Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Чита дело № А78-9083/2017
11 декабря 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Каминского В.Л.,
судей: Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 сентября 2017 года по делу №А78-9083/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Байкальская горная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании частично недействительным решения от 25.01.2017 № 2.7-24/08-02,
(суд первой инстанции: судья Минашкин Д.Е.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 01.07.2017, ФИО2, представителя по доверенности от 23.11.2017,
от заинтересованного лица: ФИО3, представителя по доверенности от 18.05.2017, ФИО4, представителя по доверенности от 21.07.2017,
от заинтересованного лица: ФИО5, представителя по доверенности от 09.01.2017, ФИО6, представителя по доверенности от 22.09.2017, ФИО7, представителя по доверенности от 02.09.2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Байкальская горная компания» (далее - ООО «БГК», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Забайкальскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) от 25.01.2017 № 2.7-24/08-02 в части взыскания налога на имущество организаций за 2012-2014 гг. в сумме 366 195 руб., пени по налогу на имущество организаций в сумме 112 998,71 руб., штрафа по налогу на имущество организаций в размере 18 310 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 27 сентября 2017 года исковые требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 3 по Забайкальскому краю от 25 января 2017 г. № 2.7-24/08-02 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части налога на имущество организаций за 2012-2014 годы в размере 65 224 руб., пени по налогу на имущество организаций в сумме 20 127 руб., штрафа по налогу на имущество организаций в размере 3 261 руб., как несоответствующее Налоговому кодексу РФ. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С Межрайонной ИФНС России № 3 по Забайкальскому краю в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины - 3000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части удовлетворенных требований, налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения и принятии нового судебного акта. Ссылается на то, что тепловая энергия вырабатывается непосредственно самим налогоплательщиком, выработанная тепловая энергия используется для собственных нужд на территории ООО «БГК» и за ее пределы не выходит, т.е. ООО «БГК» тепловую энергию не передает потребителям. Материалами дела подтверждается, что у Общества на балансе не имеется теплового пункта, тепловая сеть Общества не отвечает признакам магистральной тепловой сети, соответственно льгота по налогу на имущество заявлена неправомерно. Тот факт, что наружные теплосети состоят из трубопроводов, упомянутых в примечании к объекту по коду 14 2911090, не является основанием для применения льготы, предусмотренной п. 11 ст. 381 НК РФ, поскольку это позволит применять льготу к любому имуществу, состоящему из трубопроводов.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель указывает на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Также в отзыве общество высказывает несогласие с выводами суда первой инстанции относительно не отнесения линий электропередачи к льготируемому имуществу.
В судебном заседании 27.11.2017 объявлен перерыв до 09 час. 15 мин. 04.12.2017, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети «Интернет» 28.11.2017.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 01.11.2017.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы и требования апелляционной жалобы. С доводами отзыва о несогласии с выводами суда в части отказа в удовлетворении исковых требований не согласились, просили решение отменить в части удовлетворения требований, в остальной части оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представители Общества поддержали доводы отзыва. С доводами апелляционной жалобы налогового органа не согласились, просили решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на неё, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в отношении ООО «БГК» налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 12.10.2016 № 2.8-21/06-19 и вынесено решение от 25.01.2017 № 2.7-24/08-02 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, оставленное без изменения решением УФНС России по Забайкальскому краю от 31.03.2017 № 2.14-09/59-ЮЛ/04733.
Из содержания мотивировочной части решения инспекции, с учетом рассмотренных возражений заявителя, следует, что в нарушение п. п. 1, 3 ст. 380, п. 11 ст. 381, п. 1 ст. 382 Налогового кодекса Российской Федерации Обществом в 2012-2014 годах в результате неправомерно примененной льготы и пониженной налоговой ставки в отношении линий энергопередачи и сооружений, являющихся неотъемлемой частью этих объектов, а также сети теплоснабжения промышленной площадки котельной Удоканской опытно-промышленной установки занижена налоговая база по налогу на имущество организаций, что привело к его неуплате на спорную сумму 366 195 руб. (в т.ч. за 2012 год – 164 511 руб., за 2013 год – 117 573 руб., за 2014 год – 84 111 руб.), начислению пени по налогу – 112 998,71 руб., предъявлению штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации – 18 310 руб. (с учетом снижения его размера в 4 раза).
