ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А78-8615/09 от 24.02.2010 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

E-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

  г. Чита

Дело № А78-8615/2009

«25» февраля 2010 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2010 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Рылова Д. Н.,

судей Г. Г. Ячменёва, Т. О. Лешуковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ульзутуевой А. А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 22 декабря 2009 года по делу № А78-8615/2009 по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ,

(суд первой инстанции судья Сидоренко В.А.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2 – представитель по доверенности № 11 от 18.01.2010 г.,

от лица, привлекаемого к ответственности: ФИО1 – предприниматель.

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю (далее Управление, административный орган) обратилось в суд с требованием о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ.

Суд первой инстанции решением от 22 декабря 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказал, сославшись на малозначительность совершенного правонарушения.

УГАДН, не согласившись с решением суда, обжаловал его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с тем, что нарушения, совершенные предпринимателем, в том числе, нарушение периодичности технического обслуживания автобуса не может рассматриваться как малозначительное, так как несет существенную угрозу охраняемым общественным интересам, а соблюдение требований по режиму труда и отдыха водителя напрямую зависит безопасность дорожного движения.

Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить.

Лицо, привлекаемое к ответственности, доводы апелляционной жалобы не признало, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, выслушав доводы представителей сторон, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и имеет лицензию № АСС 75 049963 от 27.11.2006 г. на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

27.11.2009 г. Управлением проведена проверка соблюдения предпринимателем законодательства о лицензировании, в ходе которой, установлен факт нарушения предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении предпринимателем деятельности по перевозке пассажиров, а именно:

- нарушен порядок ведения путевой документации;

- не ведется учет рабочего времени;

- отсутствует акт осеннего комиссионного обследования состояния дорожных условий автобусного маршрута регулярных перевозок № 48;

- не обеспечено размещение информации - указатели мест расположения огнетушителей. На заднем стекле автобуса отсутствует указатель регулярного автобусного маршрута.

- нарушена периодичность технического обслуживания автобуса ГАЗ - 322132 с регистрационным знаком АК 176.

По результатам проверки составлен акт от 27.11.2009 г.

На основании акта проверки должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 27.11.2009 г. № 000708/495, о нарушении предпринимателем порядка ведения путевой документации, установленный приказом Минтранса РФ № 152 от 18.09.2008 г., п. 3.3.2, 5.2 «Положения об обеспечении безопасности дородного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров, грузов» утвержденное приказом Министра транспорта РФ № 27 от 09.03.1995 г., п. 29, 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112, «Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.09.1984 г., Руководства по эксплуатации 3302-3902010РЭ, действия предпринимателя квалифицированы по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Административные материалы были переданы в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ относится к лицензируемому виду деятельности.

В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе, положений о лицензировании конкретных видов деятельности и других нормативных правовых актов, регулирующих лицензируемую деятельность.

В соответствии с Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006г. № 637 лицензиат обязан соблюдать установленные законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Так, в силу ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Пунктом 2.3.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997г. № 2 предусмотрена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей, которая возлагается на владельцев автобусов, автовокзалы, пассажирские автостанции, расположенные на маршрутах регулярных перевозок, органы Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции.

Согласно Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденному Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004г. № 15, особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей.

В соответствии с п.п. 3.3.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30 марта 1994 года № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности владельцы лицензий обеспечивают соблюдение установленных режимов труда и отдыха водителей.

Однако, как установлено материалами дела, предприниматель, работая в качестве водителя, не ведет табель учета рабочего времени, а в путевых листах указывается только часть рабочего времени водителя - время управления автомобилем, а рабочее время, согласно п. 15 Приказа №15 состоит, кроме того, из времени специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах; подготовительно-заключительного времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородних перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; времени проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии; время стоянки в местах посадки и высадки пассажиров; время простоев не по вине водителя; время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи. А согласно путевых листов, время выезда - 7 час. 54 мин., время возврата -17 час.00 мин. Положение о ТО и ремонте, регламентировано время проведения ежедневного обслуживания автобуса малой вместимости (таблица 2.2)-0,5 часа. Кроме того, требуется определенное время для прохождения водителей предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, что также включено в рабочее время водителя. Кроме того, из представленных предпринимателем документов невозможно сделать вывод о соблюдении нормальной продолжительности рабочего времени водителя.

Таким образом, суд первой инстанции не обоснованно указал, что материалы дела не содержат доказательств о нарушениях предпринимателем режима труда и отдыха.

Представленными в материалы дела документами подтвержден и факт нарушения предпринимателем порядка ведения путевой документации, установленный приказом Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152, поскольку, в путевых листах с 24-27 ноября 2009 г., отсутствуют обязательные реквизиты, кроме номера путевого листа, нет даты и время выезда транспортного средства и возврата на постоянную стоянку.

В силу п. 1 ст. 18 Закона РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, в целях содержания их в исправном состоянии, должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В соответствии с п. 1.1 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.09.1984 г., эффективность работы автомобильного транспорта базируется на надежности подвижного состава, которая обеспечивается в процессе его производства, эксплуатации и ремонта, в том числе своевременным и качественным выполнением технического обслуживания и ремонта.

Согласно п. 1.8 указанного Положения работоспособное состояние подвижного состава обеспечивается производственно-технической службой, которая несет ответственность за своевременное и качественное выполнение технического обслуживания и ремонта с соблюдением установленных нормативов, эффективную организацию труда ремонтно-обслуживающего персонала, соблюдение нормативно-технической документации по техническому обслуживанию и ремонту.

Однако в нарушение вышеуказанных нор права предпринимателем нарушена периодичность технического обслуживания автобуса ГАЗ - 322132 с регистрационным знаком АК 176.

Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18 Постановления “О некоторых вопросах, возникших в судеб­ной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях” от 02.06.2004 № 10 (в ред. постановления от 20.11.2008 № 60), при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учи­тывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о её неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначитель­ного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого уста­новлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административно­го правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответ­ствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо послед­ствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учётом положений пункта 18 настоящего по­становления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивирова­но.

В рассматриваемом случае, по мнению суда апелляционной инстанции, не проведение в установленные сроки технического обслуживания существенно влияет на техническое состояние, исправность транспортного средства, что несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

В следствии чего, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о малозначительности вышеуказанного правонарушения.

Все вышеуказанные нарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ, в совокупности, влияют на безопасность перевозок пассажиров.

С учетом всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции неправомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований, освободив предпринимателя ФИО1 от ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ.

В связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Вместе с тем, на момент рассмотрения данного дела в суде апелляционной инстанции истек срок привлечения предпринимателя к ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, следовательно, заявленные Управлением требования о привлечении предпринимателя ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ, удовлетворению не подлежат.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 22 декабря 2009 года по делу № А78-8615/2009, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 22 декабря 2009 года по делу № А78-8615/2009 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении требований Управления государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 за совершение правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ – отказать.

Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий судья Д. Н. Рылов

Судьи Г. Г. Ячменёв

Т. О. Лешукова