ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А78-16886/2017
16 мая 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СК-Альянс» на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 января 2018 года по делу № А78-16886/2017, рассмотренному в порядке упрощённого производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СК-Альянс» (ОГРН 1107746655301, ИНН 7722725383) к Читинской таможне (ОГРН 1027501148553, ИНН 7536030497) о признании незаконным и отмене постановления № 10612000-1107/2017 от 19.10.2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях,
(суд первой инстанции: судья Судакова Ю.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью «СК-Альянс» (далее – заявитель, общество или ООО «СК-Альянс») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Читинской таможне (далее также – таможня, таможенный или административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10612000-1107/2017 от 19.10.2017.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 24 января 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого постановления и о соблюдении административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как принятого при неправильном применении норм материального права или норм процессуального права, по доводам, изложенным в жалобе.
Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразил согласие с решением суда первой инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц ООО «СК-Альянс» зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1107746655301.
09 мая 2017 ООО «СК-Альянс» на Читинский таможенный пост в электронной форме подана декларация на товары для проведения таможенных операций в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС в соответствии с внешнеторговым контрактом № NSV2016122103 от 21.12.2016. Товары заявлены под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления». Таможенной декларации присвоен регистрационный номер 10612050/090517/0006490 (далее – ЭД).
В соответствии со сведениями, заявленными в ЭД, к проведению таможенных операций представлены товары пяти наименований, в том числе:
товар № 1 – «оборудование световое небытового назначения: светильники промышленные стационарные:
светильник стационарный 0301 размер: диаметр 555 мм, высота 390 мм промышленный светильник с индукционной лампой ЛВД «Сатурн» используется для освещения внутри помещений. Имеет подвесное крепление. Корпус изготовлен из алюминиевого сплава методом литья под давлением, прочная конструкция, порошковая окраска устойчива к коррозии перепадам температур. Отражатель изготовлен из алюминия с последующей полировкой и анодированием, для получения высокой отражательной способности. Стекло: закаленное силикатное прозрачное стекло, термостойкий силиконовый уплотнитель для обеспечения класса защиты IP54. Перемещаются в разобранном виде. Всего 64 места- 150 шт.;
светильник стационарный 03-022 размер: диаметр 555 мм, высота 390 мм промышленный светильник с индукционной лампой ЛВД «Сатурн» используется для освещения внутри помещений. Имеет подвесное крепление корпус изготовлен из алюминиевого сплава методом литья под давлением, прочная конструкция, порошковая окраска устойчива к коррозии перепадам температур. Отражатель изготовлен из алюминия с последующей полировкой и анодированием, для получения высокой отражательной способности. Стекло: закаленное силикатное прозрачное стекло, термостойкий силиконовый уплотнитель для обеспечения класса защиты IP54. Перемещаются в разобранном виде. Всего 85 мест -300 шт.;
индукционный потолочный светильник ЛВД 03-710 размер: 595x595x126мм с индукционной лампой ЛВД «Сатурн» используется для освещения помещений. Корпус изготовлен из алюминиевого сплава методом литья отражатель изготовлен из алюминия с последующей полировкой и анодированием, для получения высокой отражательной способности закалённое стекло с хорошей светопропускающей способностью, уплотнитель из влагостойкой, силиконовой резины. Всего 10 мест - 20 шт.;
индукционный потолочный светильник ЛВД 0379 размер: 315x315x245мм с круглой индукционной лампой ЛВД «Сатурн» используется для освещения помещений. Корпус изготовлен из алюминиевого сплава методом литья отражатель изготовлен из алюминия с последующей полировкой и анодированием, для получения высокой отражательной способности закалённое стекло с хорошей светопропускающей способностью, уплотнитель из влагостойкой, силиконовой резины. Всего 22 места - 22 шт.
Изготовитель Shanghai Nasavel Industrial Development CO. LTD, кол-во 492,00 шт., цена товара 89782,00 долларов США, вес брутто 2839,20 кг, вес нетто 2669,10 кг, код ТН ВЭД ЕАЭС 9405109808.
товар № 2 – «Оборудование световое небытового назначения: светильник прожекторного типа. Используется для освещения открытых кортов, паркинга, рекламных щитов и т.д. перемещается в разобранном виде:
прожекторный светильник 05-003. Размер 580x700x490 мм степень защиты: IP65 корпус изготовлен из алюминиевого сплава методом литья под давлением, легкая, компактная и прочная конструкция. Отражатель: из анодированного алюминия, с высокой отражательной способностью. Стекло: закаленное стекло, уплотнитель из влагостойкой, силиконовой резины. Перемещаются в разобранном виде. Всего 15 мест-20 шт.;
прожекторный светильник ЛВД 0525. Размер 423x430x138 мм. степень защиты: IP65 корпус: изготовлен из алюминиевого сплава методом литья под давлением, легкая, компактная и прочная конструкция. Отражатель: из анодированного алюминия, с высокой отражательной способностью. Стекло: закаленное стекло, уплотнитель из влагостойкой, силиконовой резины. Всего 140 мест- 140 шт.
