ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-23924/2023 от 15.01.2024 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-15165/2023

г. Челябинск

15 января 2024 года

Дело № А76-23924/2023

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Скобелкина А.П., рассмотрел апелляционную жалобу областного государственного казенного учреждения «Организатор перевозок Челябинской области» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.10.2023 по делу № А76-23924/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства.

Областное государственное казенное учреждение «Организатор перевозок Челябинской области» (далее – заявитель, ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – административный орган, УФАС, антимонопольный орган) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении №074/04/7.32.4-1540/2023 от 12.07.2023 по части 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), которым заявителю назначено наказание в виде предупреждения.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.09.2023 (мотивированное решение изготовлено 25.10.2023) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что судом первой инстанции не оценены представленные доказательства и не указаны мотивы, по которым суд их отверг; считает решение суда немотивированным.

От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу.

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в УФАС поступили жалобы ООО фирма «Интерсвязь», ООО «Система-А», ООО «ЭК-Мобайл», ООО «СберТройка» на действия ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» при организации и проведении конкурса на право заключения договора по организации автоматизированного учета оплаты пассажирами (в том числе пассажирами, которым предоставлены льготы на проезд) проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулярным тарифам и автоматизированного распределения денежных средств, полученных от оплаты проезда пассажиров и провоза багажа между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по регулируемым тарифам на территории Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района, извещение №2527334.

Решением по жалобам № 074/10/18.1-3108/2022, 074/10/18.1-3111/2022, 074/10/18.1- 3122/2022 от 21.11.2022 жалобы ООО фирма «Интерсвязь», ООО «Система-А», ООО «ЭКМобайл» признаны обоснованными, Комиссия УФАС признала в действиях ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» при проведении конкурса нарушение порядка организации и проведения указанного конкурса, предусмотренного пунктом 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 2 пункта 22, подпунктами 3,4 пункта 23 Порядка проведения открытого конкурса на право заключения договора по организации автоматизированного учета оплаты пассажирами (в том числе пассажирами, которым предоставлены льготы на проезд) проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и автоматизированного распределения денежных средств, полученных от оплаты проезда пассажиров и провоза багажа, между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по регулируемым тарифам на территории Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района, утвержденного приказом Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области от 06.10.2022 № 482 (далее – Порядок).

Решением по жалобе № 074/10/18.1-3489/2022 от 16.01.2023 жалоба ООО «СберТройка» признана обоснованной, Комиссия УФАС признала в действиях ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» при проведении конкурса нарушение порядка организации и проведения указанного конкурса, предусмотренного пунктом 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 2 пункта 22, пункта 23 (в том числе подпунктом 2) Порядка.

На основании вышеуказанных решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области в отношении заявителя антимонопольным органом возбуждено дело об административном правонарушении.

06.07.2023 должностным лицом Управления в присутствии представителя учреждения по доверенности ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № 074/04/7.32.4-1542/2023 по части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

Постановлением Управления от 12.07.2023 по делу № 074/04/7.32.4-1540/2023 об административном правонарушении ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Считая постановление административного органа незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о доказанности факта совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4. КоАП РФ.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, отнесено к полномочиям антимонопольного органа.

Рассматривать такие дела в пределах своих полномочий вправе, в том числе руководители структурных подразделений и руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок (часть 2 статьи 23.66 КоАП РФ).

В настоящем случае оспоренное постановление вынесено руководителем УФАС по Челябинской области, то есть уполномоченным лицом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов. Санкцией этой нормы предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, составляют нарушения порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

Субъектом ответственности по указанной статье являются, в том числе, юридические лица - организаторы обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

Пунктом 6 статьи 15, пунктом 7 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района, городского округа отнесены создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального района, городского округа отнесены соответственно.

Правительством Челябинской области издано Распоряжение № 115-рп от 27.02.2020 «О создании Областного государственного казенного учреждения «Организатор перевозок Челябинской области», в соответствии пунктом 5 которого функции и полномочия учредителя возложены на Министерство (пункт 3), основной целью деятельности учреждения определена организация регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района.

