ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А81-2570/20 от 16.02.2021 АС Ямало-Ненецкого АО

304/2021-8450(4)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

 ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А81-2570/2020 

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года  Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2021 года 

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.

судей Зиновьевой Т.А.   Щанкиной А.В. 

при протоколировании судебного заседания с использованием средств  аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу  управления муниципального имущества администрации города Муравленко  на решение от 13.07.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного  округа (судья Садретинова Н.М.) и постановление от 20.10.2020 Восьмого  арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е.,  Рыжиков О.Ю.) по делу № А81-2570/2020 по заявлению общества  с ограниченной ответственностью «Альянс-Инвест» (Московская обл.,  г.о. Долгопрудный, г. Долгопрудный, пр-д Лихачевский, д. 8, пом. XLII,  офис 316/1, ОГРН 1158603000060, ИНН 8603213148) к управлению  муниципального имущества администрации города Муравленко (629603,  Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко, ул. 70 лет Октября,  д. 30, корп. А, ОГРН 1028900766927, ИНН 8906004016) о признании  недействительным предписания. 

В заседании принял участие представитель общества с ограниченной  ответственностью «Альянс-Инвест» Ахмедзянов Д.З. по доверенности  от 15.02.2021. 

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Альянс-Инвест» (далее –  ООО «Альянс-Инвест», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд 


Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к управлению  муниципального имущества администрации города Муравленко (далее – управление, административный орган, заинтересованное лицо) о признании  недействительным предписания от 13.03.2020 № 04 об устранении  выявленного нарушения требований земельного законодательства  Российской Федерации. 

Решением от 13.07.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого  автономного округа требования заявителя удовлетворены. Признано  недействительным предписание управления от 13.03.2020 № 04  об устранении выявленного нарушения требований земельного  законодательства Российской Федерации, выданное ООО «Альянс-Инвест».  С управления в пользу общества взысканы расходы по уплате госпошлины  в размере 3 000 руб. 

Постановлением от 20.10.2020 Восьмого арбитражного апелляционного  суда решение суда первой инстанции от 13.07.2020 оставлено без изменения. 

Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит  отменить принятые по делу судебные акты, направить дело на новое  рассмотрение. 

В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что управление  правомерно выдало предписание об устранении выявленного нарушения  требований земельного законодательства № 04 с учетом того, что нарушение  влечет угрозу безопасности жизни и здоровью граждан, установлено  нахождение их в аварийном строении. 

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель общества просил в удовлетворении  жалобы отказать. 

Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя,  проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения  судами первой и апелляционной инстанций норм материального права  и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых  судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах  установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле  доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующим  выводам. 


Как следует из материалов дела, в период с 20.12.2019 по 27.12.2019  заинтересованным лицом проведена плановая выездная проверка  соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации  в отношении заявителя, в результате которой установлено, что в границах  земельного участка с кадастровым номером 89:13:010202:1, расположенного  по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко,  промышленная зона, панель 2, ул. Энергетиков, предоставленного  ООО «Альянс-Инвест» на основании соглашения о перемене лиц  в обязательстве от 14.12.2015 к договору аренды земельного участка  от 25.02.1997 № 11-97, под производственную базу филиала управления  технологического транспорта № 6, выявлены объекты, эксплуатируемые без  разрешительных и правоустанавливающих документов: 

– здание АБК – 240 кв. м;
– здание КПП – 192 кв. м;
– здание АБК – 144 кв. м;
– здание склада – 450 кв. м;
– здание на два гаража – 144 кв. м;

– здание гаражей с хозяйственно-бытовыми помещениями – 1 014 кв. м; 

– теплоузел – 36 кв. м.

По информации управления архитектуры и градостроительства  администрации города Муравленко от 26.12.2019 № 10/1159 разрешений  на строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию объектов  капитального строительства, расположенных в границах земельного участка  с кадастровым номером 89:13:010202:1, не выдавалось. 

ООО «Альянс-Инвест» 27.12.2019 выдано предписание об устранении  выявленного нарушения требований земельного законодательства  Российской Федерации № 15, в соответствии с которым предписано в срок  до 01.03.2020: 

– устранить указанное нарушение в установленном законодательством  Российской Федерации порядке, 

– представить должностному лицу, вынесшему предписание,  документы, справки и иные материалы, подтверждающие принятие  необходимых мер для устранения нарушения. 

С целью устранения выявленных нарушений рекомендовано: 

– предоставить копии правоустанавливающих и разрешительных  документов на вышеуказанные объекты недвижимого имущества; 


– в случае отсутствия правоустанавливающих и разрешительных  документов провести мероприятия по оформлению правоустанавливающих  и разрешительных документов на вышеуказанные объекты в соответствии  с действующим законодательством Российской Федерации. 