Изготовитель Shanghai Nasavel Industrial Development CO. LTD, кол-во 160,00 шт., цена товара 15610,00долларов США, вес брутто 872,70 кг, вес нетто 780,10 кг, код ТН ВЭД ЕАЭС 9405401009.
Лицом ответственным за финансовое урегулирование, декларантом и получателем товара, согласно гр.гр. 9,14,8 ЭД является ООО «Сильвер Стоун» (адрес: 454045, Россия Челябинская область, г. Челябинск, ул. Телеграфная, д.46, офис 10, ИНН 7451348876 КПП 745101001, ОГРН 1137451003360).
Согласно графе 54 ЭД декларация на товары оформлена и представлена на Читинский таможенный пост для проведения таможенного декларирования руководителем Забайкальского отделения ООО «СК-Альянс» Шнитовым Геннадием Михайловичем (ООО «СК-Альянс» доверенность № 7 доп/2017 от 01.01.2017).
Декларирование товаров осуществлено специалистом по таможенному оформлению – Нестеровым А.И. (доверенность б/н от 09.01.2017). Товары №№ 1,2, заявленные в ЭД № 10612050/090517/0006490, попадают под действие требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (TP ТС 004/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза № 768 от 16 августа 2011 года и технического регламента Таможенного союза «Электромагнитная совместимость технических средств» (TP ТС 020/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 879.
В ходе таможенного контроля, в качестве документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, на декларируемые товары №№ 1,2 ООО «СК- Альянс» представлены декларации о соответствии № ТС N RU Д-СМ.АЛ92.В. 15876 от 20.01.2016 срок действия с 20.01.2016 по 19.01.2019, № ТС N RU Д-СКАЛ92.В. 15875 от 20.01.2016 срок действия с 20.01.2016 по 19.01.2019, о соответствии требованиям технических регламентов «О безопасности низковольтного оборудования» (утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза № 768 от 16 августа 2011 года), «Электромагнитная совместимость технических средств» (утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза № 879 от 9 декабря 2011 года).
Сведения о декларациях о соответствии заявлены в графе 44 ЭД.
В ходе таможенного контроля по товарам №№ 1,2 назначен таможенный досмотр, по результатам которого составлен акт таможенного досмотра № 10612130/130517/000540.
В результате досмотра установлено, что товаром является – предположительно оборудование световое, светильники в разобранном виде.
Также установлено, что на товарах и их транспортной упаковке отсутствует маркировка с указанием информации о наименовании и (или) обозначении низковольтного оборудования (технического средства) (тип, марка), его основные параметры и характеристики, влияющие на безопасность, наименование и (или) товарный знак изготовителя, наименование страны, где изготовлено низковольтное оборудование (техническое средство), что не соответствует требованиям технических регламентов Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (TP ТС 004/2011), «Электромагнитная совместимость технических средств» (TP ТС 020/2011).
По результатам анализа представленных обществом товаросопроводительных документов таможенным органом установлено, что они также не содержат всей необходимой информации, предусмотренной TP ТС 004/2011, TP ТС 020/2011, следовательно, не могут быть признаны в качестве маркировки.
Таким образом, таможенный орган пришел к выводу, что представленные ООО «СК-Альянс» декларации о соответствии № ТС N RU Д-СКАЛ92.В. 15876, № ТС N RU Д-СКАЛ92.В. 15875 не могли быть приняты в целях подтверждения установленных запретов и ограничений.
Таможенный орган посчитал, что ООО «СК-Альянс» при декларировании товаров №№ 1,2 по ЭД № 10612050/090517/0006490 представлены декларации о соответствии, которые, как установлено проведенным документальным контролем и таможенным досмотром, не относятся к ввезенному товару и являются недействительными документами.
Определением таможни от 17.05.2017 в отношении ООО «СК-Альянс» возбуждено дело об административном правонарушении № 10612000-1107/2017.
