ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
12 сентября 2018 года
Дело № А75-10357/2018
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи ГрязниковаойА.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9941/2018) Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (межрайонное) на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.07.2018 об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа, вынесенное в рамках дела № А75-10357/2018 (судья Голубева Е.А.), по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Сибирский капиталъ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о выдаче судебного приказа на взыскание 5000 рублей, без вызова сторон,
установил:
государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (межрайонное) (далее по тексту – заявитель, Пенсионный фонд, ГУ-УПФР в г. Нижневартовске) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Сибирский капиталъ» (далее по тексту – ответчик, общество, ООО «Сибирский капиталъ») о выдаче судебного приказа на взыскание 5000 руб. финансовых санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах (по форме СЗВ-М «дополняющая») за январь, февраль, март, апрель 2017 года, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) заявление принято к производству и дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.07.2018 по делу № А75-10357/2018 в принятии заявления ГУ - УПФР в г. Нижневартовске о выдаче судебного приказа отказано.
Отказывая в выдаче судебного приказа, суд первой инстанции пришел к выводу, что требование Пенсионного фонда о взыскании с ООО «Сибирский капиталъ» финансовой санкции не может быть признано бесспорным, поскольку имеются сомнения в обоснованности и правомерности привлечения общества к ответственности за вмененное ему правонарушение.
Не согласившись с вынесенным определением, Пенсионный фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить, вынести новое определение о принятии заявления о выдаче судебного приказа.
В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд указывает на наличие в действиях страхователя состава вмененного правонарушения в виде представления сведений о застрахованных лицах за пределами срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2018 апелляционная жалоба принята к производству. Лицам, участвующим в деле, предложено в срок до 10.09.2018 представить в канцелярию суда отзыв на апелляционную жалобу и доказательства его направления другим участникам арбитражного процесса.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 22 постановления от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве» (далее по тексту – Постановление Пленума ВС РФ № 62), исходя из особенностей приказного производства как одной из форм упрощенного производства жалобы на определения о возвращении заявления о выдаче судебного приказа, определения об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа рассматриваются судом апелляционной инстанции единолично без вызова взыскателя и должника (часть третья статьи 7, часть первая статьи 335.1, часть четвертая статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 272.1, часть 5 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Жалоба на определение о возвращении заявления о выдаче судебного приказа, определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа рассматривается судом апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления такой жалобы в суд апелляционной инстанции (часть 3 статьи 272, часть 5 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, часть четвертая статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции единолично.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены вынесенного судебного акта.
В силу части 1 статьи 229.1 АПК РФ судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм по требованиям взыскателя, предусмотренным статьей 229.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 229.2 АПК РФ судебный приказ выдается по делам, в которых заявлено требование о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает сто тысяч рублей.
Таким образом, судебный приказ выдается только по бесспорным требованиям, не предполагающим какого-либо спора о праве, поскольку бесспорность требований является основной предпосылкой осуществления приказного производства.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 3 постановления Пленума ВС РФ № 62, требования, рассматриваемые в порядке приказного производства, должны быть бесспорными. Бесспорными являются требования, подтвержденные письменными доказательствами, достоверность которых не вызывает сомнений, а также признаваемые должником.
В соответствии с частью 3 статьи 229.4 АПК РФ арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьей 127.1 настоящего Кодекса, а также в случае если из заявления о выдаче судебного приказа и приложенных к нему документов усматривается наличие спора о праве.
В рамках настоящего дела Пенсионный фонд обратился с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание 5000 руб. штрафных санкций в связи с предоставлением ООО «Сибирский капиталъ» неполных и (или) недостоверных сведений за январь, февраль, март, апрель 2017 года (отчет по форме СЗВ-М).
Основанием для обращения с заявлением послужил вывод ГУ-УПФР в г. Нижневартовске о наличии оснований для привлечения ООО «Сибирский капиталъ» к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту – Федерального закона № 27-ФЗ) за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, выразившееся в том, что ООО «Сибирский капиталъ» обществом 19.01.2018 представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М «дополняющая» за январь, февраль, март и апрель 2017 года лиц, ранее не указанных в исходных отчетных формах с нарушением установленного срока.
По мнению Пенсионного фонда, 19.01.2018 страхователь не уточнял (не исправлял) представленные 19.01.2018 индивидуальные сведения. Пенсионный фонд настаивает на то, что в силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ сведения по форме СЗВ-М «исходная», «дополняющая» должны быть представлены не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Действительно, как следует из приложенных к заявлению Пенсионного фонда документов, 19.01.2018 ООО «Сибирский капиталъ» в Пенсионный фонд представлен отчет по форме СЗВ-М за январь, февраль, март и апрель 2017 года в отношении 10 (десяти) застрахованных лиц.