Приказом Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее – Министерство) от 28.02.2020 № 88 утвержден Устав Областного государственного казенного учреждения «Организатор перевозок Челябинской области» с изменениями № 1 и № 2, внесенными Приказами Министерства от 22.07.2022 № 338 и от 05.10.2022 №. 479 (далее - Устав).

Пунктом 4.3 Устава установлено, что при осуществлении деятельности учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Челябинской области и положениями настоящего Устава; нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Челябинской области.

Приказом Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области от 30.12.2021 № 464 утвержден План оказания (услуг) работ ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» на 2022 год (далее - План).

Пунктом 2.1 Плана предусмотрена подготовка аукционной документации и проведение конкурсных процедур по определению оператора для внедрения системы оплаты проезда; разработка проекта Порядка проведения конкурса, критерии отбора участников, проекта договора и технического задания для проведения конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации процесса и автоматизации учета платы за проезд пассажиров и провоз багажа на маршрутах регулярных перевозок.

Пунктом 2.2 Плана предусмотрена разработка и подготовка проекта нормативного правового акта о едином билетном меню для Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района.

Пунктом 2.3 Плана предусмотрена разработка предложений по развитию системы оплаты проезда в отношении системы городского пассажирского транспорта.

Порядок проведения открытого конкурса на право заключения договора по организации автоматизированного учета оплаты пассажирами (в том числе пассажирами, которым предоставлены льготы на проезд) проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам, автоматизированного распределения денежных средств, полученных от оплаты проезда пассажиров и провоза багажа, между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по регулируемым тарифам на территории Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района» (далее - Порядок) утвержден Приказом Министерства от 06.10.2022 № 482 (в редакции Приказа Министерства от 07.10.2022 № 490) (далее – Приказ №482).

Согласно пункту 2 Приказа № 482 организация автоматизированного учета оплаты пассажирами (в том числе пассажирами, которым предоставлены льготы на проезд) проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и автоматизированного распределения денежных средств, полученных от оплаты проезда пассажиров и провоза багажа, между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по регулируемым тарифам на территории Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района, производится в соответствии с Договором, который заключается по итогам конкурса, проведенного согласно Порядку.

В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства от 06.10.2022 №482 определено, что ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» необходимо организовать и провести конкурс, в том числе осуществить следующие мероприятия: разработать конкурсную документацию, включая утверждение критериев отбора участников конкурса, разработку технического задания к конкурсу и проекта договора; заключить договор по итогам конкурса.

Проведение торгов по организации автоматизированного учета оплаты пассажирами проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и автоматизированного распределения денежных средств является обязательным для ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» как для казенного учреждения.

Требования к содержанию извещения о проведении конкурса и конкурсной документации определены пунктами 22, 23 Порядка.

Из материалов дела следует, что ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» путем издания Приказа № 79/1 от 07.10.2022 принято решение о проведении конкурса на право заключения договора по организации автоматизированного учета оплаты пассажирами (в том числе пассажирами, которым предоставлены льготы на проезд) проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и автоматизированного распределения денежных средств, полученных от оплаты проезда пассажиров и провоза багажа между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по регулируемым тарифам на территории Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района, извещение №2527334 (далее - Конкурс, торги) и утверждена Конкурсная документация.

Извещение и конкурсная документация размещены на электронной торговой площадке www.rts-tender.ru (извещение № 2527334).

Предметом Конкурса является право на заключение договора по организации автоматизированного учета оплаты пассажирами (в том числе пассажирами, которым предоставлены льготы на проезд) проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и автоматизированного распределения денежных средств, полученных от оплаты проезда пассажиров и провоза багажа между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по регулируемым тарифам на территории Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района. Предмет торгов раскрывается ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» в техническом задании (приложение № 4 конкурсной документации, приложение № 1 к проекту договора, входящего в состав конкурсной документации; далее - техническое задание).

Даты начала подачи заявок 09.10.2022.

Дата окончания подачи заявок 07.11.2022.

Дата рассмотрения, сопоставления, оценки заявок - 10.11.2022.

Дата подачи окончательных предложений - 11.11.2022.

