1146/2020-60421(2)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2020 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Котлярова Н.Е.
судей Бодунковой С.А., Смольниковой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бойченко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11301/2020) Управления федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому Автономному округу на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 августа 2020 года о возвращении заявления по делу № А75-1486/2020 (судья Е.А. Кузнецова), вынесенное по заявлению Управления федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому Автономному округу о включении в реестр требований кредиторов Акционерного общества «Строительная компания ВНСС» задолженности в размере 420 000 руб., в рамках дела о признании акционерного общества «Строительная компания ВНСС» (ОГРН <***>, ИНН <***>) несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.03.2020 (резолютивная часть от 16.03.2020) заявление публичного акционерного общества «Сбербанк России» признано обоснованным, в отношении акционерного общества «Строительная компания ВНСС» (далее – АО «СК ВНСС», должник) введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден ФИО1 (далее – ФИО1, временный управляющий).
В арбитражный суд поступило заявление Управления федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и
Ямало-Ненецкому автономному округу о включении в реестр требований кредиторов АО «СК ВНСС» задолженности в размере 420 000 руб.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.08.2020 заявление Управления федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало- Ненецкому автономному округу с приложенными к нему документами возвращено заявителю.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое определение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указал, что во исполнение определений суда первой инстанции от 13.05.2020 и от 24.06.2020 об оставлении заявления без движения им в арбитражный суд были своевременно направлены документы, подтверждающие подписание заявления уполномоченным представителем Управления федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты- Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу – ФИО2 (далее – ФИО2).
При этом судебной практикой подтверждается наличие у Управления федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу права на обращение в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника его требований об уплате административного штрафа.
Управление федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты- Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу считает, что в связи с указанными обстоятельствами суд первой инстанции необоснованно возвратил его заявление о включении в реестр требований кредиторов должника с приложенными к нему документами заявителю.
Управление федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты- Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, временный управляющий, иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем
апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для отмены определения Арбитражного суда Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 26.08.2020 по настоящему делу в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Управление федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало- Ненецкому автономному округу обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов АО «СК ВНСС» задолженности в размере 420 000 руб.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.05.2020 заявление Управления федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало- Ненецкому Автономному округу оставлено без движения, заявителю предложено в срок до 15.06.2020 устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, представив в арбитражный суд документы, подтверждающие наличие у подавшего заявление в суд первой инстанции лица полномочий на его подписание.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.06.2020 срок оставления заявления Управления федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому Автономному округу продлен до 24.06.2020, заявителю предложено в указанный срок устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления
заявления без движения, представив доводы и доказательства наличия у него правомочий на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В мотивировочной части данного определения суд первой инстанции указал на то, что в силу пункта 2 статьи 29 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон № 127-ФЗ) требования Российской Федерации по денежным обязательствам представляются в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, федеральным органом исполнительной власти, который в соответствии с законом отнесен к уполномоченным органам, то есть Федеральной налоговой службы России.
В преамбуле Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, указано, что под федеральным уполномоченным органом в целях банкротства на основании абзаца девятого статьи 2 Закона № 127-ФЗ понимается федеральный орган исполнительной власти, наделенный Правительством Российской Федерации полномочиями на представление в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в делах о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная налоговая служба России.
Уполномоченными органами в отношении требований по денежным обязательствам субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в силу указанной нормы Закона о банкротстве признаются соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные полномочиями на представление требований этих публично-правовых образований.
Таким образом, в целях подтверждения полномочий для подачи настоящего заявления Управлению федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты- Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу следует представить доводы и доказательства, свидетельствующие наделение полномочиями на представление заявленных требований в смысле, приданном
приведенными выше положениями действующего законодательства и разъяснений Верховного Суда РФ.
Во исполнение определения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.06.2020 Управление федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало- Ненецкому автономному округу представило в материалы дела письменные пояснения относительно наличия у него права на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением со ссылкой на приказ Федеральной службы государственной статистики от 27.01.2020 № 29 «О внесении изменений в пункт 5 Приложения № 3 к приказу Росстата от 10 декабря 2019 г. № 752 «Об утверждении перечня территориальных органов Федеральной службы государственной статистики, осуществляющих полномочия главного администратора доходов бюджетов городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и местных бюджетов, и порядка осуществления территориальными органами Федеральной службы государственной статистики полномочий главного администратора доходов бюджетов городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и местных бюджетов», судебную практику.