Из материалов выездной налоговой проверки следует, что инспекция отказала в подтверждении заявленной ООО «БГК» льготы, установленной пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях обложения налогом на имущество организаций:
- по коду ОКОФ 124521125 (линии электропередачи воздушные) следующих спорных основных средств: воздушной линии электропередачи от опоры № 1 (у ПС 220/10 до КТП 2х630 на основной промышленной площадке); воздушной линии электропередачи от опоры № 88 до КТП 2х250; воздушной линии электропередачи от опоры № 1 (у ПС 200/10 до КТП 2х630 на основной промышленной площадке); воздушной линии электропередачи от отпайки на опоре № 67 до площадки водозабора; кабельных линий электропередачи 0,4 кВ основной промышленной площадки Удоканской опытно-промышленной установки; кабельных линий электропередачи 0,4 кВ основной промышленной площадки котельной Удоканской опытно-промышленной установки, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой частью (трансформаторов ТП, силовых щитов, шкафов управления, щита управления).
- по коду ОКОФ 124521126 (сеть тепловая магистральная) следующего спорного основного средства: сети тепловодоснабжения промышленной площадки котельной Удоканской опытно-промышленной установки.
Делая соответствующий вывод об отсутствии у заявителя льготы при исчислении рассматриваемого налога и возможности применения пониженной ставки в спорных периодах по объектам электроснабжения, налоговый орган исходил из того, что находящееся на балансе общества электрическое оборудование и сооружения, используемые им для собственных и производственных нужд, по своему функциональному назначению не относятся к линиям энергопередачи в смысле, придаваемом Федеральным законом № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», а также в связи с тем, что Общество не относится к организации, осуществляющей экономическую деятельность в сфере электроэнергетики, на балансе которой учитывалась бы электрическая сеть и иные объекты электросетевого хозяйства, которые входят в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В части сети тепловодоснабжения промышленной площадки котельной Удоканской опытно-промышленной установки инспекция указала на то, что такая сеть не может рассматриваться в качестве магистральной ввиду её нахождения на территории опытно-промышленной установки, и предназначенной для отопления данной установки. Кроме того, у Общества отсутствует тепловой пункт, являющийся неотъемлемой частью магистральной тепловой сети, а рассматриваемый объект не зарегистрирован в органах технической инвентаризации и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в составе сложного имущественного объекта (магистральной тепловой сети).
Общество, считая решение налогового органа незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В отношении имущества (сеть тепловая магистральная), суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности применения Обществом к спорному перечню объектов имущества льготы, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку сеть тепловодоснабжения промышленной площадки котельной Удоканской опытно-промышленной установки отвечает признакам магистральной тепловой сети.
Относительно имущества (линии электропередачи воздушные) согласился с выводом налогового органа и указал на недоказанность отнесения спорного имущества к льготируемому.
С данными выводами суд апелляционной инстанции соглашается исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания ненормативного правового акта налогового органа недействительным, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривалось, что Общество в 2012-2014 годах являлось плательщиком налога на имущество организаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, объектами обложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктами 1-3 статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
На территории Забайкальского края Законом № 72-ЗЗК от 20.11.2008 «О налоге на имущество организаций» введен налог на имущество организаций, которым установлены ставка, порядок и сроки уплаты, форма отчетности по налогу.
В силу пунктов 1, 3 статьи 3 краевого Закона «О налоге на имущество организаций» №72-ЗЗК от 20.11.08 авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками на основании поданных налоговых расчетов за отчетный период не позднее 5 мая, 5 августа и 5 ноября календарного года; по итогу налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога на основании поданной налоговой декларации в срок не позднее 5 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Положениями пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции рассматриваемых периодов) установлено, что освобождаются от налогообложения организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - Перечень № 504, Перечень).
В указанном Перечне приведены наименования сложных технологических объектов, относящихся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, и соответствующие этим объектам коды ОКОФ.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, сформирован с использованием данных Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94. (далее - ОКОФ), утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359.
