ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита
Дело № А78-2211/2022
12 сентября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Россети Сибирь» на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 июня 2022 года по делу № А78-2211/2022 по заявлению федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 129515, <...>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>; 672000, <...>) о признании незаконным и отмене постановления № 075/04/9.21-281/2021 о прекращении производства по делу об административном правонарушении,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 660021, <...>),
при участии в судебном заседании:
от федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» – ФИО1 – представителя по доверенности от 18 января 2022 года,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю – ФИО2 – представителя по доверенности от 16 марта 2022 года,
иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
установил:
федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (далее – заявитель, ФГУП «РТРС» или предприятие) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее – Забайкальское УФАС России, Управление или антимонопольный или административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 075/04/9.21-281/2021 о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 17 марта 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (далее – ПАО «Россети Сибирь» или общество).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 27 июня 2022 года постановление Забайкальского УФАС России о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 075/04/9.21-281/2021 признано незаконным и отменено полностью. Материалы по заявлению ФГУП «РТРС» направлены в Забайкальское УФАС России для рассмотрения.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о неверном выводе Управления об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО «Россети Сибирь» обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая своё несогласие с ним, по доводам, изложенным в жалобе.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что за нарушение требований по содержанию сетей предусмотрена специальная административная ответственность, которая не может быть заменена более общими нормами КоАП РФ. Предметом рассмотрения дела об административном правонарушении № 075/04/9.21-281/2021 были другие обстоятельства, заявитель не заявлял о нарушении эксплуатации и ненадлежащем состоянии электрических сетей.
ПАО «Россети Сибирь» отмечает, что правила оказания услуг передачи электрической энергии исключают из нормирования и обязанности производить согласование с органами Ростехнадзора продолжительность отключений, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы и иными основаниями, исключающими ответственность сетевых организаций перед потребителем услуг.
Как следует из апелляционной жалобы, отключения электроэнергии связаны с неблагоприятными погодными условиями в виде снегопада, сильных порывов ветра, вследствие чего происходили массовыеотключения электроустановок с нарушением электроснабжения потребителей и социально значимых объектов.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Забайкальское УФАС России поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит жалобу ПАО «Россети Сибирь» удовлетворить.
Отзыва на апелляционную жалобу от ФГУП «РТРС» не поступило, однако в судебном заседании 07 сентября 2022 года его представитель ФИО1 выразила согласие с решением суда первой инстанции и просила оставить его без изменения.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы ПАО «Россети Сибирь» поддержала.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, ПАО «Россети Сибирь» извещено надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако общество явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФГУП «РТРС» зарегистрировано в качестве юридического лица 23 ноября 2001 года за регистрационным номером 002.069.291, впоследствии ему присвоен основной государственный регистрационный номер <***>, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРЮЛ.
Филиал РТРС «Забайкальский КРТПЦ» (далее – филиал) обратился в Забайкальское УФАС России с заявлением № 6051 (т.1, л.д. 56-58) о наличии в действиях филиала ПАО «Россети Сибирь» – «Читаэнерго» признаков нарушений Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее – правила № 861).
Определением от 01 октября 2021 года должностным лицом административного органа возбуждено дело № 075/04/9.21-281/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившемся в несоблюдении субъектом естественных монополий Правил недискриминационного доступа и проведении административного расследования (т. 1, л.д. 88-89).
Из материалов, полученных в результате административного расследования, административным органом установлено, что филиал РТРС является владельцем телекоммуникационного контейнера цифрового эфирного радиовещания, установленного по адресу: Забайкальский край, Ононский район, с. Кулусутай, энергоснабжение указанного объекта осуществляется в рамках заключенного с АО «Читаэнергосбыт» договора от 28 февраля 2011 года № 090091.
Согласно акту разграничения границ балансовой принадлежности № 7.28.418 от 31 августа 2015 года объект имеет непосредственное технологическое присоединение к объектам электроэнергетики, принадлежащим ПАО «Россети Сибирь». Категория надёжности энергоснабжения объекта – третья.
В соответствии с пунктом 31(6) Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 (далее – Основные положения), категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.
