ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-11072/2016 от 06.03.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-721/18

Екатеринбург

06 марта 2018 г.

Дело № А76-11072/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2018 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2018 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Жаворонкова Д. В.,

судей Гавриленко О. Л., Ященок Т. П.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Уральская теплосетевая компания» (далее – АО «УТСК», общество) решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.07.2017 по делу № А76-11072/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В заседании приняли участие представители:

общества - ФИО1 (доверенность от 05.09.2016);

Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство) - ФИО2 (доверенность от 29.12.2017), ФИО3 (доверенность от 15.01.2018), ФИО4 (доверенность от 27.02.2018).

АО «УТСК» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным постановления Министерства от 25.02.2016 № 7/4 «Об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения» акционерного общества «Уральская теплосетевая компания» для общества с ограниченной ответственностью «Профи» (далее – ООО «Профи») и обязании установить экономически обоснованную плату за подключение к системе теплоснабжения АО «УТСК» объекта «Клуб, оздоровительный центр» по ул. Барбюса в Ленинском районе г. Челябинска для ООО «Профи» (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Профи».

Решением суда от 28.07.2017 (судья Наконечная О.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017 (судьи Малышева И.А., Бояршинова Е.В., Кузнецов Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

АО «УТСК» считает, что суды в нарушение ст. 9, 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) посчитали правомерным исключение из платы за подключение расходов по реконструкции тепловой сети.

По мнению заявителя жалобы, при разрешении вопроса о технической возможности подключения к сетям теплоснабжения, суд первой инстанции назначил экспертизу с нарушением требований законодательства регулирующего экспертную деятельность; выводы экспертного заключения являются недостоверными, проведенное экспертное исследование является неполным, выводы эксперта носят неутвердительный характер.

Общество указывает на то, что эксперт не находился в трудовых правоотношениях с экспертной организацией, а был привлечен на основании гражданско-правового договора, в соответствии с которым стоимость услуг по проведению экспертизы в 4 раза меньше стоимости проведенной экспертизы, фактический стаж деятельности эксперта составляет 4 года, против заявленных 22 лет.

АО «УТСК» ссылается на то, что представленная в материалы дела Схема теплоснабжения Челябинского городского округа прямо указывает на необходимость проведения реконструкции тепловой сети, что свидетельствует о неполноте проведенного экспертом исследования.

В представленном отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.

Судами установлено и из материалов дела следует, что АО «УТСК» 14.01.2016 на основании заявки ООО «Профи» от 07.09.2015 обратилось в Министерство с заявлением от 29.12.2015 № АД-74-17/1797 об установлении в индивидуальном порядке платы за подключение к системе теплоснабжения объекта: «Клуб, оздоровительный центр» по ул. Барбюса в Ленинском районе г. Челябинска с общей тепловой нагрузкой 0,457 Гкал/час.

Постановлением Министерства от 25.02.2016 № 7/4 установлена плата за подключение к системе теплоснабжения АО «УТСК» для ООО «Профи» в размере 692 026 тыс. руб. (без учета НДС) с разбивкой стоимости мероприятий, осуществляемых при подключении, согласно приложению.

Министерством при определении платы за подключение исключены, как экономически необоснованные, расходы АО «УТСК» на реконструкцию участка тепловой сети с увеличением диаметра 2Ду500 мм на 2Ду700 мм, длиной - 29 метров; затраты на содержание службы заказчика и строительный контроль; затраты на проектирование тепловой сети с прохождением экспертизы; использование индекса-дефлятора на 2015 год; дополнительные затраты на проведение экспертизы промышленной безопасности трубопроводов горячей воды; затраты на восстановление благоустройства; внеплановое техническое освидетельствование трубопроводов; затраты на арендную плату за земельный участок во время строительства и реконструкции тепловых сетей; затраты на уплату государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности на построенную и реконструируемую теплотрассу; включение в плату за подключение налога на прибыль.

АО «УТСК», полагая, что постановление Министерства от 25.02.2016 № 7/4 не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы общества при осуществлении хозяйственной деятельности, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Суды отказали в удовлетворении заявленного требования исходя из отсутствия оснований для признания недействительным оспариваемого акта.

Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

На основании ч. 1 ст. 13 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в порядке, установленном ст. 14 данного закона.

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о теплоснабжении подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных данным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Частью 2 ст. 14 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (далее также - договор на подключение (технологическое присоединение), который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации. Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению (технологическому присоединению) и в заключении соответствующего договора, устанавливаются правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 8 ст. 14 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 9 ст. 14 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке.

Согласно подп. 8 п. 1 ст. 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежит плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.

Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжении» (далее – Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), предусмотрено, что установление (пересмотр) цен (тарифов) и отмена регулирования осуществляются органами регулирования в соответствии с регламентом. Открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется по предложению регулируемой организации либо по инициативе органа регулирования (п. 12).

В соответствии с п. 106 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения в соответствии с Законом о теплоснабжении, градостроительным законодательством Российской Федерации, данным документом, Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 307, и методическими указаниями, исходя из подключаемой тепловой нагрузки, в индивидуальном порядке. Расходы, финансирование которых предусмотрено за счет тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и государственных корпораций, не учитываются при расчете платы за подключение.

Согласно п. 108 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения в случае, если подключаемая тепловая нагрузка более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч в состав платы за подключение, устанавливаемой органом регулирования с учетом подключаемой тепловой нагрузки, включаются средства для компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, а также налог на прибыль, определяемый в соответствии с налоговым законодательством. Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, определяется в соответствии с методическими указаниями и не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. Плата за подключение дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки тепловых сетей (подземная (канальная и бесканальная) и надземная (наземная).

