АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2
апелляционной инстанции
г. Челябинск
«21» сентября 2006г. Дело № А76-2081/06-42-152
Арбитражный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Дмитриевой Н.Н.
судей: Митичева О.П., Тремасовой-Зиновой М. В.
помощника судьи Абрамовой М. Н.
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – начальника юр. отдела по доверенности № 1 от 09.12.05 г. (паспорт 7503 №847583, выдан УВД Ленинского района г. Челябинска);
от ответчика: ФИО2 – главного специалиста по доверенности от 24.10.05 г. (удостоверение № 119956).
от третьих лиц:
от Администрации города Троицка: просит рассмотреть без своего представителя;
ЗАО «Челябгидромеханизация»: не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе
ИФНС РФ по Калининскому району г. Челябинска
на решение арбитражного суда Челябинской области
от «30.03-06.05» июня 2006 г. по делу № А76-2081/06-42-152
(судья: М. Б. Малышев)
УСТАНОВИЛ:
ИФНС РФ по Калининскому району г. Челябинска обратилась с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда Челябинской области от «30.03-06.05» 2006 г., которым признано незаконными ее решение № 70 от 29.12.2005 года «О привлечении ОАО «ЧЗ ЖБИ-1» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, считает решение суда, подлежит отмене, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Выслушав объяснения, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда I инстанции.
Как явствует из материалов дела,- Открытое акционерное общество «Челябинский завод железобетонных изделий № 1» (ОАО «ЧелЖБИ-1» (г. Челябинск), обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения от 29.12.2005 г. № 70, вынесенного Инспекцией ФНС по Калининскому району г. Челябинска.
Между Администрацией г. Троицка – «Заказчиком» и ЗАО «ЧелЖБИ-1» - «Исполнителем» 30.04.2002г. заключен генеральный договор подряда № 39, сроком на два года (п. 1.2), предусматривавший, в том числе, следующие условия: «Исполнитель» обязуется на возмездной основе выполнить самостоятельно либо путем привлечения третьих лиц: дноуглубление пруда – охладителя (р. Уй) в районе железнодорожного моста на пос. Золотая Сопка, согласно проекта 2001-РП «Дноуглубление пруда – охладителя Троицкой ГРЭС с попутной добычей строительных песков»; очистку попутно добытого при выполнении дноуглубления песка и разделение его на фракции в соответствии с существующим стандартом (ГОСТом)» - п. 1.1; «Заказчик имеет право: рецензирования смет расходов на выполнение работ по договору предъявляемых «Исполнителем» к оплате, путем привлечения сторонних организаций, имеющих на то право; осуществления контроля за объемами выполненных работ согласно предмета договора» (п. 3.1); «Исполнитель» обязан обеспечивать «Заказчику» доступ к месту складирования песка» (п. 3.2); «Оплата за фактически выполненные работы осуществляется «Заказчиком» в натуральном выражении, очищенным и разделенным на фракции песком, полученным попутно при осуществлении работ по дноуглублению пруда – охладителя, на основании актов сдачи работ и предъявления согласованных с «Заказчиком» смет расходов, на выполнение этих работ отдельно заключенным сторонами соглашением, являющимся неотъемлемой частью договора» (п. 4.1); «Объем и стоимость выполненных работ по настоящему договору оформляется дополнительным соглашением, договорами взаимных поставок» (п. 4.2).
Дополнительным соглашением № 1 от 30.04.2002г. к договору от 30.04.2004г. № 29 (т. 1, л. д. 53), стороны предусмотрели, что: 90% всего намытого (добытого) песка является оплатой Исполнителю за фактически выполненные работы по дноуглублению пруда – охладителя (п. 1); оставшиеся 10% от всего намытого (добытого) песка Заказчик передает Исполнителю, в Исполнитель, на сумму, эквивалентную стоимости 10% от всего намытого (добытого) песка обязуется предоставить Заказчику сборные железобетонные изделия для развития социальной сферы города Троицка (п. 2); «по взаимному согласию сторон условие, предусмотренное п. 2 настоящего соглашения, может быть исполнено предоставлением Заказчику других строительных материалов для развития социальной сферы г. Троицка» (п. 4).
