ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А78-5408/2022 от 30.09.2022 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А78-5408/2022

«30» сентября 2022 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ломако Н.В.,

рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 09 августа 2022 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу №А78-5408/2022 по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю (ИНН 7536008244, ОГРН 1027501150588) о признании незаконным решения и обязании устранить допущенные нарушения прав путем возврата суммы штрафа,

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – заявитель, общество, ОАО «РЖД») обратилось в суд к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее – ОПФР, фонд, заинтересованное лицо) с вышеуказанным заявлением.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 09 августа 2022 года заявленные ОАО «РЖД» требования удовлетворены. Признано недействительным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю №207S19220002696 от 16.05.2022 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, как несоответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем возврата из соответствующего бюджета суммы финансовых санкций в размере 500 руб. Взысканы с заинтересованного лица в пользу заявителя расходы по государственной пошлине в размере 3000 руб.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 09 августа 2022 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу №А78-5408/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Как следует из апелляционной жалобы, в связи с обнаружением территориальным органом ПФР снижения численности работников за отчетный период ноябрь 2021 года по сравнению с численностью работников за отчетный период октябрь 2021 года в адрес страхователя 13.01.2022 было направлено уведомление об устранении несоответствий, которое им было получено 13.01.2022, что подтверждается извещением о доставке.

В результате 22.02.2022 страхователем по телекоммуникационным каналам связи были представлены сведения по форме СЗВ-М за отчетный период ноябрь 2021 года с типом «дополняющая» в отношении 1 застрахованного лица: Деревцова Дарья Васильевна. По мнению ОПФР, страхователь устранил выявленные несоответствия путем представления в отношении застрахованного лица сведений, отсутствовавших в ранее представленной и принятой в ПФР по указанной форме отчетности, после истечения пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа ПФР. Тем самым страхователь не уточнил (не исправил) сведения об указанном застрахованном лице, а представил их впервые, после обнаружения несоответствий территориальным органом ПФР.

В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором заявитель с выводами суда первой инстанции согласился, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 03.06.2022.

Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в связи с непредставлением заявителем в установленный законом срок сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2021 года по типу «дополняющая» в отношении 1 застрахованного лица, ОПФР составлен акт №207S18220002580 от 28.03.2022 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Уведомлением, содержащимся в приведенном акте, заявитель поставлен в известность о его рассмотрении на 16.05.2022.

По итогам рассмотрения приведенного акта ОПФР вынесено решение №207S19220002696 от 16.05.2022 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ), в виде штрафа в размере 500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона №27-ФЗ.

Копия данного решения доведена до заявителя.

Заявитель, считая приведенное решение ОПФР нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с требованием о признании такого ненормативного акта недействительным.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Отделение Пенсионного фонда обратилось в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к выводу об отсутствие оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил следующие нормы права.

В силу пунктов 1, 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона РФ от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», и исходя из обстоятельств дела, заявитель в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В силу пункта 1 статьи 8 Закона №27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11 Закона №27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

В силу пункта 2.2. статьи 11 Закона №27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Таким образом, судом первой инстанции верно установлен срок представления сведений на застрахованных лиц по форме СЗВМ за ноябрь 2021 года - 15.12.2021.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, страхователь представил в ОПФР сведения на 2328 застрахованных лиц по форме СЗВ-М по типу «исходная» за ноябрь 2021 года по электронным каналам связи 13.12.2021, то есть в установленный срок.

Между тем, в составе представленных исходных сведений отсутствовало указание на 1 застрахованное лицо - Деревцову Д.В.

Заявителем 22.02.2022 было инициировано представление дополняющих сведений по данному застрахованному лицу за ноябрь 2021 года по форме СЗВ-М.

ОПФР, квалифицировав такие действия страхователя по представлению дополняющих сведений за пределами установленного законом срока как нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, принял оспариваемое решение о привлечении его к ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона №27-ФЗ.

Признав указанные выводы ОПФР ошибочными, суд первой инстанции исходил из следующего.

В силу статьи 15 Закона №27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.

Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда Российской Федерации от 22.04.2020 №211н (далее - Инструкция №211н).

Пунктом 40 Инструкции №211н определено, что за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

В случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона №27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество представило предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ сведения в отношении застрахованных лиц по форме СЗВ-М за ноябрь 2021 года в установленный законом срок.

Уведомлением от 12.01.2022 фонд информировал ОАО «РЖД» о том, что имеются несоответствия количества застрахованных лиц в сведениях СЗВ-М, представленные за отчетные периоды октябрь и ноябрь 2021 года.

Обществом по электронным каналам связи дан ответ ОПФР о том, что снижение численности произошло в связи с окончанием сроков по договорам ГПХ, который было получен фондом 13.01.2022 (л.д.45, оборот).

Таким образом, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, что заявитель, самостоятельно выявив отсутствие в исходных формах СЗВ-М за ноябрь 2021 года сведения в отношении Деревцовой Д.В., 22.02.2022, то есть до выявления соответствующего расхождения в исходных сведениях о застрахованных лицах фондом, устранил их, представив сведения по дополняющей форме СЗВ-М за указанный период в отношении 1 застрахованного лица. При этом суд верно отметил, что в уведомлении фонда об устранении ошибок отсутствовала информация о непредставлении обществом сведений на Деревцову Д.В.

Статьей 15 Закона №27-ФЗ, а также Инструкцией №211н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить корректные сведения.

Как отмечено Верховным Судом Российской Федерации в определении от 08.02.2019 №301-КГ18-24864 установив, что самостоятельно выявив ошибку, до ее обнаружения пенсионным фондом, организация реализовала свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, суды пришли к правильному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к организации финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона №27-ФЗ.

Более того, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

В данной конкретной ситуации общество самостоятельно реализовало свое право на уточнение (дополнение) представленных сведений за рассматриваемый период, откорректировав их путем представления дополнительных сведений за ноябрь 2021 года, что исключает применение финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона №27-ФЗ.

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного Фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Приведенная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 №303-КГ18-99.

При этом довод заинтересованного лица о том, что положения пункта 40 Инструкции №211н об освобождении страхователя от ответственности в данном случае неприменимы, поскольку касаются ситуаций, связанных с корректировкой ранее переданных сведений на застрахованных лиц, а не по вновь представляемым, не может заслуживать внимания, поскольку сделан в отрыве от буквального содержания статьи 15 Закона №27-ФЗ и приведенного пункта Инструкции, предусматривающих право страхователя дополнять и уточнять сведения о застрахованных лицах, без каких-либо их разграничений на ранее переданных либо вновь представляемых.

То есть, исправляя ошибку в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах, страхователь реализовал свое право на исправление представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления в фонд дополнительных сведений за этот же период, которые ранее не представлялись.

Учитывая вышеприведенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое решение не соответствует положениям Закона №27-ФЗ и Инструкции №211н, которые допускают возможность страхователю дополнять и уточнять ранее представленные им сведения о застрахованных лицах, а предъявленный штраф нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его экономической деятельности, необоснованно возлагая бремя по его уплате. При этом, суд верно указал, что сумма штрафа по указанному решению, уплаченная заявителем по платежному поручению №317238 от 19.04.222, подлежит ему возврату в целях восстановления нарушенного права.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 09 августа 2022 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу №А78-5408/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев с даты принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Н.В. Ломако