ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А75-1486/20 от 20.10.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда

1146/2020-60421(2)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2020 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего Котлярова Н.Е.
судей Бодунковой С.А., Смольниковой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бойченко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный  номер 08АП-11301/2020) Управления федеральной службы статистики по Тюменской  области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому  Автономному округу на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры от 26 августа 2020 года о возвращении заявления по делу №  А75-1486/2020 (судья Е.А. Кузнецова), вынесенное по заявлению Управления  федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому  автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому Автономному округу о включении в  реестр требований кредиторов Акционерного общества «Строительная компания  ВНСС» задолженности в размере 420 000 руб., в рамках дела о признании акционерного  общества «Строительная компания ВНСС» (ОГРН <***>, ИНН <***>)  несостоятельным (банкротом), 

УСТАНОВИЛ:

определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа -  Югры от 21.03.2020 (резолютивная часть от 16.03.2020) заявление публичного  акционерного общества «Сбербанк России» признано обоснованным, в отношении  акционерного общества «Строительная компания ВНСС» (далее – АО «СК ВНСС»,  должник) введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден  ФИО1 (далее – ФИО1, временный управляющий). 

В арбитражный суд поступило заявление Управления федеральной службы  статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и 


Ямало-Ненецкому автономному округу о включении в реестр требований кредиторов  АО «СК ВНСС» задолженности в размере 420 000 руб. 

Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа -  Югры от 26.08.2020 заявление Управления федеральной службы статистики по  Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало- Ненецкому автономному округу с приложенными к нему документами возвращено  заявителю. 

Не согласившись с указанным судебным актом, Управление федеральной службы  статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и  Ямало-Ненецкому автономному округу обратилось с апелляционной жалобой, в которой  просит обжалуемое определение суда первой инстанции отменить. 

В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указал, что во исполнение  определений суда первой инстанции от 13.05.2020 и от 24.06.2020 об оставлении  заявления без движения им в арбитражный суд были своевременно направлены  документы, подтверждающие подписание заявления уполномоченным представителем  Управления федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты- Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу –  ФИО2 (далее – ФИО2). 

При этом судебной практикой подтверждается наличие у Управления федеральной  службы статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу права на обращение в арбитражный суд  с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника его требований об  уплате административного штрафа. 

 Управление федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты- Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу  считает, что в связи с указанными обстоятельствами суд первой инстанции  необоснованно возвратил его заявление о включении в реестр требований кредиторов  должника с приложенными к нему документами заявителю. 

Управление федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты- Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу,  временный управляющий, иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом  извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного  производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили,  ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем 


апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в  деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). 

Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и  обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной  инстанции усматривает основания для отмены определения Арбитражного суда Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 26.08.2020 по настоящему делу в связи со  следующим. 

Как следует из материалов дела, Управление федеральной службы статистики по  Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало- Ненецкому автономному округу обратилось в арбитражный суд с заявлением о  включении в реестр требований кредиторов АО «СК ВНСС» задолженности в размере  420 000 руб. 

Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа -  Югры от 13.05.2020 заявление Управления федеральной службы статистики по  Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало- Ненецкому Автономному округу оставлено без движения, заявителю предложено в срок  до 15.06.2020 устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления  заявления без движения, представив в арбитражный суд документы, подтверждающие  наличие у подавшего заявление в суд первой инстанции лица полномочий на его  подписание. 

Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа -  Югры от 24.06.2020 срок оставления заявления Управления федеральной службы  статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и  Ямало-Ненецкому Автономному округу продлен до 24.06.2020, заявителю предложено в  указанный срок устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления 


заявления без движения, представив доводы и доказательства наличия у него  правомочий на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

В мотивировочной части данного определения суд первой инстанции указал на то,  что в силу пункта 2 статьи 29 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О  несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон № 127-ФЗ) требования Российской  Федерации по денежным обязательствам представляются в деле о банкротстве и в  процедурах, применяемых в деле о банкротстве, федеральным органом исполнительной  власти, который в соответствии с законом отнесен к уполномоченным органам, то есть  Федеральной налоговой службы России. 

