ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А74-7480/17 от 18.10.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

октября 2017 года

Дело №

А74-7480/2017

г. Красноярск

Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Севастьянова Е.В. ,

рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от «09» августа 2017 А74-7480/2017 , рассмотренному в порядке упрощённого производства судьей Коршуновой Т.Г.,

установил:

индивидуальный предприниматель Лавриненко Андрей Павлович                                   (ИНН 190304060001, ОГРНИП 315190300006132; далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия (ИНН 1901020149,                                 ОГРН 1021900538076; далее - УФК по РХ, управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 29 мая 2017 года № 16/17 о наложении штрафа.

На основании определения арбитражного суда от 09 июня 2017 года дело рассмотрено в порядке упрощённого производства.

7 августа 2017 года судом первой инстанции вынесена резолютивная часть решения по делу №А74-7480/2017 об удовлетворении заявленных требований. Признано незаконным и отменено постановление Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия от 29 мая 2017 года № 16/17 о назначении административного наказания.

9 августа 2017 года Арбитражным судом Республики Хакасия составлена мотивированная часть решения в порядке части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с данным судебным актом, административный орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой настаивает на том, что управлением законно и обоснованно принято решение о привлечении к административной ответственности ИП Лавриненко А.П. Доказательства вины заявителя подтверждаются материалами, имеющимися в материалах административного дела.

Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу указал на несостоятельность доводов УФК по РХ, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети интернет: http://kad.arbitr.ru.

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

С учетом разъяснений, содержащихся  в  пунктах 47, 49  Постановления Пленума Верховного  Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых  вопросах применения  судами  положений  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционная  жалоба рассмотрена судьей единолично без  осуществления  протоколирования и без составления  резолютивной части постановления.

Суд апелляционной инстанции не усматривает необходимости для вызова сторон в судебное заседание.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Лавриненко Андрей Павлович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 02.11.2015 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 315190300006132.

УФК по РХ проведена выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета, направленных в 2016 году в рамках государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», за период с 01 января по 31 декабря 2016 года (акт выездной проверки Министерства экономики Республики Хакасия от 24 марта 2017 года).

В ходе проверки управлением выявлены следующие нарушения: предпринимателем Лавриненко А.П. не соблюдены условия, цели и порядок предоставления субсидии из федерального бюджета, установленные договором от 10 ноября 2016 года № 050-5-дг о предоставлении гранта (субсидии), заключённым между Министерством экономики Республики Хакасия (далее - Минэкономики Хакасии, министерство) и индивидуальным предпринимателем Лавриненко А.П., что повлекло неправомерные расходы субсидии из федерального бюджета в сумме 342 533 рублей.

По факту выявленного правонарушения управлением составлен протокол об административном правонарушении от 15 мая 2017 года № 16/17, в котором данное правонарушение квалифицировано по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Протокол составлен в присутствии предпринимателя, который дал объяснения по обстоятельствам, в нём указанным.

Права и обязанности лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, разъяснены предпринимателю при составлении протокола об административном правонарушении. Копия протокола получена предпринимателем в этот же день, что подтверждается его подписью в данном документе.

Вместе с протоколом об административном правонарушении предпринимателю вручено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 16/17.

По результатам рассмотрения протокола и материалов дела об административном правонарушении в присутствии предпринимателя административный орган в постановлении от 29 мая 2017 года назначил административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Полагая, что имеются нарушения при проведении проверки, а также неполное выяснение административным органом всех обстоятельств дела при вынесении оспариваемого постановления, индивидуальный предприниматель Лавриненко А.П. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший решение.

Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение.

Исходя из положений статьи 23.7, статьи 28.3 КоАП РФ, 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 4, 5.15(6) Положения о Федеральном казначействе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №703, пунктов 9, 10, 77 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено в отношении предпринимателя уполномоченными лицами.

Нарушение процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено. Содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

Материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности, в том числе надлежащее извещение законного представителя заявителя о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.