Дата подведения итогов торгов - 16.11.2022.

При рассмотрении жалоб, административным органом установлено, что Перечень внешних информационных систем, с которыми необходимо реализовать интеграцию определен в пункте 5.3.1 технического задания (описание протокола взаимодействия с ИТС приведено в приложении № 5 к техническому заданию):

- ИС облачной фискализации данных в соответствии Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»;

- ИС Банка-эквайера. Взаимодействие с Банком-эквайером с целью проведения платежей по Банковским картам. Соответствие стандартам безопасности международных платежных систем PCI-DSS;

- ИТС, мобильное приложение ИТС и портал ИТС (привязка карты, получение баланса, получение истории поездок, получение списка действующих абонементов, покупка билета и пополнение баланса). Описание протокола взаимодействия (формата обмена данными) ИТС приведено в Приложении № 5 к настоящему техническому заданию.

Основные требования, предъявляемые к совместимости обмена данными между подсистемами АСОП и внешними информационными системами, приведены в пункте 5.3.2 технического задания (использование стандартизованных протоколов и интерфейсов обмена данными; все протоколы взаимодействия должны быть документированы; должна обеспечиваться передача информации по поездкам, стоплистам, географическим координатам мест посадки и высадки пассажиров; взаимодействие подсистем АСОП с внешними информационными системами, должно осуществляться по защищенным каналам связи и др.). Обмен данными между АСОП и внешними информационными системами осуществляется на основании трехсторонних соглашений, заключаемых с оператором АСОП, заказчиком и владельцами внешних информационных систем.

Пунктом 4.29 технического задания установлено, что Оператор АСОП обязан разработать Регламент, соглашения взаимодействия оператора АСОП с внешними ИС и согласовать их с заказчиком.

Пунктом 2.14 календарного плана (Приложение 2 к проекту договора) установлено, что организация взаимодействия с внешними информационными системами (срок 2 месяца с даты заключения договора).

Перечень, приведенный в пункте 5.3.1 технического задания, является закрытым и не предусматривает действующие на территориях муниципальных образований автоматизированные системы оплаты проезда.

Оператором действующей автоматизированной системы оплаты проезда (программно-аппаратный комплекс «Ехать быстро», правообладатель программного обеспечения ООО «Трансгидсервис») на территории Челябинского городского округа является МУП «Служба организации движения» (договор с ООО «Бенток-Смоленск» от 01.09 №01/2014), которое также осуществляет выпуск и выдачу транспортных карт. Уполномоченным органом по выпуску и выдаче социальных карт является Управление транспорта города Челябинска, программное обеспечение автоматизированной системы оплаты проезда выбрано в соответствии с законодательством о контрактной системе (извещение №0169300000120002330, муниципальный контакт № 1по-2020 от 25.12.2020, исполнитель ООО «ЭК-Мобайл», заказчику предоставлено неисключительное право на использование программного обеспечения с неограниченным сроком).

При этом, в Копейском городском округе услуги, связанные с оплатой проезда на муниципальных маршрутах регулярных перевозок, оказывает ООО «Уралинфотек».

Информации о прекращении использования на территории муниципальных образований указанных систем конкурсная документация не содержит. Следовательно, при условии, что такие системы являются действующими, фактически эксплуатируются на территории муниципального образования, с учетом отсутствия информации о прекращении их использования возникает вопрос, о необходимости их интеграции с АСОП, которая будет введена в эксплуатацию по результатам Конкурса.

Вместе с тем, сведений об указанных внешних информационных системах и необходимости их интеграции с АСОП конкурсная документация не содержит.

Таким образом, в случае прекращения действия на территории муниципальных образований, входящих в Челябинскую агломерацию, действующих автоматизированных систем оплаты проезда после выбора по результатам Конкурса оператора АСОП условия об обеспечении интеграции АСОП с такими системами может быть не предусмотрена заказчиком.

При сохранении на территории таких муниципальных образований функционирования действующих автоматизированных систем оплаты проезда после выбора по результатам Конкурса оператора АСОП возникает и необходимость рассмотрения вопроса об обеспечении интеграции АСОП с такими системами.

