ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А78-10751/2022 от 08.02.2024 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

672007, Чита, ул. Ленина 145

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита

Дело № А78-10751/2022

21 февраля 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2024 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Будаевой Е.А.,

судей Сидоренко В.А., Подшиваловой Н.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия городского округа «Город Чита» «Банно-прачечный трест» на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 04 декабря 2023 года по делу №А78-10751/2022 по иску Комитета городского хозяйства Администрации городского округа «Город Чита» (ОГРН 1077536015677, ИНН 7536088377) к муниципальному предприятию городского округа «Город Чита» «Банно-прачечный трест» (ОГРН 1027501161071, ИНН 7532000678) об обязании вернуть излишне оплаченную сумму субсидий в размере 259 790,62 руб. в казну города,

при участии в судебном заседании:

от истца: Шабановой Н.И., представителя по доверенности от 01.11.2023,

от ответчика: Аремпилова А.А., представителя по доверенности от 07.02.2024,

установил:

Комитет городского хозяйства Администрации городского округа «Город Чита» (далее - истец, комитет) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением к муниципальному предприятию городского округа «Город Чита» «Банно-прачечный трест» (далее - ответчик, предприятие) об обязании вернуть излишне оплаченную сумму субсидий в размере 259 790,62 руб. в казну города.

Решением суда от 04 декабря 2023 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, указав, что калькуляция полной себестоимости услуг текущего содержания бань за октябрь, ноябрь 2020 года, принятые комитетом 18.12.2020, представлены в рамках соглашения №3-Д в качестве документов, подтверждающих фактически произведенные расходы; у комитета имеется задолженность перед предприятием в размере 1 080 687,72 руб.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель истца доводы апелляционной жалобы оспорил.

Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.

23.01.2020 между Комитетом городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» и муниципальным предприятием городского округа «Город Чита» «Банно-прачечный трест» заключено соглашение № 3-Д «О предоставлении субсидий из бюджета городскою округа «Город Чита» юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения недополученных доходов и (или) возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг» (т. 1 л.д. 13-20).

Предметом данного соглашения являлось предоставление из бюджета городскою округа «Город Чита» в 2020 году МП «Банно-прачечный трест» субсидии на возмещение недополученных доходов на услуги бань, связанных с качественным и бесперебойным предоставлением услуг бань населению по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код Главного распорядителя 932, раздел 05, подраздел 05, целевая статья 1010703515, вид расходов 811 в рамках подпрограммы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа «Город Чита» муниципальной программы «Развитие городского хозяйства городского округа «Город Чита» на 2017-2026 годы».

По представлении предприятием документов, подтверждающих фактически произведенные расходы, комитетом произведены перечисления субсидии.

За декабрь 2020 года произведено частичное возмещение недополученных доходов за декабрь в размере 30 % согласно платежному поручению от 15.12.2020 № 188811 в размере 259 790,62 руб. (т. 1 л.д. 32).

29.12.2020 произведено перечисление субсидии в размере 1 781 564,09 руб. по платежному поручению от 29.12.2020 №203301 без учета частичного возмещения недополученных доходов за декабрь в размере 30% (259 790,62 руб.) (т. 1 л.д. 33).

Недополученный доход предприятия составил 17 598 992,91 руб., в то время как возмещено предприятию субсидии в размере 17 858 783,53 руб.

На требование комитета о возврате денежных средств в размере 259 790,62 руб. предприятие ответило отказом, указав на наличие задолженности комитета перед предприятием (т. 1 л.д. 23).

Учитывая отсутствие добровольного исполнения требования комитета, истец обратился в суд с настоящим иском.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил основания для отмены судебного акта.

Суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований, основанные на правильном применении следующих правовых норм и установлении фактических обстоятельств.

Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется, в том числе в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции, постановлением Администрации городского округа «Город Чита» от 03.08.2018 №265 утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий (государственным) муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ услуг из бюджета городского округа «Город Чита» (т. 2 л.д. 37-39).

23.01.2020 между Комитетом городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» и муниципальным предприятием городского округа «Город Чита» «Банно-прачечный трест» заключено соглашение № 3-Д «О предоставлении субсидий из бюджета городскою округа «Город Чита» юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения недополученных доходов и (или) возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг» (т. 1 л.д. 13-20).

Предметом данного соглашения являлось предоставление из бюджета городскою округа «Город Чита» в 2020 году МП «Банно-прачечный трест» субсидии на возмещение недополученных доходов на услуги бань, связанных с качественным и бесперебойным предоставлением услуг бань населению по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код Главного распорядителя 932, раздел 05, подраздел 05, целевая статья 1010703515, вид расходов 811 в рамках подпрограммы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа «Город Чита» муниципальной программы «Развитие городского хозяйства городского округа «Город Чита» на 2017-2026 годы».

Согласно пункту 2.1 соглашения №3-Д размер субсидии, предоставляемой из бюджета городского округа «Город Чита» в соответствии с настоящим соглашением, составляет: с 1 января по 31 декабря 2020 года 27 535 200 руб.

Порядок расчета предоставляемой субсидии определен в Приложении №1 к соглашению, но не более объема бюджетных ассигнований, предусмотренных пунктом 2.1 соглашения.

В соответствии с пунктом 3.2 соглашения предоставление получателем документов, необходимых для получения субсидии, в соответствии с Приложением № 2 к названному соглашению, соответствие указанных документов требованиям, установленным Порядком предоставления субсидий.