В преамбуле Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием  уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах  процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской  Федерации 20.12.2016, указано, что под федеральным уполномоченным органом в целях  банкротства на основании абзаца девятого статьи 2 Закона № 127-ФЗ понимается  федеральный орган исполнительной власти, наделенный Правительством Российской  Федерации полномочиями на представление в делах о банкротстве и в процедурах,  применяемых в делах о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и  требований Российской Федерации по денежным обязательствам. В соответствии с  пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257  «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве  и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» таким федеральным органом  исполнительной власти является Федеральная налоговая служба России. 

Уполномоченными органами в отношении требований по денежным  обязательствам субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в силу  указанной нормы Закона о банкротстве признаются соответствующие органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного  самоуправления, наделенные полномочиями на представление требований этих  публично-правовых образований. 

Таким образом, в целях подтверждения полномочий для подачи настоящего  заявления Управлению федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты- Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу  следует представить доводы и доказательства, свидетельствующие наделение  полномочиями на представление заявленных требований в смысле, приданном 


приведенными выше положениями действующего законодательства и разъяснений  Верховного Суда РФ. 

Во исполнение определения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного  округа - Югры от 24.06.2020 Управление федеральной службы статистики по  Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало- Ненецкому автономному округу представило в материалы дела письменные пояснения  относительно наличия у него права на обращение в арбитражный суд с настоящим  заявлением со ссылкой на приказ Федеральной службы государственной статистики от  27.01.2020 № 29 «О внесении изменений в пункт 5 Приложения № 3 к приказу Росстата  от 10 декабря 2019 г. № 752 «Об утверждении перечня территориальных органов  Федеральной службы государственной статистики, осуществляющих полномочия  главного администратора доходов бюджетов городов федерального значения Москвы,  Санкт-Петербурга, Севастополя и местных бюджетов, и порядка осуществления  территориальными органами Федеральной службы государственной статистики  полномочий главного администратора доходов бюджетов городов федерального  значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и местных бюджетов», судебную  практику. 

Суд первой инстанции посчитал, что определение Арбитражного суда Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 24.06.2020 не было надлежащим образом  исполнено Управлением федеральной службы статистики по Тюменской области,  Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному  округу, и возвратил заявление и приложенные к нему документы заявителю на  основании пункта 4 части 1 статьи 129 АПК РФ

Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не  соглашается с выводами суда первой инстанции в связи со следующим. 

Согласно части 1 статьи 223 АПК РФ и статье 32 Закона о банкротстве дела о  несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам,  предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными  федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве). 

На основании части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться  в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных  интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. 


Реализация защиты нарушенных прав возможна путем подачи заявления при  соблюдении необходимых правил, предусмотренных АПК РФ (пункт 4 статьи 4 АПК  РФ). 

Пунктом 5 статьи 3 АПК РФ предусмотрено, что в случае отсутствия нормы  процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе судопроизводства  в арбитражных судах, арбитражные суды применяют норму, регулирующую сходные  отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из  принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права). 

В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в  первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к  должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о  введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд,  должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных  документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования  включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного  суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов. 

Однако, поскольку какие-либо специальные требования к порядку оформления и  предъявления в рамках дела о банкротстве заявлений кредиторов о включении их  требований в реестр, помимо требования о приложении к ним судебных актов и иных  документов, подтверждающих обоснованность этих требований, а также их принятия к  рассмотрению арбитражного суда действующее законодательство не содержит,  арбитражному суду следует оценивать соответствие указанного заявления требованиям,  предусмотренным статьями 125 и 126 АПК РФ

Статьей 125 АПК РФ установлены требования к форме и содержанию искового  заявления, в статье 126 АПК РФ перечислены документы, которые должны быть  приложены к исковому заявлению. 

В силу требований части 1 статьи 128 АПК РФ арбитражный суд, установив при  рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству, что оно подано с  нарушением требований, установленных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса,  выносит определение об оставлении заявления без движения. 

