602/2024-8165(2) @
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров Дело № А82-11450/2023 20 февраля 2024 года
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савельевой А.Г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью фирма «Аптекарь»
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.12.2023 по делу № А82-11450/2023
по заявлению Прокуратуры Ярославского района
к обществу с ограниченной ответственностью фирма «Аптекарь» (ОГРН 1027600986478; ИНН 7607022343),
заинтересованное лицо: Прокуратура Ярославской области,
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Прокуратура Ярославского района (далее – заявитель, Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью фирмы «Аптекарь» (далее – ответчик, Общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 21.12.2023 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик указывает, что Обществом своевременно и в полном объеме ведется учет лекарственных препаратов с истекшим сроком годности, указанные лекарственные препараты своевременно перемещаются в карантинную зону, о чем делается отметка в соответствующих документах. Общество считает, что предмет проверки не соответствует предъявляемым законом требованиям к предмету прокурорской проверки.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 23.01.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 24.01.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Прокуратура отзыв на апелляционную жалобу не представила.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв.
После перерыва стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 21.06.2023 Прокуратурой на основании решения от 21.06.2023 № 59 проведена проверка исполнения Обществом законодательства в сфере здравоохранения. Проверка проведена в аптечном пункте, расположенном по адресу: Ярославский район, с. Туношна, ул. Костромская, д. 17в.
В ходе проведения проверки прокуратурой установлено, что ответчиком допущены нарушения требований Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 № 706н (далее – Правила № 706н), выразившиеся в хранении совместно с иными лекарственными препаратами препарата с истекшими сроками годности, а именно: упаковки ноотропного средства «Пикамилон» (никотиноил гамма-аминомасляная кислота) 10 ампул по 2 мл, 100 мг/мл, раствор для внутривенного и внутримышечного введения. Дата производства: 16.11.2018, годен до 12.2021.
Протокол об административном правонарушении и иные материалы административного дела направлены Прокуратурой в порядке статьи 23.1 КоАП РФ, статей 202-204 АПК РФ в Арбитражный суд Ярославской области для рассмотрения по существу.
Суд первой инстанции, установив в деянии ответчика событие и состав вменяемого ему административного правонарушения, привлек Общество к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном
заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В примечании к статье 14.43 КоАП РФ определено, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного указанной нормой КоАП РФ, состоит, в том числе в нарушении исполнителем требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции
процессам хранения, не соответствующих таким требованиям.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 14.4.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 примечания к указанной статье КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного регулирования деятельности, подлежащей обязательному лицензированию.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в грубом нарушении требований и условий специального разрешения (лицензии).
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.
Согласно пункту 47 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
В силу части 10 статьи 19.2 Закона № 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
На основании подпункта «к» пункта 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 547 (далее – Положение № 547) лицензионным требованием для лицензиата, осуществляющего хранение лекарственных средств для медицинского применения, является соблюдение правил хранения лекарственных средств для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения.
В соответствии с пунктом 7 Положения № 547 осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных
требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения, повлекшее последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Закона № 99-ФЗ.
Частями 1 и 2 статьи 58 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» установлено, что хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств. Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 № 706н утверждены Правила хранения лекарственных средств.
Согласно пункту 11 Правил № 706н в организациях и у индивидуальных предпринимателей необходимо вести учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией. Контроль за своевременной реализацией лекарственных средств с ограниченным сроком годности должен осуществляться с использованием компьютерных технологий, стеллажных карт с указанием наименования лекарственного средства, серии, срока годности либо журналов учета сроков годности. Порядок ведения учета указанных лекарственных средств устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем
В соответствии с пунктом 12 Правил № 706н при выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне.
В данном случае судом первой инстанции установлено и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами наличие выявленных при проведении проверки нарушений Обществом Правил № 706н.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 51 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 предусмотрено, что техническое регулирование в рамках Союза осуществляется в соответствии с установлением единых обязательных требований в технических регламентах Союза или национальных обязательных требований в законодательстве государств-членов к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза.