Согласно пункту 4.2 соглашения №3-Д перечисление субсидии осуществляется главным распорядителем ежемесячно, в течение 2020 года после предоставления документов, подтверждающих фактически произведенные расходы, с приложением копий первичных документов, не позднее десятого рабочего дня после принятия соответствующего решения о перечислении субсидии. При подтверждении получателем субсидии необходимости уплаты авансовых платежей ресурсоснабжающим организациям, возможна уплата авансовых платежей не более 30% от месячной суммы субсидии, рассчитанной согласно Приложению №5 к названному соглашению.

Получатель субсидии обязался в соответствии с подпунктом 4 пункта 5.3 соглашения №3-Д обеспечить представление главному распорядителю не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, документы:

- ежемесячный отчет по форме согласно Приложению № 7;

- ежемесячный отчет о фактических объемах оказанных услуг бань согласно форме 6-6 «Отчетная калькуляция себестоимости услуг бань» согласно Приложения №7.1 с предоставлением документов, подтверждающих фактически произведенные расходы, с приложением платежных поручений, копий первичных документов (затраты на оплату труда, отчисления на соц. нужды, списание материалов, сметные расчеты, акты выполненных ремонтных работ, копии договоров и т.д.), бухгалтерских справок, счетов - фактур за электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, услуги связи, интернет и т.д.;

- отчета о достижении значений показателей результативности по форме согласно Приложению № 8 к настоящему соглашению.

Суд первой инстанции, установив представление предприятием в комитет сопроводительных писем с приложением отчетной калькуляции себестоимости услуг текущего содержания бань предприятия, и произведение на их основании комитетом расчетов недополученного дохода, составившего за 2020 год сумму 17 598 992,91 руб., при выплате предприятию 17 858 783,53 руб., пришел к обоснованному выводу о излишней выплате субсидии в размере 259790,62 руб.

Приведенные и в апелляционной жалобе возражения ответчика о наличии задолженности комитета перед МП «Банно-прачечный трест» в размере 1 080 687,72 руб., поскольку сумма субсидии должна составить по документам ответчика 18 939 471,25 руб. получили надлежащую оценку суда первой инстанции, с которой суд апелляционной инстанции согласен.

23.11.2020 между истцом и ответчиком заключено соглашение №88-Д о предоставлении субсидий из бюджета городского округа «Город Чита» муниципальным предприятиям городского округа «Город Чита», осуществляющим основные виды деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), на возмещение части затрат в период действия режима повышенной готовности на территории Забайкальского края (т. 1 л.д. 68-72), в соответствии с которым предприятию подлежало предоставление субсидии на возмещение части затрат на услуги бань, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой короновирусной инфекции (2019-nCoV), в период действия режима повышенной готовности на территории Забайкальского края по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код Главного распорядителя 932, раздел 05, подраздел 05, целевая статья 9900003519, вид расходов 811.

Размер субсидии за период с 01.09.2020 по 31.12.2020 составляет 3 600 000 руб. (пункт 2.1 соглашения №88-Д).

Согласно пункту 3.1 соглашения №88-Д предоставление получателем документов, необходимых для получения субсидии, в соответствии с Приложением № 1 к настоящему соглашению, соответствие указанных документов требованиям, установленным Порядком предоставления субсидий.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5.3 соглашения №88-Д для получения субсидий получатель субсидии представляет Главному распорядителю бюджетных средств не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, следующие документы:

- заявку на перечисление субсидии по форме согласно приложению № 2 к Порядку предоставления субсидий;

- ежемесячный отчет по форме согласно Приложению № 4 настоящего соглашения;

- документы, подтверждающие фактические затраты (акт выполненных работ или оказанных услуг, счет-фактура, счет, расчет затрат на оплату труда и начислений страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на МРОТ в соответствии с Приложением №5, табель учета рабочего времени, договор с поставщиками или подрядчиками, акты сверок, расчеты и (или) документы, А подтверждающие расходы по налогам и сборам, страховым взносам, арендным платежам, карточка счета 68.08, декларации по уплате налогов и сборов). Копии документов, расчеты, заверяются подписью руководителя муниципального предприятия городского округа «Город Чита» и печатью юридического лица.

Стороны согласовали, что получатель субсидии несет ответственность за достоверность информации и документов, представленных в соответствии с настоящим подпунктом соглашения и обязан обеспечить исполнение в срок 15 дней требований главного распорядителя, указанного в пункте 5 подпункта 5.1 названного соглашения.

Судом установлено, что в рамках данного соглашения №88-Д предприятием представлены отчетные калькуляции и подтверждено расходов на сумму 3 575 903,92 руб., которые выплачены истцом (т.2 л.д. 20-23).

Апелляционный суд, проверив доводы ответчика, признает правильной позицию суда первой инстанции о том, что направление им отчетных калькуляций за октябрь-ноябрь 2020 года 18.12.2020 с уточненными суммами расходов за пределами сроков их представления не свидетельствует о их направлении именно в рамках соглашения №3-Д. Обратного не доказано и из материалов дела не следует.

Обращено внимание суда и на то, что из соглашений №3-Д и 88-Д не следует о возможности возмещения расходов в целях их субсидирования в суммах, превышающих субсидию по соглашению №88-Д, и в рамках данных соглашений предприятие представляло самостоятельные отчетные калькуляции для их оценки в целях возмещения недополученных расходов и субсидирования расходов.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.

Несогласие предприятия с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены судебного акта.

Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлены.

В связи с отсутствием доказательств уплаты государственной пошлины ко дню рассмотрения апелляционной жалобы с предприятия на основании статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 3 000 руб.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 04 декабря 2023 года по делу № А78-10751/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с муниципального предприятия городского округа «Город Чита» «Банно-прачечный трест» (ОГРН 1027501161071, ИНН 7532000678) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобыв размере 3000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Е.А. Будаева

Судьи В.А. Сидоренко

Н.C.Подшивалова