14.09.2017 Читинской таможней в отношении ООО «СК- Альянс» в отсутствие представителя лица, привлекаемого к ответственности, надлежащим образом уведомленного, был составлен протокол об административном правонарушении № 10612000-1107/2017 по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
19.10.2017 в отношении ООО «СК-Альянс» было вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 10612000-1107/2017 и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 51 000 рублей без конфискации предмета административного правонарушения.
Не согласившись с принятым постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого постановления правильным, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 3 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Таможенный кодекс Таможенного союза определяет, что таможенное декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу сведений о товарах, об их таможенной процедуре и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Административная ответственность за недостоверное декларирование применяется в случае, если заявленные при декларировании недостоверные сведения о товарах и (или) транспортных средствах или представленные недействительные документы могли послужить основанием для неприменения установленных законодательством запретов и (или) ограничений.
Как следует из положений статей 17 и 189 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК Таможенного союза), ответственность за несоблюдение требований таможенного законодательства Таможенного союза декларант несет в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.
Административная ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений установлена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Согласно примечанию к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
На основании пункта 1 статьи 152 ТК Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено этим Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Под запретами и ограничениями ТК Таможенного союза понимает комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза (подпункт 8 пункта 1 статьи 4).
Пунктом 1 статьи 183 ТК Таможенного союза предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии с подпунктом в) пункта 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза продукции (товаров), в отношении которых устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 (далее – Положение № 294), к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Из пункта 3 Положения № 294 следует, что к документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, относятся:
а) документ об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренный техническими регламентами Таможенного союза;
б) сертификат соответствия или декларация о соответствии Таможенного союза, оформленные по единой форме, на продукцию (товары), включенную в Единый перечень;
в) сертификат соответствия, декларация о соответствии, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры;
г) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры.
В силу части 1 статьи 183 ТК Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с названным Кодексом, и (или) иными международными: договорами государств – членов Таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения: товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза;
3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.
Статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» предусмотрено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе применения таможенного законодательства Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.
Статьей 2 и пунктом 5 статьи 24 Закона № 184-ФЗ закреплено, что декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать, в том числе, информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект. Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Из статьи 2 Закона № 184-ФЗ следует, что под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным: в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом органа исполнительной: власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Согласно статье 7 Закона № 184-ФЗ технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 3).
Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и устанавливают минимально необходимые требования безопасности (часть 1 статьи 6 и часть 1 статьи 7).
В соответствии со статьей 52 Договора о Евразийском: экономическом союзе технические регламенты Таможенного союза имеют прямое действие на таможенной территории Таможенного союза.
Техническими регламентами устанавливаются обязательные для применения и исполнения на таможенной территории ЕАЭС требования к продукции, а также предъявляются дополнительные требования к маркировке товаров.
Представленные в целях подтверждения установленных запретов и ограничений (мер технического регулирования) декларации о соответствии, сертификаты соответствия должны идентифицироваться с представленным к таможенному декларированию товаром и товаросопроводительными документами.
Товары №№ 1,2, заявленные в ЭД № 10612050/090517/0006490 попадают под действие требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (TP ТС 004/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза № 768 от 16 августа 2011 года и технического регламента Таможенного союза «Электромагнитная совместимость технических средств» (TP ТС 020/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 879.
В соответствии со статьей 1 TP ТС 004/2011 к низковольтному оборудованию, на которое распространяется действие настоящего Технического регламента, относится электрическое оборудование, предназначенное для использования при номинальном напряжении от 50 до 1000 В (включительно) переменного тока и от 75 до 1500 В (включительно) постоянного тока (п. 1 ст. 1 TP ТС N 004/2011).
В соответствии со статьей 1 TP ТС 020/2011 данный технический регламент распространяется на выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза технические средства, способные создавать электромагнитные помехи и (или) качество функционирования которых зависит от воздействия внешних электромагнитных помех.
В соответствии со статьей 5 технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (TP ТС 004/2011) наименование и (или) обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель), его основные параметры и характеристики, влияющие на безопасность, наименование и (или) товарный знак изготовителя, наименование страны, где изготовлено низковольтное оборудование, должны быть нанесены на низковольтное оборудование и указаны в прилагаемых к нему эксплуатационных документах. При этом наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель) должны быть также нанесены на упаковку. Если сведения, приведенные выше, невозможно нанести на низковольтное оборудование, то они могут указываться только в прилагаемых к данному оборудованию эксплуатационных документах. При этом наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель (при наличии)) должны быть нанесены на упаковку.
