ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А77-834/2017 от 07.05.2018 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда


ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки

14 мая 2018 года Дело № А77-834/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2018 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Белова Д.А.,

судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джашакуевым М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>, апелляционную жалобу кредитного потребительского кооператива «Гранд-Капиталъ» на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 10.01.2018 по делу № А77-834/2017 (судья А.М. Зубайраев)

по заявлению кредитного потребительского кооператива «Гранд-Капиталъ»

к Отделению-Национальному банку по Чеченской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации,

об оспаривании решения о назначении административного наказания

при участии в судебном заседании:

от кредитного потребительского кооператива «Гранд-Капиталъ» – ФИО1 (доверенность от 12.09.2017),

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

кредитный потребительский кооператив «Гранд-Капиталъ» обратился с заявлением об оспаривании постановления Отделения - Национальный банк по Чеченской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 27.11.2015 о назначении административного наказания, принятого по результатам рассмотрения дела № 96-15-Ю/0024/3110 об административном правонарушении, предусмотренным частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

Решением от 10.01.2018 требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе кредитный потребительский кооператив «Гранд-Капиталъ» просит решение суда от 10.01.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на апелляционную жалобу Отделение - Национальный банк по Чеченской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации просит оставить решение суда от 10.01.2018 без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

До начала судебного заседания от Отделения - Национальный банк по Чеченской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

В судебном заседании представитель кредитного потребительского кооператива «Гранд-Капиталъ» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствии иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административное правонарушение, совершенное КПК «Гранд-Капиталъ» выразилось в невыполнении Предписания Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 28.03.2017 № ТЗ-27-1 -4/11363 (далее - Предписание) в установленный срок.

Банком России выявлен факт несоблюдения кредитным потребительским кооперативом «Гранд-Капиталъ» требования к минимальному допустимому числовому значению финансового норматива ФН4, что свидетельствует о нарушении требований пункта 4 части 4 статьи 6 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ).

В соответствие с пунктом части 4 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ и пунктом 1.7 Указания Банка России № 3916-У, кредитный кооператив обязан соблюдать финансовый норматив ФН4 (соотношение величины паевого фонда кредитного кооператива и размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитными кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков), а пункт 1.8 Указания Банка России № 3916-У, определяет минимальное допустимое числовое значение финансового норматива ФН4 в размере 6%. В соответствии с отчетом о деятельности Кооператива за девять месяцев 2016 года, представленным в Банк России саморегулируемой организацией Ассоциация «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные Финансы» (от 31.12.2016 № ТР-2016-00582685) (далее - Отчет), Южным ГУ установлено, что значение финансового норматива ФН4 составляет 31,00%. Однако, значение финансового норматива, рассчитанного Южным ГУ Банка России по показателям Отчета (ФН4 = Пункт 2.1 раздела II / (пункты 3.1.1 + 3.1.2 + 3.2.1 +3.2.2 -3.3.1.1 -3.3.1.2 раздела II) х 100%), составляет 0,31%.

Таким образом, значение финансового норматива ФН4 Кооператива (0,31%) не соответствует минимально допустимому числовому значению в размере шести процентов.

В связи с вышеуказанным в соответствие с пунктом 6 части 3 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ Кооперативу было направлено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 28.03.2017 № ТЗ-27-1-4/11363 (далее - Предписание) в электронном виде с электронной подписью через личный кабинет участника финансового рынка.

