ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
10 сентября 2020 года
Дело № А75-24738/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2020 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Аристовой Е.В., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Набиевым М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8656/2020) индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение от 30.06.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по делу № А75-24738/2019 (судья С.А. Гавриш), по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к Саморегулируемой организации «СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ ЮГРЫ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 19.09.2008, место нахождения: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>) о признании решения недействительным,
при участии в судебном заседании представителя Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» – ФИО2 по доверенности от 17.08.2020,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – истец,
ИП ФИО1) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Саморегулируемой организации «СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ ЮГРЫ» (далее – СРО «СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ ЮГРЫ», ответчик) с иском:
1) признать недействительным решение Правления Саморегулируемой организации «СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ ЮГРЫ», отраженном в протоколе № 300 от 28.11.2019, в части исключения ИП ФИО1, ИНН <***>, ОГРНИП <***>, г. Нягань, из состава членов СРО «СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ ЮГРЫ»;
2) восстановить в членстве СРО «СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ ЮГРЫ» ИП ФИО1, ИНН <***>, ОГРНИП <***>, <...> уровень ответственности в компенсационном фонде возмещения вреда, осуществление строительства в отношении объектов капительного строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, объектов использования атомной энергии).
Решением от 30.06.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по делу № А75-24738/2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
ИП ФИО1 в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новый судебный акт. по мнению подателя жалобы, решение Правления СРО от 30 мая 2019 года о вынесении предписания, как вид юридической ответственности, принято по вопросу, не включенному в повестку дня, поэтому является ничтожным, в связи с чем, следует исходить из того, меры дисциплинарного воздействия к истцу не применялись. Исключение из состава членов СРО «Союз строителей Югры» не имеет законных оснований, так как соответствующее решение принято с нарушением установленного порядка, без учета представленных истцом документов, а также тяжести нарушения.
От СРО «Союз строителей Югры» поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит отказать в ее удовлетворении.
От предпринимателя поступили письменные возражения на отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель СРО «Союз строителей Югры» поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное (далее - АПК РФ) заседание проведено в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу (статья 121 АПК РФ).
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании решения Правления СРО «Союз строителей Югры» от 05.08.2018 (протокол № 257) ИП ФИО1 принята члены СРО «Союз строителей Югры» (1 уровень ответственности в компенсационном фонде возмещения вреда, осуществление строительства в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, объектов использования атомной энергии)).
20 марта 2019 года истцу направлено уведомление о проведении выездной проверки, срок проведения проверки: с 22.04.2019 по 26.04.2019, предмет проверки: сведения об организации - члене СРО, соблюдение членом СРО требований стандартов и внутренних документов, условий членства в СРО в соответствии с Положением «О членстве в Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры».
15 апреля 2019 года истцу направлен запрос о предоставлении в срок до 22 апреля 2019 года для проведения проверки соответствующих документов и сведений.
В ответ на запрос истец сообщил ответчику, что истребование документов необходимо обосновать, поскольку сведения, содержащиеся в документах, отнесены к персональным данным.
29 апреля 2019 года истцом получен акт проверки от 23.04.2019 года № 040-ВП о выявлении нарушений.
23 мая 2019 года № 441 Дисциплинарной комиссии СРО «Союз строителей Югры» истцу направлено уведомление о проведении 30 мая 2019 года заседания дисциплинарной комиссии СРО «Союз строителей Югры».
Согласно решению Дисциплинарной комиссии СРО от 30.05.2019 комиссия установила, что ИП ФИО1 допустила нарушение части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 3.2. Положения «О членстве в Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры», квалификационного стандарта Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» «Специалист по организации строительства» (Главный инженер проекта)», а именно: отсутствие необходимого по месту основной работы количества специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Дисциплинарной комиссией СРО 30.05.2019 принято решение: вынести предписание об обязательном устранении выявленных нарушений в срок, не превышающий 30 дней со дня вынесения настоящего решения; в случае не исполнения предписания в установленный срок, дело о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении ИП ФИО1 будет рассмотрено на заседании Правления СРО «Союз строителей Югры».
