ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А75-621/07 от 27.09.2007 АС Ханты-Мансийского АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

628012, Тюменская область, г.Ханты-Мансийск

ул.Ленина 54/1, тел. 3-10-34

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражного суда апелляционной инстанции

город Ханты-Мансийск

                       Дело №А-75-621/2007

«28»  09  2007 г.

 Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании- 27.09.2007г.

Постановление в полном объеме изготовлено -28.09.2007 г.  

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа

в составе:

судьи, председательствующего  в судебном заседании Киселевой Г.Д.

судей  Подгурской Н.И. и Дубининой Т.Н.

при ведении  протокола судебного заседания секретарем Копыловой В.В.

при участии

от заявителя: Резчиков Ю.А.- руководитель паспорт 45 99 №814130

от ответчика: не явились

рассмотрел в судебном заседании апелляционную  жалобу Инспекции ФНС России по г.Нефтеюганску ХМАО -Югры  на решение  арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа  от  02 апреля  2007 года  по делу № А75-621/2007, принятое судьей Кущевой Т.П.

по заявлению ЗАО «Салымнефтьсервис»

к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Нефтеюганску ХМАО -ЮГРЫ

о признании незаконным решения  налогового органа

установил: ЗАО «Салымнефтьсервис»  обратилось в  Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г.  Нефтеюганску  об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредоставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года № 120-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов, а также обязании налогового органа  зарегистрировать указанные изменения.

            Заявленные требования мотивированы отсутствием права у ответчика запрашивать дополнительный пакет документов, кроме того, что был представлен заявителем, при внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

            Генеральным директором ЗАО «Салымнефтьсервис» Елагиным  Д.Н до вынесения постановления, было представлено ходатайство  о направлении апелляционной жалобы Инспекции ФНС России по г.Нефтеюганску ХМАО-Югры на решение арбитражного суда ХМАО от 02.04.2007г. по делу № А-75-621/2007 на рассмотрение в Восьмой  арбитражный апелляционный суд, поскольку апелляционная жалоба на решение суда, по его мнению, была принята к производству арбитражным судом ХМАО 17 мая 2007 года, в то время как согласно Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 апреля 2007г. № 21 «О начале деятельности Восьмого арбитражного апелляционного суда», началом деятельности названного суда считается 16 мая 2007г.

Апелляционная инстанция  отказала в удовлетворении заявленного ходатайства, поскольку апелляционная жалоба Инспекции ФНС России по г.Нефтеюганску ХМАО-Югры на решение арбитражного суда ХМАО от 02.04.2007г. по делу № А-75-621/2007   была принята арбитражным судом ХМАО 04 мая 2007 года (л.д. 2 т.4)

Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц на 20.04.2007г. исх. № 913 А (л.д.33-42) генеральным директором ЗАО «Салымнефтьсервис» является Резчиков Ю.А.

          Решением от 02.04.2007 г. арбитражный  суд удовлетворил требования заявителя: решение Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Нефтеюганску от 1 ноября 2007 года об отказе в государственной регистрации изменений о лице, имеющего право без доверенности действовать от имени ЗАО «Салымнефтьсервис» признал недействительным, как противоречащее статье 23 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».             Взыскал с Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Нефтеюганску в пользу ЗАО «Салымнефтьсервис» 30489 рублей судебных расходов.

            В остальной части заявленных требований производство по делу прекратил.

           В апелляционной жалобе Инспекция ФНС России по г.Нефтеюганску ХМАО -Югры, полагая, что вынесенное судом решение незаконно и необоснованно, ставит вопрос об отмене решения. Указывает на то, что суд принял решение с нарушением норм материального и процессуального права.

Ответчик о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не явился,  вследствие чего дело подлежит рассмотрению в порядке ст. 156 АПК РФ

Представитель заявителя выразил несогласие с изложенными в жалобе доводами, считает, что решение законное и обоснованное.

           Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя стороны, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266 и 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, не находит оснований для его отмены или изменения.

Как следует из материалов дела, что 16 октября 2006 года акционером ЗАО «Салымнефтьсервис» проведено  внеочередное собрание акционеров, на котором он  как акционер, владеющий  1210 акциями, досрочно прекратил полномочия генерального директора Елагина Д.Н., избрал себя генеральным директором.

26 октября 2006 года Резчиков Ю.А., как генеральный директор ЗАО «Салымнефтьсервис», обращается в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр  юридических лиц  сведений о лице, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Инспекцией Федеральной налоговой службой Российской Федерации по г. Нефтеюганску  1 ноября 2006 года принято решение об отказе в государственной регистрации. Отказ мотивирован тем, что заявителем не представлен полный пакет документов предусмотренных пунктом 2 статьи 17 Закона  «О государственной регистрации юридических лиц». Мотивированное решение изложено в письме налогового органа от 01.11.2006 года зарегистрированного за исх. № 04-62/10130. Регистрирующий орган считает,  что заявление не подписано уполномоченным лицом, так как Обществом при проведении внеочередного общего собрания акционеров  не соблюдены все условия созыва собрания, нет доказательств надлежащего уведомления  других акционеров, не приложен реестр акционеров на дату созыва внеочередного собрания акционеров.

ЗАО  «Салымнефтьсервис»,  в лице Резчикова Ю.А., не согласившись с принятым решением налогового органа, обратилось с заявлением в  арбитражный суд.

Принимая решение по названному заявлению, суд первой инстанции обоснованно сослался на  ст. 9 п.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которой  документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность, которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.

Материалами дела подтверждено, что ЗАО  «Салымнефтьсервис»,  в лице Резчикова Ю.А.,  представлен полный пакет документов и указанный факт налоговым органом не оспаривается.

В соответствии со ст.  17  п.2 Закона  «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в государственный реестр по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Рассмотрение вопросов  об образовании единоличного исполнительного органа ЗАО «Салымнефтьсервис» и досрочном прекращении его полномочий, согласно пункту 3 статьи 103 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» относится  к исключительной  компетенции общего собрания акционеров. Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений.

В подтверждение факта смены руководства  представлен протокол общего собрания акционеров, которым оформлены решения о прекращении полномочий бывшего генерального директора и назначении нового, а также приказ о вступлении в должность последнего.

Таким образом, суд первой инстанции правильно отметил, что  направленное ЗАО «Салымнефтьсервис» в инспекцию заявление не могло быть расценено как ненадлежащее по причине его подписания новым руководителем и повлечь  на этом основании отказ в государственной регистрации  изменений.   Основания для отказа  налогового органа во внесении изменений (применительно  к положениям подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»),  отсутствовали.

Пунктом 4 статьи 9 Закона  «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 1 статьи 23 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации изменений  допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Обязанность  указания достоверной информации возложена Законом на заявителя, при этом регистрирующий орган  при  государственной регистрации изменений в Единый государственный реестр юридических лиц без внесения изменений в Устав Общества не вправе осуществлять правовую экспертизу представленных документов.

Принимая во внимание вышеприведнные нормы и обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

При рассмотрении дела суд полно и всесторонне исследовал материалы дела, не нарушил норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Доводы жалобы основаны на не правильном толковании норм права, в связи с чем оснований для  удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда ХМАО от 02 апреля 2007 г. по делу №А75-621/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г.Нефтеюганску ХМАО-Югры, без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа.

Председательствующий                                                  Г.Д.Киселева

Судьи                                                                                              Н.И.Подгурская

                                                                                              Т.Н.Дубинина