Доводы предпринимателя о нарушении процедуры проведения проверки, результаты которой послужили основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, обоснованно отклонены судом первой инстанции на основании следующего.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам (далее - субсидии) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведённых из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что субсидии предоставляются, в том числе из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (подпункт 5 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 316 (далее - Правила № 316), установлены цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.

Условиями предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование указанных мероприятий являются, в том числе: наличие утверждённых государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации и (или) муниципальной программы (подпрограммы), содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства; наличие в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) муниципальном бюджете на текущий финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования на исполнение государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации и (или) муниципальной программы (подпрограммы), содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 ноября 2013 года № 610 утверждена государственная программа Республики Хакасия «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2014 - 2016 годы)», включающая в себя подпрограмму 2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2014 - 2016 годы».

Между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Республики Хакасия в 2016 году на основании Соглашения от 13.06.2016 № 034-МБ-16 из федерального бюджета бюджету Республики Хакасия выделены субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. Минэкономики Хакасии определено исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, ответственным за проведение единой политики в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства и организационное обеспечение мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 ноября 2013 года № 610 утверждены Правила предоставления поддержки и проведения мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия (далее - Правила № 610).

В соответствии с пунктом 4.1 Правил № 610, министерство и орган государственного финансового контроля проводят обязательные проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий (грантов) их получателями.

Министерство вправе до окончания срока реализации проекта, указанного в бизнес-проекте (бизнес-плане, технико-экономическом обосновании), проводить мониторинг на предмет наличия объекта субсидирования, указанного в бизнес-проекте, бизнес-плане, технико-экономическом обосновании и одобренного комиссией, а также мониторинг информации о созданных рабочих местах, указанных в бизнес-проекте (бизнес-плане, технико-экономическом обосновании).

Министерство проводит мониторинг путём получения информации от получателя субсидии (гранта), выезда на место расположения объекта субсидирования и иными не запрещёнными законодательством способами.

10.11.2016 в соответствии с государственной программой, утверждённой постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 № 610, между Минэкономики Хакасия и индивидуальным предпринимателем Лавриненко А.П. заключён договор № 050-5-дг о предоставлении гранта (субсидии), предметом которого является предоставление министерством предпринимателю (получателю) на безвозмездной и безвозвратной основе в 2016 году бюджетных денежных средств в виде гранта (субсидии) начинающим субъектам малого предпринимательства на создание и развитие собственного бизнеса на понесённые и планируемые затраты в рамках реализации бизнес-проекта «Оказание бухгалтерских услуг» в размере 342 533 рублей за счёт средств федерального бюджета (пункт 1.1 договора).

В соответствии с пунктами 4.6 - 4.7 договора министерство и орган государственного финансового контроля проводят обязательные проверки соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления гранта.

Подписывая настоящий договор, получатель даёт своё согласие на осуществление министерством и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления гранта.

Пункты 4.8 и 4.9 договора аналогичны положениям Правил № 610.

При указанных обстоятельствах Арбитражного суда Республики Хакасия пришел к обоснованному выводу о том, что Минэкономики Хакасии на законном основании и в соответствии с условиями договора 09.12.2016 провело мониторинг и совместную с                УФК по РХ проверку от 02.03.2017 соблюдения предпринимателем условий, целей и порядка предоставления гранта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее – Правила № 1092).

Согласно пунктам 3, 4 Правил № 1092 деятельность по контролю подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений плановых и внеплановых ревизий и обследований (далее - контрольные мероприятия). Проверки подразделяются на выездные и камеральные, а также встречные проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок.

Плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом контрольных мероприятий Федерального казначейства, который утверждается руководителем Федерального казначейства по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, и планами контрольных мероприятий территориальных органов Федерального казначейства, которые утверждаются руководителями территориальных органов по согласованию с руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства.

