1044/2022-15893(2)
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru
тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Иркутск 21 июля 2022 года Дело № А78-10150/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа помощником судьи Новиковой О.Н.,
с участием судьи Арбитражного суда Забайкальского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, ФИО1, при ведении протокола отдельного процессуального действия помощником судьи Гурулёвой Т.А.,
при участии в судебном заседании представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю ФИО2 (доверенность от 16.03.2022, диплом, удостоверение), федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» ФИО3 (доверенность от 18.01.2022, диплом, паспорт), публичного акционерного общества «Россети Сибирь» Шаманских А.А. (доверенность от 05.07.2022, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационные жалобы федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» и Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 03 февраля 2022 года по делу № А78-10150/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2022 года по тому же делу,
установил:
публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – ПАО «Россети Сибирь», общество) обратилось в Арбитражный
[A1] суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее – Забайкальское УФАС России, Управление) об отмене постановления № 075/04/9.21-147/2021 от 30.09.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (ОГРН <***>, ИНН 7717127211далее - ФГУП «РТРС», предприятие).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края 03 февраля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2022 года, заявленное требование удовлетворено.
ФГУП «РТРС» и Забайкальское УФАС России обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по мотивам неправильного применения судами положений статей 3.1, 4.4, части 2 статьи 9.21, статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), нарушения норм процессуального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование кассационной жалобы ФГУП «РТРС» указывает, что отключения ПАО «Россети Сибирь» электроэнергии в 2020 году по каждому отдельному объекту в случае различия даты и времени отключения является самостоятельными нарушениями; применение подхода, согласно которому потребитель вправе заявить о нарушении только по истечении календарного года, не способствует восстановлению нарушенного права потребителя на получение надежного и гарантированного энергоснабжения; действующее законодательство не содержит в себе императивного указания на обязанность антимонопольного органа объединять дела при наличии одинаковых признаков состава правонарушения.
Как следует из кассационной жалобы Забайкальского УФАС России, суд первой инстанции необоснованно сослался на определения судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года № 305-ЭС20-12596 и от 01 февраля 2021 года № 301-ЭС20-15182, поскольку в приведенных определениях идет речь о длящихся правонарушениях, выраженных в совершении одних и тех же действий со стороны правонарушителя за определенный период времени (часть 1 статьи 15.37 и часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ);
[A2] в рассматриваемых случаях поводом для возбуждения дел об административных правонарушениях послужило два самостоятельных заявления ФГУП «РТРС», в которых сообщалось о продолжительности отключений, имевших место на протяжении 2020 года в отношении 28 и 30 объектов предприятия; антимонопольный орган обязан немедленно составить протокол или принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в случае получения сообщений, заявлений, обращений о нарушении правил недискриминационного доступа или порядка подключения к электрическим сетям; при объединении дел № 075/04/9.21-146/2021 и № 075/04/9.21-147/2021 в одно производство образующийся срок административного расследования не позволяет установить все обстоятельства дела и сделать вывод о необходимости привлечения к административной ответственности или о прекращении производства; объединение дел в одно производство является правом, а не обязанностью должностного лица, которое устанавливает возможность такого объединения с учетом всех обстоятельств дела; отсутствие факта такого объединения не является основанием для отмены постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении.
В отзыве на кассационную жалобу ПАО «Россети Сибирь» выражает несогласие с доводами заявителей кассационных жалоб, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В судебном заседании представители Управления и ФГУП «РТРС» поддержали доводы кассационных жалоб; представитель общества указал на законность и обоснованность судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в Управление поступило заявление филиала ФГУП «РТРС» на незаконные действия АО «Читаэнергосбыт»,
[A3] выразившиеся в превышении допустимого числа отключений электрической энергии в год (72 часа) энергопринимающих установок.
Определением от 03.06.2021 Забайкальским УФАС России было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку согласно представленным актам об осуществлении технологического присоединения объекты имеют непосредственное технологическое присоединение к объектам электроэнергетики, принадлежащим ПАО «Россети Сибирь», категория надежности объектов – третья; АО «Читаэнергосбыт» не является субъектом естественной монополии и не может выступать в качестве субъекта административного правонарушения.
ФГУП «РТРС» также обратилось с заявлением № 12-16-06/бн от 11.05.2021 по факту нарушения ПАО «Россети Сибирь» пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), выразившегося в превышении допустимого числа отключений электрической энергии в год 72 часа в отношении 28 объектов предприятия 3 категории надежности.
Забайкальским УФАС России 02.06.2021 вынесено определение о возбуждении дела № 075/04/9.21-147/2021 об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ПАО «Россети Сибирь» по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
По факту выявленного в ходе проведенного административного расследования нарушения обществом пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа, должностным лицом административного органа 18.08.2021 в отношении ПАО «Россети Сибирь» составлен протокол об административном правонарушении, которым действия общества квалифицированы по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением № 075/04/9.21-147/2021 от 30.09.2021 ПАО «Россети Сибирь» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Вместе с тем, признавая оспариваемое постановление
[A4] незаконным, суд указал на повторность привлечения общества к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил недискриминационного доступа к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение такого правонарушения влечет привлечение к ответственности по части 2 той же статьи.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество.
В силу пункта 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 15 Правил недискриминационного доступа при исполнении договора сетевая организация обязана осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор).