Кроме того, администрация города Муравленко 30.12.2019 направила  обращение в Государственную службу строительного надзора по факту  совершения административного правонарушения, предусмотренного частью  1 и частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) по объектам  капитального строительства, указанным в акте проверки администрации  города Муравленко. 

Определением от 31.01.2020, вынесенным отделом государственного  строительного надзора по городам Ноябрьск и Муравленко управления  осуществления надзора по городам Ноябрьск и Муравленко службы  государственного строительного надзора Ямало-Ненецкого автономного  округа по результатам рассмотрения обращения управления муниципального  имущества администрации города Муравленко от 30.12.2019   № 11-01-11/9139 по факту совершения административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 и частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, принято  решение: в возбуждении дел об административных правонарушениях  в отношении ООО «Альянс-Инвест» отказать. 

Во исполнение предписания письмом от 20.02.2020 обществом были  представлены в адрес управления заключения по результатам обследования  объектов: 

– здание АБК площадью 240 кв. м ( № 6 на схеме № 1, снимок № 17);

– здание КПП площадью 192 кв. м ( № 7 на схеме № 1, снимок № 2);  – здание АБК площадью 144 кв. м ( № 8 на схеме № 1, снимок № 1); 

– здание гаражей с хозяйственно-бытовыми помещениями площадью  1 014 кв. м ( № 11 на схеме № 1, снимки № 12, № 14); 

– здание на два гаража площадью 144 кв. м ( № 10 на схеме № 1);
– теплоузел площадью 36 кв. м ( № 12 на схеме № 1, снимок № 3).

Из представленных заключений следовало, что вышеуказанные объекты  не являются объектами капитального строительства, так как у них  отсутствует прочная связь с землей, отсутствует фундамент. Все  вышеуказанные постройки выполнены из легкосборных конструкций  (из блоков полной заводской готовности – КДМО) на железобетонных 


плитах, расположенных непосредственно на земле, без заглубления в грунт.  Данные временные постройки частично подключены к сетям  теплоснабжения и энергоснабжения, а именно, здание АБК площадью  144 кв. м, здание КПП площадью 192 кв. м, здание АБК площадью 240 кв. м. 

Здание склада площадью 450 кв. м ( № 9 на схеме № 1, сгорело),  фактически имело площадь 254,8 кв. м. На данное здание ООО «Альянс- Инвест» предоставило свидетельство о государственной регистрации права  от 06.11.2015 № 89АА 301980. 

Также ООО «Альянс-Инвест» представлена копия определения об отказе  в возбуждении дела об административном правонарушении от 31.01.2020  и копия приказа от 07.10.2019. 

Распоряжением администрации города Муравленко от 12.02.2020 № 47  в отношении общества была назначена внеплановая проверка, которая  проводилась с целью проверки исполнения ранее выданного предписания  от 27.12.2019 № 15. 

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 13.03.2020   № 01, согласно которому зафиксировано, что во исполнение выданного  предписания ООО «Альянс-Инвест» предоставило: заключение визуального  обследования на объекты, эксплуатируемые без разрешительных документов,  выявленные в ходе проведения плановой выездной проверки  и зафиксированные актом проверки органа муниципального земельного  контроля юридического лица от 27.12.2019 № 09, расположенные по адресу:  Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко, промышленная зона,  панель 2, ул. Энергетиков, в границах земельного участка с кадастровым  номером: 89:13:010202:1. 

По результатам заключения визуального обследования объекты: здание  АБК S – 240 кв. м – на схеме 6; здание КПП S – 192 кв. м – на схеме 7; здание  АБК S – 144 кв. м – на схеме 8; здание склада S – 450 кв. м (сгорело) –  на схеме 9; здание на два гаража S – 144 кв. м – на схеме 10; здание гаражей  с хозяйственно-бытовыми помещениями S – 1 014 кв. м – на схеме 11;  теплоузел S – 36 кв. м – на схеме 12, не имеют прочной связи с землей,  конструктивные характеристики позволяют осуществить их перемещение  или демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба  назначению и без изменения основных характеристик строений и являются  некапитальными, а также здание гаражей с хозяйственно-бытовыми  помещениями (S – 1 014 кв. м – на схеме 11) является аварийным. 


Также обществом был предоставлен приказ от 07.10.2019 № 2 «О выводе  из эксплуатации временного сооружения». 

Согласно данному приказу объект – здание гаражей с хозяйственно- бытовыми помещениями (S ~ 1 014 кв. м – на схеме 1), расположенный  в границах земельного участка с кадастровым номером: 89:13:010202:1,  является аварийным и подлежит сносу в срок до 31.12.2020. 