На основании пункта 29 Правил № 1092 контрольное мероприятие проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) о его назначении, в котором указываются наименование объекта контроля, проверяемый период при последующем контроле, тема контрольного мероприятия, основание проведения контрольного мероприятия, состав должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия.

Проведение выездной проверки (ревизии) состоит в осуществлении соответствующих контрольных действий в отношении объекта контроля по месту нахождения объекта контроля и оформлении акта выездной проверки (пункт 48 Правил № 1092).

Пунктом   56   Правил   №   1092   предусмотрено,   что   контрольные   действия   по документальному изучению проводятся в отношении финансовых, бухгалтерских, отчётных документов, документов о планировании и осуществлении закупок и иных документов объекта контроля, а также путём анализа и оценки полученной из них информации с учётом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля и осуществления других действий по контролю. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путём осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчёта, экспертизы, контрольных замеров и осуществления других действий по контролю. Проведение и результаты контрольных действий по фактическому изучению деятельности объекта контроля оформляются соответствующими актами.

В соответствии с Правилами № 1092 и Планом контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия на 2017 год приказом руководителя УФК по РХ от 06.02.2017 № 56 назначено проведение выездной проверки (ревизии) Минэкономики Хакасии за период с 01 января по 31 декабря 2016 года. Тема контрольного мероприятия: проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

02.03.2017 управлением в рамках выездной проверки при участии специалиста министерства в присутствии предпринимателя проведён осмотр товарно-материальных ценностей, приобретённых предпринимателем в рамках вышеназванной подпрограммы, на средства гранта по договору от 10 ноября 2016 года № 050-5-дг. По результатам осмотра составлен соответствующий акт.

На основании изложенного довод заявителя о нарушении проведения контрольных мероприятий правомерно отклонен судом первой инстанции.

Приведенные выводы Арбитражного суда Республики Хакасия в суде апелляционной инстанции сторонами не оспорены, соответствующих доводов не приведено.

Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.

В силу части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Объектом правонарушения по статье 15.15.5 КоАП РФ являются бюджетные правоотношения, складывающиеся при предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

Объективная сторона правонарушений по части 2 названной статьи заключается в нарушении условий предоставления субсидий.

Поскольку административная ответственность по части 2 статье 15.15.5 КоАП РФ возникает только за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, следовательно, для разрешения требования о законности или незаконности оспариваемого постановления необходимо установить, относятся ли выявленные административным органом нарушения к нарушениям условий предоставления субсидии.

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В пункте 2.1 Правил № 610 установлены условия предоставления субсидий (гранта):

-    предоставление получателем субсидии (гранта) достоверных сведений и документов;

-    соблюдение получателем субсидии (гранта) условий настоящего порядка и договора о предоставлении гранта (субсидии);

-    заявитель не должен находиться в состоянии реорганизации, ликвидации, банкротства или приостановления деятельности;

-    на имущество заявителя не должен быть наложен арест или обращено взыскание в установленном порядке;

-    заявитель не должен иметь просроченной задолженности (за исключением мероприятия, предусмотренного пунктом 3.3.4 настоящих Правил):

-    по начисленным налогам, сборам, пеням и штрафам по ним;

-    по предоставленным ему кредитам на возвратной и возмездной основах;

-    отсутствие выявленных фактов выплаты заявителем заработной платы ниже установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 года 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с последующими изменениями) минимального размера оплаты труда и (или) неофициальной заработной платы за год, предшествующий дате подачи заявки.

Пунктом 54 Правил № 316, пунктом 3.3.1.1. Правил № 610 предусмотрено, что гранты (субсидии) начинающим субъектам малого предпринимательства - субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов по государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) и приобретение основных средств, в том числе при заключении договора коммерческой концессии. Гранты (субсидии) предоставляются на понесённые затраты в рамках бизнес-проекта. Для заявителей, относящихся к лицам, указанным в пункте 3.3.1.2 настоящих Правил, гранты (субсидии) предоставляются на понесённые и (или) планируемые затраты в рамках бизнес-проекта. Одному заявителю предоставляется только один грант за период действия подпрограммы 2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2014 - 2016 годы».