30 мая 2019 года истец направил ответчику уведомление об актуальности ранее представленных при приёме в членство СРО документов о кадровом составе, а также о соблюдении истцом требований части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
11 июля 2019 года Дисциплинарная комиссия СРО приняла решение: рекомендовать Правлению СРО «Союз строителей Югры» рассмотреть вопрос о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении ИП ФИО1, указав, что представленные ИП ФИО1 в уведомлении об устранении выявленных нарушений (исх. № 27 от 30.05.2019) доводы и заключения не могут быть приняты во внимание, поскольку не подтверждают документально соответствие требованиям квалификационного стандарта СРО «Союз строителей Югры» «Специалист по организации строительства» (Главный инженер проекта)».
11 июля 2019 года состоялось заседание Правления СРО «Союз строителей Югры», на котором была заслушана информация о неисполнении членом СРО – ИП ФИО1 в установленные сроки предписаний об устранении ранее выявленных нарушений и о рекомендациях Дисциплинарной комиссии СРО, утвержденных протоколом от 11.07.2019 № 225.
По результатам заседания Правлением СРО принято решено приостановить право ИП ФИО1 осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на период до устранения выявленных нарушений, но не более чем на 60 дней.
Также в решении Правления СРО указано, что в случае не устранения выявленных нарушений в установленный срок, 05.09.2019 на заседании Правления СРО будет рассматриваться вопрос об исключении ИП ФИО1 из членов СРО;
ИП ФИО1 предложено принять участие в работе заседания Правления СРО 05.09.2019.
04 сентября 2019 года ИП ФИО1 направила ответчику уведомление (исх. № 34), в котором указала, что 24 мая 2019 года за исх. № 25 ею направлены сведения, в которых содержалось документальное подтверждение соблюдения части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части кадрового состава.
Решением Правления СРО от 05 сентября 2019 года приостановка права ИП ФИО1 осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства была продлена до 17.10.2019.
Также в решении Правления СРО от 05.09.2019 указано, что в случае не устранения выявленных нарушений в установленный срок, 17.10.2019 на заседании Правления СРО будет рассматриваться вопрос о прекращении членства ИП ФИО1 в СРО; ИП ФИО1 предложено принять участие в работе заседания Правления СРО 17.10.2019.
14 октября 2019 года (исх. № 39) истец направил в адрес ответчика уведомление, в котором указал на отсутствие нарушений части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решением Правления СРО «Союз строителей Югры» 17.10.2019 срок устранения ИП ФИО1 выявленных недостатков вновь был продлен до 28 ноября 2019 года; приостановка права ИП ФИО1 осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства была продлена еще на 30 дней.
Согласно протоколу заседания Правления СРО от 17.10.2019 на момент окончания срока, установленного решением Правления от 05.09.2019 № 315, ИП ФИО1 не предоставила информацию об устранении указанного нарушения; ею были представлены копии документов (заверенные печатью ИП), что не является в полной мере устранением нарушения и уведомления об этом СРО «Союз строителей Югры»; согласно Градостроительному кодексу РФ (статья 55.6 часть 2 пункт 4) члену СРО необходимо предоставить оригиналы документов, подтверждающих соответствие кадрового состава организации(трудовые книжки и трудовые договоры), допускается предоставление нотариально заверенных копий данных документов.
Также в решении Правления СРО от 17.10.2019 указано, что в случае не устранения выявленных нарушений в установленный срок, 28.11.2019 на заседании Правления СРО будет рассматриваться вопрос о прекращении членства ИП ФИО1 в СРО; ИП ФИО1 предложено принять участие в работе заседания Правления СРО 28.11.2019.
Письмом от 27 ноября 2019 года (исх. № 83) истец уведомил ответчика о том, что к заседанию Правления, назначенному на 17 октября 2019 года, уже представил пакет документов, подтверждающих соблюдение требований части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
28.11.2019 на заседании Правления СРО (протокол № 300) принято решение
об исключении ИП ФИО1 (ИНН <***>) из состава членов СРО «Союз строителей Югры» на основании пункта 2 части 2 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 5.3. положения «О членстве в Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры», пункта 4.4.5 положения «О мерах дисциплинарного воздействия в Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры», в связи с не представлением в СРО в установленные сроки информации, подтверждающей исполнение предписаний об устранении ранее выявленных нарушений.
