ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А78-1282/07 от 22.10.2007 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

 Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г.Иркутск

Дело № А78-1282/2007-С2-20/82-Ф02-7960/2007

            Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

            председательствующего Кадниковой Л.А.,

            судей:  Пущиной Л.Ю., Шелёминой М.М.,

            при участии в судебном заседании представителя  закрытого акционерного общества  «ЭССО» -  ФИО1 (доверенность от 02.04.2007 № Юр-Г/07),

            рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления  Федеральной  налоговой службы по Читинской области и  Агинскому Бурятскому  автономному  округу на решение  от 03 июля 2007  года  Арбитражного суда Читинской области по делу № А78-1282/2007-С2-20/82 (суд первой инстанции: Анисимов  М.И.),

            установил:

Управление Федеральной  налоговой службы по Читинской области и  Агинскому Бурятскому  автономному  округу (далее – УФНС России по Читинской области и  Агинскому Бурятскому  автономному  округу, налоговый орган) обратилось в  Арбитражный суд Читинской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу  «ЭССО» (далее – ЗАО «ЭССО», общество) об аннулировании  лицензии А617065, регистрационный номер  197 от 13.04.2007, со сроком действия с 13.04.2007 по 27.06.2011 на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции (за исключением  питьевого этилового спирта) по адресам реализации: <...>, склад № 1, № 2, № 8, № 9, <...>, склад № 1,  <...>, склад № 8, <...>, <...>.

Решением суда первой инстанции от 03 июля 2007 года  в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной  инстанции законность и обоснованность решения суда от              03 июля 2007 года не проверялись.

В кассационной жалобе УФНС России по Читинской области и  Агинскому Бурятскому  автономному  округу ставит вопрос о проверке законности судебного акта по основаниям неправильного применения Федерального закона от 22.11.1995                № 171-ФЗ  «О государственном регулировании  производства и  оборота  этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции»

Представитель ЗАО «ЭССО» считает судебный акт законным, представлен отзыв.

УФНС России по Читинской области и  Агинскому Бурятскому  автономному  округу о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы  извещено  надлежащим образом (уведомление № 42857 от 28.09.2007), однако  своего представителя в судебное заседание не направило, поэтому кассационная жалоба рассматривается без его участия.

В судебном заседании на основании статьи  163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до  10 часов 30 минут  22.10.2007.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из  доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы,  Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебного акта.

Как следует из материалов дела, 07.02.2007 сотрудниками УБЭП УВД Читинской области  в ходе проверки  оптового склада, принадлежащего ЗАО «ЭССО», расположенного по адресу: <...> был выявлен факт   хранения и сбыта   водки «Пшеничная», водки  «Старорусская»  с поддельными  федеральными специальными марками.

8-9 февраля 2007 сотрудниками УБЭП УВД Читинской области  и УФНС России по Читинской области и  Агинскому Бурятскому  автономному  округу на оптовых складах, расположенных по адресу: <...>, <...>, выявлен факт  хранения  алкогольной продукции -  водки «Пшеничная», водки  «Старорусская»  с поддельными  федеральными специальными марками, что является нарушением  статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ  «О государственном регулировании  производства и  оборота  этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ).  На складе, расположенном по адресу: <...>, установлен факт  хранения алкогольной продукции, маркированной  марками старого образца. Кроме того, данное помещение не заявлено обществом для хранения   лицензируемого вида деятельности при получении лицензии на осуществление  деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции.

21.02.2007 УФНС России по Читинской области и  Агинскому Бурятскому  автономному  округу  принято решение № 8 о наличии  оснований для  аннулировании лицензии в судебном порядке.

Суд первой инстанции, отказывая  налоговому органу в удовлетворении заявления об аннулировании лицензии, обоснованно исходил из следующего.

 Согласно пункту 1 статьи  26  Закона № 171-ФЗ запрещается  оборот  этилового спирта и  алкогольной продукции, в том числе, без  маркировки федеральными  специальными марками, акцизными марками, региональными специальными марками.