Затраты, связанные с началом предпринимательской деятельности, - затраты на приобретение оборудования, программного обеспечения, разработку сайта в сети «Интернет», получение лицензий и разрешений, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, приобретение сырья. Затраты индивидуальных предпринимателей считаются понесёнными с момента их государственной регистрации.

Как следует из материалов дела, по договору от 10.11.2016 № 050-5-дг сторонами согласован Перечень затрат в рамках реализации бизнес-проекта «Оказание бухгалтерских услуг»: 1. Основные средства: ноутбук (5 шт.), МФУ (5 шт.), диван (2 шт.), шкаф (4 шт.), стул (10 шт.), стол (5 шт.); 2. Программное обеспечение (1 шт.), программа 1С (4 шт.); 3. Разработка сайта в сети Интернет.

Условиями указанного договора для получателя установлены следующие обязанности:

-    соблюдать условия, цели и порядок предоставления гранта;

-    соблюдать при использовании гранта действующее законодательство Российской Федерации;

-    использовать в срок до 31 декабря 2016 года по целевому назначению средства гранта, полученные по настоящему договору, в соответствии с перечнем статей затрат;

-    осуществить финансирование бизнес-проекта за счёт собственных средств в размере 60 447 рублей в сроки, указанные в настоящем договоре;

-    в течение 3-х лет с момента получения гранта представлять запрашиваемую министерством информацию и документы об исполнении настоящего договора и о результатах использования полученного гранта в срок не позднее 5 дней с момента получения соответствующего запроса;

-    обеспечить отдельный учёт средств гранта и собственных средств, расходуемых в рамках настоящего договора;

-    возвратить на основании решения министерства в республиканский бюджет Республики Хакасия средства гранта, в случае установления министерством факта нарушения получателем условий предоставления гранта и условий, установленных настоящим договором;

-    не получать аналогичную финансовую поддержку в виде субсидии (гранта) в органах исполнительной власти Республики Хакасия и органах местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия на реализацию данного бизнес-проекта;

-    не осуществлять деятельность по производству и (или) реализации подакцизных товаров, а также добычи и (или) реализации полезных ископаемых, за исключением общераспространённых полезных ископаемых до полного исполнения своих обязательств по договору;

-    осуществлять расходование средств гранта (субсидии) и вложение собственных средств по настоящему договору в валюте Российской Федерации (рублях);

-    предоставлять в установленные сроки отчёты об использовании денежных средств, в том числе гранта по установленной форме.

29.11.2016 по платежному поручению № 218316 на расчётный счёт индивидуального предпринимателя Лавриненко А.П. по договору от 10.11.2016 № 050-5-дг, соглашению от 13.07.2016 № 034-МБ-16 перечислены средства гранта в сумме 342 533 рублей.

Согласно представленному предпринимателем в Минэкономики Хакасии в установленный договором срок (19.01.2017) отчёту об использовании денежных средств, в том числе гранта, на реализацию бизнес-проекта «Оказание бухгалтерских услуг», денежные средства в рамках бизнес-проекта израсходованы в соответствии с Перечнем затрат, согласованным договором № 050-5-дг.

Административный орган, привлекая предпринимателя к административной ответственности, в качестве объективной стороны вменяемого правонарушения указал на представление предпринимателем в отчете от 19.01.2017 недостоверных сведений об использовании товарно-материальных ценностей, приобретённых за счёт средств гранта на сумму 35 000 рублей (стоимость стола компьютерного «Бюрократ» - 10 000 рублей, Интернет-сайт - 25 000 рублей), на сумму 9600 рублей (программные продукты «1С: Бухгалтерия 8. Базовая» регистрационный номер 20005790286 и «1С: Предприятие 8. Камин: Расчёт заработной платы 3.0. Базовая версия» регистрационный номер 20001003313), нарушение лицензионных прав (программные продукты приобретены с нарушением прав правообладателя), несоблюдение объёмов и сроков выполнения целевых показателей по реализации бизнес-проекта (не приняты работники по трудовым договорам).

