ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А78-3418/21 от 20.08.2021 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                  Дело № А78-3418/21

«20» августа 2021 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ломако Н.В.,

рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 июня 2021 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу №А78-3418/21 по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Гаражному строительному кооперативу «Гарант-2» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 3500 руб.,

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите (межрайонное) (далее – УПФР, фонд, заявитель) обратилось в суд к Гаражному строительному кооперативу «Гарант-2» (далее – кооператив, ГСК «Гарант-2», заинтересованное лицо, страхователь) с заявлением о взыскании штрафных санкции, предусмотренных ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май, июнь, сентябрь 2020 года и за несоблюдение порядка представления сведений за октябрь 2019 года в размере 3500 руб.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 24 июня 2021 года заявленные требования удовлетворены частично.

Взыскано с Гаражного строительного кооператива "Гарант-2" в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) штрафные санкции, предусмотренные ст. 17 Федерального закона №27- ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май, июнь, сентябрь 2020 года в размере 2500 руб., с зачислением в соответствующий бюджет. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Взыскано с Гаражного строительного кооператива "Гарант-2" в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 1429 руб.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от  24 июня 2021 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу №А78-3418/ в части отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании финансовых санкций по требованию № 207S01200001346 от 27.04.2020 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Как следует из апелляционной жалобы, нарушение страхователем порядка заполнения формата сведений, утвержденные Постановлением №1077п (согласно протоколу проверки сведений от 08.11.2019 выявлена грубая ошибка с кодом результата «50») является правомерным основанием для привлечения страхователя к ответственности в виде штрафа в размере 1000 рублей.

В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.

Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 02.07.2021.

Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду, что если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.

Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.

При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.

В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.06.2020, 17.07.2020 и 23.10.2020 ГСК «Гарант-2» в орган Пенсионного фонда представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май, июнь 2020 года на 2 застрахованных лиц и сентябрь 2020 года на 1 застрахованное лицо по типу формы «исходная».

По результатам оценки указанной отчетности УПФР составлены акты №№207S18200002617 от 19.06.2020, №207S18200003172 от 20.07.2020, №207S18200005847 от 29.10.2020 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

 Актами зафиксировано, что формы тип «исходная» СЗВ-М за май, июнь и сентябрь 2020 года представлены страхователем 16.06.2020, 17.07.2020 и 23.10.2020 соответственно, то есть за пределами срока, что привело к нарушению пунктов 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ).

Уведомлениями, содержащимися в приведенных актах, заинтересованное лицо поставлено в известность фондом об их рассмотрении на 03.08.2020, 31.08.2020 и 11.12.2020.

По итогам рассмотрения актов УПФР вынесены решения №207S19200003074 от 03.08.2020, №207S19200003635 от 31.08.2020, №207S19200006239 от 11.12.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной ст. 17 Закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в общем размере 2500 руб. (5 застрахованных лиц*500 руб.) за представление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи11 Закона №27-ФЗ. Копии данных решений доведены до заинтересованного лица.

В последующем УПФР страхователю были выставлены требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №207S01200003344 от 02.09.2020, 207S01200003792 от 30.09.2020, 207S01210000297 от 20.01.2021, которыми кооперативу предложено уплатить финансовые санкции в сроки до 22.09.2020, 20.10.2020, 09.02.2021 соответственно.

Указанные требования направлены почтой в адрес страхователя 07.09.2020, 05.10.2020 и 25.01.2021.

Также согласно материалам дела 08.11.2019 ГСК «Гарант-2» в орган Пенсионного фонда представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2019 года по типу формы «исходная» на 2 застрахованных лиц.

Протоколом проверки отчетности от 08.11.2019 УПФР зафиксировано нарушение последовательности нумерации ЗЛ.

В последующем кооперативом в адрес фонда 28.01.2020 были переданы сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М также по типу «исходная» за октябрь 2019 года на 2 застрахованных лиц.

По результатам оценки указанной отчетности УПФР составлен акт №207S18200000465 от 07.02.2020 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

 Актом зафиксировано, что представленная страхователем «исходная» форма СЗВ-М октябрь 2019 года не была принята, а форма СЗВ-М «исходная», устранившая выявленную ошибку, представлена 28.01.2020, что привело к нарушению пункта 2 статьи 8 Закона №27-ФЗ (несоблюдение порядка представления сведений).

 Уведомлением, содержащимся в приведенном акте, заинтересованное лицо поставлено в известность фондом об его рассмотрении на 24.03.2020.

По итогам рассмотрения акта УПФР 24.03.2020 вынесено решение №207S19200000967 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной статьей 17 Закона №27-ФЗ, в виде штрафа в размере 1000 руб. за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов. Копия данного решения доведена до заинтересованного лица.

В последующем УПФР 27.04.2020 страхователю было выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №207S01200001346, которым товариществу предложено уплатить финансовые санкции в размере 1000 руб. в срок до 20.05.2020. Указанное требование направлено почтой в адрес страхователя 29.04.2020.