О принятом решении ответчик уведомил истца (уведомление от 29.11.2019 № 1122).
Полагая, что решение Правления СРО от 28.11.2019 об исключении ИП ФИО1 из состава членов СРО является недействительным, поскольку произведено без оснований и с нарушением установленного порядка, истец обратился в суд с настоящим иском.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
По смыслу статей 1, 11, 12 ГК РФ и статьи 4 АПК РФ защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения.
Отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, регулируются Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее Закон № 315-ФЗ).
В части 1 статьи 3 Закона № 315-ФЗ установлено, что СРО признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Согласно статье 11 Закона № 315-ФЗ любой член саморегулируемой организации в случае нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействием) саморегулируемой организации, ее работников и (или) решениями ее органов управления вправе оспаривать такие действия (бездействие) и (или) решения в судебном порядке, а также требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещения саморегулируемой организацией причиненного ему вреда.
Согласно части 8 статьи 55.6 ГрК РФ (решения саморегулируемой организации о приеме в члены саморегулируемой организации, об отказе в приеме в члены саморегулируемой организации, ее бездействие при приеме в члены саморегулируемой организации могут быть обжалованы в арбитражный суд.
В силу части 2 статьи 1 Закона № 315-ФЗ особенности приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций, правового положения саморегулируемых организаций, деятельности саморегулируемых организаций, порядка приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации, порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях могут устанавливаться федеральными законами.
В соответствии с частью 8 статьи 10, статьей 11 Закона № 315-ФЗ решение постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации об исключении лица из членов саморегулируемой организации может быть обжаловано лицом, исключенным из членов саморегулируемой организации, в суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Особенности саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства устанавливаются законодательством о градостроительной деятельности (пункт 2.1 статьи 1 указанного Закона).
Статьей 55.13 ГрК РФ саморегулируемой организации предоставлено право осуществления контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования в порядке, установленном правилами контроля в области саморегулирования, с учетом требований части 2 настоящей статьи. Контроль за деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске осуществляется саморегулируемой организацией при приеме в члены саморегулируемой организации, а также не реже чем один раз в год.
За несоблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций, правил саморегулирования, как это предусмотрено статьей 55.15 ГрК РФ в отношении членов саморегулируемой организации применяются меры дисциплинарного воздействия. В качестве мер дисциплинарного воздействия применяются:
1) вынесение предписания об обязательном устранении членом саморегулируемой организации выявленных нарушений в установленные сроки;
2) вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения;
3) приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;
4) прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;
5) исключение из членов саморегулируемой организации.
В статье 9 Закона № 315-ФЗ установлено, что контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации предпринимательской или профессиональной деятельности проводятся саморегулируемой организацией путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.
Член саморегулируемой организации обязан представить для проведения проверки необходимую информацию по запросу саморегулируемой организации в порядке, определяемом саморегулируемой организацией.
В случае выявления нарушения членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации материалы проверки передаются в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия.
28.02.2019 Правлением СРО «Союз строителей Югры» (протокол № 279) был утвержден План проведения выездных проверок на 2019 год.
Согласно пункту 8.1 Положения «О контроле за деятельностью членов Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» (Приложение № 4) выездная проверка проводится в форме выезда эксперта Отдела контроля на местонахождение члена Союза и (или) место осуществления деятельности члена Союза. В соответствии с разделом 3 положения «О контроле за деятельностью членов Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» контроль за деятельностью членов Союза осуществляется специализированным органом Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» Отделом контроля (далее - Отдел контроля), деятельность которого регламентируется нормами законодательства Российской Федерации, положением об Отделе контроля, утвержденным Правлением Союза, иными внутренними документами и Уставом Союза. Персональный состав Отдела контроля утверждает Правление Союза. Лица, участвующие в контрольных мероприятиях должны быть независимы. Они не должны прямо или косвенно быть заинтересованы в результатах контроля.
