09.2015 № 20.1900.3662.15 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного по адресу: расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, дачный район Подсинее, массив Нагорный.

Технические условия являются неотъемлемой частью настоящего договора и приведены в приложении № 1 (пункт 4 договора).

По условиям договора сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (электроустановки на земельном участке), в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики) с учетом следующих характеристик:

- максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт;

- категория надежности третья;

- класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, 0,38 кВ.

Сетевая организация обязуется в течение трех рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя; не позднее пяти рабочих дней с даты проведения осмотра (обследования), с соблюдением срока, установленного пунктом 5 договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт о разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю (пункт 6 договора).

В пункте 5 договора зафиксировано, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

Приложением № 1 к договору № 20.1900.3662.15 являются технические условия для присоединения к электрическим сетям, согласно которым год ввода в эксплуатацию энергопринимающих устройств заявителя - 2016, точка присоединения – ВЛ-0,4кВ ф3 от ТП-10/0,4кВ № 32-18-20, максимальная мощность 15 кВт (пункты 6 и 7 Технических условий).

Основным источником питания является ПС 110кВ Подсинее (пункт 8 Технических условий).

В пункте 10 Технических условий предусмотрены следующие мероприятия, которые должна выполнить сетевая организация: от ВЛ-0,4кВ ф3 ТП-10/0,4 кВ № 32-18-20 до границ земельного участка заявителя запроектировать и построить ВЛ-0,4 кВ, способ строительства, марку и сечение линии определить проектом; выполнить проектную документацию в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 и согласовать со всеми заинтересованными организациями в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 11 Технических условий ФИО1 необходимо выполнить следующие мероприятия: осуществить монтаж измерительного комплекса учета энергии, соответствующего требованиям «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утвержденных Постановлением Правительства российской Федерации от 04.05.2012 №442); перед прибором учета установить отключающий аппарат, предусмотреть возможность его опломбирования; ввод до щита учета выполнить кабелем или самонесущим изолированным проводом типа СИП. Место прокладки кабеля или провода должно быть доступно для беспрепятственного осмотра по всей длине прокладки.

С учетом даты заключения сторонами договора № 20.1900.3662.15 (18.09.2015) технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя должно быть осуществлено, а соответствующий акт подписан сетевой организацией не позднее 31.03.2016, 6-месячный срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению, указанный в пункте 5 договора, истек 18.03.2016.

Вместе с тем, мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, дачный район Подсинее, массив Нагорный в установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения срок, то есть до 18.03.2016, не осуществлены.

Указанное обстоятельство подтверждается протоколом об административном правонарушении от 03.03.2017 № 12-Т-17-АП, объяснениями ФИО1

Также согласно представленного в материалы дела ответа общества от 08.07.2016 №1.7/20.3/6405-исх. на обращение ФИО1, из содержания которого следует, что исполнение мероприятий, предусмотренных пунктом 10 технических условий договора об осуществлении технологического присоединения от 18.09.2015 № 20.1900.3662.15, со стороны сетевой организации запланированы в третьем квартале 2017 года.

На повторное обращение ФИО1 09.09.2016, обществом дан ответ от 19.09.2016 № 1.7/20.3/9625-исх, из содержания которого следует, что исполнение мероприятий, предусмотренных договором технологического присоединения, поставлено в план приоритетных задач филиала, строительно-монтажные работы запланированы в третьем квартале 2017 года.

Таким образом, ПАО «МРСК Сибири» нарушен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объекта, принадлежащего ФИО1

Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя, о том, что ФИО1, не представив доказательства выполнения принятых на себя обязательств по договору, не уведомив сетевую организацию о готовности энергопринимающих устройств с ее стороны, нарушила положения пункта 85 Правил № 861, согласно которому для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление об их выполнении с приложением копии сертификатов соответствия на электрооборудование (если оборудование подлежит обязательной сертификации) и (или) сопроводительной технической документации (технические паспорта оборудования), содержащей сведения о сертификации (пункт «а»); копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий (пункт «б»); документы, содержащие информацию о результатах проведения пусконаладочных работ, приёмо-сдаточных и иных испытаний (пункт «в»); нормальные (временные нормальные) схемы электрических соединений объекта электроэнергетики (пункт «г»).

В соответствии с пунктом 86 Правил № 861 документы, указанные в подпунктах «в» и «г» пункта 85 указанных Правил, не требуются для представления заявителями, электрохозяйство которых включает в себя только вводное устройство напряжением до 1000В, осветительные установки, переносное электрооборудование и энергопринимающие устройства номинальным напряжением не выше 380 В.