В определении арбитражный суд указывает основания для оставления искового  заявления без движения и срок, в течение которого истец должен устранить  обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без  движения (часть 2 статьи 128 АПК РФ). 


В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 129 АПК РФ арбитражный суд  возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления  установит, что не устранены обстоятельства, послужившие основаниями для оставления  искового заявления без движения, в срок, установленный в определении суда. 

В рассматриваемом случае возвращение заявления Управления федеральной  службы статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу обусловлено тем, что заявителем не  были устранены в установленный судом срок обстоятельства, послужившие основанием  для оставления заявления без движения, в частности не представлены обоснованные  доводы и подтверждающие их доказательства наличия у него правомочий на обращение  в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Между тем суд апелляционной инстанции считает необходимым учитывать, что,  по смыслу норм права, содержащихся в статьях 125, 126, 129 АПК РФ, при разрешении  вопроса о наличии (отсутствии) оснований для принятия заявления к производству суд  первой инстанции проверяет, подписано ли такое заявление истцом (заявителем) либо  его уполномоченным представителем. 

В случае если заявление не подписано либо подписано представителем, наличие у  которого полномочий на подписание заявления надлежащим образом не подтверждено,  арбитражный суд возвращает заявление на основании пункта 6 части 1 статьи 129 АПК  РФ. 

В настоящем случае, как усматривается из материалов дела, заявление  Управления федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты- Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу о  включении его требований в реестр требований кредиторов должника подписано  руководителем Управления федеральной службы статистики по Тюменской области,  Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому Автономному  округу ФИО2 

Наличие у ФИО2 полномочий на подписание заявления и его подачу в  арбитражный суд подтверждается приказом № 98/кт от 19.10.2016, представленным  Управлением федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты- Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу в  материалы настоящего дела. 

Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для  возвращения заявления Управления федеральной службы статистики по Тюменской  


области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому  автономному округу заявителю на основании пункта 6 части 1 статьи 129 АПК РФ

Из определений суда первой инстанции от 13.05.2020 и от 24.06.2020 следует, что  оставление им заявления Управления федеральной службы статистики по Тюменской  области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому  автономному округу без движения с его последующим возвращением заявителю на  основании пункта 4 части 1 статьи 129 АПК РФ обусловлено непредставлением  заявителем в материалы дела обоснованных доводов и доказательств наличия у него  правомочий на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

В то же время, поскольку заявление Управления федеральной службы статистики  по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало- Ненецкому автономному округу соответствовало требованиям статей 125, 126 АПК РФ,  основания для возвращения заявления, предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 129  АПК РФ, отсутствовали. 

Надлежащим образом оформленное, подписанное уполномоченным  представителем Управления федеральной службы статистики по Тюменской области,  Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному  округу заявление с приложенными к нему необходимыми документами подлежало  принятию арбитражным судом к производству. 

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которое  могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ)  является основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда  первой инстанции. 

При указанных обстоятельствах определение суда первой инстанции подлежит  отмене, апелляционная жалоба – удовлетворению. 

Вопрос о принятии к рассмотрению заявления Управления федеральной службы  статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и  Ямало - Ненецкому автономному округу о включении в реестр требований кредиторов  АО «СК ВНСС» задолженности в размере 420 000 руб. подлежит направлению на новое  рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 270, частью  3 статьи 270, статьей 271, пунктом 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:


апелляционную жалобу Управления федеральной службы статистики по Тюменской  области, Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало - Ненецкому  автономному округу удовлетворить. 

Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа -  Югры от 26.08.2020 о возвращении заявления по делу № А75-1486/2020 отменить. 

 Вопрос о принятии к рассмотрению заявления Управления федеральной службы  статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и  Ямало - Ненецкому автономному округу о включении в реестр требований кредиторов  акционерного общества «Строительная компания ВНСС» (ОГРН <***>, ИНН  <***>) задолженности в размере 420 000 руб. направить на новое рассмотрение 

в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть  обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно- Cибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления  в полном объеме. 

Председательствующий Н.Е. Котляров 

Судьи С.А. Бодункова 

 М.В. Смольникова