По результатам выездной проверки экспертом отдела контроля «Союз строителей Югры» был составлен Акт проверки № 040-ВП от 23 апреля 2019 г. о несоответствии ИП ФИО1 требованиям стандартов и внутренних документов СРО «Союз строителей Югры», условий членства в СРО «Союз строителей Югры».
29 апреля 2019 г. истец был ознакомлен с вышеуказанным актом
Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Закона № 315-ФЗ орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, условий членства в саморегулируемой организации.
Процедура рассмотрения указанных в части 1 настоящей статьи жалоб и дел, содержание указанных нарушений определяются внутренними документами саморегулируемой организации.
Пунктом 5.6 положения «О контроле за деятельностью членов СРО «Союз строителей Югры» установлено, что в случае выявления нарушений членом Союза требований, установленных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и о техническом регулировании; стандартов на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утвержденных Национальным объединением саморегулируемых организаций в области строительства; требований к порядку обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации; стандартов саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации, Начальник отдела контроля Союза передает в порядке, определенном нормами внутреннего делопроизводства Союза, акт проверки и материалы проверки в Специализированный орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия в течение 3-х рабочих дней с даты составления акта проверки.
Решением Дисциплинарной комиссии СРО «Союз строителей Югры» от 30 мая 2019 года в соответствии с положением «О мерах дисциплинарного воздействия
в Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» вынесено предписание
об обязательном устранении ИП ФИО1 выявленных нарушений требований квалификационного стандарта Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» «Специалист по организации строительства (Главный инженер проекта),
а именно: отсутствие необходимого по месту основной работы количества специалистов, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, в срок, не превышающий 30 дней со дня вынесения решения Дисциплинарной комиссии СРО «Союз строителей Югры».
Также Дисциплинарной комиссией СРО «Союз строителей Югры» указано, что возражения (исх. № 25 от 24.05.2019), представленные ИП ФИО1, не были приняты во внимание, поскольку приведенные доводы и заключения не соответствовали требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону «О саморегулируемых организациях» и внутренним документам СРО «Союз строителей Югры».
В исковом заявлении истец указал, что 24 мая 2019 года направил в адрес председателя Дисциплинарной комиссии СРО «Союз строителей Югры» уведомление, в котором, указал об отсутствии оснований для применения мер дисциплинарного воздействия с приложением документов, подтверждающих свои доводы.
Однако, указанное уведомление поступило в СРО «Союз строителей Югры» только с приложением платежного поручения № 69 от 23.04.2019 об оплате членского взноса за 1 квартал 2019 года, иных подтверждающих документов истец в Дисциплинарную комиссию СРО «Союз строителей Югры» не представил.
Согласно части 3 статьи 10 Закона № 315-ФЗ при рассмотрении жалоб на действия членов СРО орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия обязан приглашать на свои заседания лиц, направивших такие жалобы, а также членов СРО, в отношении которых рассматриваются дела о применении мер дисциплинарного воздействия.
В силу части 4 статьи 10 Закона № 315-ФЗ орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия в случаях, установленных СРО, вправе принять решение о применении в том числе следующей меры дисциплинарного воздействия: рекомендации об исключении лица из членов СРО, подлежащей рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО.
СРО в течение двух рабочих дней со дня принятия органом по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия решения о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении члена СРО направляет в форме документов на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных электронной подписью, вид которой определяется СРО в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и правилами СРО, копии такого решения члену СРО, а также лицу, направившему жалобу, по которой принято такое решение (часть 6 статьи 10 Закона № 315-ФЗ).
Таким образом, законом установлены не только основания для применения мер дисциплинарного воздействия к членам СРО, но определен и порядок привлечения члена СРО к дисциплинарной ответственности.
