ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А79-6559/18 от 21.12.2018 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                                                Дело № А79-6559/2018

21 декабря 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2018 года.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Родиной Т.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Суор» на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 16.08.2018 по делу  № А79-6559/2018, принятое судьей Коркиной О.А., в порядке упрощенного производства, по иску некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Суор» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 11 607 руб.43 коп.

Без вызова представителей сторон.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.

Некоммерческая организация «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов»  (далее – НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», Фонд) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском  к обществу с ограниченной ответственностью «Суор» (далее – ООО «Суор», Общество) о взыскании 9602 руб. 56 коп. долга по взносам на капитальный ремонт за период с 01.12.2014 по 31.12.2016, 2004 руб. 87 коп. пени за период с 12.01.2015 по 07.06.2018.

          Решением от 16.08.2018 Арбитражный суд Чувашской Республики взыскал с ООО «Суор» в пользу НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» 9602 руб. 56 коп. долга, 2004 руб. 13 коп. неустойки, в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины. В остальной части иска отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции,                                ООО «Суор» обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью последних, с нарушением норм процессуального и материального права.

Оспаривая законность судебного акта, заявитель указывает на несоблюдение претензионного порядка урегулирования спора, жалоба подписана лицом, действующим на основании доверенности, однако последняя не предоставляет ему таких полномочий.

Истцом в материалы дела не представлены доказательства направления в адрес ответчика квитанций на оплату с указанием платежных реквизитов, в связи с чем, ответчик был лишен возможности своевременно оплатить задолженность, данные обстоятельства, по мнению заявителя.  свидетельствуют необходимости применения судом  статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Нарушение норм материального права усматривает в неприменении статьи 406 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         Повторно рассмотрев дело, проверив доводы жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом,истец создан постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.05.2013 №173 «О создании некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», регистрация юридического лица в ЕГРЮЛ осуществлена 29.10.2013 и согласно пункту 1.1 Устава   Фонд является организацией, преследующей социальные и иные общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации и осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора.

Согласно пункту 2.1 Устава целью деятельности Фонда является своевременное обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики.

Функциями Фонда являются, в том числе  аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора, а также ведение учета поступивших средств (пункт 2.3 Устава).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости общество с ограниченной ответственностью «Суор» является собственником квартиры № 4 площадью 68,2 кв.м, расположенной по адресу: <...>.

Исходя из части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка (часть 2 статья 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: 1) устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; 2) устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов; 3) создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора; 4) утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации; 5) устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам; 6) устанавливаются порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет (далее - владелец специального счета), и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 настоящего Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений; 7) устанавливается порядок выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 8) устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств; 9) устанавливается порядок информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.03.2014 № 77 утверждена Республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики на 2014-2043 годы.

Спорный многоквартирный дом включен в указанную программу.

Согласно Постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.12.2013 № 513 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Чувашской Республики на 2014-2016 годы" определен минимальный размер взноса на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме - 5 руб. 20 коп. на 2014 год, 5 руб. 50 коп. на 2015 год, 5 руб.80 коп. на 2016 год.

По сведениям истца, за ответчиком образовалась задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.12.2014 по 31.12.2016 в размере 9602 руб. 56 коп.

Претензией, направленной ответчику 07.10.2017, истец потребовал уплаты долга.

Согласно сведениям с официального сайта «Почта России» претензия ответчиком получена 12.10.2017, что опровергает довод ответчик о несоблюдении истцом претензионного порядка.

Претензия подписана представителем истца, доверенность которого выдана 14.09.2017.

Кроме того, истец, будучи доверителем по указанной доверенности, не заявлял об отсутствии полномочий у представителя на отправление почтовой корреспонденции.

Ответчик добровольно долг не уплатил, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, доля которых определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт помещения предусмотрена также в части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании пункта 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт.