Для третьей категории надежности, к которой относятся объекты Забайкальского краевого радиотелевизионного передающего центра (филиал ФГУП «РТРС») допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
ФГУП «РТРС» в заявлении о возбуждении административного производства указывает на то, что в с. Кулусутай в период с 10 час. 55 мин. 23 мая 2021 года до 13 час. 27 мин. 24 мая 2021 года отсутствовало энергоснабжение, длительность отключения составила 26 часов 32 минут подряд.
Заявитель указывает, что сетевая организация в ответе на запрос ФГУП «РТРС» о причинах отключения сослалась на ненормативные ветровые нагрузки и налипание мокрого снега на провода, в связи с чем 23 мая 2021 года в на 10 часов 55 минут произошло аварийное отключение ВЛ-10кВ ф. Кулусутай.
В рамках проведения административного расследования от ПАО «Россети Сибирь», ФГУП «Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», Забайкальского управления Ростехнадзора истребованы соответствующие пояснения и документы.
Управление, исследовав в рамках административного производства имеющиеся документы, пришло к выводу, что перерыв в подаче электроэнергии был обусловлен принятием неотложных мер по ликвидации аварии в системе энергоснабжения, произошедшей вследствие ухудшения погодных условий (порыв ветра на территории расположения ВЛ-10 кВ 11 «Кулусутай» и объекта филиала РТРС), в связи с чем вина сетевой организации отсутствует, что свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в действиях ПАО «Россети Сибирь».
03 декабря 2021 года Забайкальским УФАС России принято постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 075/04/9.21-281/2021, в связи с отсутствием состава правонарушения в действиях сетевой организации (т.1, л.д.21-25, 131-134).
Не согласившись с названным постановлением, предприятие оспорило его в судебном порядке.
Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.
В соответствии со статьей 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4).
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6).
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Нормами КоАП РФ предусмотрено, что заявление физического и юридического лица об административном правонарушении подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями действующего законодательства об административных правонарушениях, состоящего из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 1.1); если такое заявление содержит данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, оно может являться поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1 статьи 28.1); при наличии заявления и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностным лицом возбуждается дело об административном правонарушении (части 2 и 3 статьи 28.1).
Связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, КоАП РФ исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события и состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5).
Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, требует проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 2315-О).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, административным органом 13 июля 2021 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в отношении ПАО «Россети Сибирь», о чем принято соответствующее определение №075/04/9.21-281/2021 (т.1, л.д.88-89).
Возбуждая административное производство, Забайкальское УФАС России усмотрело в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Рассматривая материалы административного производства, административный орган пришел к выводу об отсутствие состава правонарушения в действиях сетевой организации, в связи с чем постановлением от 03 декабря 2021 года прекратил производство в отношении ПАО «Россети Сибирь» дела об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Так, частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в повторном несоблюдении виновным лицом при технологическом присоединении энергопринимающих устройств требований соответствующих нормативных актов.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектов электросетевого хозяйства. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закона о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее – Правила № 861).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 15 Правил № 861 сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
В силу подпункта «г» пункта 15 Правил № 861 сетевая организация обязана в порядке и сроки, установленные договором, информировать потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору.
Согласно пункту 31(6) Правил № 861 для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор).
Порядок введения ограничения режима потребления в целях проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства определяется Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 (далее – Правила № 442).
Согласно подпункту «з» пункта 2 Правил № 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при необходимости проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления.
Выполнение плановых ремонтных работ осуществляется в целях проведения комплекса технических мероприятий, направленных на поддержание исправного состояния электросетевых объектов и обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств потребителя в зависимости от его категории надежности на основании договоров.
Внеплановые и аварийные ограничения электроснабжения направлены на восстановление исправного состояния электросетевых объектов для предотвращения воздействия на людей опасного производственного фактора, работы по устранению неисправностей, угрожающих нарушением нормальной работы оборудования, а также повреждений в результате воздействия на объекты электросетевого хозяйства неблагоприятных природных явлений (сильный ветер, снегоналипание на провода, падение деревьев), направленных действий сторонних лиц.
Материалами дела подтверждается и заявителем апелляционной жалобы не оспаривается, что обществом превышена допустимая продолжительность отключений электроэнергии.