Согласно утвержденному порядку, исключению члена из СРО предшествует ряд мероприятий, а именно проведение проверки в отношении члена СРО, составление акта по результатам проверки, вынесение вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности члена на рассмотрение органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, составление указанным органом рекомендации к исключению члена СРО, вынесение вопроса об исключении члена СРО на рассмотрение постоянно действующего коллегиального органа управления СРО, принятие постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО решения об исключении члена СРО.
Согласно части 2 статьи 55.7 ГрК РФ саморегулируемая организация вправе принять решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица также: 1) при неисполнении двух и более раз в течение одного года предписаний органов государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства; 2) в иных случаях, установленных внутренними документами саморегулируемой организации.
С учетом изложенного, действующим законодательством саморегулируемой организации предоставлено право самостоятельно принимать решения об исключении из членов организации, при этом решение вопроса об исключении является правом, а не обязанностью организации.
Как установлено судом первой инстанции и материалами дела подтверждается, что основанием для исключения истца из членов СРО явились результаты внеплановой проверки.
Доводы истца о недопустимости проведения в отношении него плановой проверки в срок до 20 июля 2019 г. отклоняются судом, исходя из следующего.
СРО «Союз строителей Югры» при принятии решения о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены Союза в части соблюдения требований к условиям членства в Союзе назначается внеплановая проверка.
При приеме ИП ФИО1 в члены СРО «Союз строителей Югры» такая внеплановая проверка была проведена и по ее результатам составлен Акт проверки № 262-СП от 05 июля 2018 г.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона № 315-Ф3 плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.
Предметом плановой проверки является соблюдение членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации. Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.
Основанием для проведения саморегулируемой организацией внеплановой проверки может являться направленная в саморегулируемую организацию жалоба на нарушение членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации. Саморегулируемой организацией могут быть предусмотрены помимо указанных в ч. 4 настоящей статьи (поступление жалобы) оснований иные основания для проведения внеплановой проверки.
В ходе проведения внеплановой проверки исследованию подлежат только факты, указанные в жалобе, или факты, подлежащие проверке, назначенной по иным основаниям.
После проведения в августе 2018 года внеплановой проверки в отношении ИП ФИО1 (при приеме ее в члены СРО) плановые проверки до апреля 2019 года не проводились.
Доказательства иного в материалы дела не представлены.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ответчиком фактически была проведена внеплановая проверка истца на предмет его соответствия требованиям к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
При этом в соответствии с положениями статьи 9 Закона № 315-Ф3 наличие ранее проведенной в текущем году плановой проверки не препятствует назначению внеплановой проверки члена саморегулируемой организации при наличии соответствующих оснований.
Доводы истца о том, что исключение его из СРО проведено без законных оснований, отклоняются судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.
Пунктом 2 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ установлены минимальные требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5.1 настоящего Кодекса (далее также - специалисты), устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, - не менее чем два специалиста по месту основной работы.
Согласно части 2 статьи 55.6 ГрК РФ для приема в члены саморегулируемой организации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо представляет в саморегулируемую организацию, в том числе, документы, подтверждающие наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов, указанных в части 1 статьи 55.5.1 ГрК РФ, а также документы, подтверждающие наличие у специалистов должностных обязанностей, предусмотренных частью 3 или 5 статьи 55.5.1 ГрК РФ.
Требования, которым должны соответствовать специалисты, содержатся в пункте 6 статьи 55.5.1 ГрК РФ: 1) наличие высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства; 2) наличие стажа работы соответственно в организациях, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на инженерных должностях не менее чем три года; 3) наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет; 4) повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет; 5) наличие разрешения на работу (для иностранных граждан).
Таким образом, следует признать, что минимально необходимые и достаточные требования, при соответствии которым лицо считается квалифицированным, то есть имеющим возможность заниматься работами по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, уже установлены на законодательном уровне в статье 55.5.1 ГрК РФ
Из материалов дела следует, что при рассмотрении документов, представленных ИП ФИО1 во исполнение решения Правления СРО «Союз строителей Югры» от 05.09.2019г. (уведомление исх. № 39 от 14.10.2019), у членов Правления СРО «Союз строителей Югры» возникли сомнения в достоверности представленных документов в части соответствия их пункту 2 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ. В связи с чем, решением Правления СРО «Союз строителей Югры» от 17.10.2019 ИП ФИО1 продлена мера дисциплинарного воздействия в виде приостановки права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на 30 дней.
