ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А78-6816/09 от 24.02.2010 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

E-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А78-6816/2009

«25» февраля 2010 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2010 года.

Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей Г. Г. Ячменёва, Т. В. Стасюк,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ульзутуевой А. А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Забайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 ноября 2009 года по делу № А78-6816/2009 по заявлению Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Забайкальскому краю к Забайкальскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным отказа в возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов за 2009 г. в размере 21672 руб. 08 коп.

(суд первой инстанции судья Литвинцев А. Б.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 - представитель по доверенности № 2 от 06.05.2009 г.;

от заинтересованного лица: ФИО2 - представитель по доверенности № 12 от 19.02.2010 г., ФИО3 - представитель по доверенности № 1 от 11.01.2010 г.

установил:

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Забайкальскому краю (далее заявитель, пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Забайкальскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Ростехнадзор) о признании незаконным отказа в возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов за 2009 г. в размере 21672 руб. 08 коп. и обязании осуществить возврат платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов за 2009 г. в размере 21672 руб. 08 коп.

Решением суда первой инстанции от 25.11.2009 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к выводу, что отказ Ростехнадзора в возврате пенсионному фонду платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов за 2009 г. в размере 21672 руб. 08 коп. является необоснованным, поскольку доказательства того, что заявителем оказывается негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства и потребления, отсутствуют.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Ростехнадзор обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, поскольку в материалах дела имеется достаточно доказательств, что на учреждение законно и обоснованно возложена обязанность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства и потребления.

Представители Ростехнадзора доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции, отменить, заявленные требования удовлетворить.

Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Представитель заявителя выразил согласие с решением суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, пенсионный фонд письмом № 03-6605 от 28.07.2009 г. обратилось в Ростехнадзор с заявлением о возврате уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов за 2009 г. в сумме 21672 руб. 09 коп., указав, что он не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Ростехнадзор Письмом № 2329/09-08 от 15.09.2009 г. отказал заявителю в возврате уплаченной суммы платы за размещение отходов производства и потребления, указав, на отсутствие у него полномочий по освобождению от платы за негативное воздействие.

Не согласившись с указанным отказом, заявитель обжаловал его в судебном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в  поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 16 указанного Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 г. (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 г. № 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 г. № 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Указанный закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статьей 12 Закон РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Вместе с тем, Ростехнадзор не представлено в материалы дела каких либо доказательств, свидетельствующих, что пенсионный фонд занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления».

В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что на заявителя не может быть возложена обязанность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства и потребления.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ № 284-О от 10.12.2002 г., платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

В соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Поскольку Законом РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» и Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ № 632 от 28.08.1992 г., порядок возврата излишне уплаченных платежей не установлен, следовательно, к указанным отношениям подлежат применению положения Налогового кодекса, в том числе устанавливающие правила возврата сумм излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Так как, Ростехнадзор в соответствии с Законом РФ № 238-ФЗ от 19.12.2006 г. «О федеральном бюджете на 2007 год» является администратором доходов - платы за негативное воздействие на окружающую среду, следовательно, он вправе принимать решения и о возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Представленными в материалы дела документами подтвержден факт уплаты пенсионным фондом платы за размещение отходов в сумме 21672 руб. 08 коп.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного, с учетом отсутствия у заявителя задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил требования пенсионного фонда о признании незаконным отказа в возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов за 2009 г. в размере 21672 руб. 08 коп. и обязал осуществить возврат указанной суммы платы.

В связи с чем, суд апелляционной инстанции признает не состоятельными доводы, указанные в апелляционной жалобе и оснований для её удовлетворения и отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 ноября 2009 года по делу № А78-6816/2009, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 ноября 2009 года по делу № А78-6816/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий судья Д. Н. Рылов

Судьи Т. В. Стасюк

Г. Г. Ячменёв