610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А82-19377/2020 |
23 июня 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен июня 2022 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующегоКононова П.И.,
судейВолковой С.С., ФИО1
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя – ФИО2, действующей на основании доверенности от 01.02.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Автономной некоммерческой организации центр развития массового спорта «Марафон плюс»
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.04.2022 по делу № А82-19377/2020
по заявлению Автономной некоммерческой организации центр развития массового спорта «Марафон плюс» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Контрольно-счётной палате Ярославской области
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента по физической культуре, спорту и молодёжной политике Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным предписания от 03.07.2020 № 03-01/454,
установил:
автономная некоммерческая организация центр развития массового спорта «Марафон плюс» (далее – Центр, АНО ЦРМС «Марафон плюс», заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), о признании недействительным предписания Контрольно-счётной палаты Ярославской области (далее – КСПЯрославской области, ответчик) от 03.07.2020 № 03-01/454 (в редакции изменений от 09.03.2021 №03-01/129 и от 01.04.2021 № 03-01/186) (далее – оспариваемое предписание).
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 06.10.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области (далее – Департамент).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 09.04.2022 заявленные требованияАНО ЦРМС «Марафон плюс» удовлетворены частично,Предписание признано недействительным в части признания неправомерно использованными средства субсидии из областного бюджета на 2019 год в размере 16 350 руб. в виде начисленных взносов на обязательное пенсионное страхование по фонду оплаты труда ведущих мероприятий.
Центр с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение изменить в части отказа в признании недействительным Предписания в виду несоблюдения требования по целевым показателям.
По мнению заявителя жалобы,законодательно понятие «участник марафона» не определено. При этом рассматриваемое мероприятие является любительским мероприятием, которое проводится в целях пропаганды здорового образа жизни, поэтому к числу его участников следует относить также лиц, непосредственно участвующих в проекте, осуществляющих распространение информации и содействующих его проведению (организаторов и волонтеров). В силу чего, АНО ЦРМС «Марафон плюс» достиг показателей результативности (целевых показателей) использования субсидии по количеству участников, что подтверждается отчетностью, представленной Центром в Департамент в рамках исполнения соглашений.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе Центра.
КСП Ярославской области представила мотивированный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает изложенные в ней доводы, просит обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Департамент отзыв на жалобу не представил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 17.05.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 18.05.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Ответчик и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.КСП Ярославской области просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
ЗаконностьобжалуемогорешенияАрбитражного судаЯрославской областипроверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ с учетом разъяснений, данных в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Возражений против проверки судебного акта по настоящему делу только в обжалуемой части к началу рассмотрения апелляционной жалобы не поступило. В этой связи суд апелляционной инстанции проверяет обжалуемое решение суда первой инстанции только в обозначенной части.
Как следует из материалов настоящего дела, на основании заключенных с Департаментом соглашений от 27.06.2018 №118с/2018 и от 16.04.2019 №5с/2019 (далее – Соглашения) АНО ЦРМС «Марафон плюс» получил субсидию в размере 8 000 тыс. руб. в 2018 году и в размере 8 000 тыс. руб. в 2019 году на проведение Всероссийского проекта «Бегом по «Золотому кольцу» 2018 и 2019 серии RussiaRunning» на территории Ярославской области.Соглашения, подписанные между Центром и Департаментом, заключены в соответствии с Порядком предоставления субсидий из областного бюджета физкультурно-спортивным организациям Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 20.02.2018 №89-п (далее – Порядок №89-п).
В период с 25.02.2020 по 29.12.2020КСП Ярославской области проведена камеральная проверка соблюдения условий договоров (соглашений) о предоставлении из областного бюджета средств субсидий Центру в рамках реализации мероприятий государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Ярославской области» на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением правительства Ярославской области от 30.05.2014 №530-п за период с 01.01.2017 по 31.12.2019.