В силу п. 109 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение для потребителя, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, к которой осуществляется подключение, устанавливается в индивидуальном порядке.

Пунктом 110 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения определено, что в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации:

а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика;

б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей;

в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии;

г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.

Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры (п. 111 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения).

В п. 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения предусмотрено право органа регулирования отказать регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов.

Оценка экономической обоснованности затрат производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания № 760-э).

Методические указания № 760-э предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее - федеральный орган регулирования), органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, для расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и в том числе платы за подключение к системе теплоснабжения.

Согласно п. 166 Методических указаний № 760-э в целях установления платы за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки теплоснабжающая (теплосетевая) организация на очередной расчетный период регулирования представляет в орган регулирования следующие материалы: расчет расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей в соответствии с приложением 7.1 к данным методическим указаниям; расчет расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в соответствии с приложением 7.2 к названным методическим указаниям; расчет расходов на создание (реконструкцию) тепловых пунктов от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в соответствии с приложением 7.3 к данным методическим указаниям; расчет платы за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в соответствии с приложением 7.4 к данным методическим указаниям; расчет расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых превышает 1,5 Гкал/ч, при наличии технической возможности подключения в соответствии с приложением 7.5 к указанным методическим указаниям; расчет расходов на создание (реконструкцию) тепловых пунктов от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых превышает 1,5 Гкал/ч, при наличии технической возможности подключения в соответствии с приложением 7.6 к данным методическим указаниям; расчет платы за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых превышает 1,5 Гкал/ч, при наличии технической возможности подключения в соответствии с приложением 7.7 к названным методическим указаниям.

В силу п. 170 Методических указаний № 760-э плата за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, состоит из: расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей; расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч; расходов на создание (реконструкцию) тепловых пунктов от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч; налога на прибыль.

В соответствии с п. 173 Методических указаний № 760-э расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта заявителя и расходы на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, включаемые в состав платы за подключение, не должны превышать укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. В случае отсутствия укрупненных сметных нормативов для отдельных видов объектов капитального строительства расходы на создание (реконструкцию, развитие) указанных объектов не должны превышать федеральные единичные расценки 2001 года, рекомендуемые Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, с учетом индексов изменения сметной стоимости.

Согласно приложению 7 к Методическим указаниям № 760-э расчет платы за подключение к системе теплоснабжения производится в том числе, исходя из расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей, которые являются самостоятельным видом расходов и не охватываются расходами на создание (реконструкцию) тепловых сетей и тепловых пунктов.

С учетом приведенных норм суды определили, что размер платы за подключение определяется как сумма:

1. расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей, которые определяются регулируемой организацией самостоятельно, но с учетом экономической обоснованности таких расходов, на основании принципов и с использованием данных раздельного учета, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения и учетной политикой регулируемой организации, в отношении регулируемого вида деятельности - подключение к системе теплоснабжения;

2. расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, которые определяются по укрупненным сметным нормативам для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры (НЦС) и не могут их превышать;

3. расходов на создание (реконструкцию) тепловых пунктов, которые определяются по укрупненным сметным нормативам для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры (НЦС) и не могут их превышать;

4. налога на прибыль.

Судами установлено, что ООО «Профи» относится к заявителю, подключаемая тепловая нагрузка которого более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в связи с чем плата за подключение указанного лица подлежит определению на основании п. 108 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.

Суды, приняв во внимание буквальное толкование п. 108 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, согласно которому в состав платы за подключение включаются исключительно расходы на строительство (реконструкцию) тепловых сетей и тепловых пунктов от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, и не включаются расходы на реконструкцию тепловых сетей, не относящихся к данному участку сети, пришли к обоснованному выводу о том, что заявленные АО «УТСК» в плату за подключение расходы по реконструкции тепловых сетей в виде увеличения диаметра 2Ду500 мм на 2Ду700 мм участка тепловой сети длиной - 29 метров и сопутствующие проведению данных работ расходы не могут быть признаны расходами по реконструкции тепловой сети в понимании пункта 108 Основ ценообразования.

Определением арбитражного суда первой инстанции по ходатайству АО «УТСК» была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту Южно-Уральской торгово-промышленной палаты.

Согласно экспертному заключению от 07.04.2017 № 026-02-00974 присоединение к системе теплоснабжения объекта «Клуб, оздоровительный центр» расположенный по адресу: г. Челябинск, Ленинский район, ул. Барбюса, с тепловой нагрузкой 0,457 Гкал/ч, возможно без выполнения мероприятий по увеличению пропускной способности тепловых сетей (ул. Энергетиков, т. 17а - ТК-19), с сохранением у существующих потребителей Ленинского района г. Челябинска надежного (качественного и безопасного) теплоснабжения.

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что затраты теплоснабжающей организации по подключению объекта заявителя, не связанные с участком сети от существующей тепловой сети до точки подключения строящегося объекта, не могут входить в состав платы за подключение той категории заявителей, к которой относится ООО «Профи». В данной части расходы заявителя обоснованно не включены Министерством в плату за подключение объекта ООО «Профи». Доказательств обратного обществом не представлено.

На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления Министерства недействительным и отказали в удовлетворении заявленных требований в данной части.

В остальной части судебные акты не обжаловались.

Доводы общества, в том числе о том, что экспертное заключение от 07.04.2017 № 026-02-00974 не может являться надлежащим доказательством по делу ввиду процессуальных нарушений при проведении экспертизы, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка.

Основания для переоценки выводов судов и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.

Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.07.2017 по делу № А76-11072/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу АО «Уральская теплосетевая компания» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Д.В. Жаворонков

Судьи О.Л. Гавриленко

Т.П. Ященок