Суд первой инстанции посчитал, что определение Арбитражного суда Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 24.06.2020 не было надлежащим образом исполнено Управлением федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, и возвратил заявление и приложенные к нему документы заявителю на основании пункта 4 части 1 статьи 129 АПК РФ.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не соглашается с выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 223 АПК РФ и статье 32 Закона о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
На основании части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Реализация защиты нарушенных прав возможна путем подачи заявления при соблюдении необходимых правил, предусмотренных АПК РФ (пункт 4 статьи 4 АПК РФ).
Пунктом 5 статьи 3 АПК РФ предусмотрено, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе судопроизводства в арбитражных судах, арбитражные суды применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Однако, поскольку какие-либо специальные требования к порядку оформления и предъявления в рамках дела о банкротстве заявлений кредиторов о включении их требований в реестр, помимо требования о приложении к ним судебных актов и иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований, а также их принятия к рассмотрению арбитражного суда действующее законодательство не содержит, арбитражному суду следует оценивать соответствие указанного заявления требованиям, предусмотренным статьями 125 и 126 АПК РФ.
Статьей 125 АПК РФ установлены требования к форме и содержанию искового заявления, в статье 126 АПК РФ перечислены документы, которые должны быть приложены к исковому заявлению.
В силу требований части 1 статьи 128 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству, что оно подано с нарушением требований, установленных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, выносит определение об оставлении заявления без движения.
В определении арбитражный суд указывает основания для оставления искового заявления без движения и срок, в течение которого истец должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения (часть 2 статьи 128 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что не устранены обстоятельства, послужившие основаниями для оставления искового заявления без движения, в срок, установленный в определении суда.
В рассматриваемом случае возвращение заявления Управления федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу обусловлено тем, что заявителем не были устранены в установленный судом срок обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, в частности не представлены обоснованные доводы и подтверждающие их доказательства наличия у него правомочий на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Между тем суд апелляционной инстанции считает необходимым учитывать, что, по смыслу норм права, содержащихся в статьях 125, 126, 129 АПК РФ, при разрешении вопроса о наличии (отсутствии) оснований для принятия заявления к производству суд первой инстанции проверяет, подписано ли такое заявление истцом (заявителем) либо его уполномоченным представителем.
В случае если заявление не подписано либо подписано представителем, наличие у которого полномочий на подписание заявления надлежащим образом не подтверждено, арбитражный суд возвращает заявление на основании пункта 6 части 1 статьи 129 АПК РФ.
В настоящем случае, как усматривается из материалов дела, заявление Управления федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты- Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу о включении его требований в реестр требований кредиторов должника подписано руководителем Управления федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому Автономному округу ФИО2
Наличие у ФИО2 полномочий на подписание заявления и его подачу в арбитражный суд подтверждается приказом № 98/кт от 19.10.2016, представленным Управлением федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты- Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу в материалы настоящего дела.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для возвращения заявления Управления федеральной службы статистики по Тюменской
области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу заявителю на основании пункта 6 части 1 статьи 129 АПК РФ.
Из определений суда первой инстанции от 13.05.2020 и от 24.06.2020 следует, что оставление им заявления Управления федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу без движения с его последующим возвращением заявителю на основании пункта 4 части 1 статьи 129 АПК РФ обусловлено непредставлением заявителем в материалы дела обоснованных доводов и доказательств наличия у него правомочий на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В то же время, поскольку заявление Управления федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало- Ненецкому автономному округу соответствовало требованиям статей 125, 126 АПК РФ, основания для возвращения заявления, предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 129 АПК РФ, отсутствовали.
Надлежащим образом оформленное, подписанное уполномоченным представителем Управления федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу заявление с приложенными к нему необходимыми документами подлежало принятию арбитражным судом к производству.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которое могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ) является основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах определение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба – удовлетворению.
Вопрос о принятии к рассмотрению заявления Управления федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало - Ненецкому автономному округу о включении в реестр требований кредиторов АО «СК ВНСС» задолженности в размере 420 000 руб. подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 270, частью 3 статьи 270, статьей 271, пунктом 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало - Ненецкому автономному округу удовлетворить.
Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.08.2020 о возвращении заявления по делу № А75-1486/2020 отменить.
Вопрос о принятии к рассмотрению заявления Управления федеральной службы статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало - Ненецкому автономному округу о включении в реестр требований кредиторов акционерного общества «Строительная компания ВНСС» (ОГРН <***>, ИНН <***>) задолженности в размере 420 000 руб. направить на новое рассмотрение
в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно- Cибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий Н.Е. Котляров
Судьи С.А. Бодункова
М.В. Смольникова