Кроме того, на территории Челябинской агломерации действуют и иные информационные системы, в том числе мобильное приложение «Интерсвязь. Умный город», не приведенные в пункте 5.3.1 технического задания, однако, из положений Конкурсной документации не следует возможность их интеграции с АСОП. При этом, интеграция отдельных внешних информационных систем с АСОП необходима для ввода в эксплуатацию и функционирования АСОП, а отдельных - может быть реализована в процессе эксплуатации (функционирования) АСОП, в том числе в заявительном порядке путем присоединения к Регламенту, что из конкурсной документации напрямую не следует.

Таким образом, техническое описание внешних информационных систем, условия заключения трехсторонних соглашений между оператором АСОП, заказчиком и владельцами внешних информационных систем (в том числе сведения о возмездности/безвозмездности таких соглашений), срок их заключения, информация о прекращении или продолжении использования на территории муниципальных образований действующих автоматизированных систем конкурной документацией не предусмотрены.

Отсутствие указанной информации может привести к невозможности победителем торгов осуществить мероприятия календарного плана, в установленные в нем сроки, а также к невозможности претендентам на участие в торгах установить техническую возможность интеграции предлагаемой ими системы с внешними информационными системами, а также свои затраты на выполнение таких мероприятий.

При таких обстоятельствах, организатором торгов не в полной мере приведены сведения о предмете торгов в соответствии с пунктом 2 статьи 448 ГК РФ, подпунктом 2 пункта 22 Порядка, а отсутствие такой информации препятствует оформлению потенциальными участниками торгов своих заявок и конкурсных предложений.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции, соглашается с выводами административного органа о том, что действия ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» по утверждению Конкурсной документации, в которой отсутствуют сведения о техническом описании внешних информационных систем, условиях заключения трехсторонних соглашений между оператором АСОП, заказчиком и владельцами внешних информационных систем (в том числе сведения о возмездности/безвозмездности таких соглашений), сроках их заключения, информация о прекращении или продолжении использования на территории муниципальных образований действующих автоматизированных систем, являются нарушением пункта 2 статьи 448 ГК РФ, подпункта 2 пункта 22 Порядка.

Пунктами 2, 4 Порядка, 2, 4 Конкурсной документации, установлено, что предметом конкурса является право на заключение договора по организации автоматизированного учета оплаты пассажирами (в том числе пассажирами, которым предоставлены льготы на проезд) проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и автоматизированного распределения —. денежных средств, полученных от оплаты проезда пассажиров и провоза багажа между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по регулируемым тарифам на территории Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района.

В силу пункта 2.1 проекта договора, предметом такого договора является оказание услуг по организации автоматизированного учета оплаты проезда на Территории АСОП в соответствии с техническим заданием.

Однако в пункте 3.2.6 проекта договора указана обязанность организатора торгов предусмотреть в государственных контрактах на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории АСОП, обязанность перевозчиков присоединиться к Регламенту взаимодействия участников АСОП.

Согласно пункту 5.1 проекта договора, размер тарифа оператора АСОП определяется от объема платы за проезд пассажиров и провоз багажа, которая подлежит перечислению перевозчикам, в соответствии с заключенными государственными контрактами на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на Территории АСОП.

Из разъяснений ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» следует, что в пунктах 3.26, 5.1 проекта договора допущены неточности, заказчиком на основании Закона № 71-30 предполагалась работа АСОП на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа по нерегулируемому тарифу, включая маршруты наземного городского электрического транспорта.

Однако, изменения в указанной части в положения Конкурсной документации, в том числе в проект договора не внесены.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» допущены нарушения пункта 2 статьи 448 ГК РФ, подпункта 2 пункта 22, подпункта 2 пункта 23 Порядка, а именно не в полном объеме указана информация об описании предмета торгов и информация, необходимая потенциальным участникам для оформления участия в торгах, а также сведения о порядке формирования цены договора.

Согласно пункту 2.1 проекта договора, оператор АСОП обязуется оказать услуги по организации автоматизированного учета оплаты за проезда на территории АСОП в соответствии с техническим заданием (Приложение № 3 к проекту договора).

