587/2023-64944(3) @
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров Дело № А82-19704/2022 18 августа 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2023 года. Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя – ФИО1, действующего на основании доверенности от 12.12.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Газпром газораспределение Ярославль»
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.06.2023 по делу № А82-19704/2022
по заявлению акционерного общества «Газпром газораспределение Ярославль» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третьи лица: ФИО2, Правительство Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>),
об отмене постановления и представления,
установил:
акционерное общество «Газпром газораспределение Ярославль» (далее – заявитель, Общество, АО «Газпром газораспределение Ярославль») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – ответчик, УФАС, Управление) о признании незаконными и отмене постановления от 14.11.2022 № 076/04/9.21-994/2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении и представления от 14.11.2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО2 (далее – ФИО2), Правительство Ярославской области.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 14.06.2023 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО «Газпром газораспределение Ярославль» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить.
В апелляционной жалобе Общество приводит аргументы об отсутствии в деянии АО «Газпром газораспределение Ярославль» состава вменяемого ему правонарушения. Общество указывает, что согласно пообъектному плану-графику догазификации, являющемуся приложением № 17 к региональной программе «Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций», утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 15.02.2022 № 81-п, срок выполнения мероприятий по догазификации объекта капитального строительства по адресу: <...> установлен на декабрь 2022 года, в связи с чем нарушения сроков исполнения обязательств со стороны Общества на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не допущено.
В отзыве на апелляционную жалобу УФАС указывает, что доводы АО «Газпром газораспределение Ярославль» являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 13.07.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 14.07.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Ответчик и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела, в УФАС поступило заявление ФИО2 о нарушении АО «Газпром газораспределение Ярославль» Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547 (далее – Правила № 1547).
При рассмотрении обращения и приложенных к нему документов УФАС установило следующее.
участка заявителя (далее – Договор).
В соответствии с пунктом 3 Договора срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) домовладения и пуску газа 30.06.2022.
Из заявления ФИО3 следовало, что мероприятия по подключению (технологическому присоединению) Обществом не выполнены, в том числе не выполнены мероприятия в границах земельного участка заявителя.
Административный орган установил, что ранее на территории Ярославской области действовала региональная программа «Газификация и модернизация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Ярославской области» на 2017 - 2021 годы. В данной программе (в редакции постановления правительства Ярославской области от 31 декабря 2021 года № 1025-п) сведения о домовладении ФИО2 отсутствуют.
Проанализировав поступившие документы, УФАС пришло к выводу о нарушении АО «Газпром газораспределение Ярославль» пункта 122 Правил № 1547, согласно которому максимальный срок для подключения (технологического присоединения) объекта ФИО2 составляет 200 дней, который истек 19.09.2022.
Определением от 21.10.2022 в отношении Общества возбуждено дело № 076/04/9.21-994/2022 об административном правонарушении по признакам нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП Ф.
В порядке статьи 29.13 КоАП РФ Управление выдало Обществу обязательное для исполнения представление от 14.11.2022, которым на него возложена обязанность в течение месяца принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения путем соблюдения требований, предусмотренных абзацем 5 пункта 122 Правил № 1547, а именно, исполнить обязанности, возложенные на газораспределительную организацию Договором № ЦФ-ДГ-7638/22 от 11.03.2022 с учетом выводов должностного лица антимонопольного органа, изложенных в постановлении о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 076/04/9.21-994/2022.
Не согласившись с постановлением и представлением УФАС, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При вынесении решения по делу суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности материалами дела в деянии заявителя всех элементов состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия со стороны ответчика существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит
удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Исходя из положений части 1 статьи 65 и части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Вина юридического лица должна быть установлена и доказана административным органом, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения определен Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547.
Согласно пункту 121 Правил № 1547 (здесь и далее в редакции, действующей на момент заключения Договора) срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках настоящего раздела определяется программой газификации, содержащей мероприятия по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем, в том числе для случаев, когда для
подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газораспределительных и (или) газотранспортных систем.
Срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению), указанных в абзаце первом настоящего пункта, определяемый программой газификации, не может выходить за пределы 2022 года, за исключением случаев, когда:
для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газораспределительных и (или) газотранспортных систем;
для подключения домовладений, расположенных в населенных пунктах, в которых газораспределительные сети будут проложены после 1 января 2022 г.;
для подключения домовладений требуется осуществление мероприятий по подключению (технологическому присоединению) со сроком, определенным в соответствии с пунктом 122 настоящих Правил, выходящим за пределы 2022 года.
Пунктом 122 Правил № 1547 определено, что в случае отсутствия в программе газификации домовладения заявителя срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках настоящего раздела не может превышать: 30 дней - в случае, если газораспределительная сеть проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, или отсутствует необходимость строительства газораспределительной сети до границ земельного участка; 100 дней - в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до границ земельного участка заявителя газопроводов, протяженностью до 30 метров; 135 дней - в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до границ земельного участка заявителя газопроводов, протяженностью от 30 до 200 метров; 200 дней - в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до границ земельного участка заявителя газопроводов, протяженностью от 200 до 500 метров; один год - в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до границ земельного участка заявителя газопроводов, протяженностью свыше 500 метров.
Согласно пункту 123 Правил № 1547 для случаев, указанных в пункте 121 настоящих Правил, в договоре в рамках догазификации указывается срок, определяемый указанным в программе газификации наибольшим сроком окончания строительства и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем (в том числе для случаев, когда для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газораспределительных и (или) газотранспортных систем) и сроком, необходимым для строительства газораспределительной сети до границы земельного участка заявителя, определяемым в порядке, установленном пунктом 122 настоящих Правил.
Из материалов настоящего дела следует, что объект капитального строительства, принадлежащий ФИО2 расположенный по адресу: <...>, включен под номером 217 в мероприятия по газификации (приложение № 15)
региональной программы «Газификация и модернизация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Ярославской области» на 2017-2021 годы, утвержденной Постановлением Правительства Ярославской области от 31.03.2017 № 252-п (в редакции постановления Правительства Ярославской области от 31.12.2021 № 1025-п «О внесении изменений в постановление Правительства области от 31.03.2017 № 252-п») со сроком исполнения мероприятий по строительству газопровода-ввода - июнь 2022 года.
Потребителю направлен проект договора № ЦФ-ДГ-7638/22 от 08.02.2022 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации в случаях выполнения мероприятий в границах земельного участка заявителя.
Договор заключен 11.03.2022.
Согласно пункту 3 Договора срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) домовладения и пуску газа – 30.06.2022.
Порядок разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций установлен Правилами разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 № 903 (далее – Правила № 903).
Согласно пункту 3 Правил № 903 разработку программ газификации осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы публичной власти федеральной территории) совместно с единым оператором газификации (региональным оператором газификации).
Сводный план-график догазификации и пообъектный план-график догазификации формируются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченным органом публичной власти федеральной территории) с учетом мероприятий в отношении всех газифицированных населенных пунктов субъекта Российской Федерации (федеральной территории), в том числе с учетом предложений, указанных в пункте 6(2) настоящих Правил (пункт 6(5) Правил № 903).
Во исполнение Постановления № 903 постановлением Правительства Ярославской области от 15.02.2022 № 81-п утверждена региональная программа «Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Ярославской области» на 2022 - 2031 годы, приложением № 17 к которой является «Пообъектный план-график догазификации Ярославской области».
Согласно пообъектному плану-графику догазификации срок выполнения мероприятий по догазификации объекта капитального строительства по адресу: <...> был установлен на декабрь 2022 года.
Письмом от 10.08.2022 Общество направило Петровой Н.В. подписанное со стороны АО «Газпром газораспределение Ярославль» соглашение к договору № ЦФ-ДГ-7638/22, согласно которому срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) домовладения потребителя указан 31.12.2022.
Письмом от 31.08.2022 ФИО2 отказалась от заключения дополнительного соглашения.
Административным органом вменяется Обществу нарушение абзаца 5 пункта 122 Правил № 1547.
