ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А82-15728/20 от 09.08.2022 АС Ярославской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А82-15728/2020

15 августа 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2022 года .  

Полный текст постановления изготовлен августа 2022 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Чернигиной Т.В.,

судей Бармина Д.Ю., ФИО1,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.

при участии в судебном заседаниипредставителя истца ФИО2, действующего на основании доверенности от 20.01.2022,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика – администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, ИНН <***>, ОГРН <***>

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.04.2022 по делу №А82-15728/2020

по иску публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №2» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, ИНН <***>, ОГРН <***>),

третье лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области,

о взыскании задолженности,

у с т а н о в и л:

публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №2» (далее – Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (далее – Администрация, ответчик, заявитель) о взыскании 6 806 957 руб. 74 коп. долга по оплате нормативных потерь в муниципальных сетях за период с октября 2019 года по май 2020 года (далее – Спорный период).

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее – Департамент, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.04.2022 иск удовлетворен.

Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

Заявитель в апелляционной жалобе указал на не соответствие спорного периода по взысканию задолженности в мотивировочной и резолютивной части решения (май 2019 года/июнь 2019 года). Судом было отклонено ходатайство Администрации о приобщении к материалам дела договоров аренды тепловых сетей, заключенных ОАО ЖКХ «Заволжье» и Администрацией, как не имеющих отношения к предмету спора. Данные договоры подтверждают предоставление спорных участков сетей ОАО ЖКХ «Заволжье». Судом проигнорированы доводы и доказательства о том, что нормативные потери в указанных ответчиком участках тепловых сетей уже учтены в тарифе истца в полном объеме и не могли быть предъявлены для оплаты Администрации. Суд не дал оценку доводам ответчика о необходимости анализа объема нормативных потерь, учтенных при расчете тарифа на тепловую энергию ОАО ЖКХ «Заволжье», полностью совпадающих с объемом нормативных потерь, учтенных при формировании тарифа Обществу, несмотря на значительную разницу в протяженности тепловых сетей, для которых рассчитаны тепловые потери: ОАО ЖКХ «Заволжье» - 22 399 п.м; Общество - 16 086,5 п.м. Заявитель считает, что к доводам Департамента о том, что при утверждении нормативов технологических потерь для истца учитывались только сети, переданные в собственность Общества, следует относиться критично, поскольку по договору купли-продажи от 01.10.2018 №139, заключенному между ОАО ЖКХ «Заволжье» и Обществом, передавались тепловые сети общей протяженностью в 2-х трубном исчислении по п. Дубки, п. Ивняки, п. Щедрино - 16 086,5 п.м. В соответствии с приказом Департамента от 20.12.2018 №342-нп утверждены нормативные потери в общем объеме 19 680,22 Гкал: по п. Дубки в объеме 13 476,83 Гкал; по п. Ивняки -         2 830,48 Гкал; по п. Щедрино – 3 372,91 Гкал. Нормативные потери для ОАО ЖКХ «Заволжье» утверждены приказом Департамента от 25.11.2016 №231-нп в аналогичном объеме по всем поселкам. Общий объем нормативных потерь по указанным поселкам - 19 680,22 Гкал на протяженность 22 399 п. м. в 2-х трубном исчислении. При этом из пояснений, данных ОАО ЖКХ «Заволжье», следует, что нормативы технологических потерь для включения в тариф рассчитывались на период 2017-2018гг. по сетям с общей протяженностью        22 399 п.м. (включая арендованные и бесхозяйные участки тепловых сетей, по которым осуществлялась передача тепловой энергии). Общая характеристика систем транспорта и распределения тепловой энергии (тепловых сетей) предоставлялась в составе расчетов нормативов по предприятию в Департамент (приложение к отзыву от 09.04.2021). К расчету принимались следующие протяженности в однотрубном исчислении: п. Дубки- 27 130 м; п. Ивняки - 5 818 м; п. Щедрино- 11 850 м. Итого: 44 798 м в однотрубном исчислении или 22 399 п.м. в 2-х трубном исчислении. Заявитель полагает, что обоснованными являются потери в общем объеме 2317,64 Гкал по тепловым сетям, расположенным в п.Щедрино (данный участок тепловых сетей не был включен в расчет потерь тепловой энергии ОАО ЖКХ «Заволжье» для тарифа на передачу (2017-2018гг). Поскольку иного тарифа на период 2019-2023 годы на компенсацию потерь тепловой энергии не установлено, Администрация полагает возможным для расчета стоимости потерь применить тариф 1356,54 руб. (приложение 5 к Приказу от 20.12.2018 №416-тэ). Суд пришел к ошибочному выводу о том, что в отсутствие подписанного договора отношения сторон могут квалифицироваться как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом; фактически сложившиеся отношения сторон могут быть квалифицированы как договорные отношения по транспортировке или использованию тепловых сетей для поставки теплового ресурса потребителям.Фактически до 13.05.2020 истец использовал сети ответчика для поставки тепла потребителям безвозмездно. Также заявитель отметил, что им был представлен контррасчет задолженности в меньшем размере на сумму 3 772 830,75 руб.         (2 317,64 Гкал х 1356,54 руб.).