При осмотре данного здания с согласия представителя общества  установлено, что в здании оборудованы помещения для проживания людей.  В помещениях имеются: бытовая техника (холодильники, плиты,  микроволновка, чайник), кровати, столы, спальные матрасы и прочие вещи  (фототаблица № 1). Исходя из этого здание, находящееся в аварийном  состоянии, эксплуатируется для проживания людей. 

На территории земельного участка размещены объекты движимого  имущества (металлические вагоны на шасси, металлические контейнеры),  техника грузового назначения, осуществляется хранение металлических  изделий, установлен контейнер под твердые бытовые отходы. 

Территория земельного участка захламлена твердыми бытовыми  отходами (полипропиленовые мешки, наполненные мусором, металлическая  бочка). 

Указанные обстоятельства отражены в акте обследования земельного  участка от 13.03.2020. 

ООО «Альянс-Инвест» 13.03.2020 выдано предписание об устранении  выявленного нарушения требований земельного законодательства  Российской Федерации № 01, в котором отражено, что по результатам  проверки выявлены следующие нарушения: 

– территория земельного участка захламлена твердыми бытовыми  отходами; 

– аварийное здание гаражей с хозяйственно-бытовыми помещениями  (S ~ 1 014 кв. м), в дальнейшем подлежащее сносу на основании приказа  от 07.10.2019 № 2 «О выводе из эксплуатации временного сооружения»,  оборудовано предметами бытового назначения, что свидетельствует  о проживании в нем людей. 

ООО «Альянс-Инвест» предписано в срок до 26.03.2020 устранить  указанные нарушения, рекомендовано произвести мероприятия по очистке  земельного участка с кадастровым номером 89:13:010202:1 от твердых  бытовых отходов, прекратить эксплуатацию аварийного здания. 


Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось  в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу. 

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования  заявителя, исходили из наличия на стороне административного органа  грубых нарушений при проведении внеплановой проверки, а именно,  управление вышло за предмет проверки – исполнение заявителем  предписания от 27.12.2019 № 15. В ходе внеплановой выездной проверки  зафиксирован факт выполнения ранее выданного предписания от 27.12.2019  и отражены новые нарушения, ранее не вмененные обществу. 

Между тем, судами не было учтено следующее.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее –  Федеральный закон № 294-ФЗ) регулирует отношения в области организации  и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального  контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора),  муниципального контроля. 

В том числе, данным законом устанавливаются порядок организации  и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных  предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление  государственного контроля (надзора), муниципального контроля, органы  муниципального контроля. 

В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 294-ФЗ предметом  плановой проверки осуществлении государственного контроля (надзора)  и муниципального контроля является соблюдение юридическим лицом,  индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности  совокупности предъявляемых обязательных требований и требований,  установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие  сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных  видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. 

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых  и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами  муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных  планов. 


Правоотношения по проведению внеплановой проверки также  урегулированы Федеральным законом № 294-ФЗ. 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ  предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом,  индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности  обязательных требований и требований, установленных муниципальными  правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного  контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение  мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью  граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению  безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий  причинения такого вреда. 

Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том  числе, истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным  предпринимателем ранее выданного предписания об устранении  выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований,  установленных муниципальными правовыми актами (пункт 1 части 2 статьи  10 Федерального закона № 294-ФЗ). 

В силу части 21 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ в случае, если  основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока  исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем  предписания об устранении выявленного нарушения обязательных  требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми  актами, предметом такой проверки может являться только исполнение  выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом  муниципального контроля предписания. 

Выдача обязательного к исполнению предписания является одной из мер  органов государственного контроля, органов муниципального контроля,  принимаемых по результатам проверок. 

Так, в силу статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ в случае  выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом,  индивидуальным предпринимателем обязательных требований или  требований, установленных муниципальными правовыми актами,  должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа  муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, 


предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны  выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному  предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков  их устранения. 

В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 294-ФЗ  юридические лица, их руководители, иные должностные лица или  уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные  предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие  нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно  препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения  проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний  органов государственного контроля (надзора), органов муниципального  контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований  или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут  ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

Таким образом, внеплановая проверка может быть назначена, в том  числе для проверки исполнения предписания. 

Возможность назначения такой проверки связана с наступлением срока  исполнения этого предписания и имеет своей целью исключительно  проверку фактического исполнения ранее выданного предписания. 

Судами установлено, что при проведении проверки в период  с 20.12.2019 по 27.12.2019 было определено, что в границах земельного  участка с кадастровым номером 89:13:010202:1 выявлены объекты, которые  эксплуатируются без разрешительных и правоустанавливающих документов,  в том числе здание площадью 1 014 кв. м. 