Суд первой инстанции, признавая законным оспариваемое постановление Управления, указал, что в силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации вступление в силу пообъектного плана-графика догазификации Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 15.02.2022 № 81-п, не изменило ни условия заключенного сторонами договора, ни правила исчисления срока в случае отсутствия объекта в программе газификации, действующие при заключении договора. Таким образом, суд пришел к выводу, что срок выполнения мероприятий по договору истек в данном случае 30.06.2022 и мог быть продлен только по соглашению сторон, чего сделано не было.
Между тем из материалов настоящего дела следует, что объект капитального строительства, принадлежащий ФИО2 расположенный по адресу: <...>, был включен в региональную программу «Газификация и модернизация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Ярославской области» на 2017-2021 годы, со сроком исполнения мероприятий по строительству газопровода-ввода - июнь 2022 года. Таким образом, срок осуществления мероприятия по подключению должен был определяться в соответствии с пунктом 121 Правил № 1547.
При этом 15.02.2022 № 81-п утверждена региональная программа «Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Ярославской области» на 2022 - 2031 годы, согласно пообъектному плану-графику догазификации которой срок выполнения мероприятий по догазификации спорного объекта установлен на декабрь 2022 года.
Таким образом, домовладение ФИО2 числилось в списке домовладений, подлежащих газификации, как в постановлении Правительства Ярославской области от 31.03.2017 № 252-п (срок подключения июнь 2022 года), так и в постановлении Правительства Ярославской области от 15.02.2022 № 81-п (срок подключения декабрь 2022 года). При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовали основания для исчисления срока осуществления мероприятий в соответствии с пунктом 122 Правил № 1547, нарушение данного срока не может быть вменено в качестве объективной стороны правонарушения в рассматриваемом конкретном случае.
В связи с чем в действиях Общества на момент вынесения постановления от 14.11.2022 не доказано нарушение вмененного Управлением абзаца 5 пункта 122 Правил № 1547.
В рассматриваемом случае Общество правомерно действовало в соответствии с пунктами 121, 123 Правил № 1547, согласно которым в договоре в рамках догазификации указывается срок, определяемый указанным в
программе газификации наибольшим сроком окончания строительства и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем. Общество при подготовке проекта договора учитывало срок подключения объекта Петровой Н.В. согласно максимальному сроку по Постановлению Правительства Ярославской области от 31.03.2017 № 252-п, при этом, с учетом того, что к моменту заключения договора (11.03.2022) действовало постановление Правительства Ярославской области от 15.02.2022 № 81-п, которым максимальный срок подключения был скорректирован и установлен по декабрь 2022 года, Обществом было подготовлено дополнительное соглашение к Договору с указанием срока подключения 31.12.2022. Таким образом, событие вмененного нарушения не доказано.
С учетом изложенных обстоятельств, апелляционный суд приходит к выводу, что административным органом не доказано наличие в действиях общества события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равно недоказанность события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, постановление от 14.11.2022 № 076/04/9.21-994/2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении и вынесенное на основании его представление следует признать незаконными.
Апелляционная жалоба заявителя подлежит удовлетворению. Решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.06.2023 по делу № А8219704/2022 подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных АО «Газпром газораспределение Ярославль» требований.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1, пунктом 2 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества «Газпром газораспределение Ярославль» удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.06.2023 по делу № А82-19704/2022 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Требования акционерного общества «Газпром газораспределение Ярославль» удовлетворить, постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 14.11.2022 № 076/04/9.21994/2022 и представление от 14.11.2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, признать
незаконными и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий | Г.Г. Ившина | |||||||||||||
Судьи | С.С. Волкова | |||||||||||||
Т.А. Щелокаева | ||||||||||||||
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 14.02.2023 9:02:00
Кому выдана Щелокаева Татьяна Анатольевна
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 27.02.2023 7:53:00
Кому выдана Ившина Галина Геннадьевна
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 27.02.2023 7:56:00
Кому выдана Волкова Светлана Сергеевна