При этом оплата услуг по заключаемому по результатам Конкурса договору со стороны заказчика не осуществляется, а расходы оператора АСОП на оказание услуг по организации процесса и автоматизации учета оплаты за проезд предусмотрено компенсировать за счет тарифа оператора определенный процент от платы за проезд (не более 4 % от размера платы за проезд пассажиров и провоза багажа), который является стоимостным критерием Конкурса. Величина значимости такого критерия составляет 80%.

Из указанного следует, что для оформления участия в Конкурсе потенциальным участникам необходимо осуществить расчет конкурсного предложения по стоимостному критерию и рассчитать свои расходы на оказание услуг по организации процесса и автоматизации учета оплаты с учетом всех предусмотренных техническим заданием мероприятий.

Однако Конкурсная документация не содержит информации, позволяющей осуществить такой расчет, в том числе сведения о количестве и виде действующих транспортных карт, предполагаемом количестве и виде транспортных карт выпуск и эмиссию которых необходимо осуществить оператору АСОП в соответствии с условиями конкурсной документации, сведений о количестве и характеристиках оборудования, установленного у перевозчиков, в отношении которого необходимо выполнять работы по ремонту, устранению ошибок, не приведена периодичность проведения маркетинговых и иных мероприятий с использованием мобильного приложения и сайта в сети Интернет, не регламентирован порядок и сроки согласования дизайна и оформления транспортных карт, а также требования к выполнению таких работ, отсутствует объем работы центра по обработке звонков пользователей на территории АСОП.

Указанные обстоятельства нарушают положения пункта 2 статьи 448 ГК РФ, подпункта 2 пункта 22 Порядка.

Пунктом 5.1.1 Технического задания, основная и резервная базы данных АСОП должны разворачиваться исполнителем и функционировать на площадке центра обработки данных (ЦОД), управляемого исполнителем. Серверное оборудование АСОП должно управляться и обслуживаться исполнителем.

Из пункта 5.1.2 Технического задания следует, что доступ к данным АСОП и функциям по управлению этими данными в рамках функционирования АСОП должны предоставляться участникам АСОП с использованием специализированных автоматизированных рабочих мест.

Обладателем информации, содержащейся в АСОП, является заказчик (пункт 2.3 Технического задания).

Согласно пункту 4.30 технического задания, оператор АСОП обязан обеспечить доступ заказчика и участников АСОП к информации, обрабатываемой и хранящейся в АСОП, в порядке, определенном Регламентом.

Из пункта 4.4. технического задания следует, что Оператор АСОП обязан владеть исключительным правом, правом использования (лицензии) либо договором оказания услуг в отношении АСОП и процессинговых услуг АСОП по обработке транспортных карт.

Пунктом 4.25 Технического задания определено, что оператор АСОП обязан обеспечить полный доступ заказчика ко всем программным средствам АСОП, указанным в п. 5.2 Технического задания, предполагающий, в том числе создание дополнительных учетных записей в АСОП и назначение прав.

Из пояснений ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» следует, что предоставление каких-либо прав на использование АСОП ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» не требуется, а является достаточным на основании пункта 4.33 предоставления заказчику отчетности, содержащей данные о количестве зарегистрированных в АСОП транзакций с разбивкой по периодам, маршрутам, видам оплат и категорий пассажиров, в том числе по льготным категориям граждан, в формате и в порядке, согласованных с заказчиком, что не соответствует пункту 4.25 Технического задания.

Из чего следует, что в Конкурсной документации отсутствуют четкие и понятные положения относительно порядка пользования ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» АСОП (в том числе указания вида передачи права пользования системой), что является нарушением положений пункта 2 статьи 448 ГК РФ, подпункта 2 пункта 22 Порядка.

Подпунктам 3, 4, 6, 8, 10 пункта 23 Порядка установлено, что конкурсная документация помимо прочих сведений должна содержать требования к заявке, требования к документам, входящим в состав заявки, порядок подачи заявок на участие в конкурсе, критерии оценки участников конкурса, порядок оценки участников конкурса.