В соответствии со статьей 5 технического регламента Таможенного союза «Электромагнитная совместимость технических средств» (TP ТС 020/2011) наименование и (или) обозначение технического средства (тип, марка, модель – при наличии), его основные параметры и характеристики, наименование и (или) товарный знак изготовителя, наименование страны, где изготовлено техническое средство, должны быть нанесены на техническое средство и указаны в прилагаемых к нему эксплуатационных документах. При этом наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и обозначение технического средства (тип, марка, модель при наличии) должны быть также нанесены на упаковку. Если сведения, приведенные в пункте 1 настоящей статьи, невозможно нанести на техническое средство, то они могут указываться только в прилагаемых к данному техническому средству эксплуатационных документах. При этом наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и обозначение технического средства (тип, марка, модель при наличии) должны быть нанесены на упаковку. Маркировка технического средства должна быть разборчивой, легко читаемой и нанесена на техническое средство в доступном для осмотра без разборки с применением инструмента месте.
В ходе таможенного контроля, в качестве документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, на декларируемые товары №№ 1,2 заявленные в ЭД № 10612050/090517/0006490 ООО «СК-Альянс» представлены следующие декларации о соответствии:
№ ТС N RU Д-СКАЛ92.В. 15876 от 20.01.2016 срок действия с 20.01.2016 по 19.01.2019;
№ ТС N RU Д-СКАЛ92.В. 15875 от 20.01.2016 срок действия с 20.01.2016 по 19.01.2019.
Сведения о декларациях о соответствии заявлены в графе 44 ЭД.
В ходе таможенного контроля по товарам №№ 1,2 назначен таможенный досмотр, по результатам которого составлен акт таможенного досмотра №10612130/130517/000540.
В результате досмотра установлено, что товаром является – предположительно оборудование световое, светильники в разобранном виде.
На товарах и их транспортной упаковке отсутствует маркировка с указанием информации о наименовании и (или) обозначении низковольтного оборудования (технического средства) (тип, марка), его основные параметры и характеристики, влияющие на безопасность, наименование и (или) товарный знак изготовителя, наименование страны, где изготовлено низковольтное оборудование (техническое средство) и тем самым не соответствует требованиям технических регламентов Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (TP ТС 004/2011), «Электромагнитная совместимость технических средств» (TP ТС 020/2011).
Представленные в целях подтверждения установленных запретов и ограничений (мер технического регулирования) разрешительные документы должны идентифицироваться с представленным к таможенному декларированию товаром и товаросопроводительными документами.
Понятие «идентификация продукции» определено статьей 2 Закона № 184-ФЗ, согласно которой под идентификацией понимается установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.
Согласно информации, представленной Департаментом государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений Минпромторга России, пунктом 4 статьи 5 TP ТС 004/2011 установлено, что эксплуатационные документы к низковольтному оборудованию должны содержать: информацию, перечисленную в пункте 1 настоящей статьи; информацию о назначении низковольтного оборудования; характеристики и параметры; правила и условия безопасной эксплуатации (использования); правила и условия монтажа, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (при необходимости – установление требований к ним); информацию о мерах, которые следует предпринять при обнаружении неисправности этого оборудования; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними; месяц и год изготовления низковольтного оборудования и (или) информацию о месте нанесения и способе определения года изготовления. При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 5 TP ТС 004/2011 эксплуатационные документы выполняются на русском языке и на государственном (ых) языке(ах) государства – члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) – члена(ов) Таможенного союза. Эксплуатационные документы выполняются на бумажных носителях. К ним может быть приложен комплект эксплуатационных документов на электронных носителях. Эксплуатационные документы, входящие в комплект низковольтного оборудования не бытового назначения, могут быть выполнены только на электронных носителях. Аналогичные требования в отношении маркировки и эксплуатационных документов объектов технического регулирования TP ТС 020/2011 установлены в статье 5 данного технического регламента.
Аналогичная информация представлена письмом СМТУ Росстандарта от 15.08.2017 №13-13/264.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, представленная ООО «СК-Альянс» при таможенном декларировании техническая документация (указанная ООО «СК-Альянс» в описи к ЭД №10612050/090517/0006490 как «техописание»), не может рассматриваться как эксплуатационные документы.
Согласно ГОСТу 2.601-2013 «Эксплуатационные документы» эксплуатационный документ – конструкторский документ, который в отдельности или в совокупности с другими документами определяет правила эксплуатации изделия и/или отражает сведения, удостоверяющие гарантированные изготовителем значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, гарантии и сведения по его эксплуатации в течение установленного срока службы.
Представленные при декларировании технические документы (техописания) выполнены не изготовителем товаров, а покупателем товара ООО «Сильвер Стоун» и носят информационный характер.