За согласованием более длительных относительно установленных пунктом 31(6) Правил № 861 сроков для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства Общество в органы Ростехнадзора не обращалось, что подтверждается письмом Ростехнадзора от 07 октября 2021 года № 351-3848, согласно которого ф. 11 Кулусутай данным графиком предусмотрен ремонт производственным отделением «Южные электрические сети» филиала ПАО «Россети Сибирь» – «Читаэнерго» продолжительностью 82 часа. Согласно сводному графику согласовано отключение в связи с «заменой пром. оп (на д.-жб)» и «регулировкой стрелы провеса проводов» продолжительностью 82 часа с 01 июня 2021 года по 20 июня 2021 года.
Исследуя вопрос о наличии вины ПАО «Россети Сибирь» в совершении административного правонарушения, Управлением принят во внимание довод сетевой организации о том, что соблюдению Правил № 861 препятствовали неблагоприятные метеорологические явления, осложнившие аварийно-восстановительные работы.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные Управлению и в материалы судебного дела документы, а именно: справку Росгидромет № 20/2-10-710 от 07 июля 2021 года, письмо ФГБУ «Забайкальского УГМС» от 11 октября 2021 года, сведения из оперативного журнала ПАО «Россети Сибирь», путевые листы, информацию Главного Управления МЧС по Забайкальскому краю от 15 ноября 2021 года, информацию Администрации МР «Ононский район» от 10 декабря 2021 года, соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что они не подтверждают наличие неблагоприятных погодных условий, препятствующих организации предпринять все зависящие от неё меры для устранения аварии в пределах установленных сроков.
Письмами ФГУП «Забайкальское УГМС» от 07 июля 2021 года, от 11 октября 2021 года сообщило о погодных условиях в указанной местности, согласно которых метеорологические наблюдения в нп. Кулусутай Ононского района Забайкальского края не производятся, поскольку единственная метеорологическая станция Нижний Цасучей в Ононском районе закрыта с отсутствием финансирования. Представлены сведения о погодных условиях с 23 по 24 мая 2021 года по данным близлежащей метеорологической станции Борзя Борзинского района. Погода облачная, слабый ливневый дождь, средняя скорость ветра 4 – 12 м/с, максимальная – 21 м/с.
Согласно информации, полученной от Администрации МР «Ононский район» от 10 декабря 2021 года, 23 и 24 мая 2021 года режим чрезвычайной ситуации, связанный с погодными условиями, на территории СП «Кулусутайское» не вводился.
Указанная информация подтверждается письмом Главного Управления МЧС по Забайкальскому краю от 16 ноября 2021 года № 755, из которого следует, что информации о чрезвычайной ситуации, связанных с погодными условиями в Ононском районе (в том числе в с. Кулусутай) 23 мая 2021 года по линии оперативных дежурных служб не поступало. 21 мая 2021 года от ФГУП «Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» поступило штормовое предупреждение о том, что в течение суток 23 мая по Забайкальскому краю ожидаются осадки в виде дождя, мокрого снега, местами сильные, усиление ветра, понижение температуры.
При этом, согласно положениям пунктов 2.5.1, 2.5.8, 2.5.10 главы 2.5 «Воздушные линии электропередачи напряжением выше 1 кВ», утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20 мая 2003 года № 187, раздела 2 Правил устройства электроустановок, утвержденных Министром топлива и энергетики Российской Федерации 6 октября 1999 года, все элементы ВЛ должны соответствовать государственным стандартам, строительным нормам и правилам Российской Федерации и настоящей главе Правил. Элементы ВЛ рассчитываются на сочетании нагрузок, действующих в нормальных, аварийных и монтажных режимах. При расчете ВЛ и их элементов должны учитываться климатические и другие факторы в различных режимах работы ВЛ (наличие ветра, гололёда, значение температуры, количество оборванных проводов или тросов и пр.).
Определение расчетных условий по ветру должно производиться на основании соответствующих карт климатического районирования территории Российской Федерации с уточнением при необходимости их параметров в сторону увеличения или уменьшения по региональным картам и материалам многолетних наблюдений гидрометеорологических станций за скоростью ветра.
Согласно рис. 2.5.1 «Карта районирования территории РФ по ветровому давлению» (т. 2, л.д. 34) Правил, территория Забайкальского края расположена в III и IV районе по ветровому давлению, что соответствует максимальной скорости ветра 29 – 32 м/с.