В срок не позднее 90 дней с момента получения предписания Кооперативу предписывалось: привести числовое значение финансового норматива ФН4 в соответствие с требованиями Указания Банка России № 3916-У. Принять меры по недопущению в дальнейшей деятельности нарушений требований части 4 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ. В срок не позднее 10.07.2017 представить в Южное ГУ Банка России:

- перечень членов (пайщиков) Кооператива по состоянию на 01.01.2016 и 30.06.2016 с указанием Ф.И.О. для физических лиц / наименование и ИНН для юридических лиц; даты вступления в члены Кооператива; размера паенакоплений;

- реестр договоров привлеченных займов (кредитов) и договоров передачи личных сбережений, заключенных в период с 01.01.2016 по 30.06.2017, по форме приложения 1 к запросу; реестр договоров привлеченных займов (кредитов) и договоров передачи личных сбережений, действующих (не погашенных) по состоянию на 30.06.2017, по форме приложения 1 к запросу;

- реестр договоров выданных займов, заключенных в период с 01.01.2016 по 30.06.2017, по форме приложения 2 к запросу;

- реестр договоров выданных займов, действующих (не погашенных) по состоянию на 30.06.2017, по форме приложения 2 к запросу;

- информацию о размере резервного фонда Кооператива по состоянию на 01.01.2016 и

30.06.2017 с указанием размера резервного фонда и вида активов, в которые размещены средства резервного фонда Кооператива в соответствии с требованиями Указания Банка России от 24.09.2015 № 3805- У «О порядке размещения средств резервных фондов кредитных потребительских кооперативов», по форме приложения 3 к запросу;

- информацию о размере паевого фонда Кооператива по состоянию на 01.01.2016 и 30.06.2017;

- бухгалтерскую отчетность Кооператива 2016 год с отметкой налогового органа о приеме отчетности.

Согласно пункту 9.1 статьи 4 и пункту 11 статьи 76.1 Закона N 86-ФЗ Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков, в частности, за микрофинансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 2 части 3 статьи 14 Закон N 151-ФЗ предусмотрено, что Банк России получает от микрофинансовых организаций необходимую информацию об их деятельности, а также бухгалтерскую (финансовую) отчетность, осуществляет надзор за выполнением микрофинансовыми организациями требований, установленных данным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России.

Пунктом 7.3 части 4 статьи 14 Закона N 151-ФЗ закреплено право Банка России направлять микрофинансовой организации предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивать документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.

В соответствии с указаниями Банка России от 21.12.2015 N 3906-У «О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета» Банк России путем размещения в личном кабинете направляет участнику информационного обмена электронные документы, в частности, предписания и запросы Банка России (пункт 4.1); электронный документ Банка России считается полученным по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в личном кабинете.

Предписание направлено путем размещения документа в личном кабинете участника финансового рынка. Предписание получено Кооперативом 29.03.2017 (вх. № 289439 от 28.03.2017), последним днем его исполнения является 10.07.2017г. Подтверждением получения участником информационного обмена электронного документа Банка России является запись о размещении в личном кабинете, подписанная усовершенствованной квалифицированной подписью.

Кооператив 10.07.2017 представил в Банк России ответ на Предписание (от 10.07.2017 № ТР-2017-01019782), в котором сообщил, что финансовый норматив ФН4 (соотношения величины паевого фонда кредитного кооператива и размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков), не соответствует минимальному значению (6%), который составляет по итогам полугодия 2017 года - 2,3%.

Таким образом, исходя из представленных документов установлено, что в срок до 10.07.2017 (включительно) Кооператив не устранил нарушения, указанные в предписании, так как минимально допустимое числовое значение финансового норматива ФН4 (по состоянию на 30.06.2017 составляет 2,3%) не соответствует минимальному значению, установленному пунктом 1.8 Указания Банка России № 3916-У (не менее 6%).

Невыполнение Кооперативом в установленный срок законного предписания Банка России образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

Южным главным управлением Центрального банка Российской Федерации по факту выявленного нарушения составлен протокол об административном правонарушении от 09.08.2017 N 29287/1020-1.

23.08.2017 ответчиком вынесено определение о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

06.09.2017 Отделением-Национальный банк по Чеченской Республике Южного главного управления Банка России вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 17-9607/3110-1 по ч. 9 ст. 19.5КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Кооператив обратился в суд с заявлением об отмене указанного решения административного органа.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 9 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписания Банка России в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Объектом правонарушения является установленный законом порядок управления, и, в частности, контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору). Объектом правонарушения является установленный порядок устранения органами, осуществляющими государственный надзор (контроль), нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере.