Если сведения, приведенные в пункте 1 статьи 5 TP ТС 004/2011 и статьи 5 TP ТС 020/2011, невозможно нанести на техническое средство, то они могут указываться только в прилагаемых к данному техническому средству эксплуатационных документах. При этом наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и обозначение технического средства (тип, марка, модель – при наличии) должны быть нанесены на упаковку.
Таким образом, Техническими регламентами установлено обязательное требование о нанесении сведений о наименовании изготовителя и (или) его товарном знаке, наименование и обозначение низковольтного оборудования (технического средства) (тип, марка, модель) на упаковку товаров.
В ходе таможенного контроля установлено, что товары не имеют индивидуальной упаковки, а упакованы в транспортную упаковку (коробки), при этом сведения о наименовании изготовителя и (или) его товарном знаке, наименование и обозначение низковольтного оборудования (технических средств) (тип, марка) отсутствуют. Эксплуатационная документация к ввезенным товарам, как на бумажных, так и электронных носителях не прилагалась (не входила в комплект). Также на упаковке товаров отсутствует какая-либо информация, отсылающая к информации (документам), находящимся в сети Интернет, что может ввести потребителей (пользователей) в заблуждение относительно их назначения и безопасности.
Тем самым, как правильно указал суд первой инстанции, ввезенная спорная продукция является обезличенной и не идентифицируется с представленной технической документацией и декларациями соответствия.
Кроме того, представленные при декларировании технические документы на индукционные промышленные светильники моделей ЛВДОЗ-022 и ЛВД 0301 не содержат информации о наименовании и (или) товарном знаке изготовителя, наименовании страны, где изготовлено низковольтное оборудование и не идентифицируются с декларируемым товаром.
Отсутствие в маркировке товаров и на их упаковке сведений о наименовании и (или) обозначении низковольтного оборудования (тип, марка), его основные параметры и характеристики, влияющие на безопасность, наименование и (или) товарный знак изготовителя, наименование страны, где изготовлено низковольтное оборудование (техническое средство) свидетельствует, что представленные при таможенном декларировании разрешительные документы относятся к товарам, отличным от декларируемых, а также свидетельствует о том, что запреты и ограничения (в части соблюдения мер технического регулирования) ООО «СК-Альянс», не соблюдены.
Действие разрешительного документа (декларации о соответствии) не распространяются на продукцию, на которой (в том числе, упаковке) отсутствует маркировка, либо она не соответствует требованиям Технических регламентов, так как такая продукция является обезличенной и отнести ее к представленному документу не представляется возможным.
Представление деклараций о соответствии (№ ТС N RU ДСгГ.АЛ92.В. 15876, № ТС N RU H,-CN.AJT92.B.15875), не относящихся к ввозимому товару, означает, что данные документы не могут распространять свое действие на товары №№1,2, заявленные в ЭД № 10612050/090517/0006490, в связи с чем, в силу примечания 2 к статье 16.1 КоАП РФ являются недействительными.
Следовательно, при декларировании товаров №№1,2 заявленных в ЭД № 10612050/090517/0006490, ООО «СК-Альянс» представлены недействительные документы, которые послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации, запретов и ограничений, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Такие обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2).
Выявленные административным органом нарушения, достоверно подтверждается материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 14.09.2017 № 10612000-1107/2017, актом таможенного досмотра, копиями товаросопроводительных документов, а также иными материалами дела.
С учетом изложенного арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии события вмененного обществу административного правонарушения и правильной его квалификации по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП.
При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).
По смыслу приведенных норм отсутствие вины юридического лица предполагает невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия всех зависящих от юридического лица мер по соблюдению установленных правил и норм.
По мнению суда апелляционной инстанции, административный орган при установлении вины общества исходил из отсутствия объективных обстоятельств, препятствующих заявителю соблюдению вышеуказанных требований законодательства.
При этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество, будучи обязанным выполнять установленные требования, предприняло исчерпывающие меры для их соблюдения, в материалы дела не представлено.
Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Следовательно, вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана.
Каких-либо нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление вынесены должностными лицами в соответствии с представленной КоАП РФ компетенцией.
Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Оснований для назначения административного наказания ниже низшего предела (части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ) судом также не установлено.
Судом апелляционной инстанции, как и судом первой инстанции оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) не установлено.
Оснований для замены административного штрафа предупреждением в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку ПАО КБ «Восточный» субъектом малого и среднего предпринимательства не является.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
Частью 6 статьи 271 АПК РФ предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 229 АПК РФ решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 данного Кодекса.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 января 2018 года по делу № А78-16886/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья Сидоренко В.А.