ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А75-13709/18 от 21.05.2019 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                   Дело № А75-13709/2018

Резолютивная часть постановления объявлена   мая 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме   мая 2019 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Шабановой Г.А.

судей                                                    Беловой Л.В.

                                                             ФИО1

при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,

рассмотрел в судебном заседании с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» на решение от 30.10.2018 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (судья Истомина Л.С.) и постановление от 30.01.219 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.)
по делу № А75-13709/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (628309, город Нефтеюганск, улица Ленина, дом 26, ИНН 8604035473, ОГРН 1058602819538)
к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (625003, город Тюмень, улица Хохрякова, дом 10, ИНН 7202022112, ОГРН 1027200853316) об оспаривании постановления по делу об административной правонарушении.

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (судья Бетхер В.А.) в заседании участвовал представитель общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» – ФИО2 по доверенности
от 01.02.2019.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз»
(далее – ООО «РН-Юганскнефтегаз», общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением
об изменении постановления Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
(далее – управление, административный орган) от 14.08.2018
№ 0404-5812-2018 путем исключения из мотивировочной части пункта нарушения № 1.

Решением от 30.10.2018 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, оставленным без изменения постановлением
от 30.01.219 Восьмого
арбитражного апелляционного суда, обществу отказано в удовлетворении требования.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО «РН-Юганскнефтегаз» просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, и удовлетворить заявленное им требование.

По мнению общества, основания для регистрации «Участка геолого-разведочных (геофизических) работ» в качестве опасного производственного объекта у него отсутствуют, поскольку прострелочно-взрывные работы выполняются иными лицами (подрядчиками).

Отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) управлением не представлен.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях присутствовавшего в заседании представителя общества, суд округа не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной плановой выездной проверки административным органом установлено, что в нарушение части 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон                       № 116-ФЗ), пункта 14 Требований регистрации объектов вгосударственном реестре опасных производственных объектов и ведению реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.11.2016           № 495 (далее – Требования № 495), ООО «РН-Юганскнефтегаз» не зарегистрировало в государственном реестре опасных производственных объектов «Участок геофизических работ», обладающий признаком опасности в связи с использованием «взрывчатых материалов на местах производства взрывных работ» (пункт 1).

По результатам проверки управлением составлен протокол об административном правонарушении от 26.07.2018 № 0404-5812-2018
и вынесено постановление от 14.08.2018 № 0404-5812-2018 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением в части пункта нарушения № 1, ООО «РН-Юганскнефтегаз» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у общества обязанности зарегистрировать опасный объект «Участок геофизических работ» в государственном реестре опасных производственных объектов, поэтому отказали в удовлетворении заявленного им требования.

Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе № 116-ФЗ, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (статья 3 Закона № 116-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны соблюдать положения данного Закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

В силу статьи 2 Закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону (часть 1); опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 2).

Государственный реестр, представляющий собой единую систематизированную базу данных, включающую в соответствии с пунктом 8 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371 (далее – Правила № 1371), ведомственные разделы, содержит сведения об опасных производственных объектах и эксплуатирующих организациях, а также данные об исключенных опасных производственных объектах из государственного реестра и архив (пункт 4 Требований № 495).

В соответствии с пунктом 2 Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору                       от 25.11.2016 № 494, заявителями по предоставлению данной государственной услуги являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов на праве собственности или ином законном основании.

Пунктом 5 Правил № 1371 предусмотрено, что для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект. Организациям и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре.

Согласно пунктами 6 и 7 Требований № 495 отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с настоящими Требованиями. При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.

Участок геологоразведочных (геофизических) работ приобретает признаки опасного производственного объекта при условии наличия одного из следующих обстоятельств:ведение горных работ; использование взрывчатых материалов, и/или применения грузоподъемных механизмов; использование работающего под давлением свыше 0,7 МПа оборудования (пункт 6 приложения № 1 к Требованиям № 495).

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды двух инстанций установили, что ООО «РН-Юганскнефтегаз» осуществляет эксплуатацию участков геофизических работ в скважинах, выполняя функции технического заказчика на основании договора, заключенного с ПАО «НК «Роснефть»; данные участки не зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов, несмотря на ведение пострелочно-взрывных работ в скважинах.

При этом суды обоснованно отметили, что привлечение третьих лиц для выполнения работ, в связи с которыми участки геологоразведочных (геофизических) работ приобретают признаки опасного производственного объекта, не снимает с общества как владельца и эксплуатирующей организации обязанности по регистрации таких объектов в государственном реестре.

С учетом изложенного арбитражные суды правомерно отказали                ООО «РН-Юганскнефтегаз» в удовлетворении заявленного требования.

Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом округа не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 30.10.2018 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и постановление от 30.01.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-13709/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     Г.А. ФИО3

Судьи                                                                  Л.В. Белова

                                                                            Ю.Н. Киричёк