Судебная коллегия считает, что при первоначально проведенной  проверке было установлено такое нарушение как эксплуатация  (использование) зданий без надлежащей документации. 

Такие факты, как использование здания для проживания людей  с размещением в помещениях бытовой техники, кроватей, столов, спальных  матрасов и прочих вещей, относятся также к эксплуатации здания, являясь  одним из частных случаев общего понятия эксплуатации (использования). 


То есть факты, установленные при проверке исполнения ранее  выданного предписания, не являются новыми фактами. Это следует  и из того, что в случае исполнения первого предписания выдача второго  предписания была бы исключена. 

Кроме того, если бы было выявлено иное нарушение, не охватываемое  понятием эксплуатации, то устранение такого нарушения потребовало  бы совершенно иных действий. 

В данном случае, при первоначальной проверке было предписано  устранить нарушение, при следующей проверке – предписано прекратить  эксплуатацию здания, что является соответствующей мерой по исполнению  предписания от 27.12.2019, которое общество должно было исполнить в срок  до 01.03.2020. 

Тем не менее, общество до указанной даты выявленное нарушение  в установленный срок не устранило, наоборот, представило документы,  подтверждающие, что работы по демонтажу здания будут проведены  до 31.12.2020. 

В части выявленного в ходе внеплановой проверки факта захламления  территории земельного участка твердыми бытовыми отходами, суд первой  инстанции исходил из того, что материалами проверки не доказан сам факт  захламления территории, поскольку должностным лицом не исследовалось  содержание полипропиленовых мешков, не брались образцы для проведения  исследований на предмет отнесения содержимого к отходам, то есть  заинтересованным лицом не доказано, что отраженные на снимке № 6  объекты относятся к категории строительного или бытового мусора. При  этом суд первой инстанции указал, что нахождение на земельном участке  движимого имущества и оборудования общества соответствует его  разрешенному использованию. 

Однако с указанными выводами судебная коллегия не соглашается в  силу следующего. 

Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 58081-2018 «Судебно- экологическая экспертиза. Термины и определения» (утвержден и введен в  действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию  и метрологии от 21.02.2018 № 92-ст) определено, что захламление земель –  это размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной  деятельности, твердых производственных и коммунальных отходов. 


Таким образом, захламление земель является одним из видов  нарушений, связанных с самим фактом размещения отходов в  неустановленном месте. При проверке было установлено наличие  контейнеров, предназначенных для размещения ТБО (к тому же не  заполненных), а также непосредственное размещение на земельном участке,  его почвенном покрове предметов хозяйственной деятельности, твердых  производственных и бытовых отходов, что является именно захламлением  земель. 

При этом, исходя из содержания указанного термина, определяющее  значение для установления самого факта захламления имеет размещение  отходов в неустановленном месте, что и было установлено при проведении  проверки. Определение опасности отходов не является обязательным  квалифицирующим признаком захламления земель. При наличии  обязательных мест размещения отходов их временное размещение в  неустановленных для этого местах также следует отнести к захламлению  земель. 

Вывод суда первой инстанции о том, что складированные объекты – это  движимое имущество и оборудование общества, материалами дела не  подтвержден, не соответствует содержанию информации, которая отражена  на снимке № 6. 

Согласно пункту 10 распоряжения Управления от 12.02.2020 № 47 о  проведении внеплановой, документарной и выездной проверки,  обязательными требованиями, подлежащими проверке, является выявление  фактов захламления земельных участков. 

Таким образом, общество не доказало отсутствие с его стороны  нарушений обязательных требований, связанных с размещением отходов на  территории муниципального образования город Муравленко. 

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает неверными выводы  судов первой и апелляционной инстанций о том, что административным  органом в ходе проверки исполнения ранее выданного предписания были  выявлены новые нарушения, которые в принципе не могли являться  предметом проверки, и заинтересованным лицом не доказано наличие такого  нарушения как захламление земельного участка. 

При таких обстоятельствах решение от 13.07.2020 суда первой  инстанции и постановление от 20.10.2020 апелляционного суда подлежат  отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ


В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ суд  кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое  рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении  заявленного требования. 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288,  статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Западно-Сибирского округа 

постановил:

решение от 13.07.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного  округа и постановление от 20.10.2020 Восьмого арбитражного  апелляционного суда по делу № А81-2570/2020 отменить. 

Принять новый судебный акт.

В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной  ответственностью «Альянс-Инвест» отказать. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий В.В. Сирина

Судьи Т.А. Зиновьева 

 А.В. Щанкина