Арбитражный суд Республики Хакасия, признавая оспариваемое решение незаконным, не установил нарушение предпринимателем условий предоставления гранта (субсидии) по договору № 050-5-дг, при этом суд исходил из буквального толкования положений бюджетного законодательства, из которых следует, что законодатель различает понятия «условия предоставления субсидии» и «условия использования субсидии», как по их правовой природе, так и по правовым последствиям нарушений условий предоставления и использования субсидий.

Исходя из положений статей 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации  субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований, и условиями договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (грантов).

Как верно указал суд первой инстанции, договором от 10.11.2016 № 050-5-дг, заключённым в соответствии с Правилами № 316, Правилами № 610, предусмотрены, кроме условия о согласии получателя субсидии на соблюдение условий предоставления субсидии, также обязательства сторон, сроки предоставления и размер субсидий, порядок её перечисления, то есть договор содержит и иные условия, в том числе, условия использования субсидии.

В соответствии с пунктом 5.1 договора получатель несёт ответственность за достоверность сведений и документов, предоставленных в заявке для участия в конкурсном отборе (условия предоставления) и в документах, предоставленных к отчёту (условия использования).

На основании изложенного апелляционная коллегия поддерживает позицию суда первой инстанции, что достижение определённых результатов хозяйственной деятельности, а также обстоятельства использования приобретённых на средства гранта основных средств, программного обеспечения и так далее устанавливаются после определения победителей конкурсного отбора (получателей субсидии) не в качестве условия получения субсидии, а в качестве условия её целевого и эффективного использования, в целях контроля за эффективным, рациональным и результативным использованием бюджетных средств, предоставленных в качестве субсидии.

Буквальное толкование приведённых выше положений Правил № 610 и условий договора № 050-5-дг позволяет прийти к выводу о том, что вопрос о наличии или отсутствии у того или иного хозяйствующего субъекта условий для получения субсидии решается на стадии конкурсного отбора, суть которого состоит в проверке соответствия участника конкурса тем условиям, которые необходимы для получения субсидии, а также в оценке представленных им документов. Достижение определённых результатов хозяйственной деятельности, а также порядок использования приобретённых средств является условием использования субсидии, а не условием её предоставления.

Поскольку на стадии предоставления субсидии результаты хозяйственной деятельности, планируемые на длительную перспективу, отсутствуют, следовательно, их предполагаемое достижение или недостижение не может являться условием предоставления субсидии по определению.

Судом апелляционной инстанции установлено, что пунктом 7.2 бизнес-проекта предусмотрено привлечение дополнительного персонала в октябре 2016 года. Согласно разделу 1 «Резюме проекта» бизнес-проекта трудоустройство персонала относится к его задачам. При этом показателем эффективности проекта является создание пяти рабочих мест по окончании реализации проекта, указанное число рабочих мест - предполагаемое. Срок реализации проекта - 2 года

Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что  вменённое предпринимателю нарушение, выразившееся несоблюдении срока привлечения дополнительного персонала, то есть недостижение определённого результата хозяйственной деятельности, относится к условиям использования субсидии, что не подпадает под объективную сторону части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.

Кроме того, как пояснил предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу, в связи с тем, что денежные средства поступили 29 ноября 2016 года, а оборудование было полностью укомплектовано 30 декабря 2016 года, то в 2016 году пришлось отклониться от реализации бизнес-проекта, создание рабочих мест перенесли на плановый 2017 год. На момент подачи отзыва па апелляционную жалобу в организации работает 3 человека.

В соответствии с условиями договора № 050-5-дг усматривается, что в Перечень затрат включено приобретение столов (5 шт.).

