212/2023-154870(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород Дело № А79-3109/2021 05 декабря 2023 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В., судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 13.02.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023
по делу № А79-3109/2021
по заявлению сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего сбытового кооператива «ЭКО Продукт местный» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Министерству сельского хозяйства Чувашской Республики
о признании незаконным уведомления от 30.12.2020 № 05/26-9929, о признании незаконным бездействия Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики, выразившегося в нерассмотрении заявления от 23.12.2020 по существу, об обязании Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики рассмотреть заявление от 23.12.2020 и дать мотивированный ответ в соответствии с Правилами предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.02.2017 № 44, в том числе, но не ограничиваясь, в части занижения ставок субсидий при закладке многолетних насаждений за 2016 – 2017 годы на сумму 3 266 111 рублей 19 копеек; на закладку многолетних насаждений (интенсивного яблоневого сада) на площади 3,26 гектара в 2016 году в размере 20 842 рублей 77 копеек, в том числе 8 419 рублей 61 копейка из федерального бюджета и 12 423 рублей 16 копеек из республиканского бюджета; на закладку многолетних насаждений на площади 20,79 гектара в 2017 году в размере 3 245 268 рублей 42 копеек, в том числе 3 093 400 рублей из
федерального бюджета и 151 868 рублей 42 копеек из республиканского бюджета (с учетом уточнений к заявленным требованиям),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – Министерство финансов Чувашской Республики, Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике,
и у с т а н о в и л :
сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий сбытовой кооператив «ЭКО Продукт местный» (далее – Кооператив) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным уведомления Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики (далее – Минсельхоз Чувашии) от 30.12.2020 № 05/26-9929; признании незаконным бездействия Минсельхоза Чувашии, выразившегося в нерассмотрении заявления от 23.12.2020 по существу; обязании Минсельхоза Чувашии рассмотреть заявление от 23.12.2020 и дать мотивированный ответ в соответствии с Правилами предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.02.2017 № 44 (далее – Правила № 44), в том числе, но не ограничиваясь, в части занижения ставок субсидий при закладке многолетних насаждений за 2016 – 2017 годы на сумму
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Чувашской Республики и Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике.
Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии решением от 13.02.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023, заявленные требования удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Минсельхоз Чувашии обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, суды неправомерно применили Правила № 44, поскольку на момент обращения Кооператива с заявлением о предоставлении субсидии (23.12.2020), указанные Правила утратили силу в связи с утверждением Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.02.2020 № 43 (в редакции от 15.12.2020); не учли, что заявление подано за пределами срока предоставления субсидий, так как в 2020 году Кооператив не мог претендовать на возмещение затрат, произведенных в 2016 и 2017 годах. Таким образом, у судов отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Кооператив в отзыве возразил против доводов Минсельхоза Чувашии, сославшись на законность обжалованных решения и постановления судов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, явку представителей не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Кооператив начиная с 2016 года является получателем субсидий из федерального и местного бюджетов на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями.
Кооператив 23.03.2018 обратился в Минсельхоз Чувашии с заявками на возмещение затрат: на закладку сада на площади 3,26 гектара, заложенного в 2016 году; на закладку сада на площади 20,79 гектара, заложенного в 2017 году; по уходу за многолетними насаждениями яблоневого сада на площади 3,26 гектара за 2017 год. В связи с тем, что в пакете документов обнаружены неполные и недостоверные сведения в справках-расчетах и документах, указанных в подпункте «а» пункта 2.7 Правил № 44, Минсельхоз Чувашии письмом от 27.03.2018 возвратил документы для устранения выявленных недостатков.
Бездействие Минсельхоза Чувашии по рассмотрению заявок оспорено Кооперативом в рамках дела № А79-6084/2018. Решением Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 01.11.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.06.2019, суд отказал в удовлетворении заявления.
Суды трех инстанций пришли к выводу о том, что возврат Кооперативу документов в связи с представлением неполных и недостоверных сведений для устранения выявленных недостатков не противоречит положениям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не препятствует повторной подаче документов.
К заявлению были приложены: справка-расчет, проект закладки сада (уход сада), копия актов о приемке выполненных работ, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, справка из налогового органа об отсутствии задолженности по налогам сборам и иным обязательным платежам в бюджетной системе Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации, дополнительные документы, предусмотренные пунктом 2.7 Правил № 44.
Уведомлением от 30.12.2020 № 05/26-9929 Минсельхоз Чувашии сообщил заявителю, что предоставление субсидий по указанным документам уже являлось предметом разбирательства в Арбитражном суде Чувашской Республики – Чувашии в рамках дела № А79-6084/2018, по результатам рассмотрения которого, суд отказал в удовлетворении заявления.
Посчитав, что Минсельхозом Чувашии допущено бездействие, выразившееся в не рассмотрении заявления от 23.12.2020 по существу, Кооператив обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с рассматриваемым заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее
– БК РФ) и Правилами № 44, суд первой инстанции удовлетворил требования Кооператива. При этом, суд исходил из того, что уведомление Минсельхоза Чувашии от 30.12.2020 № 05/26-9929 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку Кооператив вправе повторно обратиться в Минсельхоз Чувашии за предоставлением субсидий после устранения выявленных недостатков, что и было им сделано 23.12.2020. Минсельхозом Чувашии допущено незаконное бездействие, поскольку ответчик обязан был рассмотреть представленные документы и дать соответствующий мотивированный ответ в соответствии с Правилами № 44.
