ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А82-12463/2021 от 22.06.2022 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.aritr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А82-12463/2021

22 июня 2022 года

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Башевой Н.Ю.

без вызова сторон

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

открытого акционерного общества «Волжанин»

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.10.2021 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.01.2022

по делу № А82-12463/2021

по заявлению Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной

службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям

о привлечении открытого акционерного общества «Волжанин»

(ИНН: 7626002127, ОГРН: 1027601110690)

к административной ответственности

и у с т а н о в и л :

Верхне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Волжанин» (далее – Общество) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

Решением суда от 15.10.2021 Обществу назначено наказание в виде предупреждения.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.01.2022 решение суда оставлено без изменения.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ), сделали ошибочные выводы о нарушении Обществом лицензионных требований и о событии вмененного правонарушения. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

Управление в отзыве отклонило доводы жалобы.

На основании части 2 статьи 288.2 Кодекса кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично, без вызова сторон.

Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса.

Как следует из материалов дела и установили суды, основным видом деятельности Общества является разведение сельскохозяйственной птицы (код вида деятельности 01.47) (сведения Единого государственного реестра юридических лиц).

Обществу выдана бессрочная лицензия на транспортирование отходов III, IV классов опасности, утилизацию отходов III, IV классов опасности от 08.06.2017 № (76)-3686-ТУ.

Общество осуществляет утилизацию (использование) отходов «помет куриный свежий» и «помет куриный перепревший» с целью производства товаров (продукции), имеет сертификат соответствия № РОСС RU.ПР19.Н00561 на продукцию «Удобрение органическое на основе отходов животноводства: компост на основе бесподстилочного помета».

Управление с 20.05 по 15.07.2021 провело в отношении Общества плановую выездную проверку на объекте с кодом 78-0176-001223-П от 2020-02-26 (категория I), категория риска – высокий риск (2 класс).

В ходе проверки Управление установило нарушение Обществом лицензионных условий и требований при утилизации отходов, в частности, добавление отхода «отходы (шлам) при очистке сетей, колодцев хозяйственно-бытовой и смешанной канализации» (ФККО 72280001394) при производстве сертифицированного органического удобрения, что не предусмотрено ТИ 9849-013-00568083-2015 «Помет куриный. Сырье для производства органических удобрений» и ТУ 9849-017-05680830-2015 «Удобрения органические на основе отходов животноводства». Результаты проверки зафиксированы в акте от 15.07.2021.

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении от 23.07.2021 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении нарушителя к административной ответственности.

Руководствуясь положениями КоАП РФ, Закона № 99-ФЗ, Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения. Не установив процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, не усмотрев оснований для признания правонарушения малозначительным, суд назначил Обществу наказание в виде предупреждения.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и оставил решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

В части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона № 99-ФЗ лицензионные требования – обязательные требования, которые связаны с осуществлением лицензируемых видов деятельности, установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности (далее – Положение № 2290).

Согласно подпункту «г» пункта 3 Положения № 2290 лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при производстве работ по утилизации отходов I – IV классов опасности являются: наличие у лицензиата необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, соответствующих требованиям статьи 11 Закона № 89-ФЗ; наличие необходимых для выполнения заявленных работ оборудования и (или) специализированных установок; наличие работников, заключивших трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I – IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I – IV классов опасности; наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также использование лицензиатом объекта утилизации отходов I – IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы; наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.

В силу статьи 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным законом. Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению, их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Как следует из материалов дела и установили суды, в составе лицензируемого вида деятельности Общество вправе осуществлять такие виды работ (услуг) как транспортирование и утилизацию отходов III и IV классов опасности, а именно: транспортирование и утилизацию отхода «помет куриный перепревший» (ФККО 11271102294); транспортирование и утилизацию отхода «помет куриный свежий» (ФККО 11271101333); транспортирование и утилизацию отхода «пыль комбикормовая» (ФККО 30118913424); транспортирование и утилизацию отхода «отходы (шлам) при очистке сетей, колодцев хозяйственно-бытовой и смешанной канализации» (ФККО 72280001394).

Несоблюдение лицензиатом лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности влечет применение административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Оценив материалы дела, суды признали доказанным несоблюдение Обществом лицензионных условий и требований при утилизации отходов «помет куриный свежий», «помет куриный перепревший». Отходы, подлежащие утилизации («помет куриный свежий», «помет куриный перепревший», отходы (шлам) при очистке сетей, колодцев хозяйственно-бытовой и смешанной канализации») Общество смешивает, использует при производстве органического удобрения, что не предусмотрено технологией производства продукции. Указанные обстоятельства свидетельствуют об осуществлении Обществом деятельности по утилизации отходов с нарушением лицензионных требований.

Доказательства невозможности соблюдения требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Общество не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.

С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Ссылка заявителя на то, что утилизация помета куриного в виде переработки его в органическое удобрение осуществлена не в рамках лицензии на конкретный вид экономической деятельности (утилизацию отходов), и это не образует события вмененного административного правонарушения, рассмотрена судами и обоснованно отклонена.

Использование отходов, подлежащих утилизации, а не применению при изготовлении продукции, свидетельствует о несоблюдении Обществом условий лицензируемого вида деятельности (утилизация отходов).

Вывод судов о доказанности противоправного поведения Общества соответствует фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, основан на правильном применении норм материального права, отвечает правилам доказывания и оценки доказательств (статья 65, 71, 210 Кодекса).

Оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного суды не установили. Назначенное Обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и отклонены. Оснований для отмены принятых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.

Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.10.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.01.2022 по делу № А82-12463/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Волжанин» – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Судья

Н.Ю. Башева