Подпунктом 4 пункта 30 Конкурсной документации установлено, что в состав заявки на участие в конкурсе должны входить, в том числе документы, подтверждающие предложение заявителя в соответствии с критериями оценки.

Вместе с тем, в нарушение подпунктов 3, 4 пункта 23 Порядка пункт 30 конкурсной документации не содержит перечня документов, предоставляемых претендентами на участие в торгах в составе заявки в целях подтверждения предложения заявителя.

В пункте 3 формы конкурсного предложения, являющегося приложением к заявке на участие в Конкурсе, указывается наличие у участника аналогичного опыта по организации автоматизированного учета оплаты пассажирами (в том числе пассажирами, которым предоставлены льготы на проезд) проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и автоматизированного распределения денежных средств, полученных от оплаты проезда пассажиров и провоза багажа между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по регулируемым тарифам на территории Российской Федерации, с использованием программно-аппаратного комплекса и процессинговых услуг автоматизированной системы оплаты проезда. Аналогичный опыт определяется по количеству исполненных или действующих договоров предоставления исключительного права, права использования (лицензии) либо договора оказания услуг, которые были подписаны не позднее 3 (трех) лет от даты размещения извещения о проведении конкурса, и подтверждается копиями данных договоров. Информация предоставляется в соответствии с предложенной формой и приложением копий договоров.

Из разъяснений ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» от 28.10.2022 № 468568 и № 468541 следует, что

- опыт ведения аналогичной деятельности у участника должен составлять более 3 лет, что требует подтверждения копиями договоров, заключенных до 2019 года (пункт 1);

- оценка аналогичного опыта предполагает, что заказчиком, который получает услугу по договору, должны быть орган исполнительной власти субъекта РФ, его подведомственное учреждение или орган местного самоуправления субъекта РФ, на которых возложены соответствующие полномочия (пункт 4);

- только услуги процессорного центра не будут достаточными для подтверждения аналогичного опыта, та как процессинговый центр не будет соответствовать назначению и целям ведения АСОП (п. 3 технического задания; пункт 6).

Разъяснениями от 01.11.2022 ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» указал:

- опыт ведения аналогичной деятельности у участника подтверждается копиями договоров в период с 09.10.2019 по дату размещения Конкурса на электронной торговой площадке (пункт 1);

- оценка аналогичного опыта предполагает, что заказчиком, который получает услугу по договору, должны быть орган исполнительной власти субъекта РФ, его подведомственное учреждение или орган местного самоуправления субъекта РФ, государственные унитарные предприятия органов местного самоуправления или субъектов РФ, либо иные организации, на которых возложены соответствующие полномочия (пункт 4);

- услуги процессорного центра не будут достаточными для подтверждения аналогичного опыта (пункт 6).

При этом, ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» ссылается на тот факт, что допущенные противоречия при разъяснении Конкурсной документации в указанной части обусловлены технической ошибкой при размещении ответа на запрос, после обнаружения которой даны дополнительные разъяснения.

Однако, разъяснения ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» от 01.11.2022 в части пунктов 1, 4, 6 не соответствуют содержанию пункта 3 формы конкурсного предложения, являющегося приложением 1 к заявке на участие в Конкурсе.

В пункт 3 формы конкурсного предложения, являющегося приложением 1 к заявке на участие в Конкурсе, какие-либо изменения не вносились.

В связи с чем, действия ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» по утверждению Конкурсной документации, которая не содержит перечня документов, предоставляемых претендентами на участие в торгах в составе заявки в целях подтверждения предложения заявителя, являются нарушением подпунктов 3, 4 пункта 23 Порядка.

При рассмотрении жалобы № 074/10/18.1-3489/2022 антимонопольным органом установлено следующее.

Согласно пункту 2.1 проекта договора, оператор АСОП обязуется оказать услуги по организации автоматизированного учета оплаты за проезд на территории АСОП в соответствии с техническим заданием (Приложение № 3 к проекту договора).

