ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А75-10034/05 от 29.12.2006 АС Ханты-Мансийского АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

628012, Тюменская область, г.Ханты-Мансийск

ул.Ленина 54/1, тел. 3-10-34

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражного суда апелляционной инстанции

город Ханты-Мансийск

Дело №А75- 10034/2005

«29»  декабря 2006 г.

         Резолютивная часть  постановления объявлена 29 декабря 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2006 года.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа

в составе:

судьи, председательствующего  в судебном заседании  Лысенко Г.П.     

судей                                                 Дубининой Т.Н., Киселевой Г.Д.

при ведении  протокола судебного заседания

помощником судьи                             Веретенниковой З.А.      

при участии

от заявителя:  Рукина Е.С. – по доверенности от 25.09.06

от ответчика:  Астахов С.В. – по доверенности от 16.11.06

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №1   Ханты-Мансийского автономного округа -Югры   на решение от «3» октября 2006 г. Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу №А75- 10034/2005, принятого  судьей  Загоруйко Н.Б.

по заявлению  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №1   Ханты-Мансийского автономного округа -Югры 

к  закрытому  акционерному обществу  «Юкос-Мамонтово»

о взыскании  7 632 497 рублей

и встречному  заявлению  закрытого  акционерного общества  «Юкос-Мамонтово»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №1   Ханты-Мансийского автономного округа -Югры 

о признании недействительными  решения налогового органа

УСТАНОВИЛ

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации №1   Ханты-Мансийского автономного округа -Югры  (далее – налоговая инспекция)  обратилась в Арбитражный суд к  закрытому  акционерному обществу  «Юкос-Мамонтово» (далее – ЗАО «Юкос-Мамонтово») о взыскании   налоговых санкций  в размере 7 632 497 рублей  по решению от 11.10.2005 №42 о привлечении  налогоплательщика  к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату  налога на прибыль  и налога на пользователей автомобильных дорог.

         ЗАО «Юкос-Мамонтово»  подано встречное  заявление  о признании недействительным решения налоговой инспекции №42  от  11 октября 2005 года   в части  привлечения  налогоплательщика  к налоговой ответственности  в виде штрафа  в размере  7  490 637 рублей.

         Решением Арбитражного суда ХМАО от  07.12.2005, оставленным без изменения  постановлением  апелляционной инстанции  этого же суда  от 28.02.2006,   первоначальные требования налоговой инспекции  удовлетворены. В связи с уменьшением судом  суммы штрафа  в порядке  статьи  112 Налогового кодекса Российской Федерации с ЗАО «Юкос-Мамонтово»  взыскано  749063 рубля 70 копеек. В удовлетворении встречного заявления общества судом отказано.

         Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского  округа от 19 июня  2006 года  судебные акты отменены, дело направлено в суд первой инстанции. В своем  постановлении суд кассационной инстанции указал, что  в нарушение  статей  168, 170, пункта  2 части  4 и пункта 12 части  2 статьи 271 АПК РФ суд не указал  мотивы и доказательства, на основании  которых он отклонил  довод общества, содержащийся как во  встречном  заявлении, так  и в апелляционной  жалобе, о том,  что ранее (в 2000- 2002  годы) налоговым органом  проводились  выездные  налоговые проверки деятельности общества, в том числе, по вопросам  правильности исчисления, уплаты  и перечисления  налога на имущество и налога на прибыль, в ходе которых  амортизационные  отчисления  были приняты  в полном объеме и остаточная стоимость  имущества, указанная  налогоплательщиком  в декларациях,  налоговой инспекцией  не пересчитывалась. При новом  рассмотрении  дела суду  следует  устранить  данные нарушения, всесторонне, полно  и объективно исследовать  все имеющиеся  материалы,  определить  правомерность  привлечения  общества  к ответственности с учетом всех обстоятельств дела,  при необходимости предложить сторонам  представить  дополнительные доказательства, дать оценку всем доводам сторон.

