ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-22717/17 от 16.01.2018 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-15497/2017

г. Челябинск

23 января 2018 года

Дело № А76-22717/2017

Резолютивная часть постановления объявлена января 2018 года .

Постановление изготовлено в полном объеме января 2018 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Скобелкина А.П.,

судей Бояршиновой Е.В., Кузнецова Ю.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Заречье» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.10.2017 по делу № А76-22717/2017 (судья Наконечная О.Г.).

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Заречье» Животко Т.Л. (доверенность от 11.01.2018, паспорт), директор Овчинников Л.В. (выписка из ЕГРЮЛ, паспорт);

Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области»Хальфин Д.А. (доверенность от 22.12.2017, удостоверение).

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Заречье» (далее – заявитель, ООО «УК «Заречье», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным предписанияГлавного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» (далее – заинтересованное лицо, ГУ «ГЖИ Челябинской области», жилищная испекция) от 06.07.2017 №2365 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 31.10.2017 (резолютивная часть объявлена 26.10.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «УК «Заречье»(далее также – податели жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы общество считает, что ГУ «ГЖИ Челябинской области» при проведении проверки и вынесения предписания не верно истолковало номы жилищного законодательства, а суд первой инстанции при вынесении решения необоснованно поддержал позицию заинтересованного лица. Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме, в том числе отнесен земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Податель жалобы обращает внимание, что в период с 29.03.2017 по 26.04.2017, указанный в акте проверки и в предписании, общество приняло тарифы, установленные Решением Челябинской городской Думы в редакции от 29.11.2016 №26/12. Данное решение утратило силу только с 01.08.2017 в связи с принятие Челябинской городской Думы решения №19/13 от 29.03.2016.

По мнению общества двойных начислений, о которых указывает в акте жилищная инспекция не усматривается, поскольку плата за содержание придомовой территории была исключена из тарифа за содержание и ремонт, и начисление по статье «содержание придомовой территории» в квитанциях ООО «УК «Заречье» было выставлено как единственное начисление по указанной статье, ни в какую другую статью указанная услуга решением Челябинской городской Думы, которое применяло общество, включена не была.

Отзыв в материалы дела представлен не был.

В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, озвучили возражения на нее.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника ГУ «ГЖИ Челябинской области» от 04.07.2017 №2365 (л.д. 66-69) в отношении ООО «УК «Заречье» проведена внеплановая проверка с целью рассмотрения обращения граждан от 13.06.2017 №9616.

По результатам указанной проверки составлен акт от 06.07.2017 №2365 (л.д. 14-17) и выдано предписание от 06.07.2017 № 2365 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации (л.д. 12-13).

Согласно данному предписанию при проведении проверки заинтересованным лицом выявлены следующие нарушения заявителем обязательных требований жилищного законодательства Российской Федерации в отношении многоквартирного дома по ул. Двинская, д.3, г.Челябинск: нарушения лицензионных требований статей 154, 156, части 2 статьи 162, части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктов «а» и «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 28.10.2014 № 1110 (далее – Положение №1110), Правилсодержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила №491). В срок до 11.08.2017 ООО «УК «Заречье»предписано произвести собственникам и нанимателя помещений в многоквартирном доме перерасчет платы за содержание жилого помещения без учета платы за услугу «содержание придомовой территории» за период с 29.03.2017 по 26.04.2017.

Полагая, что предписание от 06.07.2017 №2365 не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, «УК «Заречье» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.  

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

На основании части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Также отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила №491).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Правил № 491, в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно пункту 11 Правил № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

б) освещение помещений общего пользования;

в) обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования;

г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

е) меры пожарной безопасности

ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства,

з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества многоквартирного дома.

Из материалов дела следует, что ООО «УК «Заречье» является управляющей организацией для жилого дома по адресу: г. Челябинск, ул. Двинская, д.3. Деятельность по управлению многоквартирным домом обществом осуществляется на основании лицензии №0231 от 16.04.2015 (л.д.33).

Собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: г.Челябинск, ул. Двинская, д. 3, не приняли решение по утверждению размера платы за содержание жилого помещения, обеспечивающей содержание общего имущества в многоквартирном доме. На основании изложенного ООО УК «Заречье» выставляет собственникам помещений в указанном многоквартирном доме размер платы за содержание жилого помещения по тарифу, установленному органом местного самоуправления.

