ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита
26 июля 2018 года Дело № А78-3673/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соломиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Забайкальскому краю на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 6 июня 2018 года по делу № А78-3673/2018 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Мои коммунальные счета» (ОГРН 1147536003064, ИНН 7536143211; место нахождения: г. Чита, ул. Чкалова, д. 109, помещение 2) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Забайкальскому краю (ОГРН 1047550035202, ИНН 7524011919; место нахождения: г. Чита, ул. Кирова, д. 6) об отмене постановления о назначении административного наказания и прекращении производства по делу,
(суд первой инстанции: Судакова Ю.В.)
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от ООО «Мои коммунальные счета»: Мананов Антон Геннадьевич, доверенность от 12 марта 2018 года;
от инспекции: Зубарев Сергей Васильевич, доверенность 26 июня 2018 года;
и установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Мои коммунальные счета» (далее – ООО «Мои коммунальные счета», Общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Забайкальскому краю (далее – инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 3 от 21 февраля 2018 года о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 6 июня 2018 года заявленное Обществом требование удовлетворено. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО «Мои коммунальные счета» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, инспекция обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считает его незаконным и необоснованным.
В обоснование своей позиции инспекция отмечает, что вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях ООО «Мой коммунальные счета» состава вмененного административного правонарушения основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
В частности, пункт 4.4.3 Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма ООО «Мои коммунальные счета», на который сослался суд первой инстанции, содержит положение о том, что идентификация клиента не проводится при осуществлении операций по приему от клиентов – физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей. Однако Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) не содержит каких-либо исключений в зависимости от характера и размера совершаемых операций. Таким образом, указанные Правила не соответствуют Закону № 115-ФЗ. Кроме того, заявитель апелляционной жалобы считает, что получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее не является платежом за предоставляемые услуги (товары) и поэтому не подпадает под действие пункта 1.1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.
В обоснование своей позиции административный орган ссылается на письмо ФНС России от 8 февраля 2018 года № ЕД-2/2423@ и письмо Росфинмониторинга от 26 декабря 2017 года № 04-03-04/26291.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей административного органа и ООО «Мои коммунальные счета», изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Согласно сведениям о юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Мои коммунальные счета» зарегистрировано в качестве юридического лица 5 мая 2014 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1147536003064 (т. 1, л.д. 14-20).
В соответствии с договором от 3 сентября 2015 года № ТА0715-75-6110 на оказание услуг по распространению лотерейных билетов (т. 1, л.д. 36-41) ООО «Мои коммунальные счета» оказывает для Закрытого акционерного общества «торговый дом «Столото» услуги по распространению лотерейных билетов.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании поручения № 3 от 30 января 2018 года (т. 1, л.д. 78) должностными лицами административного органа проведена проверка соблюдения требованийЗакона № 115-ФЗ в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением контроля по обособленным подразделениям ООО «Мои коммунальные счета», в том числе в принадлежащем Обществу пункте приёма платежей, расположенном по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Новокручининский, ул. Рабочая, д. 36.
В ходе проведения проверки административным органом было выявлено что ООО «Мои коммунальные счета» не соблюдаются требования пункта 1 части 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, что выразилось в том, что при приеме денежных средств в размере 100 рублей за реализованный лотерейный билет № 122000952349 лотереи «Русское лото», 1220 тираж, кассир Григорьева С.Е. применила контрольно-кассовую технику и выдала кассовый чек с лотерейным билетом участнику лотереи. Вместе с тем, до приема на обслуживание распространитель лотерейных билетов ООО «Мои коммунальные счета» не идентифицировало клиента – участника лотереи, не установило фамилию, имя и отчество, гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность и адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), что подтверждается объяснением Григорьевой С.Е. от 30 января 2018 года, полученным в ходе проведения проверки (т. 1, л.д. 79).
Названные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 30 января 2018 года № 2 (т. 1, л.д. 76), дополнении от 7 февраля 2018 года к акту проверки и послужили поводом для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, о чем должностным лицом инспекции 12 февраля 2018 года составлен соответствующий протокол № 1 от 12 февраля 2018 года (т. 1, л.д. 72-73).
