ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
августа 2017 года | Дело № | А74-4254/2017 |
г. Красноярск
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Борисов Г.Н. ,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Озерки» на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от «02» июня 2017 года по делу № А74-4254/2017 , рассмотренному в порядке упрощённого производства судьей Бова Л.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Озерки» ИНН <***>, ОГРН <***> (далее – заявитель общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Хакасия ИНН <***>, ОГРН <***> (далее – административный орган, служба) о признании незаконными и отмене постановлений от 22.03.2017 по делам об административном правонарушении № УИН800017032214/17 и № УИН8000117032212/17.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от «02» июня 2017 года требование общества удовлетворено частично, признано незаконным и отменено постановление службы от 22.03.2017 по делу об административном правонарушении № УИН800017032214/17.
Признано незаконным и изменено постановление службы от 22.03.2017 по делу об административном правонарушении №УИН8000117032212/17 в части назначения обществу административного наказания, предусмотренного статьей 19.7.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере, превышающем 30 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части требования о признании незаконным постановления административного органа от 22.03.2017 по делу №УИН 800017032212/17, принять новый судебный акт и признать незаконным и отменить постановления службы от 22.03.2017 по делу №УИН 800017032212/17.
В апелляционной жалобе общество указывает, что в силу Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» получение лекарственных средств не относится к обращению лекарственных средств, таким образом, общество привлечено к административной ответственности за предоставление недостоверных сведений (непредставление рецептов формы 148-1\у-88 на «Тропикамид» капли глазные и «Каффетин» таблетки, полученные по товарным накладным от ООО «Агроресурсы» и ООО «Пульс Красноярск» 14.02.2017).
По мнению заявителя, судом по иному квалифицированы действия общества в части определения времени и способа совершения административного правонарушения и установлено иное событие административного правонарушения, так как суд признал, что общество привлечено к ответственности за предоставление директором общества недостоверных сведений о неполучении от поставщиков по товарным накладным указанных лекарственных средств.
Общество считает, что поступление информации от МВД Республики Хакасия не является законным основанием для проведения внеплановой выездной проверки, поэтому акт проверки от 15.03.2017 является доказательством, полученным с нарушением закона.
Товарные накладные, предоставленные административным органом в материалы дела, в связи с их ненадлежащим оформлением не свидетельствуют о получении обществом капель глазных «Тропикамид» в количестве 565 упаковок и таблеток «Каффетин» в количестве 35 упаковок в период с 10.06.2016 по 23.12.2016.
Согласно отчету о публикации судебных актов сведения о принятии апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, к производству апелляционного суда, размещены на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации по адресу http://kad.arbitr.ru 22.06.2017.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии от 24.02.2016 № ЛО-19-02-000464. Срок действия лицензии - бессрочно. Лицензируемая деятельность осуществляется, в том числе, в аптечном пункте, расположенном по адресу: <...>, пом. 18Н.
В Министерство здравоохранения Республики Хакасии поступило обращение Управления по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Республики Хакасия (с приложением товарных накладных) об организации внеплановых проверочных мероприятий в связи с осуществлением ООО «Озерки» безрецептурного отпуска лекарственных препаратов с малым содержанием кодеина, поступивших в 2016 году в адрес общества от поставщиков по товарным накладным: «Тропикамид» в количестве не менее 603 флаконов и «Каффетин» - не менее 2030 упаковок.
В период с 13.02.2017 по 15.03.2017 должностным лицом территориального органа на основании приказа Министерства здравоохранения Республики Хакасия от 08.02.2017 №26-Пр/17 проведена внеплановая документарная проверка общества по адресу: <...>, пом. 18Н с целью контроля за обращением лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества, и проверки фактов, изложенных информации, предоставленной МВД по РХ в части оборота лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества.
Административным органом обществу направлен запрос от 09.02.2017 № 152/17 о предоставлении документов в срок до 20.02.2017.
Сопроводительным письмом от 14.02.2017 (вх.№ 155 от 14.02.2017) общество направило в адрес службы запрашиваемые сведения.
Административным органом 15.03.2017 при участии законного представителя общества составлен акт проверки № 27, в котором зафиксировано, что лекарственные препараты для медицинского применения, содержащие кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества, - «Тропикамид» капли глазные в количестве 565 упаковок, «Каффетин» таблетки в количестве 35 упаковок поставлены в ООО «Озерки» в 2016 году.
В акте также отражено, что исходя из того, что в ходе внеплановой документальной проверки установлены факты поставки в ООО «Озерки» лекарственных препаратов, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества, - «Тропикамид» капли глазные, «Каффетин» таблетки, при этом рецепты формы 148-1\у-88 на данные лекарственные препараты аптечной организацией не представлены, отпуск производился без рецептов.
Уведомлениями от 13.03.2017 законный представитель общества извещён о дате, времени и месте составления протоколов об административном правонарушении по признакам нарушения части 1 статьи 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и статьи 19.7.8 КоАП РФ.