В пункте 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем

В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Первоначальный текст Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.03.2014 №77, официально опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет htpp://www.cap.ru 28.03.2014, издании «Вести Чувашии» №13 от 05.04.2014.

Таким образом, собственники многоквартирных домов, которые не принимали решения о создании отдельного специального счета для формирования фонда капитального ремонта своего многоквартирного дома, с 01.12.2014 обязаны перечислять взносы на капитальный ремонт в фонд регионального оператора.

Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт

На основании части 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций иинженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного названным Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Факт нахождения спорного помещения в собственности ответчика в спорный период подтвержден материалами дела, в связи с чем, ответчик был обязан ежемесячно оплачивать взносы на капитальный ремонт за помещение в многоквартирном доме.

Согласно части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

Поскольку ответчик в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств избрания собственниками помещений в доме способа формирования фонда капитального ремонта конкретного многоквартирного дома путем создания отдельного специального счета, суд пришел к выводу о том, что  в отсутствие такого решения формирование такого фонда производится на счете регионального оператора, то есть истца по настоящему делу, и, как следствие, к выводу об обоснованности  требований  истца.

Согласно расчету истца, сумма долга ответчика по оплате взносов за капитальный ремонт за период с 01.12.2014 по 31.12.2016 составляет 9602 руб. 56 коп. Представленный истцом расчет судом проверен и признан обоснованным.

Так как доказательств своевременной и полной оплаты задолженности  ответчик на день принятия решения суду не представил, требование истца о взыскании с ответчика долга в сумме 9 602 руб. 56 коп. правомерно удовлетворено судом как подтвержденное материалами дела.

Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика 2 004 руб. 87 коп. пени за период с 12.01.2015 по 07.06.2018.

В силу пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт  (в редакции от 03.07.2016 №355-ФЗ).

В соответствии с редакцией от 03.11.2015 №307-ФЗ пункт 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации изложен следующим образом собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

Поскольку факт невнесения ответчиком взносов на капитальный ремонт судом установлен и ответчиком надлежащими доказательствами не опровергнут, требование о взыскании неустойки заявлено истцом правомерно.

Указанные пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.

Проверив представленный истцом расчет пени, суд, признал его ошибочным в связи с неприменением истцом правил статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации о переносе срока оплаты, приходящегося на выходной (праздничный день) на ближайший за ним рабочий день.

Судом произведен перерасчет пени, который за период с 13.01.2015 по 07.06.2018 составил 2004 руб. 13 коп.

На основании вышеизложенного, суд правомерно удовлетворил требование истца о взыскании неустойки в сумме 2004 руб. 13 коп. за период с 13.01.2015 по 07.06.2018.

Решение законно и обоснованно, принято при полном, всестороннем исследовании доказательств, представленных в дело, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

Доводы жалобы сводятся к возражениям на иск, отклоненным судом, с судебной оценкой которых заявитель не согласился.

Довод о подписании претензии неполномочным лицом, поскольку доверенность датирована 17.10.2017, а направлена в адрес ответчика  07.10.2017, отклоняется апелляционным судом, так как доверенность на ФИО1, подписавшую претензию, датирована 14.09.2017 (л.д. 34). Более того, статья 62 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусматривает отражение в доверенности полномочий на подписание претензии.

Апелляционный суд отклоняет довод заявителя жалобы о необоснованном неприменении судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из следующего.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Вопреки доводам Общества о необходимости   уменьшения размера неустойки в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответчик в суде первой инстанции ходатайства об ее уменьшении не заявил, в связи с чем у суда отсутствовали основания для применения данной нормы права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя и подлежит с него взысканию непосредственно в доход федерального бюджета, так как при подаче жалобы заявителю была предоставлена отсрочка в уплате судебных расходов.

          Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, 272.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

          решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 16.08.2018 по делу  № А79-6559/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Суор» - без удовлетворения.

           Взыскать общества с ограниченной ответственностью «Суор»  в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб.

 Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

          Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                           Т.С. Родина