Оплата услуг по заключаемому по результатам Конкурса договору со стороны заказчика не осуществляется, а расходы оператора АСОП на оказание услуг по организации процесса и автоматизации учета оплаты за проезд предусмотрено компенсировать за счет тарифа оператора определенный процент от платы за проезд (не более 4 % от размера платы за проезд пассажиров и провоза багажа), который является стоимостным критерием Конкурса. Величина значимости такого критерия составляет 80 %.

Из указанного следует, что для оформления участия в конкурсе потенциальным участникам необходимо осуществить расчет конкурсного предложения по стоимостному критерию и рассчитать свои расходы на оказание услуг по организации процесса и автоматизации учета оплаты с учетом всех предусмотренных техническим заданием мероприятий.

Пунктом 4.12 технического задания установлено, что оператор АСОП за счет собственных средств обязан по заданию заказчика проводить совместно с участниками АСОП маркетинговые и иные организационные мероприятия с использованием мобильного приложения АСОП и сайта в сети Интернет, направленные на территориальное масштабирование транспортных карт в порядке, предварительно согласованном сторонами договора отдельно. Маркетинговые и иные организационные мероприятия будут проводиться не реже 1 раза в месяц.

Таким образом, минимальное количество маркетинговых мероприятий составляет 1 в месяц (то есть 60 мероприятий с учетом 5-летнего срока действия заключаемого по результатам Конкурса договора), максимальное количество таких мероприятий не определено.

Пунктом 4.13 технического задания предусмотрено, что оператор АСОП за счет собственных средств обязан разработать и согласовать с заказчиком оформление (дизайн) и наименование транспортных карт. Для разработки оформления (дизайна) и наименования транспортных карт оператор АСОП может привлекать сторонние организации, а также привлекать средства массовой информации Челябинской области и органы исполнительной власти Челябинской области для проведения опроса населения территории АСОП.

Пунктом 1.12 календарного плана мероприятий, оператору АСОП необходимо разработать и согласовать с заказчиком оформление (дизайн) и наименование транспортных карт в течение месяца с момента заключения договора.

Из указанного следует, что в конкурсной документации не регламентирован порядок и сроки согласования дизайна и оформления транспортных карт, помимо общего срока на выполнение данного мероприятия.

Кроме того, пунктом 4.14 Конкурсной документации предусмотрено, что оператор АСОП за счет собственных средств обязан обеспечить выпуск и эмиссию транспортных карт различных видов.

Однако из документации не следует предполагаемый объем выпуска и эмиссии транспортных карт различных видов.

Обоснования невозможности приведения в конкурсной документации сведений о количестве и виде действующих транспортных карт не представлено.

Пунктом 4.27 Технического задания установлено, что оператор АСОП за счет собственных средств обязан организовать работу с обращениями пользователей, в том числе центра по обработке звонков пользователей с возможностью бесплатного вызова для пользователя.

В соответствии с изменениями от 06.12.2022 в пункт 5.7 Технического задания предусматривает, что АСОП на момент ввода АСОП в эксплуатацию должна обеспечить поддержку обрабатываемых звонков пользователей в количестве от 600 в месяц.

Из чего следует, что конкурсная документация, несмотря на внесенные в нее 06.12.2022 изменения, не содержит информации, позволяющей объективно осуществить расчет конкурсного предложения по стоимостному критерию и рассчитать свои расходы на оказание услуг по организации процесса и автоматизации учета оплаты с учетом всех предусмотренных техническим заданием мероприятий, в том числе сведения о количестве и виде действующих транспортных карт, предполагаемом количестве и виде транспортных карт выпуск и эмиссию которых необходимо осуществить оператору АСОП в соответствии с условиями конкурсной документации, достаточных сведений о количестве проведения маркетинговых и иных мероприятий с использованием мобильного приложения и сайта в сети Интернет, а также об объеме работы центра по обработке звонков пользователей на территории АСОП, не регламентирован порядок и сроки согласования дизайна и оформления транспортных карт.

Указанные обстоятельства нарушают положения пункта 2 статьи 448 ГК РФ, подпункта 2 пункта 22 Порядка, а именно не в полном объеме указано описание предмета торгов и отсутствует информация, необходимая потенциальным участникам для оформления участия в торгах.