          При повторном рассмотрении дела, суд определением от  07.07.2006   предложил сторонам обосновать  свои правовые позиции с учетом выводов   суда кассационной инстанции.

         Решением от  3 октября 2006 года  суд признал недействительным  решение  налоговой инспекции  №42 от 11 октября  2005 года в части взыскания налоговой санкции в размере  7 490 637 рублей, исчисленной  с суммы налога на прибыль. В удовлетворении  требований налоговой инспекции  (с учетом  определения от 03.11.06 об опечатке)   о  взыскании налоговых санкций в  указанной выше сумме отказано.

         С решением суда налоговая инспекция не согласилась, обжаловала его в суд в порядке апелляционного производства.  В жалобе указывает, что  суд ошибочно расценил  акты ранее  проведенных  выездных  налоговых проверок, решения, принятые по   их результатам, как письменные разъяснения  по вопросу  о порядке  и правомерности  исчисления   и уплаты налогов. Полагает,  что  общество  является  недобросовестным  налогоплательщиком, так как, применяя в качестве «разъяснений»  акты и решения  ранее  проведенных  выездных  налоговых  проверок,  уклоняется   от налоговой ответственности, при этом, не пытаясь исправить  допущенные нарушения.

         В судебном  заседании представитель налоговой инспекции поддержала доводы, изложенные в апелляционной  жалобе, просила решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт- о взыскании  с ЗАО «Юкос-Мамонтово» налоговых санкций  по налогу на прибыль  в размере  7 490 637 рублей.

         С доводами апелляционной жалобы  ЗАО «Юкос-Мамонтово» не согласно по мотивам, изложенным  в отзыве.  Его представитель в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу налоговой инспекции – без удовлетворения.

         Заслушав  участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела,  изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статей  266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции  не находит оснований для его отмены.

         Судом установлено и материалами дела подтверждается, что  по результатам проведения  выездной налоговой проверки налоговой инспекцией вынесено  решение от 11.10.2005 №42 о привлечении  общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом  1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации  за неполную уплату  налога на прибыль и налога на  пользователей  автомобильных  дорог в виде взыскания  штрафа в сумме  7 490 637 рублей и  141 860 рублей соответственно.

         Поскольку требование от 11.10.2005  № 972 об уплате налоговой санкции  в добровольном порядке исполнено не было, то налоговая инспекция  за ее взысканием обратилась в суд.

         Общество, считая  недействительным решение от 11.10.2005 №42 о привлечении налогоплательщика  к налоговой ответственности в части взыскания  штрафа  в размере  7 490 637 рублей за неуплату налога на прибыль, обратилось  со встречным заявлением.

         При повторном  рассмотрении дела, суд  пришел к выводу об отсутствии в действиях общества  вины,  посчитав  акты  ранее  проведенных  выездных налоговых проверок, решения, принятые по ним, как письменные  разъяснения   налогового органа  по вопросу  о порядке  и  правомерности   исчисления  и уплаты  налогов.

         Судебная коллегия, поддерживая  вывод суда об отсутствии  в  данном случае  вины ЗАО «Юкос-Мамонтово»,  исходит из следующих  установленных  по делу обстоятельств и норм материального права.

         В соответствии  со статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации  налоговым   правонарушением  признается  виновно совершенное  противоправное  деяние  налогоплательщика.

То есть,  обязательными признаками любого  налогового правонарушения  признаются вина  и противоправность. 

         Согласно подпункту  2 статьи  109 Налогового кодекса  Российской Федерации отсутствие вины лица в совершении  налогового правонарушения  признается обстоятельством, исключающим  привлечение лица к налоговой ответственности.  Законодательство о налогах и сборах  предусматривает ограниченный  перечень  таких обстоятельств, среди которых: «выполнение  налогоплательщиком  или налоговым агентом  письменных разъяснений по вопросам применения  законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным  государственным  органом  или их  должностными лицами в пределах их компетенции».