Также указано о необходимости предоставления в установленный срок оригиналов документов, подтверждающих соответствие кадрового состава (трудовые книжки и трудовые договоры), либо нотариально заверенных копий указанных документов. 27.11.2019 от ИП ФИО1 по электронной почте в адрес СРО «Союз строителей Югры» поступило уведомление об устранении нарушений (исх. № 83 от 27.11.2019).
Однако надлежащих документов, необходимых для исполнения решения Правления СРО «Союз строителей Югры» от 17.10.2019, ИП ФИО1 не представила. Из представленных истцом в СРО нотариально заверенной копии трудовой книжки ФИО3, а также вкладыша в трудовую книжку в виде 1, 2 и 3 листов, установить сведения о приеме на работу ФИО3 к ИП ФИО1 не представилось возможным.
В связи с не представлением в СРО «Союз строителей Югры» информации, подтверждающей исполнение предписаний об устранении ранее выявленных нарушений в установленные сроки (несмотря на неоднократное продление ИП ФИО1 сроков для устранения этих нарушений), в соответствии с пунктом 2 части 2 статьей 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 5.3 положения «О членстве в Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» решением Правления СРО «Союз строителей Югры» от 28.11.2019 (оформлено протоколом № 300) ИП ФИО1 была исключена из членов СРО «Союз строителей Югры».
Тот факт, что по требованию СРО «Союз строителей Югры» истец предоставила копии документов, не позволяющих установить запрашиваемые сведения – о трудоустройстве специалиста, не свидетельствует об устранении допущенных нарушений.
СРО «СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ ЮГРЫ» неоднократно указывалось на необходимость направить оригиналы документов в установленном порядке, между тем в материалы дела не представлено доказательств такого направления.
27.11.2019 от ИП ФИО1 по электронной почте в адрес СРО «Союз строителей Югры» поступило уведомление об устранении нарушений (исх. № 83 от 27.11.2019) однако документов необходимых для исполнения решения Правления СРО «Союз строителей Югры» от 17.10.2019 ИП ФИО1 не предоставила.
Кроме того, нотариальная копия трудовой книжки ФИО3, а также вкладыш в трудовую книжку были предоставлены в виде 1, 2 и 3 листов, по которым не представляется возможным установить сведения о приеме на работу ФИО3 к ИП ФИО1
Доводы истца о том, что при исключении ИП ФИО1 из состава членов СРО «Союз строителей Югры» не соблюден порядок такого исключения, отклоняется судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.
Частью 2 статьи 10 Закона № 315-ФЗ предусмотрено, что процедура рассмотрения дел о нарушении ее членами требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, условий членства в саморегулируемой организации определяются внутренними документами саморегулируемой организации.
Положение «О мерах дисциплинарного воздействия в Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» (далее - Положение) разработано на основании Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О саморегулируемых организациях», иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также внутренних документов и Устава Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры».
Пунктом 2.1 Положения установлено, что за нарушение обязательных требований к члену Союза могут применяться следующие меры дисциплинарного воздействия: вынесение предписание об обязательном устранении членом Союза выявленных нарушений и устанавливающего сроки устранения таких нарушений; вынесение члену Союза предупреждения; приостановление права члену Союза осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства; рекомендация об исключении лица из членов Союза, подлежащая рассмотрению Правлением; исключение из членов Союза.
Согласно пункту 2.5 Положения рекомендация об исключении лица из членов Союза, подлежащая рассмотрению Правлением, не является обязательной мерой, предшествующей исключению из членов Союза.
Согласно пункту 4.4. Положения рекомендация об исключении лица из членов Союза, подлежащая рассмотрению Правлением может применяться Союзом в случае неисполнения членом Союза примененных мер дисциплинарного воздействия установленных пунктами 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3 настоящего Положения, а также в случаях неоднократной неуплаты в течение одного года или несвоевременной уплаты в течение одного года членских взносов.