Названные уведомления получены 13.03.2017 директором общества (подпись на документе).
Должностным лицом административного органа 15.03.2017 в отсутствие законного представителя заявителя в отношении общества составлен протокол № 11/17 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.4.2 КоАП РФ, в котором зафиксировано, что установлены факты поставки лекарственных препаратов, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества «Тропикамид» капли глазные и «Каффетин» таблетки в ООО «Озерки», при этом рецепты формы 148-1/у-88 на указанное количество лекарственных препаратов аптечной организацией не представлены – отпуск производился без рецептов. Копия протокола № 11/17 получена директором общества 15.03.2017 (подпись на документе).
В отношении общества 15.03.2017 должностным лицом административного органа также составлен протокол № 12/17 об административном правонарушении по статье 19.7.8 КоАП РФ, в котором зафиксировано, что обществом представлены недостоверные сведения в Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Хакасия в части обращения лекарственных препаратов, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества.
Директор ООО «Озерки» в объяснениях от 20.03.2017 не согласился с фактами, изложенными в акте проверки от 15.03.2017 № 27, в части осуществления отпуска лекарств - «Тропикамид» капли глазные и «Каффетин» таблетки без рецептов, указав, что общество не получало указанные лекарственные средства и не занималось реализацией кодеиносодержащих препаратов населению по рецептам и без рецептов, а также в части предоставления недостоверных сведений в административный орган.
Постановлением службы от 22.03.2017 по делу об административном правонарушении № УИН800017032214/17 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Постановлением службы от 22.03.2017 по делу об административном правонарушении № УИН8000117032212/17 общество привлечено к административной ответственности по статье 19.7.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Общество оспорило данные постановления в арбитражном суде, указывая на недоказанность события административных правонарушений.
Исследовав представленные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Поскольку заявителем в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения только в части постановления службы от 22.03.2017 по делу об административном правонарушении № УИН8000117032212/17.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
С учётом положений статей 28.3, 23.81 КоАП РФ, Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 323, Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, утверждённого приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.12.2012 № 1040н, Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Хакасия, утверждённого приказом Росздравнадзора от 06.06.2013 № 2294-Пр/13, Перечня должностных лиц Росздравнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Росздравнадзора от 10.10.2005 № 2220-Пр/05, должностного регламента федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы – помощника руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Хакасия, утверждённого приказом руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республики Хакасия от 11.01.2016, протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление принято уполномоченными должностными лицами службы.
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности по статье 19.7.8 КоАП РФ проверена арбитражным судом и признана соблюдённой. Содержание протокола об административном правонарушении по статье 19.7.8 КоАП РФ, порядок и срок его составления соответствуют требованиям статей 28.2, 28.5 КоАП РФ. Постановление от 22.03.2017 по делу об административном правонарушении № УИН8000117032212/17 отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Нарушения процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ), не установлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что основанием для проведения проверки является мотивированное обращение МВД Республики Хакасия от 27.01.2017 №1/43/138 о фактах незаконного обращения кодеиносодержащих лекарственных средств, и, соответственно, об угрозе жизни и здоровью граждан, поэтому проведение службой внеплановой документарной проверки соответствует подпункту «а» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона №294-ФЗ.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое упомянутым Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьёй 19.7.8 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за непредставление или несвоевременное представление сведений, в том числе, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, если представление таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 6.29 Кодекса, либо представление заведомо недостоверных сведений.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7.8 КоАП РФ, выступают общественные отношения, связанные с порядком управления в сфере здравоохранения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований контролирующих органов при осуществлении полномочий по контролю (надзору) в сфере охраны здоровья граждан, в том числе в сфере обращения лекарственных средств.
Объективная сторона выявленного административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7.8 КоАП РФ, состоит в представлении юридическим лицом в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, заведомо недостоверных сведений, необходимых для осуществления контрольных (надзорных) мероприятий в сфере обращения лекарственных средств.
В материалы дела административным органом представлены полученные в ходе проверки по запросу МВД по РХ оптовыми организациями ООО «ПУЛЬС Красноярск», ООО «Агроресурсы» Красноярск товарные накладные на поставку в ООО «Озерки» лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества: «Тропикамид», капли глазные и «Каффетин» таблетки, заверенные печатью ООО «Озерки» «Для документов», с подписями руководителя или сотрудников ООО «Озерки».
Данные товарные накладные подтверждают получение обществом в 2016 году лекарственных средств «Тропикамид» капли глазные в количестве 565 упаковок и «Каффетин» таблетки в количестве 35 упаковок.
Административным органом в адрес общества направлен запрос от 09.02.2017 № 152/17 о предоставлении в срок до 20.02.2017 товарных накладных на получение лекарственных препаратов, содержащих другие фармакологические активные вещества.