В целях устранения нарушенных прав заявителя, суд первой инстанции посчитал необходимым обязать Минсельхоз Чувашии рассмотреть заявление от 23.12.2020 и дать мотивированный ответ в соответствии с Правилами № 44, в том числе, но не ограничиваясь, в части занижения ставок субсидий при закладке многолетних насаждений за 2016 – 2017 годы на сумму 3 266 111 рублей 19 копеек; на закладку многолетних насаждений (интенсивного яблоневого сада) на площади 3,26 гектара в 2016 году в размере 20 842 рублей 77 копеек, в том числе 8 419 рублей 61 копейка из федерального бюджета и 12 423 рублей 16 копеек из республиканского бюджета; на закладку многолетних насаждений на площади 20,79 гектара в 2017 году в размере 3 245 268 рублей 42 копеек, в том числе 3 093 400 рублей из федерального бюджета и 151 868 рублей 42 копеек из республиканского бюджета.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия ненормативного правового акта требованиям законодательства лежит на соответствующем органе.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78 БК РФ).
В силу пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 – 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта
Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на поддержку отдельных подотраслей растениеводства регламентирован Правилами № 44.
Согласно пункту 2.5 Правил № 44 выплата субсидий за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики производится по ставкам, определенным Минсельхозом Чувашии, в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Чувашской Республики на указанные цели. Выплата субсидий за счет средств, поступивших из федерального бюджета, осуществляется на условиях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Получатель субсидии ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляют специалисту Минсельхоза Чувашии в районе, в том числе: заявление по форме согласно приложению № 1 к настоящим Правилам; справку-расчет на получение субсидии на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными кустарниковыми насаждениями, садами интенсивного типа (не менее 800 деревьев на 1 гектар), плодовыми и ягодными питомниками, хмельниками за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики по форме согласно приложению № 4 к настоящим Правилам в двух экземплярах с копиями актов выполненных работ по закладке и (или) уходу за многолетними насаждениями, проекта закладки сада (за исключением хмельников) с предъявлением их оригиналов (пункт 2.7 Правил № 44 (редакция от 10.07.2019).
В соответствии с пунктом 2.8 Правил № 44 специалист Минсельхоза Чувашии в районе: 1) регистрирует заявление в день его поступления; 2) производит выверку копий документов с оригиналами и заверяет их. Один экземпляр справок-расчетов с копиями
документов остается у специалиста Минсельхоза Чувашии в районе, второй экземпляр справок-расчетов с отметкой о принятии возвращается получателю субсидии; 3) в течение пяти дней со дня регистрации заявления рассматривает документы, указанные в пункте 2.7 настоящих Правил.
В случае представления неполного пакета документов, обнаружения неполных или недостоверных сведений в справках-расчетах и документах, указанных в подпункте «а» пункта 2.7 настоящих Правил, и (или) представления документов, оформленных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики требований, специалист Минсельхоза Чувашии в районе не позднее следующего рабочего дня после дня окончания проверки возвращает их для устранения выявленных недостатков.
Получатель субсидии после устранения выявленных недостатков вправе повторно представить документы в соответствии с настоящими Правилами.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что Кооператив повторно подал заявление о предоставлении субсидии, которое датировано 23.12.2020, при этом документы не были возвращены заявителю в порядке пункта 2.8 Правил № 44 для устранения выявленных недостатков.
Минсельхоз Чувашии отказал Кооперативу в предоставлении субсидии, указав, что предоставление субсидий по указанным документам уже являлись предметом разбирательства в Арбитражном суде Чувашской Республики – Чувашии в рамках дела
№ А79-6084/2018, по результатам которого вынесено решение от 01.11.2018 об отказе в удовлетворении заявления.
Между тем, как верно указали суды, в соответствии с пунктом 2.8 Правил № 44, получатель субсидии после устранения выявленных недостатков вправе повторно представить документы в соответствии с настоящими Правилами.
При этом, в рамках дела № А79-6084/2018 суды пришли к выводу о том, что возврат Кооперативу документов в связи с представлением неполных и недостоверных сведений для устранения выявленных недостатков не противоречит положениям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не препятствует повторной подаче документов. Каких-либо выводов, связанных с отсутствием у заявителя права на обращение с заявлением о предоставлении субсидий за 2016 – 2017 годы, судебные акты не содержат.
Согласно пункту 2.7 Правил № 44 основаниями для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии являются: несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным в абзацах втором – двадцать первом подпункта «а» пункта 2.5 настоящих Правил, или непредставление (представление не в полном объеме) недостающих документов и (или) уточненных сведений в соответствии с абзацем пятым пункта 2.6 настоящих Правил; недостоверность представленной получателем субсидии информации; несоответствие условиям и требованиям, предусмотренным пунктами 2.3 и 2.4 настоящих Правил; несоблюдение сроков представления документов, указанных в пункте 2.5 настоящих Правил.
Таких оснований уведомление Минсельхоза Чувашии от 30.12.2020 № 05/26-9929 не содержит.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно посчитали, что оспариваемые уведомление и бездействие Минсельхоза Чувашии
не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы Кооператива, и правомерно удовлетворили заявление. Примененная судами восстановительная мера обеспечивает защиту нарушенных прав заявителя.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривался ввиду того, что Министерство освобождено от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 13.04.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023 по делу
№ А79-3109/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Т.В. Шутикова
Судьи О.Е. Бердников О.А. Шемякина