По результатам проверки составлен акт от 29.12.2020 и вынесено предписание от 03.07.2020 № 03-01/454 (в редакции изменений от 09.03.2021 №03-01/129 и от 01.04.2021 № 03-01/186), согласно которому АНО ЦРМС «Марафон плюс» вменяются неэффективное и неправомерное использование средств субсидии и другие нарушения бюджетного законодательства. В частности, по данным ответчика Центром допущены следующие нарушения:
1.в 2018 году частично не были достигнуты показатели результативности,
предусмотренные пунктом 1.3. соглашения № 118с/2018. При плановом привлечении участников:
- по Рыбинскому полумарафону «Великий хлебный путь» в количестве 1700 человек, фактически было участников в количестве 1677 человек;
- по полумарафону «Ростов Великий» в количестве 2400 человек, фактически было участников в количестве 2242 человек;
2. в 2019 году - частично не достигнуты показатели результативности, предусмотренные пунктом 1.3. соглашения № 5с/2019. При плановом привлечении участников:
- по Тутаевскому полумарафону «Май. Мир. Молодость» в количестве 1800 человек фактически было участников в количестве 1710 человек;
- по Мышкинскому полумарафону «По шести холмам» в количестве 1488 человек фактически было участников в количестве 1440 человек;
- по Угличскому полумарафону «Волжский берег» в количестве 1690 человек фактически было участников в количестве 1590 человек;
- по Рыбинскому полумарафону «Великий хлебный путь» в количестве 1700 человек фактически было участников в количестве 1546 человек;
- по Ярославскому полумарафону «Золотое кольцо» в количестве 6500 человек фактически было участников в количестве 6215 человек;
- по полумарафону «Ростов Великий» в количестве 2400 человек фактически было участников в количестве 2 089 человек.
Исходя из данных обстоятельств КСП Ярославской области пришла к выводу, что средства субсидии из областного бюджета в сумме 557 728 руб. (из них в 2018 году - в сумме 91 520 руб., в 2019 году - в сумме 466 208 руб.) использованы неэффективно (нерезультативно), что влечет причинение ущерба областному бюджету на указанную сумму,
- в 2018-2019 года неправомерно использованы средства субсидии из областного бюджета в размере 221 400 руб. (из них за 2018 году - на сумму 48800 руб., в 2019 году - на сумму 172600 руб.) без подтверждения первичными учетными документами, свидетельствующими о направлении этих средств на проведение мероприятий проектов «Бегом по «Золотому кольцу» 2018 и 2019 серии RussiaRunning» на территории Ярославской области, что влечет причинение ущерба областному бюджету на указанную сумму.
На основании указанного акта проверки от 29.12.2020 КСП по Ярославской области выдало АНО ЦРМС «Марафон плюс» предписание, в соответствии с которым заявителю предложено в срок до 18.09.2020 принять меры к возврату в доход областного бюджета неэффективно израсходованные средства субсидий в сумме 557 728 руб.
Не согласившись с указанным предписанием, АНО ЦРМС «Марафон плюс» обратился в Арбитражный суд Ярославской области с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями, которые обжалуемым в рамках настоящего дела решением суда были удовлетворены частично.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, поддержавшего жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемогорешениясуда, исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В силу пунктов 3.3 и 4.5 Порядка №89-п в соглашении указываются показатели результативности использования субсидии и в случае недостижения значений показателей результативности использования субсидия полностью или частично подлежит возврату в областной бюджет.
Статьей 2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Далее – Закон № 329-ФЗ) определены следующие понятия:
- массовый спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях (пункт 4);
- добровольцы (волонтеры) - граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность (пункт 3.1);
- зрители - физические лица, находящиеся в месте проведения официального спортивного соревнования, не являющиеся его участниками и иным образом не задействованные в проведении такого соревнования, в том числе в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении такого соревнования (пункт 3.3);
- организатор спортивного соревнования - юридическое лицо, которое утверждает положение (регламент) спортивного соревнования, определяет условия и календарный план его проведения, условия допуска к участию в спортивном соревновании, порядок выявления лучшего участника или лучших участников, порядок организационного и иного обеспечения спортивного соревнования, обеспечивает финансирование спортивного соревнования в утвержденном им порядке, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 7.3);
- организатор физкультурного мероприятия - юридическое или физическое лицо, по инициативе которого проводится физкультурное мероприятие и (или) которое осуществляет организационное, финансовое и иное обеспечение подготовки и проведения такого мероприятия (пункт 8).
