Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А81-8144/2019
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2020 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2020 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Киричёк Ю.Н.
ФИО1
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение от 09.12.2019 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья
Кустов А.В.) и постановление от 11.03.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.)
по делу № А81-8144/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нефтегазмонтаж» (629803, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, улица Советская, 104, 110, ОГРН 1028900704216, ИНН 8905030310) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (629007, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Свердлова, 47, ОГРН 1028900509538, ИНН 8901002135) об оспаривании ненормативного правового акта.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «Нефтегазмонтаж»
(далее – ООО «Нефтегазмонтаж», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии
по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – управление, регистрирующий орган) об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, изложенного в уведомлении от 11.07.2019 № КУВД-001/2019-1112847/7.
Решением от 09.12.2019 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением
от 11.03.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требование ООО «Нефтегазмонтаж» удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и отказать обществу в удовлетворении заявленного требования.
Податель жалобы считает оспариваемый отказ правомерным, поскольку обществом не были представлены все документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права собственности.
В отзыве на кассационную жалобу ООО «Нефтегазмонтаж» просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, обществом в июле-августе 2012 года за счет собственных средств с привлечением специализированных организаций, имеющих допуски на выполнение отдельных видов работ, построен линейный объект - сооружение «Наружный газопровод к котельной ООО «Нефтегазмонтаж» шкафное ГРПШ» низкого давления (менее 0,005 МПа) с максимальным рабочим давлением 0,002 МПа (0,02 кгс/см2) общей протяженностью 368 метров (далее – газопровод, сооружение, объект), расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, промзона, панель 11.
01.02.2019 общество обратилось в управление с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на газопровод.
Уведомлением от 11.07.2019 № КУВД-001/2019-1112847/7 регистрирующий орган отказал в постановке на государственный кадастровый учет спорного объекта и государственной регистрации права собственности на него за ООО «Нефтегазмонтаж», сославшись на статью 27, пункт 5 части 1 статьи 26 и часть 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ, Закон о регистрации).
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у управления правовых оснований для отказа в постановке на государственный кадастровый учет газопровода и государственной регистрации права собственности общества на него.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в связи с созданием объекта недвижимости осуществляются одновременно (пункт 1 части 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ).
Согласно статье 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ).
Частью 10 статьи 40 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды двух инстанций установили, что в силу части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешения на строительство газопровода не требовалось.
Спорное сооружение расположено на трех смежных земельных участках с кадастровыми номерами 89:12:111111:23, 89:12:111111:56, 89:12:111111:80, права собственности на которые зарегистрированы за ООО «Ямалспецстройтранссервис», ООО «Профессионал-Плюс» и ООО «СибЭнергоМонтаж» соответственно; в период строительства газопровода земельный участок с кадастровым номером 89:12:111111:56 принадлежал физическому лицу - ФИО3
До начала строительства газопровода обществом 01.07.2012 от собственников земельных участков были получены письменные разрешения на строительство, размещение и последующую эксплуатацию сооружения на условиях безвозмездного пользования земельными участками;
28.02.2019 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 89:12:111111:56, 89:12:111111:80 обществом заключены договоры безвозмездного пользования с ООО «СибЭнергоМонтаж» и ООО «Профессионал-Плюс»; после завершения конкурсного производства в отношении ООО «Ямалспецстройтранссервис» земельный участок с кадастровым номером 89:12:111111:23 передан учредителю должника, однако право собственности на него за ФИО4 не зарегистрировано; использование обществом земельного участка с кадастровым номером 89:12:111111:23 на период эксплуатации объекта было согласовано ООО «Ямалспецстройтранссервис» 01.07.2012 в лице его генерального директора и единственного участника ФИО4, а также подтверждается согласием ФИО4 на размещение объекта и безвозмездное пользование земельным участком от 18.11.2019.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно удовлетворили заявленное ООО «Нефтегазмонтаж» требование, признав недействительным оспариваемое уведомление регистрирующего органа.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 09.12.2019 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 11.03.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А81-8144/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Г.А. ФИО5
Судьи Ю.Н. Киричёк
О.Ю. Черноусова