Кроме того, пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона № 315-ФЗ предусмотрено, что органу по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия в случаях, установленных саморегулируемой организацией, вправе принять решение о рекомендации об исключении лица из членов саморегулируемой организации, подлежащая рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации.
Следовательно, отсутствие рекомендации об исключении не указывает на нарушение порядка исключения члена из СРО «Союз строителей Югры», поскольку применение данной меры дисциплинарного воздействия является правом, а не обязанностью.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ИП ФИО1 не было направлено мотивированное решение об исключении из членов СРО «Союз строителей Югры», судом апелляционной инстанции отклоняются.
В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Закона № 315-ФЗ саморегулируемая организация в течение двух рабочих дней со дня принятия органом по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия решения о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении члена саморегулируемой организации направляет в форме документов на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных электронной подписью, вид которой определяется саморегулируемой организацией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и правилами саморегулируемой организации, копии такого решения члену саморегулируемой организации, а также лицу, направившему жалобу, по которой принято такое решение.
В соответствии с частью 3 статьи 55.7 ГрК РФ членство в саморегулируемой организации считается прекращенным с даты внесения соответствующих сведений в реестр членов саморегулируемой организации.
Сведения об исключении ИП ФИО1 внесены в реестр членов СРО «Союз строителей Югры» 28.11.2019, что подтверждается выпиской из реестра членов СРО «Союз строителей Югры» № 00000503 от 12.03.2020.
Пунктом 1 части 4 статьи 55.7 ГрК РФ предусмотрено, что не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации решения об исключении индивидуального предпринимателя или юридического лица из членов саморегулируемой организации, саморегулируемая организация уведомляет в письменной форме об этом лицо, членство которого в саморегулируемой организации прекращено.
Уведомление об исключении ИП ФИО1 из состава членов СРО «Союз строителей Югры» было направлено (исх. № 1122 от 29.11.2019), получение такого уведомления истцом не отрицается.
Довод истца о том, что в нарушение порядка применения мер дисциплинарного воздействия, уведомление члена Союза о дисциплинарном производстве в отношении него производилось не генеральным директором СРО «Союз строителей Югры», а первым заместителем генерального директора СРО «Союз строителей Югры», судом отклонен.
В соответствии с пунктом 6.4 Положения уведомление члена Союза о дисциплинарном производстве в отношении него производится генеральным директором Союза.
Согласно представленному в материалы дела приказу СРО о предоставлении отпуска работнику от 15.03.2019 № 17/о генеральный директор СРО «Союз строителей Югры» ФИО4 в период с 21 по 25 марта 2019 года находился в отпуске.
В связи чем, первый заместитель генерального директора СРО «Союз строителей Югры» ФИО5 подписывал документы на основании выданной ему доверенности от 09.01.2019.
Учитывая вышеизложенное, исключение ИП ФИО1 из состава членов СРО «Союз строителей Югры» произведено в установленном порядке и в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и внутренних документов Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры».
Иная оценка заявителем жалобы фактических обстоятельств дела, а также иное толкование им положений закона не свидетельствуют о нарушениях судом норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Решение об исключении из числа членов саморегулируемой организации является исключительной мерой, лишающей заявителя права заниматься своей профессиональной деятельностью, которое должно быть мотивированным и оформлено уполномоченным органом с указанием конкретных обстоятельств, послуживших причиной для исключения заявителя из числа членов Союза.
В данном случае ИП ФИО1, обладая информацией о наличии предписания об обязательном устранении выявленных нарушений в связи с непредставлением документов, необходимых мер по его устранению не предприняло, доказательств иного не имеется.
При этом, вступая в члены саморегулируемой организации и принимая положения его учредительной и иной внутренней документации, истец должен был осознавать необходимость предоставления запрашиваемых документов и исключения из состава участников при неустранении нарушений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.06.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по делу № А75-24738/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Председательствующий
Л.И. Еникеева
Судьи
Е.В. Аристова
Д.Г. Рожков