Согласно представленным в материалы дела документам (договор купли-продажи от 11 июня 2016 года № 11 на приобретение товарно-материальных ценностей (шкафы офисные «Бюрократ», стулья офисные (газпатрон), стулья для посетителей, столы компьютерные офисные), товарная накладная от 11 июня 2016 года № 122 на общую сумму 98 000 рублей (в том числе столы компьютерные «Бюрократ» в количестве 5 шт.                  на сумму 50 000 рублей), квитанция к приходному кассовому ордеру от 11 июня 2016 года № 178) и пояснениям заявителя, столы приобретены предпринимателем до заключения договора о предоставлении гранта и включены в состав понесённых затрат.

Согласно    представленному    заявителем    акту    визуального    осмотра    объекта субсидирования, проведённого 09 декабря 2016 года Минэкономики Хакасия в рамках мониторинга деятельности получивших финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, столы (объекты субсидирования) в количестве, комплектности и ассортименте, указанным в договоре № 050-5-дг, предъявлены для осмотра.

Таким образом, условия предоставления гранта (субсидии) по договору № 050-5-дг предпринимателем в указанной части соблюдены.

Как пояснил предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу, один стол находился на хранении на безвозмездной основе в кабинете, который Лавриненко А.П. ранее арендовал.

Вместе с тем, приведенное обстоятельство не имеет правового значения при рассмотрении настоящего дела, поскольку относится к условиям использования гранта (субсидии).

Управлением ни в суд первой инстанции, ни при апелляционном обжаловании не представлены достоверные доказательства, указывающие на факт использования спорного стола третьим лицом, договора аренды с ООО «СибАЗС Сервис» (кабинета № 210) не представлено; при проведении осмотра не проверены пояснения предпринимателя о фактическом наличии стола, обстоятельства нахождения его в соседнем кабинете (в соответствии с Правилами № 610 не указано, что объект субсидирования должен находиться именно по месту осуществления деятельности субъекта предпринимательства).

Из материалов дела усматривается, что средства гранта выделены предпринимателю, в том числе в состав планируемых затрат на разработку Интернет-сайта в сумме                            25 000 рублей.

Предпринимателем в рамках бизнес-проекта по договору купли-продажи от 01.11.2016 приобретен сайт «Агентство бухгалтерских и юридических услуг» доменное имя -HTTP://buxagent.ru; все права и контакты были переданы по акту приема-передачи интернет-сайта. Указанное также подтверждается счётом-фактурой от 01.11.2016 № 39, актом приёма-передачи Интернет-сайта и платёжным поручением от 06.11.2016 № 24.

Фактическое наличие Интернет-сайта «Агентство бухгалтерских и юридических услуг» доменное имя - http ://buxagent.ru установлено на момент проведения осмотра 02.03.2017.

Управлением не предоставлено доказательств того, что сайт используется совместно с третьими лицами, или предприниматель использует его на цели, не связанные с бизнес-проектом.

При указанных обстоятельствах основания для вывода о нарушении условий предоставления гранта (субсидии) по договору № 050-5-дг отсутствуют.

Как пояснил предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу, сайт третьими лицами не использовался, что подтверждается перерегистрацией доменного имени с  http:// buxagen.chopochom.com на http://«buxagent.ru»  с изменением данных владельца. Так к логину и коду доступа относятся: «Lavrine-marina». «marina.lavrinenkol». Без данного кода невозможен вход в личный кабинет, также логины и коды доступа не меняются, изменяются только пароли. Skype marina.lavrinenkol знают и используют заказчики для консультаций.

Кроме того, обстоятельства совместного использования данного сайта с третьим лицом относятся к условиям использования средств граната (субсидии). Статус физического лица, чьи данные указаны на спорном сайте, административным органом не установлен.

В Перечень затрат в рамках бизнес-проекта предусмотрены затраты на программные продукты 1С.