В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под оборотом понимается, в том числе,  закупка и хранение.

Материалами дела  установлено, что общество хранило у себя на складах   алкогольную продукцию с целью дальнейшей реализации.

При таких условиях  довод налогового органа о том, что  суд сделал  вывод об отсутствии  у общества  ответственности за хранение  алкогольной продукции с поддельными марками,  противоречит обстоятельствам дела, установленным судом.

 Правильным является вывод суда о том, что налоговый орган не доказал обстоятельств, позволяющих с достоверностью полагать, что  ЗАО «ЭССО»  знало или могло знать о том, что   приобретаемая им алкогольная продукция   имеет  поддельные  федеральные   специальные марки.

На основании подпунктов «ф» и «х»  пункта 3 Правил   функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006  № 522, организации  представляют в ЕГАИС  информацию о количестве   произведенной и импортируемой алкогольной продукции каждого вида и наименования, маркированной   федеральными  специальными марками, а также о количестве  приобретённых, использованных и уничтоженных  федеральных  специальных марок каждого  образца. Информация о  спорной алкогольной продукции в ЕГАИС имелась.

Кроме того,  алкогольная продукция исследовалась  на наличие  поддельных  федеральных специальных марок  и в ходе исследования было установлено сходство марок с образцами федеральных специальных марок  по наличию и  расположению  реквизитов, форме и размерам,  что позволило суду  сделать правильный вывод о том, что  только в ходе экспертизы с применением специальных  средств  стало  возможным  установление  подделки  марок.

Согласно пункту  20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших  в судебной  практике  при рассмотрении  дел об административных  правонарушениях» при  рассмотрении  дел об  оспаривании решений  административных органов о  приостановлении или аннулировании   лицензии  на право осуществления  определенного  вида деятельности судам  необходимо учитывать,  что  приостановление (аннулирование) лицензии  не является  административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную  меру, непосредственно  связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой   могут  затрагиваться  конституционные права и свободы, а также  права и законные интересы  других лиц.

С учётом  правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом  Российской Федерации  в  Определениях от 14.12.2000 № 244-О, от 07.02.2000 № 16-О, от 05.07.2001 № 130-О, от 07.06.2001 № 139-О, Постановлениях от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П, меры   государственного принуждения  должны   применяться  с учётом  характера  совершённого правонарушения, размера  причинённого вреда, степени вины  правонарушителя, его имущественного  положения и иных существенных  обстоятельств. Указанные меры не должны  подавлять   экономическую самостоятельность  и инициативу  граждан и  юридических лиц, чрезмерно ограничивать   право  каждого  на свободное использование своих способностей и имущества для   предпринимательской и иной   не запрещенной  законом деятельности, а также право частной собственности. Европейский суд допускает, что  государство  может  в исключительных случаях ограничивать  частные имущественные права  во  имя поддержания  публичного общественного порядка, такие ограничения не должны носить  фискального характера (Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 № С1-7/смп-1341 «Об основных  положениях,  применяемых  Европейским  Судом  по правам человека по защите  имущественных прав  и прав на  правосудие»).

Суд первой инстанции  исходил из  названных принципов, поскольку  правомерно обсудил вопросы  о характере совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и не признал наличие достаточных оснований для  аннулирования лицензии.

Кроме того, налоговый орган обратился в арбитражный суд с  заявлением об аннулировании  лицензии А617065, регистрационный номер  197 от 13.04.2007, в то время как  выявленные нарушения  имели место  в период  действия уже  аннулированной  лицензии А 612150, регистрационный номер  169 от 28.06.2006.

При таких условиях оснований для  удовлетворении кассационной жалобы не усматривается.

            Руководствуясь статьями  284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, 

ПОСТАНОВИЛ:

            Решение от 03 июля 2007 года  Арбитражного суда    Читинской области  по делу  № А78-1282/2007 -С2-20/82  оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

Л.А. Кадникова

Л.Ю. Пущина

М.М. Шелёмина