160/2023-153364(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.aritr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород Дело № А82-19704/2022 22 ноября 2023 года
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Александровой О.В.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023 по делу № А82-19704/2022
по заявлению акционерного общества «Газпром газораспределение Ярославль»
(ИНН: 7604012347, ОГРН: 1027600677554) о признании незаконными отмене постановления
Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
(ИНН: 7604009440, ОГРН: 1027600695154) о привлечении к административной ответственности и
представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – Петрова Наталья Владимировна и Правительство Ярославской области
(ИНН: 7604003720, ОГРН: 1027600684308),
и у с т а н о в и л :
акционерное общество «Газпром газораспределение Ярославль» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Управление) от 14.11.2022 № 076/04/9.21-994/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной в части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 рублей и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Петрова Наталья Владимировна и Правительство Ярославской области (далее – Правительство).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 14.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
Управление не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Управление указывает, что на момент составления проекта договора (08.02.2022) объект Петровой Н.В. не был включен в региональную программу газификации. План-график объектов, включенных в региональную программу, отсутствует, поэтому срок выполнения мероприятий по подключению спорного объекта установить невозможно. Согласно информации, предоставленной Правительством, объект включен в пообъектный план-график региональной программы «Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций», утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 15.02.2022 № 81-п, в ранее действовавшую программу данный объект не входил.
Кроме того, на основании Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547 (далее – Правила № 1547), продление срока выполнения мероприятий по технологическому подключению должно быть оформлено дополнительным соглашением. Петрова Н.В. от подписания такого соглашения отказалась.
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Кассационные жалобы на судебное решение по делу о привлечении к административной ответственности или по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц ста тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей и физических лиц – пяти тысяч рублей, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, рассматриваются судом кассационной инстанции с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса, в силу части 4.1 статьи 206, части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2022 № 307-ЭС22-3700 указано, что представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, подлежит рассмотрению согласно части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по правилам части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 44, 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 07.04.2021 (в ответе на вопрос 3
разъяснений по вопросам применения судебной практики), пункте 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление поступило заявление Петровой Н.В. о нарушении Обществом Правил № 1547.
В ходе рассмотрения обращения Управление установило, что Петрова Н.В. и Общество заключили договор от 11.03.2022 № ЦФ-ДГ-7638/22 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения в рамках догазификации в случае выполнения мероприятий в границах земельного участка заявителя.
Срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) домовладения и пуску газа – 30.06.2022 (пункт 3 договора).
Мероприятия по подключению (технологическому присоединению), в том числе в границах земельного участка Петровой Н.В., Общество не выполнило.
Ранее на территории Ярославской области действовала региональная программа «Газификация и модернизация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Ярославской области» на 2017 – 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 31.03.2017 № 252-п, в которой сведения о домовладении Петровой Н.В. отсутствовали.
Управление пришло к выводу о нарушении Обществом пункта 122 Правил № 1547, согласно которому максимальный срок для подключения (технологического присоединения) объекта Петровой Н.В., составляющий 200 дней, истек 19.09.2022.
В отношении Общества составлен протокол от 31.10.2022 № 076/04/9.21-994/2022.
Постановлением от 14.11.2022 № 076/04/9.21-994/2022 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной в части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В порядке статьи 29.13 КоАП РФ Управление выдало Обществу обязательное для исполнения представление от 14.11.2022, обязав заявителя в течение месяца принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения путем соблюдения требований, предусмотренных абзацем 5 пункта 122 Правил № 1547, а именно, исполнить обязанности, возложенные на газораспределительную организацию договором от 11.03.2022 № ЦФ-ДГ-7638/22 с учетом выводов должностного лица антимонопольного органа, изложенных в постановлении.
Не согласившись с данными постановлением и представлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 9.21, 24.5 и 29.12 КоАП РФ, Правилами № 1547, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для привлечения Общества к административной ответственности.
Апелляционный суд, приняв во внимание Правила разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 № 903, указал, что срок осуществления мероприятия по подключению должен был определяться в соответствии с
пунктом 121 Правил № 1547, в связи с чем привлечение Общества к административной ответственности за нарушение пункта 122 Правил № 1547 не может быть вменено в качестве объективной стороны правонарушения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность, в том числе, за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям.
Порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения определен в Правилах № 1547.
Подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 5 Правил № 1547).
В Правилах № 1547 в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, были установлены сроки осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению).
Срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках догазификации определяется программой газификации, содержащей мероприятия по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем, в том числе для случаев, когда для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газораспределительных и (или) газотранспортных систем.
Срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению), определяемый программой газификации, не может выходить за пределы 2022 года, за исключением случаев, когда: для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газораспределительных и (или) газотранспортных систем; для подключения домовладений, расположенных в населенных пунктах, в которых газораспределительные сети будут проложены после 1 января 2022 года; для подключения домовладений требуется осуществление мероприятий по подключению (технологическому присоединению) со сроком, определенным в соответствии с пунктом 122 Правил № 1547, выходящим за пределы 2022 года (пункт 121 Правил № 1547).
В случае отсутствия в программе газификации домовладения заявителя срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках догазификации не может превышать 200 дней в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до границ земельного участка заявителя газопроводов протяженностью от 200 до 500 метров. Срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) может быть продлен не более чем на 200 дней (пункт 122 Правил № 1547).
Для случаев, указанных в пункте 121 Правил № 1547, в договоре в рамках догазификации указывается срок, определяемый указанным в программе газификации наибольшим сроком окончания строительства и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем (в том числе для случаев, когда для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газораспределительных и (или) газотранспортных систем) и сроком, необходимым для
строительства газораспределительной сети до границы земельного участка заявителя, определяемым в порядке, установленном пунктом 122 Правил № 1457 (пункт 123 Правил № 1547).
В рассматриваемом случае апелляционный суд установил, что пообъектным планом-графиком догазификации срок выполнения мероприятий по догазификации спорного объекта на момент принятия постановления о привлечении к административной ответственности был установлен на декабрь 2022 года.
Общество направило Петровой Н.В. письмо от 10.08.2022 с дополнительным соглашением к договору, согласно которому срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) домовладения потребителя указан 31.12.2022. Петрова Н.В. в письме от 31.08.2022 отказалась от заключения дополнительного соглашения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу о том, что у Общества отсутствовали основания для исчисления срока осуществления мероприятий в соответствии с пунктом 122 Правил № 1547, в связи с чем в настоящем случае нарушение данного срока не может быть вменено в качестве объективной стороны правонарушения.
Довод Управления о том, что на момент заключения договора программа догазификации на 2022 год не была принята, не свидетельствует о наличии оснований для привлечения Общества к административной ответственности с учетом технологической специфики газоснабжения и включения спорного объекта в программу догазификации.
Сводный план-график догазификации Ярославской области приведен в приложении 16 к программе «Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Ярославской области» на 2022 – 2031 годы, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 15.02.2022 № 81-п, пообъектный план-график – в приложении 17.
В указанном постановлении определено, что нереализованные объекты программы развития газоснабжения и газификации Ярославской области на период 2016 – 2020 годов вошли программу на 2021 – 2025 годы. Для газификации населенных пунктов в сельской местности необходимо подвести межпоселковый газопровод высокого или среднего давления и установить газорегуляторный пункт. В связи с высокой стоимостью строительство межпоселковых газопроводов выполняется за счет средств публичного акционерного общества «Газпром», а строительство распределительных сетей к жилым домам, котельным и социально значимым объектам – за счет консолидированного бюджета Ярославской области и общества с ограниченной ответственностью «Газпром газификация». План-график синхронизации выполнения программ газификации регионов Российской Федерации, обязательств по проектированию и строительству распределительных газопроводов, по подготовке потребителей к приему газа подписывается ежегодно.
На момент вынесения оспариваемых постановления и представления объект был включен в пообъектный план-график, опубликованный в установленном порядке («Документ-Регион», 22.06.2022, № 50).
Следовательно, апелляционный суд правомерно признал незаконными постановление от 14.11.2022 № 076/04/9.21-994/2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении и вынесенное на основании его представление.
Суд кассационной инстанции не установил существенных нарушений апелляционным судом норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
П О С Т А Н О В И Л :
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023 по делу № А82-19704/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья О . В . А л е к с андрова