Как следует из материалов дела, 28.02.2011 между АО «Читаэнергосбыт» и ФГУП «РТРС» заключен договор энергоснабжения № 090091. Согласно пункту 3.1.6 договора АО «Читаэнергосбыт» приняло на себя обязательство доводить до потребителя
[A5] утвержденные сетевой организацией в уполномоченном органе исполнительной власти и предоставленные поставщику «Графики аварийного ограничения режима потребления э/энергии». В пункте 6.1.1 договора предусмотрено, что допустимое число часов отключений не может составлять более 72 часов.
В ходе проведенного Забайкальским УФАС России административного расследования установлено, что согласно актам об осуществлении технологического присоединения объекты ФГУП «РТРС» имеют непосредственное технологическое присоединение к объектам электроэнергетики, принадлежащим ПАО «Россети Сибирь».
Из пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа следует, что категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор (абзац 1). Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (абзац 7).
Из указанной нормы следует, что на сетевую организацию возложена ответственность по обеспечению надежности электроснабжения, включая необходимость соблюдения предусмотренной Правилами продолжительности отключения от электроснабжения для третьей категории надежности – не более чем на 72 часа в год.
Суды установили, что за 2020 год обществом превышено допустимое количество отключений электрической энергии в отношении 28 объектов третьего лица.
По результатам исследования и оценки представленных доказательств, суды пришли к выводу о доказанности наличия в действиях ПАО «Россети Сибирь» состава вменяемого административного правонарушения, однако признали, что при вынесении оспариваемого постановления антимонопольный орган не учел положения части 5 статьи 4.1 КоАП РФ; после принятия постановления от 28.09.2021 № 075/04/9.21-146/2021 законных оснований для вынесения оспариваемого постановления у Забайкальского УФАС России не имелось.
Судами обосновано учтено, что постановлением Забайкальского УФАС России от 28.09.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 075/04/9.21-146/2021 ПАО «Россети Сибирь» уже было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 рублей; вступившим в законную силу решением Арбитражного суда
[A6] Забайкальского края от 03 февраля 2022 года по делу № А78-10081/2021 подтверждена законность названного постановления административного органа; по указанному административному производству основанием для привлечения общества к административной ответственности послужили допущенные им в 2020 году нарушения требований пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа в отношении 30 других объектов ФГУП «РТРС».
Следовательно, поводом для возбуждения дел об административных правонарушениях послужили заявления ФГУП «РТРС» от 29.04.2021 № 12-16-06/бн и от 11.05.2021 № 12-16-06/бн, в которых сообщалось о нарушениях продолжительности отключений, имевших место на протяжении 2020 года в отношении 30 и 28 объектов ФГУП «РТРС».
Как следует из части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Часть 5 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Из принципа однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения следует, что производство по делу об административном правонарушении исключается, если по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется административное производство, имеется постановление о назначении административного наказания.
Суды установили, что заявления ФГУП «РТРС» от 29.04.2021 и 11.05.2021 поступили в антимонопольный орган с незначительной разницей во времени и административный орган располагал всеми необходимыми сведениями для решения вопроса о возбуждении одного дела об административном правонарушении либо объединении двух таких дел в одно производство.
Довод антимонопольного органа о том, что объединение административных дел в одно производство является правом, а не обязанностью должностного лица был рассмотрен и обоснованно отклонен судами, поскольку вступает в явное противоречие с упомянутыми принципами привлечения к ответственности.
Суды обоснованно признали, что в рассматриваемом конкретном случае вмененное ПАО «Россети Сибирь» в рамках оспариваемого постановления № 075/04/9.21-147/2021 от 30.09.2021 правонарушение не может рассматриваться как самостоятельное нарушение; противоположный подход будет означать повторное привлечение к ответственности за
[A7] отдельные эпизоды одного и того же нарушения Правил недискриминационного доступа, допущенных в период с 1 января по 31 декабря 2020 года в отношении объектов одного и того же потребителя ФГУП «РТРС».
Как правильно указали суды, такой подход административного органа не соответствует требованиям законности, с учетом размера санкций по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ - предъявляемым к мерам административной ответственности требованиям соразмерности и справедливости назначения наказания.
Судами верно отмечено, что в случае подачи ФГУП «РТРС» одного заявления с указанием в нем на нарушения в отношении 58 объектов, антимонопольный орган возбудил бы одно дело об административном правонарушении.
На необходимость соблюдения требований части 5 статьи 4.1 КоАП РФ обращено внимание в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года № 305-ЭС20-12596, от 16 ноября 2020 года № 305-ЭС20-11431, от 16 ноября 2020 года № 305-ЭС20-11900 и от 14 сентября 2021 года № 305-ЭС21-9512.
С учетом вышеизложенного, суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доводы, указанные в кассационных жалобах, иное толкование действующего законодательства, не опровергают выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку доказательств и установлению по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
[A8] Излишне уплаченная ФГУП «РТРС» по платежному поручению № 2024 от 25.05.2022 государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета в сумме 3000 рублей в соответствии с положениями статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 03 февраля 2022 года по делу № А78-10150/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.
Возвратить федеральному государственному унитарному предприятию «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению № 2024 от 25.05.2022.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Г.В. Ананьина
Судьи А.И. Рудых
М.М. Шелёмина