Также Положения Конкурсной документации не содержат сведений о виде АСОП («онлайн» или «офлайн» система) и требовании о мгновенном поступлении денежных средств на транспортную карту.

Вместе с тем, конкурсная документация содержит следующее формулировки: «онлайн пополнение транспортных карт», «онлайн проездной».

Таким образом, ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» в нарушение пункта 2 статьи 448 ГК РФ, подпункта 2 пункта 22, подпункта 2 пункта 23 Порядка, не в полном объеме указана информация об описании предмета торгов и информация, необходимая потенциальным участникам для оформления участия в торгах, в части требований к виду АСОП - «онлайн» или «офлайн» система.

В силу пунктов 22 и 23 Порядка, конкурсная документация должна содержать, в том числе, следующие сведения: о времени и месте проведения конкурса; предмете конкурса; порядке проведения конкурса, в том числе об оформлении участия в конкурсе, определении победителя конкурса; начальной цене; наименовании, месте нахождения, почтовом адресе и адресе электронной почты, номере контактного телефона организатора конкурса; дате и времени начала и окончания приема заявок, рассмотрении, оценке и сопоставлении заявок; сроке отказа от проведения конкурса; порядке проведения конкурса; цене договора или порядке ее формирования; требованиях к заявке; требованиях к документам, входящим в состав заявки; требованиях к заявителям; порядке подачи заявок на участие в конкурсе; порядке отзыва заявок на участие в конкурсе, порядке внесения изменений в заявки; критериях оценки заявок на участие в конкурсе; порядке оценки участников конкурса; порядке заключения договора. Неотъемлемыми приложениями к документации являются критерии оценки, форма заявки на участие в конкурсе, проект договора, а также техническое задание.

Однако, утвержденная организатором Конкурсная документация имеет следующую структуру:

- Порядок (приведен в полном объеме текст нормативного правового акта Министерства);

- Извещение о проведении открытого конкурса;

- Приложение № 1 к конкурсной документации. Критерии отбора участников конкурса;

- Приложение № 2 к конкурсной документации - перечень документов, представленный заявителем в составе заявки для участия в открытом конкурсе;

- Приложение № 3 к конкурсной документации - заявка на участие в открытом конкурсе;

- Приложение № 4 к конкурсной документации - договор;

- Приложение № 5 к конкурсной документации - техническое задание. Приведение в утвержденной Конкурсной документации Порядка, Извещения не исключает обязанность организатора торгов обеспечить требования Порядка к содержанию непосредственно самой Конкурсной документации.

Из чего следует, что представленная ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» документация не соответствует установленным требованиям к ее составу.

В этой связи, наличие в действиях заявителя объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, подтверждено.

Наличие объективных препятствий для проведения конкурса в соответствии с нормами законодательства, не доказано, в связи с чем, антимонопольный орган пришел к правильному выводу о наличии вины заявителя в совершении вмененного ему правонарушения.

Таким образом, наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, следует признать доказанным, на что правомерно обратил внимание и суд первой инстанции.

Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.

Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Административное наказание применено в минимальном размере, предусмотренном санкцией частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

При этом по итогам оценки обстоятельств совершения заявителем правонарушения, суд первой инстанции не счел возможным освободить заявителя от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Судом апелляционной инстанции при повторной проверке дела не установлено нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Также апелляционным судом установлено, что оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.

Санкция части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Оспариваемым постановлением административный орган назначил заявителю наказание в виде предупреждения, применив положения статьи 4.1.1. КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции соглашается, с выводами суда первой инстанции о том, что назначенное заявителю Управлением наказание отвечает целям административного наказания и вынесено с учетом всех обстоятельств, установленных административным органом по делу.

Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности, судом не установлено.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных учреждением требований.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности (на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности) государственная пошлина не уплачивается.

Руководствуясь статьями 176, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.10.2023 по делу №А76-23924/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы областного государственного казенного учреждения «Организатор перевозок Челябинской области» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья А.П. Скобелкин