Объективную сторону состава административного правонарушения, описанного в диспозиции части 9 статьи 19.5 КоАП РФ образует неисполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.

Охраняемым объектом данного административного правонарушения является установленный в РФ порядок управления в области финансовых рынков.

Субъективная сторона состава правонарушения выражается в прямом умысле, направленном на сознательное неисполнение предписания федерального органа власти.

В соответствии со статьей 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.

Исходя из пунктов I, 2 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предписания Банка России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации. Предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным названным Федеральным законом, другими федеральными законами, в целях прекращения и предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Пунктом 2.10 Указания Банка России от 04.03.2014 N 3207-У "О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" установлено, что протоколы об административных правонарушениях в отношении юридических лиц, в том числе бюро кредитных историй, их должностных лиц, граждан в случаях выявления правонарушений, предусмотренных статьями 5.53 - 5.55, 14.29, 14.30, частью 6 статьи 15.26.1, статьями 15.26.3 - 15.26.5, частью 6 статьи 15.38, статьями 17.7, 17.9, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7.3, частью 1 статьи 20.25 КоАП, уполномочены составлять следующие должностные лица Банка России: руководители территориальных учреждений Банка России, их заместители, а также иные должностные лица территориальных учреждений Банка России, уполномоченные приказами руководителей территориальных учреждений Банка России, в случаях выявления правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 13.25, частями 1 - 3 статьи 14.1, частью 1 статьи 14.4.1, частями 1 - 5 и 7 - 9 статьи 14.24, статьями 14.36, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, частями 2 - 5 статьи 15.26.1, частью 1 статьи 15.26.2 (за исключением ограничения времени работы), частью 2 статьи 15.26.2, статьями 15.28 - 15.31, 15.34.1, 15.35, частями 1 - 5 статьи 15.38, статьями 17.7, 17.9, частью 1 статьи 19.4, частями 1 и 9 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.7.3, 19.20, частью 1 статьи 20.25 КоАП.

Приказом Отделения - Национальный банк по Чеченской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 21.08.2017 N ОДТЗ-96-235 «О перечне должностных лиц Отделения НБ Чеченская Республики, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях» управляющий Отделением - НБ Чеченской Республики ФИО2 уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела и Кооперативом не оспаривается.

Предписание обществом в судебном порядке не обжаловалось.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 руб., назначенное Заявителю, является низшим пределом санкции, установленной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.

Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о малозначительности совершенного правонарушения в связи со следующим.

В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права в течение длительного периода без уважительных причин.

Допущенное обществом нарушение не вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля общества, и, следовательно, заявитель должен был соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения публично-правовой обязанности.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к требованиям закона.

Правонарушение, предусмотренное частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, является административным правонарушением с формальным составом.

Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия и заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством и предписанием Банка России.

Как следует из письма председателя правления КПК «Гранд-Капиталъ» от 30.03.2017 на имя руководителя Южного ГУ Банка России выявленное нарушение является результатом технической ошибки в отчетности за 9 месяцев 2016 года, корректирующий отчет отправлен в СРО, финансовые нормативы ФН2 и ФН4 приведены в норму в годовом отчете за 2016г., запрашиваемые документы и реестры будут представлены в срок до 10.07.2017. Однако, несмотря на достаточный для исполнения предписания 90-дневный срок, устранение технической ошибки к сроку Кооперативом не произведено, что свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, не выявлено, доказательств их наличия в материалы дела не представлено. При таких обстоятельствах, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного правонарушения при рассмотрении данного дела не усматривается.

Также судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о возможности замены административного штрафа на устное замечание (предупреждение), поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.

Доводы кредитного потребительского кооператива «Гранд-Капиталъ», изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Чеченской Республики от 10.01.2018 по делу № А77-834/2017.

Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 10.01.2018 по делу № А77-834/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий Д.А. Белов

Судьи Л.В. Афанасьева

С.А. Параскевова