Как правильно указал суд первой инстанции, исходя из приведенных положений Правил, при строительстве воздушных линий, обязанность сетевой организации учитывать все особенности климата района, в котором производится строительство и объекты электроэнергетики из расчета климатической нагрузки, в том числе ветровой.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции соглашается с доводами заявителя относительно оценки журналов оперативной отчетности.
Цель ведения оперативных журналов, исходя из правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 года № 903н, фиксация хронологии проведения работ в электроустановках.
Представленными журналами подтверждается, распоряжением № 248 осмотр линии Кулусутай начато бригадой только в 19 часов 03 минут и окончено в 22 часов 33 минут (бригада ФИО3, ФИО4), отключение произошло в 10 часов 55 минут. Информация о том, какие работы произведены бригадой, отсутствует в журнале. Бригада окончила работы 23 мая 2021 года в 22 часов 33 минут, далее 24 мая 2021 года в 12 часов 12 минут бригаде дана команда по выводу в ремонт на ПС Кр.Ималка ф. Кулусутай, причины отключения не указаны, виды проведенных работ также не указаны, подача электроэнергии возобновлена 24 мая 2021 года в 13 часов 27 минут. Журналами подтверждено время проведения восстановительных работ 1 час.
Из представленных путевых листов следует, что бригада выезжала для проведения работ по проверке загнивания деревянных опор, состояние ж/б опор, для замены вязки проводов на ВЛ 10кВ ф.15 Кункур и опашки периметра ПС Гунэй.
В судебном заседании в суде первой инстанции 25 мая 2022 года представитель сетевой организации затруднился пояснить, являются ли данные работы восстановительными после аварии, либо текущими видами работ.
Кроме того, суд апелляционной инстанции соглашается с тем, что Управлением достоверно не установлена относимость сведений о погодных условиях в конкретном месте аварии, повлекших отключение электроснабжения объектов предприятия, не устанавливалась длительность проведения обществом работ по восстановления подачи электроэнергии на объекты предприятия
Сведения оперативного журнала общества свидетельствуют о совершении сетевой организацией ряда действий, причём в рамках восстановительных мероприятий, либо текущего ремонта, данные сведения не информативны. Указанные журналы не подтверждают ни своевременность таких действий, ни их исчерпывающий характер с целью соблюдения регламентированной продолжительности отключения электроснабжения.
Несогласование с органом Ростехнадзора отключений электроэнергии объектов предприятия, как это предусмотрено Правилами № 861, является недопустимым, так как такие действия, влекут за собой нарушение прав третьих лиц (потребителей) на бесперебойное получение соответствующей услуги надлежащего качества в необходимом объеме.
Поскольку ПАО «Россети Сибирь» документы, подтверждающие, что нарушение обществом положений подпунктов «а», «г» пункта 15, пункта 31(6) Правил № 861 вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заявителя, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалось от него в целях надлежащего исполнения обязанностей предусмотренных данными Правилами, не представило, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о неверном выводе Управления об отсутствие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью статьи 9.21 КоАП РФ.
Как верно указал суд первой инстанции, аварийный характер отключения электроэнергии не препятствует обществу, располагающему информацией об уже имеющемся суммарном количестве часов отключения электроэнергии в текущем году, обратиться в уполномоченный орган с заявлением о согласовании планируемых сроков восстановления электроснабжения.
Погодные условия, массовые отключения электроэнергии не могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими об отсутствии вины общества в неисполнении обязанности по такому согласованию. Препятствий к совершению работ и одновременному согласованию их сроков с Ростехнадзором у общества не имелось, иного в материалах дела не усматривается, в связи с чем постановление антимонопольного органа о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 03 декабря 2021 года № 075/04/9.21-281/2021 подлежит признанию незаконным и отмене полностью.
Согласно абзацу 5 пункта 19.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае принятия арбитражным судом решения об отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении материалы дела о соответствующем административном правонарушении направляются административному органу, постановление (определение) которого было отменено, для рассмотрения.
Поскольку постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с его отменой утрачивает силу, у административного органа существует неисполненная им обязанность рассмотреть заявление Предприятия с учетом имеющихся в материалах дела документов.
Таким образом, материалы по заявлению ФГУП «РТРС» правомерно направлены на новое рассмотрение в административный орган (Забайкальское УФАС России).
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 июня 2022 года по делу № А78-2211/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья
В.А. Сидоренко
Судьи
Д.В. Басаев
Н.В. Ломако