Как следует из Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, группировки объектов в ОКОФ образованы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами.
В соответствии с Перечнем № 504, льготированию подлежат как объекты, коды которых непосредственно перечислены в Перечне, так и сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Поскольку коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне, то в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня.
В силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", регулирующего отношения при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), объекты электроэнергетики - это имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства. К объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В соответствии с Правилами технологического присоединения, установленными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, разграничены объекты по производству электрической энергии, а также объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие сетевым организациям.
В соответствии с пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, услуги по передаче электроэнергии и мощности предоставляют потребителям сетевые организации.
Исходя из положений ГОСТ 24291-90 "Государственный стандарт Союза ССР. Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403) электропередача - совокупность линий электропередачи и подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы.
Согласно ГОСТ 21027-75 "Государственный стандарт Союза ССР. Системы энергетические. Термины и определения" (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 29.07.1975 N 1972) энергосистема - совокупность электростанций, электрических и тепловых сетей в другой.
В соответствии с положениями ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029) "Энергетика и электрификация. Термины и определения" электростанция - это энергоустановка или группа энергоустановок для производства электрической энергии или электрической энергии и тепла.
Электрическая сеть - совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их электрических линий, размещенных на территории района, населенного пункта, потребителя электрической энергии.
Согласно ГОСТу 24291-90 электростанция - это энергоустановка, предназначенная для производства электрической энергии, содержащая строительную часть, оборудование для преобразования энергии и необходимое вспомогательное оборудование. Электрическая сеть - совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их линий электропередачи, предназначенная для передачи и распределения электрической энергии.
Как следует из пункта 34 ГОСТ 19431-84, линия электропередачи - электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.
Согласно ГОСТу 24291-90 линией электропередачи (ЛЭП) называется электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором.
Как следует из пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В соответствии с пунктом 4.1 СП 124.13330.2012 (Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003), утвержденного Приказом Минрегионразвития России от 30.06.2012 N280, тепловые сети подразделяются на магистральные, распределительные, квартальные и ответвления от магистральных и распределительных тепловых сетей к отдельным зданиям и сооружениям. Разделение тепловых сетей устанавливается проектом или эксплуатационной организацией.
Под магистральными тепловыми сетями понимают тепловые сети со всеми сопутствующими конструкциями и сооружениями, транспортирующие горячую воду, пар, конденсат водяного пара (теплоноситель) от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах (пункт 3.6 СП 124.13330.2012).
Распределительные тепловые сети - тепловые сети от тепловых пунктов до зданий, сооружений, в том числе от ЦТП до ИТП (пункт 3.7 СП 124.13330.2012).
Квартальные тепловые сети - распределительные тепловые сети внутри кварталов городской застройки (называются по территориальному признаку) (пункт 3.8 СП 124.13330.2012).
Функциональным назначением имущества, указанного в Перечне № 504, является передача электрической и тепловой энергии, производимой на электростанциях, потребителям. Как следует из Перечня № 504, освобождению от обложения налогом на имущество организаций подлежат не все тепловые сети, а лишь те, которые являются магистральными (код ОКОФ 12 4521126).
