ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-342/2021 от 01.12.2021 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-8409/21

Екатеринбург

01 декабря 2021 г.

Дело № А76-342/2021

Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Вдовина Ю. В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее – общество «Перспектива», общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.04.2021 по делу № А76-342/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2021 по тому же делу.

Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без извещения сторон.

Общество «Перспектива» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению «Государственная жилищная инспекция по Челябинской области» (далее – инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 30.11.2020 № 438, которым заявитель привлечен к ответственности в соответствии со статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5000 руб.

Решением суда от 07.04.2021 (резолютивная часть решения изготовлена 12.03.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 05.08.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество «Перспектива» просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.

Заявитель со ссылкой на часть 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491, указывает, что общество «Перспектива» ответственно за предоставление коммунального ресурса – тепловой энергии до внешней стены многоквартирного дома, а управляющая компания ответственна за предоставление коммунальной услуги - ГВС в точке водоразбора.

Кроме того, заявитель ссылается на отсутствие в материалах дела допустимых и относимых доказательств того, что фактическая температура теплоносителя соответствует температуре, отраженной в акте от 19.08.2020.

По мнению общества, процессуальные нарушения, допущенные инспекцией, выразились в неизвещении законного представителя общества о времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении 30.11.2020.

Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.

Как установлено судами, согласно постановлению Администрации города Троицка от 12.09.2018 № 1504 общество «Перспектива» является единой теплоснабжающей организацией центральной части города Троицка Челябинской области

Прокуратурой города Троицка Челябинской области на основании соответствующего обращения проведена проверка в отношении общества «Перспектива», в ходе которой установлено нарушение нормативного уровня или режима обеспечения жителей многоквартирного дома по адресу: <...> (далее - МКД) коммунальными услугами по горячему водоснабжению, а именно нарушение подпункта «а» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

При проведении данной проверки произведены замеры температуры горячей воды в точке водоразбора в жилом помещении № 2 МКД температура горячей воды составила 18,3 ?С, в точке водоразбора в жилом помещении № 7 МКД – 20,1 ?С.

По результатам проверки составлен акт от 19.09.2020, прокуратурой города Троицка 26.08.2020 в отношении общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 30.11.2020 заместителем начальника инспекции вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 438, согласно которому общество «Перспектива» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, считая его незаконным, общество «Перспектива» обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из наличия в действиях предприятия состава вменяемого ему административного правонарушения.

Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

В подпункте «б» пункта 4 Правил № 354 горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом, также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).

Подпунктом «д» пункта 3 Правил № 354 установлено, что качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в Приложении № 1 к настоящим Правилам.

Подпунктом «а» пункта 31 Правил № 354 установлено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. В свою очередь, в подпункте «а» пункта 33 Правил № 354 предусмотрено право потребителя на получение в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества.

На основании пункта 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Согласно пункту 21 Правил № 354, договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.

Как регламентировано пунктом 6.2.58 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (далее - Правила № 115) для двухтрубных водяных тепловых сетей в основе режима отпуска теплоты предусматривается график центрального качественного регулирования.

При наличии нагрузки горячего водоснабжения минимальная температура воды в подающем трубопроводе сети предусматривается для закрытых систем теплоснабжения не ниже 70 °C; для открытых систем теплоснабжения горячего водоснабжения не ниже 60 °C.

Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установив, что общество являясь ресурсоснабжающей организацией, допустило нарушения нормативного уровня или режима обеспечения жителей МКД коммунальными услугами по горячему водоснабжению (температура горячей воды в точке водоразбора в жилом помещении № 2 МКД составила 18,3 ?С, в точке водоразбора в жилом помещении № 7 МКД – 20,1 ?С, что менее установленного пунктом 3.1.10 СанПиН 2.1.4.2496-09 нормативного уровня температуры горячей воды: +60 °C., температура горячей воды на вводе в дом составила 31,1 ?С), пришли к правомерному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.

Поскольку обществом не представлены доказательства принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения Правил № 354 при предоставлении коммунальных услуг, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.

Являясь ресурсоснабжающей организацией, общество обязано было осуществить полный, необходимый и достаточный комплекс действий, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг, отвечающих нормативным требованиям.

Довод заявителя об ответственности за поставку коммунального ресурса надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения дома со ссылкой на часть 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и часть 15 статьи 161 ЖК РФ был рассмотрен и обоснованно отклонен.

Административным органом зафиксировано нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами на вводе в жилой дом (температура горячей воды на вводе в дом составила 31,1 ?С), поэтому нарушение совершено в зоне ответственности ресурсоснабжающей организации - общества как организации, обеспечивающей предоставление коммунальных услуг по горячему водоснабжению и допустившей нарушения в своей зоне ответственности.

Ссылка общества на процессуальные нарушения, выразившиеся в неизвещении заявителя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (30.11.2020), а также об участии представителя общества ФИО1 при рассмотрении дела с общей доверенностью при отсутствии доверенности на участие в конкретном деле, признана судами необоснованной ввиду следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно статье 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

На основании статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Учитывая, что процессуальные действия в рамках рассматриваемого спора совершались представителем общества ФИО1, действующим на основании доверенности от 31.12.2019 № 7-2020 со сроком действия до 31.12.2020 (определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении от 22.10.2020, от 23.11.2020 получено ФИО1, письменные объяснения общества «Перспектива» от 26.10.2020, от 30.11.2020, подписаны также ФИО1, ознакомление с материалами административного дела 27.11.2021 проходило с участием вышеназванного лица), судами правомерно отмечено, что полномочия данного лица явствовали из обстановки.

Кроме того, общий характер доверенности, представленной представителем общества административному органу при рассмотрении материалов дела, в данном конкретном случае не имеет правового значения, поскольку положения КоАП РФ требуют от лица, рассматривающего материалы административного дела, убедиться в наличии у явившегося представителя полномочий на участие в производстве по конкретному делу лишь в том случае, когда отсутствуют сведения о вручении направленного в адрес юридического лица извещения о рассмотрении материалов административного дела.

При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии процессуальных нарушений обоснованы и документально подтверждены.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности не допущено.

Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует санкции статьи 7.23 КоАП РФ. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели.

С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований судами отказано правомерно.

Существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (пункт 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.04.2021 по делу
№ А76-342/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.

Судья Ю.В. Вдовин