Сопроводительным письмом от 14.02.2017 (вх. № 155 от 14.02.2017) общество указала на отсутствие у него таких товарных накладных.
Как следует из пояснений директора общества, лекарственные препараты ««Тропикамид», капли глазные и «Каффетин» таблетки обществом не приобретались, заказаны не были, не получены и соответственно не использованы. В коробках, получаемых ООО «Озерки» по товарным накладным ООО «Пульс Красноярск», ООО «Агроресурсы» Красноярск в 2016 году, никогда не было препаратов «Тропикамид» капли глазные, «Каффетин» таблетки, данные лекарственные препараты обществом у поставщиков не заказывались.
Указанные сведения опровергаются представленными в дело товарными накладными, которые заверены оттиском печати общества, содержат подписи руководителя или сотрудников общества, то есть свидетельствуют о получении данного товара обществом. При этом судом первой инстанции учтено, что общество не предъявило поставщикам претензии по поводу включения в товарные накладные фактически не поставленного товара, а также не заявило о фальсификации данных доказательств.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что представленные обществом в административный орган сведения об отсутствии у него товарных накладных на получение лекарственных препаратов, содержащих другие фармакологические активные вещества, являются заведомо недостоверными, что образует событие административного правонарушения по статье 19.7.8 КоАП РФ.
При суд первой инстанции не давал иной квалификации действиям общества в части определения времени и способа совершения административного правонарушения и не устанавливал иного события административного правонарушения, так как указанные выводы суда соответствуют обстоятельствам административного правонарушения, установленного службой в протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении.
На основании изложенного, административным органом установлена и доказана в действиях общества объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 19.7.8 КоАП РФ.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном упомянутым Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ отсутствие вины юридического лица при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил по причинам, не зависящим от юридического лица.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Административный орган доказал отсутствие объективных препятствий для представления обществом достоверных сведений по запросу службы, при этом общество имело возможность для соблюдения требований законодательства, однако не приняло всех зависящих от общества мер по их соблюдению.
Следовательно, в действиях общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 19.7.8 КоАП РФ.
Постановление от 22.03.2017 по делу об административном правонарушении № УИН8000117032212/17 вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьёй 4.5 КоАП РФ.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных статьёй 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности с учётом характера совершённого административного правонарушения (предоставление заведомо недостоверных сведений при проверке соблюдения требований законодательства, которые регулируют отпуск населению медицинских препаратов, находящихся в ограниченном обороте), а также объекта посягательства (общественные отношения в сфере фармацевтической деятельности), судом не установлены.
Основания для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела по части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ в данном деле отсутствуют, поскольку минимальный размер административного штрафа, предусмотренный в статье 19.7.8 КоАП РФ для юридических лиц составляет менее 100 000 рублей.
Основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и вынесения обществу предупреждения судом не установлены. В данном случае несоблюдение обществом требований законодательства в области обращения лекарственных средств в части оборота лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учёту, могло способствовать их поступлению в оборот и причинить вред или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, в связи с чем в соответствии со статьями 3.4, 4.1.1 КоАП РФ основания для назначения обществу наказания в виде предупреждения отсутствуют.
Из постановления № УИН 8000117032212/17 следует, что заявителю за совершение правонарушения, предусмотренного в статье 19.7.8 КоАП РФ, назначено максимальное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Вместе с тем, суд обосновано решил, что назначенный обществу административный штраф в размере 70 000 руб., превышающем минимальный предусмотренный санкцией статьи 19.7.8 КоАП РФ размер (30 000 рублей), не соответствуют установленному Кодексом порядку назначения наказания.
Судом установлено, что ранее общество не было привлечено к административной ответственности по статье 19.7.8 КоАП РФ.
В постановлении от 22.03.2017 по делу об административном правонарушении № УИН8000117032212/17 территориальным органом каких-либо отягчающих ответственность обстоятельств не обозначено.
Суд первой инстанции, оценив представленные заявителем документы, пришёл к верному выводу, что назначенный обществу по статье 19.7.8 КоАП РФ административный штраф в размере большем, чем минимальный предусмотренный санкцией указанной статьи КоАП РФ размер, при отсутствии в действиях общества обстоятельств, отягчающих ответственность, не соответствует требованиям справедливости и соразмерности.
Кроме этого, судом установлен факт совершения обществом правонарушения впервые. Иных смягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьёй 4.2 КоАП РФ, судом не установлено.
С учётом характера совершённого обществом правонарушения, учитывая факт совершения правонарушения по статье 19.7.8 КоАП РФ впервые, отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, исходя из конституционных принципов дифференцированности, справедливости и соразмерности наказания выявленным правонарушениям, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости снижения назначенного обществу административного штрафа до 30 000 рублей.
Таким образом, решение суда первой инстанции, в обжалуемой части, является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Рассмотрение апелляционной жалобы на заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «02» июня 2017 года по делу № А74-4254/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | Г.Н. Борисов |