Таким образом, обстоятельством, подлежащим доказыванию в рассматриваемом деле, является принадлежность анализируемого имущества к магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
Арбитражный суд в силу частей 1, 2, 4, 5, 7 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что воздушная линия электропередачи от опоры № 1 (у ПС 220/10 до КТП 2х630 на основной промышленной площадке); воздушная линия электропередачи от опоры № 88 до КТП 2х250; воздушная линия электропередачи от опоры № 1 (у ПС 200/10 до КТП 2х630 на основной промышленной площадке); воздушная линия электропередачи от отпайки на опоре № 67 до площадки водозабора; кабельные линии электропередачи 0,4 кВ основной промышленной площадки Удоканской опытно- промышленной установки; кабельные линии электропередачи 0,4 кВ основной промышленной площадки котельной Удоканской опытно-промышленной установки, учтены заявителем как линии энергопередачи (код ОКОФ – 124521125), а сооружения, являющиеся их неотъемлемой частью: 2-е трансформаторы ТП – по коду ОКОФ 143115202, силовые щиты – по коду ОКОФ 143120407, трансформаторы ТП – по коду ОКОФ 143115201, шкафы и щит управления – по коду ОКОФ 143313470.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" потребители электрической энергии определены как лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Согласно представленным свидетельствам о государственной регистрации права, общество является собственником воздушной линии электропередачи от опоры № 1 (у ПС 220/10 до КТП 2х630 на основной промышленной площадке); воздушной линии электропередачи от опоры № 88 до КТП 2х250; воздушной линии электропередачи от опоры № 1 (у ПС 200/10 до КТП 2х630 на основной промышленной площадке); воздушной линии электропередачи от отпайки на опоре № 67 до площадки водозабора; кабельных линий электропередачи 0,4 кВ основной промышленной площадки Удоканской опытно-промышленной установки; кабельных линий электропередачи 0,4 кВ промышленной площадки котельной Удоканской опытно-промышленной установки, расположенных по адресу: Забайкальский край. Каларский район, с. Удокан (т. 4, л.д. 3-9), по которым представлены технические паспорта кабельных линий электропередачи, паспорта высоковольтных воздушных линий, а также схемы их расположения и электроснабжения ООО «БГК» (т. 4, л.д. 12, 128-129, 144-153, т. 5, л.д. 24-26, 47-62).
Согласно актам разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон № 454 от 13.06.2012, № 93 от 15.09.2014, № 93/2014 от 15.09.2014 с учетом заключенных договоров энергоснабжения № 012569 от 27.12.2014, 012569 от 01.06.2012 ООО «БГК» является потребителем электрической энергии, передаваемой ему поставщиком по кабельным линиям (КЛ (ВЛ)-10 кВ) до объектов Удоканской опытно-промышленной установки (точек поставки), с использованием находящегося на балансе общества оборудования (энергопринимающих устройств), и существующих границ раздела (т. 4, л.д. 12-96).
В данном случае спорное имущество (линии электропередачи) используется заявителем для обеспечения собственных производственных нужд, и поступающая по кабельным и воздушным линиям электроэнергия локализуется в энергопринимающих устройствах общества без дальнейшей её передачи, данное имущество не связано с процессом передачи электрической энергии потребителям электрической энергии (лицам, приобретающим электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд), применительно к статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", что необходимо для линий электропередачи.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что линии электропередачи и сооружения, являющиеся их неотъемлемой частью, по своему функциональному назначению не относятся к льготируемым линиям энергопередачи, приведенным в Перечне №504, а потому у Общества отсутствовали правовые основания для применения в отношении принадлежащих ему спорных линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, льготы, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации.
Относительно выводов обоснованности применения льготы в отношении имущества: сети тепловодоснабжения промышленной площадки котельной Удоканской опытно-промышленной установки, апелляционный суд отмечает следующее.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Перечне № 504 к Сети тепловой магистральной (код ОКОФ 124521126) отнесены: трубопровод и его детали с теплоизоляцией, камера с запорной и регулирующей арматурой, контрольно - измерительными приборами, электросиловым управляющим оборудованием, средствами автоматики и телемеханики, вентиляцией, средствами пожаротушения, дренажные насосные станции, дюкер и элементы сети тепловой магистральной.
Согласно пункту 3.6 Свода правил СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003. Тепловые сети», утвержденного Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 280, магистральные тепловые сети – тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями и сооружениями), транспортирующие горячую воду, пар, конденсат водяного пара, от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах.
Из представленных в материалы дела документов следует, что на балансе Общества под литером Г15 значатся сети теплоснабжения (инв. №1069-2), представляющие согласно техническому паспорту на них 4 надземных и 4 подземных нитки из стали протяженностью трубопровода – 646,6 м, трассы – 323,3 м, диаметром 219 м, 52 м, 219 м, 32 м (т. 5, л.д. 5-8, 20-23).
Указанные сети являются собственностью общества на основании свидетельства о государственной регистрации права (том 5 л.д. 39).