В целях складирования попутно добытого песка, ЗАО «ЧелЖБИ-1», путем заключения договора от 26.10.2001г. № 2117 с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Троицка, был предоставлен в аренду земельный участок, поскольку у ЗАО «ЧелЖБИ-1» не имелось специализированного оборудования для осуществления дноуглубления пруда – охладителя, с попутной добычей строительного песка, ЗАО «ЧелЖБИ-1» - Заказчиком, 30.05.2002г. был заключен договор подряда № 74/IV с ЗАО «Челябгидромеханизация» - Подрядчиком, согласно которого Подрядчик принимает на себя выполнение работ собственными силами и средствами по расширению и очистке водохранилища в г. Троицке с попутной добычей бетонного песка в объеме 150 тыс. куб. м, пропущенного через сортировочную установку с укладкой в штабель (п. 1); сроки выполнения работ были установлены сторонами с 30.04.2002г. по 31.12.2002г. (п. 3.1), в том числе, в обязанности Заказчика включалось: передача Подрядчику проектно – сметной документации – согласованной и утвержденной в установленном порядке (п. 4.1); сдача по акту разбивки карты под намыв песка и складирование грунта, вынос в натуру границ по расширению и очистке водохранилища в сроки, согласованные сторонами, и обеспечение электроэнергией, исключающее простои земснаряда (п. 4.2), в число прочих, в обязанности Подрядчика включалось: обеспечение подготовки земснаряда к началу работ в сроки, обеспечивающие выполнение договорных обязательств (п. 5.1); выполнение работ по расширению и очистке водохранилища с попутным намывом песка в соответствии со СНиП и ППР (п. 5.2); оформление и предоставление Подрядчику справки формы № 3 на основании актов геодезических замеров (п. 5.4). Оплата выполненных подрядных работ регламентировалась р. VI договора, а именно: «Основанием для оплаты выполненных Подрядчиком объемов работ является справка формы № 3 подписанная сторонами. Заказчик назначает лицо, ответственное за приемку выполненных работ и имеющее право подписывать акт приемки работ» (п. 6.1); «Заказчик в течение 10 банковских дней с момента получения платежного документа со справкой № 3 производит оплату» (п. 6.2); «При выполнении работ Подрядчик может использовать материалы и ГСМ Заказчика. Оплата выполненных работ при этом производится за минусом материалов Заказчика» (п. 6.3.); «Право собственности Заказчика на выполненные работы наступает после подписания актов приемки работ» (п. 6.4); «Заказчик производит предоплату 300 тыс. руб. до 10 числа каждого месяца» (п. 6.5).
Договор подряда № 74/IV, аналогичный по содержанию вышеупомянутому в последующем заключен между ЗАО «ЧелЖБИ-1» (Заказчиком), и ЗАО «Челябгидромеханизация» (Подрядчиком), 07.03.2003г.
Факт наличия финансово – хозяйственных взаимоотношений между ОАО «ЧелЖБИ-1», и ЗАО «Челябгидромеханизация», не отрицается последним и подтверждено представленными по требованию ИФНС по Калининскому району г. Челябинска от 21.09.2005г. № 13-10/25621, документами; в том числе, и документами на оплату выполненных работ.
В ходе проведенных мероприятий налогового контроля установлено, что добыча песка осуществлялась также иными подрядными организациями – ООО ТД «Юстика», г. Москва, и ООО «РемСтройТраст», г. Москва, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами – анализом счета: по субконто 60.1.1, 60.1.2; приходными накладными; счетами – фактурами; актами приемки выполненных работ, актом оказания услуг, то обстоятельство, что проведение встречных проверок указанных контрагентов – подрядчиков, не представлялось возможным по причине отсутствия данных по юридическим адресам, и непредставления в налоговые органы по месту учета налоговой отчетности, не свидетельствует о том, что сделки, совершенные между ОАО «ЧелЖБИ-1», и указанными юридическими лицами, являются ничтожными, поскольку регистрация ООО ТД «Юстика», и ООО «РемСтройТраст» в качестве юридических лиц, в установленном законом порядке подтверждена, равно как и подтвержден факт принадлежности ИНН, указанных в соответствующих счетах – фактурах, организациям – подрядчикам.