С 01.06.2016 начисление платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Челябинск, ул. Двинская, д. 3, производилось согласно решению Челябинской городской Думы от 29.03.2016 № 19/13.

Решением Челябинской городской Думы от 29.03.2016 № 19/13 «О плате за жилое помещение в городе Челябинске» установлена плата за пользование жилым помещением (плата за наем), плата за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, плата за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, и собственников помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.

Размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, и собственников помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения и наименование ее составляющих приведены в приложении к оспариваемому решению.

Пунктом 1 приложения к решению Челябинской городской Думы от 29.03.2016 № 19/13 «О плате за жилое помещение в городе Челябинске» установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилья составляет 13 руб. 03 коп. за квадратный метр (с газовым оборудованием) и 12 руб. 35 коп. за квадратный метр (без газового оборудования).

Пунктом 2 приложения к решению Челябинской городской Думы от 29.03.2016 № 19/13 «О плате за жилое помещение в городе Челябинске» установлено, что размер платы за содержание придомовой территории составляет 3 руб. 13 коп. за квадратный метр, в том числе содержание контейнерных площадок 0 руб. 56 коп. за квадратный метр.

Данное решение опубликовано на официальном сайте Челябинской городской Думы http://www.chelduma.ru, 01.04.2016, а также в газете «Вечерний Челябинск», № 24, 01.04.2016.

Решением Челябинского областного суда от 22.09.2016 по делу № 3а-253/2016 признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п. 2 в части установления платы за содержание контейнерных площадок Приложения к решению Челябинской городской Думы от 29.03.2016 N 19/13 «О плате за жилое помещение в городе Челябинске».

Дополнительным решением Челябинского областного суда от 01.11.2016 по делу № 3а-253/2016 признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п. 2 в части установления размера платы за содержание придомовой территории Приложения к решению Челябинской городской Думы от 29.03.2016 № 19/13 «О плате за жилое помещение в городе Челябинске».

Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2017 № 48-АПГ17-4 решение Челябинского областного суда от 22.09.2016 и дополнительное решение Челябинского областного суда от 01.11.2016 оставлены без изменения и вступили в законную силу.

Следовательно, начисление платы за услугу «содержание придомовой территории» после 29.03.2017 является неправомерным.

В соответствии с решением Челябинской городской Думы от 25.04.2017 № 30/27 «О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 29.03.2016 № 19/13 «О плате за жилое помещение в городе Челябинске» с 26.04.2017 тариф за содержание и текущий ремонт (без газового оборудования) составил 15,48 рублей/кв. метр. Плата за услугу «содержание придомовой территории» входит в вышеуказанный тариф.

Из представленных счетах-квитанциях ООО УК «Заречье» с 29.03.2017 по 26.04.2017 выставляло плату за услугу «содержание придомовой территории», что является нарушением статьей 154, 156, части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, Правил от 13.08.2006 № 491, подпунктов «а», «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 в части двойного начисления за услугу по содержанию придомовой территории, которая согласно действующему законодательству входит в перечень работ по содержанию жилого помещения.

В связи с чем, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что требования, изложенные в оспариваемом предписании, являются законными и не нарушают прав и законных интересов заявителя.

Довод подателя жалобы, что в спорный период общество применяло тарифы, установленные Решением Челябинской городской Думы в редакции от 29.11.2016 №26/12, которое не обжаловалось и не признано противоречащим законодательству в сфере жилищных отношений, судебной коллегией отклонен.

В рассматриваемом случае, Решением Челябинского областного суда от 22.09.2016 по делу № 3а-253/2016 признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п. 2 в части установления платы за содержание контейнерных площадок Приложения к решению Челябинской городской Думы от 29.03.2016 № 19/13 «О плате за жилое помещение в городе Челябинске».

Дополнительным решением Челябинского областного суда от 01.11.2016 по делу № 3а-253/2016 признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п. 2 в части установления размера платы за содержание придомовой территории Приложения к решению Челябинской городской Думы от 29.03.2016 № 19/13 «О плате за жилое помещение в городе Челябинске».

Таким образом, последующие редакции решения Думы, в части установления размера платы за содержание придомовой территории, не подлежат применению.

Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется, в связи с чем, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.10.2017 по делу № А76-22717/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Заречье» - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Заречье» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб. за подачу апелляционной жалобы, излишне уплаченную по платежному поручению №487 от 17.11.2017.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                            А.П. Скобелкин

Судьи                                                                                   Е.В. Бояршинова

                                                                                              Ю.А. Кузнецов