По смыслу приведенных нормативных положений организаторы спортивных и физкультурных мероприятий и волонтеры не являются участниками соответствующих мероприятий.
В соответствии с пунктом 6 статьи 20 Закона № 329-ФЗорганизация и проведение физкультурного мероприятия или спортивного соревнования осуществляются в соответствии с положением (регламентом) о таком физкультурном мероприятии или таком спортивном соревновании, утверждаемым его организаторами.
Положения о проведении Всероссийского проекта «Бегом по «Золотому кольцу» 2018 и 2019 серии RussiaRunning» на территории Ярославской области, утвержденные директором Департамента (далее – Положения), отделяют участников мероприятий от иных лиц, о чем свидетельствует следующее.
Требования к участникам мероприятий содержатся в разделе 5 Положений, в том числе, определяется возрастной состав участников, медицинские требования к участникам, участникам присваивается стартовый номер и другие требования.
В пункте 5.3 Положений перечислены услуги, предоставляемые участникам:
-стартовый пакет участника (который включает в себя стартовый номер, футболку, индивидуальный чип для хронометража);
-индивидуальный хронометраж;
-результат в итоговом протоколе;
-обслуживание в пунктах питания;
-электронный сертификат участника;
-персональное видео финала участника;
-первая медицинская помощь на всём протяжении трассы (при необходимости).
Положениями определены цели Всероссийского проекта «Бегом по «Золотому кольцу» 2018 и 2019 серии RussiaRunning» на территории Ярославской области (т. 3, л.д. 122-132), в числе которых названы пропаганда здорового образа жизни, вовлечение различных групп населения Ярославской области в регулярные занятия физической культурой и спортом, и определены следующие категории участников: любители бега от 4 лет и старше, команды спортивных школ, семейные команды.
Положениями также предусмотрена обязательная регистрация участников бегового события с присвоением им стартовых номеров и указано, что признаком допуска участника к беговому событию является выдача ему стартового пакета, для получения которого ему необходимо предъявить соответствующие документы.
Кроме того, пунктом 1 представленной в материалы дела сметы расходов, согласованной Департаментом на 2017 год, предусмотрены расходы на услуги обеспечения волонтеров и судей экипировкой, пунктом 2 – прямые расходы на участников проекта. Сметой расходов, согласованной Департаментом на 2018 и 2019, также разграничены расходы на обеспечение участия в мероприятиях самих спортсменов (участников мероприятия) и волонтеров.
Условиями Соглашений, заключенных между Центром и Департаментом, предусмотрены показатели результативности (целевые показатели) использования субсидии, которыми являются привлечение определенного количества участников в каждом мероприятии Проекта.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает подлежащим отклонению довод АНО ЦРМС «Марафон плюс» о том, что участниками мероприятия должны считаться также организаторы и волонтеры.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что АНО ЦРМС «Марафон плюс» не соблюдены требования по целевым показателям при получении указанных выше субсидий в 2018 и 2019 годах, нарушены положения пункта 2 статьи 78.1 БК РФ, пункта 1.3 соглашений от 27.06.2018 № 118с/2018, от 16.04.2019 № 5с/2019. В этой связи указанные в оспариваемой заявителем части предписания КСП Ярославской области от 03.07.2020 требования о принятии мер к возврату в доход областного бюджета неэффективно израсходованных средств субсидий, перечисленных АНО ЦРМС «Марафон плюс» по названным выше соглашениям в сумме 557 728 руб., являются законными и обоснованными.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания предписания КСП Ярославской области от 03.07.2020 в оспариваемой заявителем части недействительным, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Центром требований. Приведенные в апелляционной жалобе доводы основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права и неверной оценке фактических обстоятельств дела, не опровергают выводов, изложенных в решении суда первой инстанции, и не могут служить основанием для его отмены или изменения.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.04.2022 по делу № А82-19377/2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу АНО ЦРМС «Марафон плюс» – без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решениеАрбитражного суда Ярославской областиот09.04.2022по делу № А82-19377/2020оставить без изменения, а апелляционную жалобу Автономной некоммерческой организации центр развития массового спорта «Марафон плюс» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий Судьи | П.И. Кононов ФИО3 ФИО1 |