Единый перечень включает в себя: машины и оборудование; низковольтное оборудование; высоковольтное оборудование; аппараты, работающие на газообразном топливе; оборудование, работающее под избыточным давлением; сосуды, работающие под давлением; оборудование для работы во взрывоопасных средах; аттракционы, оборудование детских игровых
площадок; лифты; колесные транспортные средства; тракторы; сельскохозяйственная техника; машины для лесного хозяйства; шины; подвижной состав железнодорожного транспорта, в том числе высокоскоростной; подвижной состав метрополитена; легкий рельсовый транспорт, трамваи; объекты морского транспорта; объекты внутреннего водного транспорта; маломерные суда; здания и сооружения; строительные материалы и изделия; инфраструктура железнодорожного транспорта, в том числе высокоскоростного; инфраструктура метрополитена; автомобильные дороги; пиротехнические составы и содержащие их изделия; взрывчатые вещества гражданского применения и содержащие их изделия; продукция легкой промышленности (готовые штучные изделия, ковры и ковровые изделия, изделия трикотажные, швейные и кожгалантерейные; обувь; меха и меховые изделия); игрушки; товары для детей и подростков; изделия для ухода за детьми; посуда; изделия санитарно-гигиенического назначения; парфюмерно-косметическая продукция; средства гигиены полости рта; тара и упаковка; средства индивидуальной защиты; средства обеспечения пожарной безопасности; средства пожаротушения; медицинские изделия; изделия санитарно-технические; мебельная продукция; химическая продукция; синтетические моющие средства; товары бытовой химии; лакокрасочные материалы и растворители; удобрения; средства защиты растений; бензины, дизельное и судовое топливо, топливо для реактивных двигателей и топочный мазут; смазочные материалы, масла и специальные жидкости; приборы и системы учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии; приборы и системы учета нефти, продуктов ее переработки; пищевая продукция; алкогольная продукция; корма и кормовые добавки; зерно; табачная продукция; оружие охотничье и спортивное, боеприпасы к нему; средства электросвязи; уголь и продукты его переработки; сжиженные углеводородные газы для использования в качестве топлива; материалы, контактирующие с кожей человека; продукция, предназначенная для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; нефть, подготовленная к транспортированию и (или) использованию; газ горючий природный, подготовленный к транспортированию и (или) использованию; магистральные трубопроводы для транспортирования жидких и газообразных углеводородов; никотинсодержащая продукция; наполнители для систем доставки никотина, в том числе безникотиновые.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона № 184-ФЗ настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением требований в сфере обращения лекарственных средств.
Соответственно в силу данной нормы с учетом примечания к статье 14.43 КоАП РФ действия, связанные с нарушением установленных обязательных требований в сфере обращения лекарственных средств, в том числе правил их хранения, не могут быть квалифицированы по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд полагает, что в вышеописанных действиях Общества, выразившихся в нарушении установленных правил хранения лекарственных средств в помещении аптечного пункта, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, а не частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что, если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В рассматриваемой в рамках настоящего дела ситуации переквалификация действий Общества согласуется с приведенными разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации. Санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает менее строгую меру ответственности, чем санкция части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в связи с чем переквалификация совершенного ответчиком административного правонарушения на часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ не ухудшит положение данного юридического лица.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в данном случае состав административного правонарушения, выразившегося в грубом нарушении требований и условий специального разрешения (лицензии) подтверждается материалами дела, допущенное ответчиком деяние подлежит переквалификации с части 1 статьи 14.43 КоАП РФ на часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Указанный срок является пресекательным, возможность его восстановления и продления законом не предусмотрена.
Как следует из материалов настоящего дела, факт грубого нарушения Обществом лицензионных требований выявлен Прокуратурой 30.06.2023.
Следовательно, трехмесячный срок давности привлечения Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, должен исчисляться с указанной даты и на момент рассмотрения судом апелляционной инстанции апелляционной жалобы истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном
правонарушении.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные в статье 4.5 КоАП РФ, восстановлению не подлежат, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
С учетом изложенного, требование Прокуратуры о привлечении Общества к административной ответственности удовлетворению не подлежит.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.02.2020 по делу № А82-19930/2019 подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьями 202, 204 АПК РФ государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью фирма «Аптекарь» удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.12.2023 по делу № А82-11450/2023 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления Прокуратуры Ярославского района о привлечении общества с ограниченной ответственностью фирма «Аптекарь» к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий С.С. Волкова
Судьи Г.Г. Ившина
Т.А. Щелокаева