Согласно представленным в материалы дела доказательствам (договору на поставку программного обеспечения от 02.12.2016 № 1026 с обществом с ограниченной ответственностью «Бизнес Форум», счёту на оплату от 03.11.2016 № 621 на сумму               12300 рублей, платёжным поручениям от 02.12.2016 № 28, от 07.12.2016 № 31, товарным накладным от 06.12.2016 № 552, от 20.12.2016 № 573; договору купли продажи программного продукта от 01.11.2016 с ООО «Агентство юридических и бухгалтерских услуг», счёту на оплату от 01.11.2016 на сумму 9600 рублей, товарной накладной от 01.11.2016 № 2, платёжному поручению от 06.11.2016 № 25) предпринимателем приобретены на средства гранта и собственные средства четыре программных продукта:

-    1С: Бухгалтерия 8. Базовая - регистрационный номер 20012599573;

-    1С: Бухгалтерия 8. Базовая - регистрационный номер 20005790286;

-    1С: Предприятие 8. Камин: Расчёт заработной платы 3.0. Базовая версия - регистрационный номер 20001003313;

-    1С: Предприятие 8.3. 1С-Камин: Зарплата. Версия 5.0. Базовая версия - регистрационный номер 20009101432.

Перечисленные выше документы были представлены с отчётом от 19.01.2017.

При осмотре 02.03.2017 установлено фактическое наличие четырех программных продуктов 1С.

По мнению административного органа, программные продукты с регистрационными номерами 20005790286 и 20001003313 не могут использоваться предпринимателем в рамках реализации бизнес-проекта на законных основаниях, поскольку приобретены с нарушением прав правообладателя. В обоснование своей позиции управление ссылается на письмо общества с ограниченной ответственностью «1С» от 16.03.2017 № С1703/0173, согласно которому информация о состоявшейся замене пользователя (передаче прав третьему лицу) от ООО «Агентство правовых и бухгалтерских услуг» к индивидуальному предпринимателю Лавриненко А.П. правообладателю - фирме «1С» не предоставлена.

Относительно указанных обстоятельств заявитель в отзыве указал следующее:

- программные продукты «Зарплата»: 1С: Предприятие 8.Камин: Расчет заработной платы 3.0 Базовая версия рег.номер 20001003313; 1С: Предприятие 8.Камин:Зарплата. 5.0 Базовая версия рег.номер 20009101432, принадлежат компании ООО «Фирма Камин» г.Калуга;

- программные продукты «1С: Бухгалтерия»: 1С: Бухгалтерия 8.Базовая per. номер 20012599573; 1С: Бухгалтерия 8.Базовая per. номер 20005790286, принадлежат                           ООО «Софттехно» г.Москва.

ООО «Бизнес-Форум» является официальным 1С: Франчайзи по договору коммерческой цессии на территории Республики Хакасия, согласно письменной информации которого базовые версии не требуют заключения лицензионного соглашения.

Из представленных документов, в том числе письма ООО «1С» от 16.03.2017 №С1703/0173 усматривается, что предпринимателем в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации приобретены лицензированные программные продукты 1С, с соответствующим регистрационным номером, с лицензионным соглашением в комплекте, на каждый спорный программный продукт была получена соответствующая лицензия.

Наличие либо отсутствие нарушения лицензионных прав правообладателя указанных программных продуктов для разрешения настоящего спора не имеет правового значения, в связи с чем, является обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушения предпринимателем условий предоставления гранта (субсидии) по договору №050-5-дг.

Учитывая установленные материалами дела обстоятельства, апелляционная коллегия, вслед за судом первой инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.2 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Следовательно, у Арбитражного суда Республики Хакасия имелись правовые основания для удовлетворения заявления индивидуального предпринимателя   Лавриненко А.П. и признания незаконным и отмене постановления УФК по РХ от 29.05.2017 № 16/17.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

В соответствии со статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления административного органа о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «09» августа 2017 года по делу № А74-7480/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Е.В. Севастьянова