Должностными лицами ГУ-УПФР в г. Нижневартовске проведены проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, форм СЗВ-М «дополняющая» за январь, февраль, март и апрель 2017 года, представленных 19.01.2018, в ходе которых было установлено нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 10 (десяти) застрахованных лиц.
По результатам проверок составлены акты от 25.01.2018 № 1617, № 1618, № 1619, № 1620.
На основании материалов проверки Пенсионным фондом 07.03.2018 вынесены решения № 1617, № 1618, № 1619, № 1620 о привлечении ООО «Сибирский капиталъ» к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, за предоставление не в полном объеме сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, в виде взыскания штрафа в общем размере 5000 руб. (по 500 руб. за каждое застрахованное лицо).
Согласно статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 167-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.
В статьях 5 и 6 Федерального закона № 167-ФЗ установлено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию - лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 167- ООО «Сибирский капиталъ» является страхователем по данному виду страхования и согласно пункту 2 статьи 14 указанного Федерального закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п утверждена форма СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах», в поле «Тип формы» которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: «исхд», «доп» и «отмн»:
- код «исхд» (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
То есть, первоначально сведения по форме СЗВ-М в 2017 году предоставляются страхователями за отчетный месяц – январь 2017 года - не позднее 15.02.2017, февраль 2017 года - не позднее 15.03.2017, март 2017 года - не позднее 15.04.2017, апрель 2017 года - не позднее 15.05.2017.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
При этом, в соответствии со статьей 15 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений также предусмотрено Инструкцией, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н (далее по тексту – Инструкция № 766н).
Согласно нормам Инструкции № 766н, предусматривающей случаи и порядок предоставления корректирующих сведений, а также вопросы привлечения и освобождения от ответственности в данном случае, под исправлениями сведений понимаются:
- случаи ошибочного искажения сведений, которые уже были представлены в Пенсионный фонд;
- выявление ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки контролирующим органом.
При этом, как указано в абзаце третьем пункта 39 Инструкция № 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
С учетом приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Федерального закона 27-ФЗ, пункта 39 Инструкция № 766н, следует признать, что исправления и корректировки сведений вносились и вносятся в форму СЗВ-М в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 № 12-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость» в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО «Папирус», ОАО «Дальневосточное морское пароходство» и ООО «Коммерческая компания «Балис» и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ», при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Анализ вышеизложенных разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит привлечению лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок, недочетов в предоставленных сведениях в установленный срок.
Иными словами, по смыслу действующего законодательства, первоначально представленные страхователем в установленный срок сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, исправленные впоследствии самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, не могут расцениваться как недостоверные сведения или как сведения, предоставленные не в полном объеме.
В данном случае ООО «Сибирский капиталъ» 15.02.2017 представлены сведения по форме СЗВ-М за январь 2017 года отношении 17-и застрахованных лиц, 15.03.2017 за февраль 2017 года в отношении 10-и застрахованных лиц, 13.04.2018 за март 2017 года в отношении 8-и застрахованных лиц и 10.05.2017 за апрель 2017 в отношении 9-и застрахованных лиц в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть в установленный срок.
В связи с самостоятельным выявлением ошибки в поданных сведениях за январь, февраль, март и апрель 2017 года, 19.01.2018 ООО «Сибирский капиталъ» направлены индивидуальные сведения по форме СЗВ-М за январь, февраль, март и апрель 2017 года (тип формы – дополняющая) в отношении лиц, ранее не указанных в исходных отчетных формах.
Имея в виду приведенное выше правовое регулирование, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что Пенсионный фонд обозначенный выше факт предоставления ООО «Сибирский капиталъ» неполных сведений за январь, февраль, март и апрель 2017 года выявил не при первоначальном представлении формы СЗВ-М, а только после направления обществом формы СЗВ-М «дополняющей», что свидетельствует о том, что в данном случае страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения до момента обнаружения (выявления) такой ошибки Пенсионным фондом.
Учитывая изложенное и принимая во внимание вышеприведенные нормы действующего законодательства (с учетом практики их применения), а также то, что в рассматриваемом случае Общество самостоятельно исправило допущенные ошибки до выявления их Пенсионным фондом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что правомерность применения к страхователю санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, вызывает сомнение, что свидетельствует о наличии спора о праве.
С учетом изложенного, на основании нормы пункта 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ суд первой инстанции правомерно отказал в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
Нормы материального и процессуального права судом первой инстанции при разрешении вопроса о выдаче судебного приказа применены правильно.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого определения об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа суд апелляционной инстанции не усматривает, в связи с чем апелляционная жалоба Пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на определение арбитражного суда об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа не предусмотрена.
На основании изложенного и, руководствуясь статьей 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.07.2018 об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа, вынесенное в рамках дела № А75-10357/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
ФИО1