Истец в отзыве отклонил доводы заявителя, изложил контраргументы, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Подробно позиция изложена письменно.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 29.06.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 30.06.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны и третье лицо надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.

Ответчик, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ярославской области проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.

01.10.2018 ОАО «ЖКХ «Заволжье» (продавец) и Общество (покупатель) заключили договор купли-продажи, по условиям которого в собственность истца передано имущество, включающее среди прочего сети теплоснабжения в п. Дубки, п. Ивняки и п. Щедрино. В перечне передаваемого имущества приведены данные об инвентарном номере и протяженности сетей (в п.м. в 2-хтрубном исчислении).

Приказом Департамента от 20.12.2018 №342-нп «Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям» в приложении №24 для истца утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям в зоне деятельности ЕТО-4, п. Дубки, п. Ивняки, п. Щедрино Ярославского муниципального района.

В соответствии с постановлением Правительства ЯО от 09.09.2008 №480-п (ред. от 03.02.2017) «О разграничении имущества между Ярославским муниципальным районом и поселениями, входящими в его состав» (далее - постановление №480-п) в собственность Ярославского муниципального района передано имущество, в том числе нужные сети теплоснабжения, расположенные на территории п. Дубки, п. Ивняки, п. Щедрино Ярославского муниципального района. При этом в перечнях, утвержденных постановлением №480-п в редакции постановления Правительства Ярославской области от 10.08.2015 №894-п, приведены данные об их инвентарных номерах, протяженности, годе постройки и местонахождении.

03.03.2020 сотрудниками Общества проведен технический осмотр тепловых сетей Ярославского района, в том числе в п. Дубки, п. Ивняки, п. Шедрино, по результатам которого составлен акт с отражением технических характеристик сетей и объемов работ, необходимых для приведения теплотрассы в нормативное состояние.

13.05.2020 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды №58/000932-001/ДогР20, по условиям которого истцу во временное владение и пользование передано муниципальное имущество, в том числе наружные тепловые сети теплоснабжения с указанием протяженности, года постройки, местонахождения.

Договор аренды вступает в силу с момента подписания и действует 11 месяцев с возможностью пролонгации на тех же условиях на тот же срок.

В спорный период в отношении наружных тепловых сетей, расположенных на территории указанных поселений, которые не были переданы в пользование (владение) иным организациям, ответчик выступал собственником и потребителем тепловой энергии на тепловые потери в сетях, в связи с чем истец выставил ответчику для оплаты соответствующие счета-фактуры.

Претензией от 13.07.2020 истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность.

Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.

С учетом уточненных требований задолженность, по расчету истца, за период с октября 2019 года по май 2020 года составила 6 806 957 руб. 74 коп. (объем нормативных потерь 2897,9145 Гкал).

В соответствии с пунктом 5 статьи 13, пунктом 11 статьи 15, статьей 17 Закона о теплоснабжении, на теплоснабжающие либо теплосетевые организации возложена обязанность по компенсации потерь в тепловых сетях, в том числе и посредством приобретения тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя у теплоснабжающих организаций и ее оплате по регулируемым ценам.

При установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии (пункт 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении).

Исходя из системного анализа указанных положений, теплоснабжающая организация вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций.

В пункте 1 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

К вопросам местного значения поселения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (статья 14 Закона №131-ФЗ).

В силу статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пункте 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении определено, что собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

В то же время, то обстоятельство, что какие-либо участки тепловой сети эксплуатируются лицами, которые не имеют статуса теплосетевых организаций, не может выступать основанием для отнесения тепловых потерь, возникающих на указанных участках, на теплоснабжающую организацию.

Обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (статьи 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 5 статьи 15, пункт 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении, пункт 2 Правил №808).

Поскольку в период с октября 2019 года по май 2020 года спорные сети были в собственности Ярославского муниципального района и переданы в аренду истцу по договору от 13.05.2020, довод заявителя о том, что фактически до 13.05.2020 истец использовал сети ответчика для поставки тепла потребителям безвозмездно, несостоятелен.

Учитывая, что спорные тепловые сети являются муниципальной собственностью и относятся к социально значимым объектам, обеспечивающим теплоснабжение поселения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно на ответчике (Администрации) лежит обязанность по осуществлению теплоснабжения населения и решению вопросов теплоснабжения, в том числе в части своевременного закрепления спорных сетей за специализированной обслуживающей организацией.

Заявитель в жалобе полагает, что нормативные потери в спорных участках тепловых сетей уже учтены в тарифе истца и не могут предъявляться ответчику для оплаты.

По общему правилу, установленному пунктом 32 Правил №1075, пунктами 38, 90 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, нормативные технологические потери входят в состав основных плановых показателей на расчетный период регулирования и учитываются в составе расходов теплосетевой организации при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии с учетом необходимости возмещения ее расходов на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии.