Согласно ст. 334 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 335 НК РФ в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр; При этом для целей главы 26 Кодекса местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр – п. 1 ст. 335 НК РФ.
К видам добытого полезного ископаемого согласно, п./п. 10 п. 2 ст. 337 НК РФ, отнесено неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрид, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано – гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии)
Согласно ст. 1.1, 5 п. 3,5 Закона РФ от 21.02.1992г. № 2395-1 «О недрах», разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации, а также заключаемыми в соответствии с ней Федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий; субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий; органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.
В компетенцию органов местного самоуправления районов, городов в сфере отношений недропользования входит:
- предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;
- контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Согласно п./п. 12 п. 1 ст. 4 Устава Муниципального образования города Троицка регулирование использования водных объектов городского значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений городского значения (что соответствовало условиям ст. 3 Закона Челябинской области от 16.10.1995г. № 08-ОЗ «О местном самоуправлении в Челябинской области», п. 19 ст. 3 Закона Челябинской области от 05.12.1997г. № 30-ОЗ «О разграничении предметов ведения муниципальных образований в Челябинской области»), находится в его компетенции.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ № 2395-1 от 21.02.1992 года предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии; лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий; между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Из п. 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992г. № 3314-1 явствует - недра в соответствии с Законом РФ «О недрах» предоставляются в пользование на основании лицензий; лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
На территории Челябинской области полномочия по вопросам лицензирования пользования недрами (в том числе, участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых), были распределены постановлением Губернатора Челябинской области от 24.03.1998г. № 108 «О совершенствовании системы лицензирования пользования недрами на территории Челябинской области».
Постановлением Губернатора Челябинской области от 19.03.1999г. № 101, утвержден Перечень общераспространенных полезных ископаемых Челябинской области, включающий в себя, в числе прочих, песок (кроме формовочного, стекольного, абразивного, а также используемого для фарфоро – фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности).
Пунктом 4 Положения о порядке и условиях предоставления, приостановления, ограничения и прекращения права пользования недрами для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых Челябинской области и права пользования участками недр местного значения, утвержденного постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 29.04.1999г. № 545 установлено, что основанием предоставления права пользования недрами для геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и права пользования участками недр местного значения является решение органа исполнительной власти области, согласованное с территориальным органом управления государственным фондом недр.
Лицензия на право пользования недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также пользования участками недр местного значения предоставляется органом исполнительной власти области или уполномоченным им органом (п. 13 «Положения…»).
Предоставление земельных участков и водных объектов для разработки месторожденийобщераспространенных полезных ископаемых и пользования участками недр местного значения, регламентировано разделом VI «Положения…».
ОАО «ЧелЖБИ-1» не является организацией, осуществляющей разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, и, осуществляющей добычу полезных ископаемых, поскольку в силу условий генерального договора подряда, и дополнительного соглашения к нему, заключенных между Администрацией г. Троицка и ОАО «ЧелЖБИ-1», фактически предметом договора являлось проведение работ, связанных с дноуглублением пруда – охладителя, за осуществление которых ОАО «ЧелЖБИ-1» получало вознаграждение в натуральной форме – строительным песком, добытым попутно.
Попутную добычу строительного песка при проведении работ, связанных с дноуглублением пруда – охладителя, осуществляли ЗАО «Челябгидромеханизация», ООО ТД «Юстика», ООО «РемСтройТраст».
У ИФНС по Калининскому району г. Челябинска отсутствовали правовые основания для доначисления обществу сумм налога на добычу полезных ископаемых, начисления пеней и привлечения к налоговой ответственности за непредставление в установленные сроки налоговых деклараций, и неуплату налога.
Безлицензионное пользование недрами не влечет за собой налогообложение пользователя.
Решение суда I инстанции законно, обоснованно и подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба отклонению.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.176, 268-271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Челябинской области от «30.03-06.05» 2006 годаоставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судьи: О. П. Митичев
ФИО3