Постановлением инспекции от 21 февраля 2018 года № 3 о назначении административного наказания ООО «Мои коммунальные счета» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП Российской Федерации в виде предупреждения (т. 1, л.д. 28-31).
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях ООО «Мои коммунальные счета» состава вмененного ему административного правонарушения правильными, исходя из следующего.
Обществу вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП Российской Федерации, объективная сторона которого состоит в невыполнении законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков.
Согласно статье 5 Закона № 115-ФЗ в целях данного Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в частности, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
Получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх, отнесены к операциям с денежными средствами или иным имуществом подлежащим обязательному контролю (в том случае, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее) (пункт 4 части 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ0.
На основании пункта 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Административный орган полагает, что разработанные Обществом Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, не соответствуют требованиям Закона № 115-ФЗ, поскольку в них отсутствует требование по идентификации клиентов независимо от суммы реализованных лотерейных билетов.
Такая позиция является необоснованной ввиду следующего.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи, установив в отношении физического лица следующие сведения: фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения.
Следовательно, по смыслу взаимосвязанных положений части первой статьи 2, абзаца восьмого статьи 5 и подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, требование идентификации клиентов распространяется в том числе на организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
Под проведением лотереи понимается оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи (пункт 8 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях», далее – Закон о лотереях).
Таким образом, на ООО «Мои коммунальные счета» (как распространителя лотерейных билетов) распространяются приведенные выше требования Закона № 115-ФЗ.
Вместе с тем, пунктом 1.1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ предусмотрено одно из исключений из обязывающего правила, установленного пунктом 1 этой же статьи.
Согласно данной норме идентификация клиента - физического лица не проводится при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
В пункте 4.4.3 Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, утвержденных приказом ООО «Мои коммунальные счета» от 25 августа 2017 года, по сути, воспроизведены положения пункта 1.1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.
Таким образом, как правильно отметил суд первой инстанции, названные Правила внутреннего контроля, равно как и действия кассира по реализации за 100 рублей лотерейного билета № 122000952349 лотереи «Русское лото» (1220 тираж) без идентификации покупателя не противоречат требованиям Закона № 115-ФЗ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что распространение лотерейных билетов не подпадает под действие пункта 1.1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, поскольку получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее не является платежом за предоставляемые услуги (товары), не основан на положениях данной нормы, которая не ограничивает операции по приему платежей только расчетами за товары или услуги.
Письмо ФНС России от 8 февраля 2018 года № ЕД-2/2423@ и письмо Росфинмониторинга от 26 декабря 2017 года № 04-03-04/26291, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы, не являются нормативными правовыми актами, в связи с чем на основании статьи 13 АПК Российской Федерации не подлежат применению.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что согласно части 6.1 статьи 20 Закона о лотереях (в редакции Федерального закона от 07.03.2018 № 52-ФЗ) заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчета, составляющей менее 15 000 рублей, в случае возникновения сомнения в достижении участником лотереи возраста восемнадцати лет осуществляется оператором лотереи, распространителем с установлением возраста участника лотереи, при этом идентификация такого участника лотереи в порядке, предусмотренном Законом № 115-ФЗ не проводится. Заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчета, равной или превышающей 15 000 рублей, осуществляется при предъявлении участником лотереи документа, удостоверяющего его личность.
Приведенная норма, хотя и была введена в Закон о лотереях уже после вынесения оспариваемого постановления административного органа, тем не менее, подтверждает обоснованность позиции суда первой инстанции о том, что Общество в полной мере распространяются положения пункта 1.1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Настоящее постановление подлежит обжалованию в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 АПК Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 6 июня 2018 года по делу № А78-3673/2018, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 6 июня 2018 года по делу № А78-3673/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.
Председательствующий: Г.Г. Ячменёв
Судьи: Е.В. Желтоухов
В.А. Сидоренко