         Суд первой инстанции  обоснованно указал, что ранее  налоговым органом  проводились  выездные  налоговые проверки деятельности общества, в том числе, по вопросам  правильности  исчисления,  уплаты  и перечисления  налога на прибыль и налога на имущество, в ходе  которых  амортизационные  отчисления  были приняты  в полном объеме и  остаточная  стоимость  имущества, указанная  налогоплательщиком  в декларациях,  инспекцией  подтверждалась.

Следовательно, в данном случае имело  место «пассивное  разъяснение», т.е. налоговый орган   не вмешивался   и не пресекал   неправомерные деяния  налогоплательщика  по начислению амортизации. В случае,  если налоговые органы  обнаруживают (или должны были обнаружить) ту или иную степень неправомерности в действиях налогоплательщика или налогового агента,  то для выполнения своих задач, возложенных на них  налоговым законодательством,  они должны соответствующим образом отреагировать  и пресечь его нарушение. Поэтому  пассивное  поведение налоговых органов, которые как  бы «одобряют» действия  налогоплательщика, в данном случае дает основание  для  применения подпункта  3 пункта  1 статьи 111  Налогового кодекса Российской Федерации.

         Как  было указано  в Постановлении  Президиума  Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 27.11.2001  №9986/00, если налоговые органы  ранее неоднократно  проверяли налогоплательщика и в актах проверок не указывали, что налогоплательщик  неправильно применяет  налоговое законодательство, то  последующее  выявление  налогового правонарушения должно быть особо  рассмотрено и оценено  судами в случае возникновения спора. Это обусловлено тем,  что «умолчание» или «нереагирование» налоговых органов во время предыдущих  проверок дает основание  налогоплательщику полагать, что его действия по порядку исчисления  и уплаты налогов являются правильными, так как  он имеет на это  письменное подтверждение налоговой инспекции (в виде акта   проверки, где не указано о нарушении  налогового законодательства).

         При  таких обстоятельствах, апелляционная жалоба  налоговой инспекции  удовлетворению не подлежит,   а обжалуемое решение – отмене.

         Вместе с тем,  суд, удовлетворив требования ЗАО «Юкос-Мамонтово»  в части признания недействительным решения налоговой инспекции  о привлечении  к налоговой ответственности за неуплату (не полную уплату)  налога на прибыль в виде   штрафа в сумме    7 490637  рублей  и отказывая налоговой инспекции в удовлетворении ее требований о взыскании  с  общества этой суммы налоговых санкций, не учел, что  налоговой инспекцией  заявлены требования о взыскании налоговых санкций в сумме  7  632 497 рублей, состоящих из  141 860 рублей -  налоговых санкций  за неуплату  сумм налога  на пользователей автомобильных дорог и  7 490637 рублей -  за неуплату налога на прибыль, о  которых  судом  первой инстанции указано в мотивировочной части.

В связи с чем, суд апелляционной инстанции  считает возможным   не изменяя  решение суда,  дополнить  его  резолютивную часть  следующим содержанием: взыскать  с ЗАО «Юкос-Мамонтово»    в доход соответствующего бюджета   налоговые санкции в размере  141 860  рублей и в доход федерального бюджета государственную пошлину в  сумме   4 337 рублей  20 копеек.

Руководствуясь статьями 258,266-268, пунктом 1 статьи 269,  статьей  268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ

Решение   от  03.10.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу №А75- 10034/2005  оставить без изменения,  дополнив  следующим содержанием его резолютивную часть.

Взыскать  с закрытого акционерного общества «Юкос-Мамонтово» в доход  соответствующего  бюджета  налоговые санкции в размере 141 860 рублей,  и в доход  федерального бюджета  государственную пошлину в размере  4 337 рублей  20 копеек.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа.

Председательствующий судья                                                 Г.П. Лысенко

Судья                                                                                          Т.Н. Дубинина

Судья                                                                                          Г.Д. Киселева