Иными словами, теплосетевая организация, компенсируя теплоснабжающей организации потери тепловой энергии, возникающие в своих сетях, включает соответствующие затраты (в объеме нормативов потерь) в состав собственных расходов, связанных с осуществлением регулируемой деятельности, и таким образом получает их последующее возмещение от потребителей услуг по передаче тепловой энергии в составе соответствующей платы (тарифа).           Из материалов дела следует, что нормативы технологических потерь для истца на период с 01.07.2019 по 30.06.2020 утверждены приказом Департамента от 20.12.2018 №342-нп (приложение № 4).

В соответствии с частью 3 статьи 8 Закон о теплоснабжении цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются:

- в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения;

- в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

В силу пункта 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения.

Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 №760-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения».

При установлении тарифов учитываются, в частности:

- затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя, за исключением случаев, когда теплоснабжющая организация осуществляет реализацию с использованием только собственных тепловых сетей (ч. 3 ст. 8 Закона о теплоснабжении 190-ФЗ);

- нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии (ч. 3 ст. 9 Закона о теплоснабжении 190-ФЗ).

Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя утвержден Приказом Министерства энергетики РФ от 30.12.2008 №325. Согласно данному Порядку нормативы технологических потерь, теплоносителя (нормативы технологических потерь) определяются для каждой организации, эксплуатирующей тепловые сети для передачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям (далее – теплосетевая организация). Определение нормативов технологических потерь осуществляется выполнением расчетов нормативов для тепловой сети каждой системы теплоснабжения независимо от присоединенной к ней расчетной часовой тепловой нагрузки.

В соответствии с пунктом 13 Правил №1075 регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 16 Правил №1075 к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица – передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках).

Таким образом, включение в тариф регулируемой организации нормативных потерь тепловой энергии в сетях, ей не принадлежащих на каком-либо законном основании, невозможно.

Тариф установлен истцу нормативно-правовым актом компетентного органа, является действующим.

Согласно пункту 50 Правил №1075 по итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт несения расходов по этим договорам.

Из пояснений Департамента следует, что для истца в рассматриваемой зоне (зона деятельности ЕТО-4 Ярославского муниципального района) с 01.07.2019 определены объемы нормативных потерь тепловой энергии на сетях, в том числе расположенных в п. Дубки, п. Ивняки, п. Шедрино, на основании договора купли-продажи тепловых сетей от 01.10.2018 №139, заключенного между Обществом и ОАО «ЖКХ «Заволжье», в котором перечень передаваемого имущества содержал укрупненный перечень участков тепловых сетей на указанных территориях. В 2019 и 2020 годах нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии и теплоносителя по тепловым сетям на указанных территориях не пересматривались. В связи с отсутствием обращений от лиц, осуществляющих транспортировку тепловой энергии в зоне деятельности ЕТО-4 Ярославского муниципального района и отсутствием сведений о таких субъектах в схеме теплоснабжения, тариф на тепловую энергию, поставляемую Обществом в этой зоне, теплосетевым организациям в целях компенсации потерь тепловой энергии в рассматриваемый период не был установлен.

При утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям в зоне деятельности ЕТО-4, пос. Дубки, пос. Ивняки, пос. Щедрино Ярославского муниципального района Приказом Департамента от 20.12.2018 №342-нп «Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям» в приложении №24 для истца учитывались только сети, преданные в собственность Общества.

При рассмотрении дела судом первой инстанции в качестве специалиста был привлечен ФИО3 (сотрудник Общества, в полномочия которого относится расчет потерь в тепловые сетях). Из пояснений специалиста следует, что расчет потерь составлен только в отношении наружных тепловых сетей, которые в мае 2020 года были переданы в аренду истцу Ярославским муниципальным районом, за период, предшествующий их передаче (с 01.10.2019 по 17.05.2020), в соответствии с Порядком №325 и с учетом фактических температур.

Представитель Департамента подтвердил правильность этого расчета в части применяемой методики и показателей плотности.

Поскольку тариф на передачу в зоне деятельности ЕТО-4, пос. Дубки, пос. Ивняки, пос. Щедрино Ярославского муниципального района регулятором не утвержден, то спорные потери не могли быть возмещены теплоснабжающей организации потребителями или иными лицами.

Суд соглашается с примененным истцом тарифом на отпуск тепловой энергии, установленный для потребителей, поскольку иного тарифа в спорной зоне для истца не установлено.

Предлагаемый заявителем для расчета стоимости потерь тариф 1356,54 руб. (приложение 5 к Приказу от 20.12.2018 №416-тэ) не подлежит применению, поскольку он утвержден для другой зоны деятельности ЕТО.

Неверное указание периода взыскания в резолютивной части решения устранено определением об исправлении опечаток от 08.08.2022.

Иные доводы заявителя не влияют на правильность принятого судебного акта.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.04.2022 по делу №А82-15728/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Ярославского муниципального района Ярославской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий       

Судьи

Т.В. Чернигина

                        ФИО4

                     ФИО1