В связи с неисполнением в добровольном порядке ГСК «Гарант-2» к установленным срокам вышеперечисленных требований УПФР обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 24 июня 2021 года заявленные требования удовлетворены частично.

Не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, территориальный орган Пенсионного фонда обратился  в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к выводу об отсутствие оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части по следующим мотивам.

Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права.

В силу пункта 2 статьи 8 Закона №27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.

Страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации.

В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 25 работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период.

Сведения о трудовой деятельности представляются страхователем в соответствии с пунктами 2.4 - 2.6 статьи 11 настоящего Федерального закона. Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации.

Принятое Правлением ПФ РФ от 11.03.2020 N 178п постановление "Об утверждении Порядка электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета" (далее также – Порядок), зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2020 N 58604.

Согласно абзацу 4 статьи 17 Закона №27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.

В соответствии с пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной  приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 №766н (далее - Инструкция №766н), действовавшей в спорный период, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

 Согласно пункту 39 Инструкции №766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ.

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Аналогичные правила закреплены в пункте 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда №211н от 22.04.2020, вступившей в силу 27.07.2020.

Относительно привлечения кооператива к ответственности по абзацу 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1000 руб. за несоблюдение формата представления сведений СЗВ-М за октябрь 2019 года, предложенного к уплате по требованию №207S01200001346 от 27.04.2020, апелляционным судом установлено следующее.

Страхователь представил в территориальный орган Пенсионного фонда сведения на застрахованных лиц по форме СЗВ-М за октябрь 2019 года с типом формы «исходная» по электронным каналам связи 08.11.2019.

В ходе проверки указанной отчетности Управлением Пенсионного фонда обнаружен факт наличия ошибок в представленных сведениях, выразившихся в нарушении последовательности нумерации ЗЛ, о чем в адрес страхователя был направлен протокол проверки отчетности от 08.11.2019, содержащий указание на непринятие документа в связи с наличием одной грубой ошибки с кодом «50». Согласно протоколу проверки от 08.11.2019 отчетность не соответствовала коду «АФ.СХ.1.1.».

В решении Управления Пенсионного фонда от 24.03.2020 № 207S19200000967 отражено, что код проверки «АФ.СХ.1.1.» и код проверки «50» определены таблицей № 7 формата, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 07.12.2016 № 1077п.

На данные обстоятельства заявитель ссылается и в апелляционной жалобе.

Как следует из таблицы № 7 постановления Правления Пенсионного фонда РФ от 07.12.2016 № 1077п "Об утверждении формата сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М)", код «АФ.СХ.1.1.» содержит условие, что проверяемый файл должен соответствовать XSD-схеме, несоответствие этому условию имеет код результата «50».

Вместе с тем, в решении Управления Пенсионного фонда от 24.03.2020 № 207S19200000967, в других материалах дела, а также в апелляционной жалобе отсутствует мотивированное обоснование каким образом нарушение последовательности нумерации застрахованных лиц не соответствует XSD-схеме и как нарушение последовательности нумерации нарушает Порядок электронного документооборота, за что абзацем 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрена финансовая санкция.

Кроме того, апелляционный суд отмечает, что Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденный постановлением Правления ПФ РФ от 11.03.2020 N 178п, определяет общие принципы, правила и условия организации информационного обмена при представлении индивидуальных сведений в электронном виде. Данный Порядок не содержат такого условия, как соответствие в отчётности  правильности нумерации сведений.

Таким образом, обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что  действия страхователя, связанные с нарушением последовательности нумерации ЗЛ в форме СЗВ-М за октябрь 2019 года, представленной в фонд 08.11.2019, не образуют объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, что применение указанной санкции возможно только в случае, если страхователь, обязанный в силу Закона №27-ФЗ и в соответствии с Порядком, представлять сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в форме электронного документа, представил их на бумажном носителе. 

Обязанность представления указанных сведений в форме электронного документа подразумевает под собой передачу соответствующих данных по установленным форматам  с применением усиленной квалифицированной электронной подписи. Обязанность представление отчетности в форме электронного документа исключает возможность ее представления на бумажном носителе (п. 2 ст. 8 Закона №27-ФЗ).

Суд первой инстанции, делая вывод об отсутствии в рассматриваемом случае объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ,  правильно исходил из того, что допущенное страхователем нарушение последовательности нумерации предопределяет не форму носителя (электронную, а не бумажную), установленную Порядком, а составляет структуру показателей, являющихся содержанием сведений по существу. Поэтому неисполнение страхователем в пятидневный срок уведомления УПФР об исправлении этих ошибок не может влечь за собой применения к кооперативу финансовой ответственности за несоблюдение Порядка предоставления сведений в форме электронного документа. Соответственно, предъявление к взысканию рассматриваемой санкции на сумму 1000 руб. не может быть признано обоснованным, а потому требование о её взыскании удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, апелляционный суд, отклоняя доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части у суда первой инстанции не имелось.

В связи с изложенным, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от  24 июня 2021 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу №А78-3418/21 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев с даты принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья                                                             Н.В. Ломако