ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А78-6345/2021 от 07.09.2022 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита

Дело № А78-6345/2021

14 сентября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2022 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко В.А.,

судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 мая 2022 года по делу № А78-6345/2021 по заявлению Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края (ОГРН 1087536008735, ИНН 7536095871) к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю (ОГРН 1087536010825, ИНН 7536098079) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 268 180 рублей,

в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует государственное автономное учреждение Забайкальского края «Футбольный клуб «Чита» (ОГРН 1117536001868 ИНН 7536117155),

при участии в судебном заседании:

от Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю – Ознобихиной Л.Ю. – представителя по доверенности от 10 января 2022 года,

иные участвующие в деле лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили,

установил:

Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края (далее – заявитель, Минспорт Забайкальского края или Министерство) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю (далее –УФК по Забайкальскому краю, Управление или административный орган) от 10 июня 2021 года № 20-23/47-2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением Арбитражного суда Забайкальского края к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено государственное автономное учреждение Забайкальского края «Футбольный клуб «Чита» (далее – ГАУ ФК «Чита»).

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 25 мая 2022 года заявленные Министерством требования удовлетворены. Постановление УФК по Забайкальскому краю от 10 июня 2021 года № 20-23/47-2021 признано незаконными и отменено полностью.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, УФК по Забайкальскому краю обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

УФК по Забайкальскому краю полагает, что заключение Минспортом Забайкальского края соглашений от 27 сентября 2019 года и от 10 октября 2019 года, предметом которых являлось предоставление ГАУ ФК «Чита» субсидии на осуществление спортивной подготовки в организациях, получивших статус «Детский футбольный центр», привело к нецелевому расходованию иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета в размере 5 363 600 рублей.

Заявитель апелляционной жалобы отмечает, что расходование средств иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета на осуществление спортивной подготовки, не включающей в себя спортивно-оздоровительный этап, противоречит цели предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета, установленной Правилами № 165 и Соглашением от 2 октября 2019 года № 777-17-2019-049.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу Минспорт Забайкальского края возражает относительно доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Отзыва на апелляционную жалобу от ГАУ ФК «Чита» не поступило.

Представитель УФК по Забайкальскому краю в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.

О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.

При этом Минспортом Забайкальского края, в отзыве на апелляционную жалобу, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителя УФК по Забайкальскому краю, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании приказа УФК по Забайкальскому краю от 15 января 2021 года № 8-о «О назначении плановой выездной проверки в Министерстве физической культуры и спорта Забайкальского края», в соответствии с пунктом 20 Плана контрольной работы УФК по Забайкальскому краю на 2021 год, утвержденного руководителем Управления 29 декабря 2020 года в Минспорте Забайкальского края проведена плановая плановой выездной проверки предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» за 2019-2020 годы.

По результатам проведенной проверки составлен акт выездной проверки от 09 апреля 2021 года.

Одним из нарушений, выявленных в ходе поверки, явилось следующее.

Минспортом Забайкальского края не соблюдены требования подпункта 1 пункта 1 статьи 158, пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление спортивной подготовки в организациях, получивших статус «Детский футбольный центр», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. № 165, подпунктов «а», «б» пункта 3.2, пункта 4.3.1 Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 2 октября 2019 № 777-17-2019-049, перечислены на лицевой счет ГАУ ФК «Чита» Иные межбюджетные трансферты в размере 5 645 894,74 рублей.

На основании данных проверки Управлением в отношении Министерства 28 мая 2021 года составлен протокол об административном правонарушении № 23-21-56/2021, которым действия заявителя квалифицированы по статье 15.14 КоАП РФ (т.2, л.д. 3-14).

10 июня 2021 года заместителем руководителя Управления было вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 23-21-56/2021 о признании Министерства виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 268 180 рублей (т.2, л.д. 185-193).

Заявитель, полагая, что указанным постановлением нарушены его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности обжалуемого постановления правильным, исходя из следующего.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в числе других проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Как следует из оспариваемого постановления, согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края является главным распорядителем бюджетных средств, имеющим право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ.

В соответствии со статьей 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (подпункт 1 пункта 1 статьи 158 БК РФ), а также обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении (подпункт 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ).

В соответствии со статьей 129 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации; иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации; межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Распределение между бюджетами субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление спортивной подготовки в организациях, получивших статус «Детский футбольный центр», производилось в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 года № 555-р, согласно которому размер Иного межбюджетного трансферта, доведенного Забайкальскому краю, в 2019 году составил 5 363,6 тысяч рублей.

Цели, порядок и условия предоставления Иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определены Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление спортивной подготовки в организациях, получивших статус «Детский футбольный центр» утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 года № 165 (далее – Правила № 165).

Заключение Министерством соглашений от 27 сентября 2019 года б\н и от 10 октября 2019 года б\н, предметом которых являлось предоставление ГАУ ФК «Чита» субсидии на осуществление спортивной подготовки в организациях, получивших статус «Детский футбольный центр», привело к нецелевому расходованию иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета в размере 5 363 600,00 рублей.

Указанное, по мнению административного органа, явилось нарушением подпункта 1 пункта 1 статьи 158, пункта 1 статьи 306.4 БК РФ, пункта 1 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление спортивной подготовки в организациях, получивших статус «Детский футбольный центр», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2019 года № 165, подпунктов «а», «б» пункта 3.2, пункта 4.3.1 Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 2 октября 2019 года № 777-17-2019-049.

Вместе с тем, частью 2 статьи 69 АПК РФ предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

В решении суда по делу № А78-7067/2021, вступившем в законную силу, суд, признавая пункт представления незаконным, указал, что выделенные заявителю бюджетные средства использованы в соответствии с условиями их предоставления, и нецелевого использования иных межбюджетных трансфертов им не допущено, в связи с чем, требование УФК по Забайкальскому краю о возврате в доход федерального бюджета 5 363 600 рублей является необоснованным.

Учитывая, что при рассмотрении арбитражным судом дела № А78-7067/2021 участвовали те же лица, решение Арбитражного суда Забайкальского края по делу вступило в законную силу, суд первой инстанции пришёл к законному выводу о том, что обстоятельства, установленные судебными актами по ранее рассмотренному делу, до которого было приостановлено настоящее дело, имеют преюдициальное значение и не доказываются вновь.

Суд апелляционной инстанции, равно как суд первой инстанции полагает, что с учетом вступившего в законную силу решения суда по делу № А78-7067/2021, административный орган в нарушение требований части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 210 АПК РФ не представил доказательств, безусловно свидетельствующих о наличии вины Министерства в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

Частью 2 статьи 211 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю.

При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 мая 2022 года по делу № А78-6345/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

Председательствующий судья

В.А. Сидоренко

Судьи

Д.В. Басаев

Н.В. Ломако