Из материалов дела так же следует, что источником тепла является проектируемая механизированная транспортабельная котельная на твердом топливе КМТ-5,0; теплоноситель – горячая вода по графику 95-70?С; давление на выходе из котельной в подающем трубопроводе – 50 м вод.ст., в обратном трубопроводе – 40 м вод.ст.; схема теплоснабжения – зависимая, закрытая; система теплоснабжения – двухтрубная; горячее водоснабжение принято от водонагревателей. В указаниях приведена таблица тепловых нагрузок, и отмечено, что расход сетевой воды на выходе из проектируемой котельной – 156,1 м3/ч, оговорена прокладка тепловых сетей, предусмотрены параметры изоляции, материал труб, установка спускников, воздушников, компенсация. С целью энергосбережения в узлах вводов тепловых сетей в производственный корпус и насосную станцию устанавливаются водосчетчики (см. раздел «Автоматизация»), предусмотрена запорная арматура. В узлах ввода устанавливаются грязевики на подающих и обратных трубопроводах тепловых сетей, а перед теплосчетчиками – фильтры для предотвращения попадания в системы теплоснабжения окалины, ржавчины и прочих загрязняющих веществ (т. 5, л.д. 34-35).
Как верно отмечено судом первой инстанции, из совокупного содержания схем трубопровода, фрагмента плана и аксонометрической схемы следует, что в котельной (источнике теплоты) применяется запорно-регулирующая арматура теплоносителей, электронасосы, а в производственном корпусе с административно-бытовой пристройкой, потребляющих тепловую энергию, имеется тепловой узел (т. 5, л.д. 36-38, 40-46, 117-123).
При этом, из указанных выше доказательств, материалов дела следует, что тепловой узел и система трубопровода представляет собой трубопровод и его детали с теплоизоляцией, камерой с запорной и регулирующей арматурой, контрольно - измерительными приборами, системой фильтрации, распределительными системами на горячее снабжение и отопление к потребителям. В составе объекта имеются колодцы, камеры, компенсаторы, вводы, задвижки.
Тепловой узел (пункт) соединён с источником тепла и потребителями тепла посредством тепловых сетей.
При установленных обстоятельствах в отношении рассматриваемого объекта, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что сеть тепловодоснабжения промышленной площадки котельной Удоканской опытно-промышленной установки отвечает признакам магистральной тепловой сети.
Следовательно, применение налоговой льготы по данному объекту обоснованно признано судом правомерным.
При этом довод апелляционной жалобы, о том, что Общество не оказывает услуг по передаче тепловой энергии потребителям, а использует её для собственных нужд, в связи с чем, деятельность общества с применением льготируемых объектов не подпадает под определение и содержание деятельности по теплоснабжению, отклоняется апелляционным судом, поскольку положения пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 14 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" непосредственно не связывают применение налоговой льготы с необходимостью передачи тепловой энергии потребителям (физическим, юридическим лицам), а для использования льготы следует рассматривать возможность соответствующих объектов имущества передавать тепловую энергию и учитывать их соотносимость с Перечнем № 504.
Кром того, данные доводы не являлись основанием принятия оспариваемого решения, следовательно, на выводы суда не влияют.
При установленных обстоятельствах, обоснованным является вывод суда первой инстанции о правомерности применения обществом налоговой льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной п. 11 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении спорных объектов: сети тепловодоснабжения промышленной площадки котельной Удоканской опытно-промышленной установки.
По результатам рассмотрения суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о частичном удовлетворении заявленных обществом требований и о признании недействительным оспариваемого решения о привлечения ООО «БГК» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части налога на имущество организаций за 2012-2014 годы в размере 65 224 руб., пени по налогу на имущество организаций в сумме 20 127 руб., штрафа по налогу на имущество организаций в размере 3 261 руб., как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Доводы по существу спора, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию заявителя с оценкой судом первой инстанции имеющихся в деле доказательств. Данные доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую оценку, оснований к несогласию с которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу пункта 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 сентября 2017 года по делу №А78-9083/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья В.Л. Каминский
Судьи В.А. Сидоренко
Д.В. Басаев