Согласно абзацу 2 пункта 83 Правил № 861 мероприятия по проверке выполнения технических условий заявителями с энергопринимающими устройствами мощностью до 150 кВт включительно (по одному источнику электроснабжения), а также заявителями, для которых в соответствии с законодательством России о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной, проводятся непосредственно в процессе проведения осмотра электроустановок заявителей.

В материалах дела имеется заявление ФИО1, полученное обществом 29.06.2016, в котором заявитель запрашивает информацию о проведении сетевой организацией мероприятий, предусмотренных техническими условиями № 8000252529-С (произведена установка столбов), 09.09.2016 ФИО1 в сетевую организацию представлено заявление

с приложением копий документов (тех. отчет, квитанция, свидетельство о приемке счетчика) из содержания которого следует, что потребитель просит произвести проверку схемы подключения прибора учета, опломбировку и подключение объекта. Между тем, на заявления дан ответ о том, что строительно-монтажные работы запланированы в третьем квартале 2017 года.

Пунктом 8 договора присоединения установлены обязанности заявителя, к которым относятся: выполнение возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями, уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий; принять участие в осмотре (обследовании) присоединяемых энергопринимающих устройств сетевой организацией.

Апелляционный суд указывает, что нормами действующего законодательства не предусмотрены обстоятельства, освобождающие сетевую организацию от необходимости исполнения мероприятий по технологическому присоединению до границ земельного участка заявителя, в том числе в случае бездействия потребителей по уведомлению сетевой организации о выполнении мероприятий по технологическому присоединению в границах принадлежащего ему земельного участка, в сроки, установленные пунктом 16 Правил № 861.

Следовательно, довод общества о направлении ФИО1 уведомления о выполнении технических условий за пределами установленного договора срока является несостоятельным.

Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на определение Абаканского городского суда по делу № 2-3186/2017, которым принят отказ от искового заявления ФИО1 об обязании осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям по договору от 18.09.2015 № 20.1900.3662.15 является не обоснованной, поскольку данный отказ не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения и не освобождает общество от административной ответственности.

Таким образом, апелляционный суд вслед за судом первой инстанции приходит к выводу о том, что выполнение мероприятий по технологическому присоединению в отношении энергопринимающих устройств ФИО1 после указанной даты свидетельствует о нарушении обществом сроков, установленных Правилами № 861. Мероприятия, обеспечивающие возможность осуществления технологического присоединения объектов потребителя в установленный договором 20.1900.3662.15 и законодательством срок, не были выполнены, что подтверждается представленными в материалы дела документами.

Следовательно, в действиях общества установлены и доказаны признаки объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса. В пункте 16.1 указанного Постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Апелляционным судом не установлены обстоятельства, свидетельствующие о принятии обществом своевременных мер по соблюдению требований законодательства, либо наличии объективной невозможности по принятию таких мер.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности вины заявителя в совершении вмененного административного правонарушения.

Таким образом, административным органом доказано наличие в действиях (бездействии) ПАО «МРСК Сибири» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Отягчающих, смягчающих либо исключающих привлечение к ответственности обстоятельств административным органом и судом не установлено, об их наличии обществом не заявлено.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности арбитражным судом не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.

Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности, судом не установлены. Обществом данные обстоятельства не обозначены, какие-либо доказательства не представлены. Из доказательств, имеющихся в материалах дела, основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не усматриваются.

Основания для замены административного штрафа на предупреждение, предусмотренные в статье 4.1.1 КоАП РФ, судом не установлены, соответствующие доказательства заявителем не представлены.

Сведения, позволяющие суду отнести заявителя к субъектам малого и среднего предпринимательства, в материалах дела отсутствуют, в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенный на официальном интернет-сайте Федеральной налоговой службы, общество не включено.

Размер административного штрафа определен управлением в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела.

Исключительных обстоятельств, являющихся основанием для назначения обществу наказания в виде административного штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере менее минимального, управлением и судом не установлено.

Доказательства в обоснование ограничения финансовых возможностей общества в результате назначения административного штрафа в размере 100 000 рублей, заявителем не представлены.

С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции, верно, счел оспариваемое постановление законным и обоснованным, в силу части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Поскольку заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственной пошлиной не облагается, распределение расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции не производится.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «30» мая 2017 года по делу № А74-3476/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Д.В. Юдин